Любовь Васильева
Сюжетно-ролевые игры с детьми дошкольного возраста с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Что же такое сюжетно-ролевая игра? Каково ее значение в жизни ребенка? Игра возникает на основе реальной жизни и развивается в единстве с потребностями ребенка и никак иначе!
Ребенку интересно и очень хочется строить настоящие дома, постригать волосы, лечить больных, кормить и ухаживать за животными, печь пироги и т. п., но это ему еще не под силу, запрещается взрослыми или опасно. Все дети, без исключения хотят играть!
Публикация «Сюжетно-ролевые игры с детьми дошкольного возраста с ОНР» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
Вот здесь и приходит на помощь воображаемая ситуация и ребенок может достичь желаемого. Умение действовать в условном, воображаемом плане, формируется взрослыми постепенно. Так как сюжетно-ролевая игра все-таки является коллективной, ребенок вынужден и желает общаться с вами, обсуждать, задавать вопросы, находить ответы, отстаивать свою точку зрения. При этом он овладевает и совершенствует игровые действия. Именно в игре совершает те действия, которые ему приятны и нравятся, причем использует одни предметы вместо других, придает им новый смысл и содержание. В одном случае это градусник, в другом указка, в третьем волшебная палочка и т. п.
Всякий раз вы удивляетесь, а ведь ребенок растет, и фантазии бьют ключом. Конечно, надо побуждать ребенка к общению, к комментированию своих действий и желаний, что способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, обогащается словарь, совершенствуется грамматическая сторона речи, речь пестрит оборотами, сложными словами.
Во время игры ребенок не только действует, жестикулирует и манипулирует с игрушками, они еще всегда объясняет, что именно он делает.
Без таких объяснений, придающих новый смысл предметам и действиям, невозможно ни принятие роли, ни создание условного пространства игры. Как с любовью умывает, причесывает и одевает куклу девочка. Как ухаживает за игрушками: тщательно протирает машинки и инструменты, а затем складывает по ящикам мальчик.
Кормит и ласкает животных, дает им ласковые клички. Этот ребенок никогда не ударит бродячих животных, а покормит, обогреет и приласкает. А вот девочка сидит за столом, она учитель, дает задания, внимательно выслушивает ответы, ставит оценки.
Разве это не здорово! Вы воспитываете настоящего человека: доброго и мудрого, сильного и милосердного.
Все, что вы проиграли с ребенком не пройдет напрасно, ценным багажом останется у него на всю его жизнь!
Игровое действие должно иметь партнера или зрителя, которому необходимо объяснить, что означает тот или иной предмет или действие. Играя в «Больницу», обязательно следует договориться, кто врач, а кто пациент, где лекарства, а где градусник, фонендоскоп. Без такой договоренности и без взаимного понимания игровая ситуация перестает существовать и рассыпается.
Развиваясь, сюжетно-ролевая игра поднимет ребенка на новую ступень осознания мира предметов, мира человеческих отношений. Но, сколько бы конкретных действий или готовых сюжетов ни усвоил ребенок от взрослых и как бы вы не учили его комбинировать действия и сюжеты, если он не умеет отображать конкретной ситуации, игра не будет носить творческий характер. Это то, к чему надо стремиться!
Необходимо создать такую проблемную ситуацию, т. е. поставить ребенка перед такой игровой задачей, которая ему интересна, которую он захочет решить сам. В играх бытового характера ребенок старшего дошкольного возраста играет в семью; в играх с профессиональным уклоном ребенок ходит «на работу», примеряет на себе роль доктора, учителя, продавца, фермера и т. д. ; в социальных играх ребенок играет в школу, библиотеку, парикмахерскую и др.
Сюжетно-ролевые игры позволяют сделать речь ребенка в конце дошкольного детства содержательной, достаточно точной и выразительной!