Ольга Владимировна Городилова
Семинар «Сюжетно-ролевые игры как основа развития социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста»
Семинар
«Сюжетно- ролевые игры как основа развития социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста»
ПОДГОТОВИЛА:
ВОСПИТАТЕЛЬ: Городилова Ольга Владимировна
Мир дошкольного детства тесным образом связан с игрой. Так что же это такое игра? Игра - это жизненно важная потребность ребенка, познающего мир. Нет ничего гармоничнее играющего ребенка. Сила этой гармонии настолько велика, что взрослые, наблюдающие за детской игрой, невольно улыбаются, переживая радость и восторг.
Что же такое игра?
Публикация «Семинар „Сюжетно-ролевые игры как основа развития социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Коммуникативные игры, для развития навыков общения
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Семинар, практикум
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Игра – самоценная деятельность для дошкольника, обеспечивающая ему ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений; позволяющая наиболее полно реализоваться «здесь» и «теперь», достичь состояния полного эмоционального комфорта, стать причастным к детскому обществу, построенному на свободном общении равных.
Каково значение игры в развитии ребёнка?
«Значение игры в развитии ребёнка»
1. является ведущим средством его воспитания
2. получает опыт общественного поведения в среде сверстников, практически усваивает моральные нормы и правила, приобщается к жизни окружающих взрослых,
3. ребёнок испытывает внутреннее субъективное ощущение свободы
4. обеспечивает ему внутренний эмоциональный комфорт
5. в игре ребёнок воссоздаёт интересующие его сферы жизни, развивается способность к воображению, образному мышлению
6. принимая на себя в игре различные роли, воссоздавая поступки людей, ребёнок проникает их чувствами и целями, сопереживает им, начинает ориентироваться в отношениях между людьми.
Как вы думаете, что является основой сюжетно-ролевой игры?
«Основа сюжетно ролевой игры» Основой сюжетно-ролевой игры является воображаемая ситуация, которая включает в себя сюжет, роль и связанные с ней действия. В воображаемой ситуации, наиболее явно выражено разделение действительности на реальную и символическую. Воображаемая ситуация включает в себя сюжет, роль и связанные с ней действия. Сюжет – это та сторона действительности, которая находит отражение в игре. В сюжете выражено отношение ребенка к миру. Сюжеты игр стареют и отмирают, теряя свою актуальность и привлекательность. Поскольку сюжетные игры копируют жизнь, дети, в них играющие, накапливают опытсоциальных отношений людей, опыт социальных переживаний.
С точки зрения содержания наиболее распространенными сюжетами являются (по С. А. Шмакову) : - профессиональные; - военизированные («стрелялки», «догонялки», по мотивам мультфильмов); - созидательные (строительство); - поиска и открытия (путешествия, «космос»); - связанные с искусством («цирк», «театр»); - сказочные; - фантастические; - этнографические («в индейцев»).
Роль – это образ, который ребенок принимает на себя добровольно или по договоренности с другими играющими. Выбор роли в игре – это выбор мотива поведения. Роли могут быть самыми разнообразными (по С. А. Шмакову) : - роль конкретного взрослого человека или персонажа фильма, мультфильма, книги; - роль-профессия обобщенного типа (учитель, врач); - семейная роль (мама, папа, дочка, сын); - этнографические роли (индеец); - сказочные, карнавальные роли (Дед мороз, Волшебник, Пират, Баба Яга); - роль животного.
Каковы функции сюжетно-ролевой игры?
Сюжетно-ролевые игры в детском саду выполняют целый ряд функций:
социокультурная функция. В ходе такой игры воссоздаются культурные традиции и ценности народа. А сама игра выступает эталоном культурных ценностей, потому что в ней заложены правила взаимодействия и поведения людей, общественные и общечеловеческие нормы. Без соблюдения этих правил невозможно организовать полноценную игру.
коммуникативная функция. Играя, дети учатся устанавливать новые связи и отношения в связи с достижением своей цели. Ведь в игре просто необходимо общаться! Для примера: в группе есть очень замкнутый ребенок, для которого даже поздороваться – практически невыполнимая задача. Но когда ребятишки играют «в больницу» - этот ребенок в роли пациента делает усилие над собой – «здороваться», «прощаться» и поддерживать разговор требуют правила игры!
Деятельная функция. Игра – это всегда действие, реальная деятельность. Причем, одна сюжетно-ролевая игра подразумевает много видов деятельности (игра «в аптеку» - общение с соблюдением правил этикета, счёт, манипуляционные действия с предметами, упорядочение, систематизация предметов, «помощь больному» и т. д функция самореализации. Не каждый ребенок может быть «учителем» или «командиром отряда». Любая игра имеет цель, для достижения которой необходимо применить свои знания и навыки.
функция коррекционная (защитная). В этом, пожалуй, самая важная их роль. Игра – модель общества, его жизни и отношений. И поэтому в ходе игры ребенка можно научить видеть и решать свои проблемы. («Я хочу быть хорошим тигренком, но не умею «р-р-р-рычать». Вывод: надо научиться!»)
Как вы думаете, какова структура сюжетно ролевой игры?
Структура ролевой игры согласно Д. Б. Эльконину, включает следующие компоненты:
Первый - это роли, которые берут на себя дети в процессе игры;
Второй - игровые действия, посредством которых дети реализуют взятые на себя роли взрослых и отношения между ними;
Третий - игровое употребление предметов, условное замещение реальных предметов, имеющихся в распоряжении ребенка, и, наконец,
Четвертый - реальные отношения между играющими детьми, выражающиеся в разнообразных репликах, замечаниях, посредством которых регулируется весь ход игры.
«Этапы формирования сюжетно ролевой игры»
На первом этапе (1,5-3 года) педагог, развертывая игру, делает особый акцент на игровом действии с игрушками и предметами-заместителями, создает ситуации, которые стимулируют ребенка к осуществлению условных действий с предметом.
На втором этапе (3 года - 5 лет) воспитатель формирует у детей умение принимать роль, развертывать ролевое взаимодействие, переходить в игре от одной роли к другой. Наиболее успешно это можно осуществить, если строить совместную игру с детьми в виде цепочки ролевых диалогов между участниками, смещая внимание детей с условных действий с предметом на ролевую речь (ролевой диалог).
На третьем этапе (5-7 лет) дети должны овладеть умением придумывать новые разнообразные сюжеты игр, согласовывать игровые замыслы друг с другом. С этой целью воспитатель может развернуть совместно с детьми своеобразную игру-придумывание, протекающую в чисто речевом плане, основное содержание которой - придумывание новых сюжетов, которые включают в себя разнообразные события.
«Комплексный метод руководства сюжетно ролевой игрой»
включает взаимосвязанные компоненты:
-ознакомление с окружающим в активной деятельности детей;
- обучающие игры;
-организацию предметно-игровой среды;
-общение взрослого с детьми в процессе игры.
Решение педагогических ситуаций
Спасибо за участие!