Получи документы

Семинар «Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию дошкол через организацию работы по краеведению»

Попова Ирина Викторовна
Семинар «Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию дошкол через организацию работы по краеведению»
▼ Скачать + Заказать документы

Нравственно-патриотическое воспитание

детей на современном этапе

Подготовил: воспитатель Попова И. В.

Самое важное и самое сложное для современной семьи и для страны в

целом – это воспитать человека. Воспитание духовно-нравственных качеств у

детей это одна из главных задач дошкольного образовательного учреждения.

Чувство Родины начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым родным

Публикация «Семинар „Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию дошкол через организацию работы по краеведению“» размещена в разделах

людям – к папе, маме, дедушке, бабушке, с любви к дому в котором он родился,

улице, на которой он живёт, детскому саду, городу. Семья является главным

примером для ребенка-дошкольника, как первая ступень нравственно-

патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Патриотизм – это

высокое чувство любви и привязанности, преданности и ответственности,

желания человека трудиться на благо родного края, беречь и умножать его

богатство.

На протяжении тысячелетней истории Российского государства содержание

понятия «патриотизм» менялось. Каждая эпоха накладывала на него свой

отпечаток. И одна из трудностей современного патриотического воспитания

заключается в том, что это понятие требует очередного переосмысления. По

мнению ряда отечественных социологов, патриотизм и любовь к Родине не

являются синонимами. Патриотизм патриотизму рознь. В тоталитарных

государствах патриотизм является средством обеспечения стабильности власти, и

средством программирования поведения людей. Он служит превращению

граждан общества в подданных государства.

В нашей стране на сегодняшний день сложилось гражданское общество –

еще не очень сильное, но все-таки себя заявляющее. И наше государство ищет

контакты с обществом, пытается выработать общие договоренности. Задачи

гражданских объединений – быть в оппозиции и в сотрудничестве с властью. И

власть, и население на сегодня находятся в становлении гражданского общества.

На данный момент одной из основных проблем воспитания является

отсутствие однородной воспитывающей среды. Традиционный уклад жизни

(семейный, общественный, национальный) со своими духовно-нравственными

ценностями разрушен. На смену традиционному обществу пришло гражданское.

Условия жизни изменились, но требования к воспитанию остались те же. Нужно

воспитать гармонично развитую личность, с гражданской активной позицией,

патриота своей родины, нравственного человека, сознательно делающего выбор в

сторону общественного блага.

Первоосновой нравственно-патриотического воспитания дошкольников

является краеведение. Ребенок, который с детства знает свои «корни» (родителей,

родной язык, историю, культуру края, вырастет духовно здоровым. Краеведение

это возможность познания края, которое способствует развитию мышления, оно и

метод воспитания. Воспитания прежде всего культурой, в основе которой лежит

народный опыт и память о деятельности предков. А это – патриотизм, воспитание

которого – важнейшая задача.

С целью воспитания нравственно-патриотических чувств, начиная с

младшего дошкольного возраста, на базе нашего детского сада ведется

систематическая планомерная целенаправленная работа по краеведению.

Цель нашей работы ознакомление детей с окружающим миром на примере

ближнего природного и социального окружения, развитие интереса к изучению

своего родного края; приобщение к культуре своего народа, воспитание

нравственно-патриотической личности средствами краеведения и туризма;

выработка осознанно-правильного отношения к социальным, природным

явлениям и объектам.

Задачи:

- развивать у детей интерес к изучению истории и культуры родного края,

интеллектуальные, творческие способности;

- возрождать традиции и обычаи русского народа;

- воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому,

улице, городу, уважение к труду, нравственно-патриотические качества, чувство

толерантности;

- включать родителей в краеведческую деятельность (совместные

экскурсии, соревнования, праздники).

Новизна работы заключается в том, что, образовательная деятельность по

данной программе дает возможность, начиная с дошкольного возраста включать

детей в активное познание родного края, воспитывать любовь к тому месту, где

они родились и живут, способствует укреплению их здоровья. В последующие

года обучения ребенок получает возможность углубить, дополнить, закрепить

свои краеведческие знания, совершенствовать исследовательские навыки, а также

развивать коммуникативные качества личности, творческие способности.

Работа по ознакомлению дошкольников с родным краем делится на 4 блока :

«Мой детский сад», «Моё село», «Природа родного края», «Моя страна». Она

построена с учетом принципов постоянного освоения ребенком культурно-

исторического пространства, углубляя его знания, совершенствуя умения,

навыки. В конце каждого года обучения проводится диагностика с целью

выявления уровня знаний детей и определения степени проявления интереса к

особенностям своей страны, желание узнать о ней больше.

Наиболее приемлемыми формами организации образовательной работы с

детьми являются беседы, целевые прогулки, экскурсии; подвижные, сюжетно-

ролевые и дидактические игры; развлечения, выставки, практические занятия.

Каждое занятие или экскурсия предусматривает три этапа работы :

подготовку, непосредственно образовательная деятельность, подведение итогов.

Подготовка включает изучение маршрута, чтение литературы по этому вопросу,

рассматривание иллюстраций, беседы с детьми, игры. Во время непосредственно

образовательной деятельности дошкольники наблюдают явления природы,

знакомятся с экскурсионными объектами, осваивают туристские навыки и

умения, играют на воздухе, учатся контактировать друг с другом и взрослыми.

При подведении итогов ребята рассказывают последовательно о прогулке,

экскурсии, высказывают свои впечатления, отражают их в рисунках, поделках из

природного, бросового материала. Работа проводится в игровой форме и

направлена на развитие наблюдательности, любознательности, творческой

активности детей.

Основной формой работы по ознакомлению детей с родным краем является

непосредственно образовательная деятельность по познавательному развитию.

Важно активизировать детскую мыслительную деятельность. Для этого

используются приемы сравнения, вопросы поискового характера,

индивидуальные задания, опыты и эксперименты. В процессе слушания

познавательных рассказов исторического характера у детей формируется умение

самостоятельно анализировать, делать выводы, обобщать материал.

Дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление, которое необходимо

подкреплять наглядным материалом: фотографиями, иллюстрациями, слайдами,

схемами, а также предметами старинного быта. В непосредственно

образовательной деятельности по познавательному развитию дошкольников

используются информационно-коммуникационные технологии: презентации

(«Мой детский сад», «Наше село», «Природа нашего края» и др., виртуальные

экскурсии по селу Агаповка («Достопримечательности села Агаповка» и др.). В

процессе рассказа, необходимо обращаться к детям с вопросами по данной теме,

что способствует активизации их внимания, развивает диалогическую речь,

побуждает к логическому мышлению.

Дидактические средства музейной педагогики занимают особое место в

краеведческой работе. Они помогают воссоздать в сознании детей картины

прошлого, познакомить с предметами быта, орудиями труда, одеждой наших

предков. Взаимодействие с Музеем истории Агаповского района происходит

через встречи в ДОУ, в ходе которых дети знакомятся с старинными предметами

быта, с историей создания и развития предприятий района, с выпускаемой ими

продукцией, узнают о лучших тружениках. Работа по ознакомлению с

предприятиями района и трудом земляков перерастает в сюжетно-ролевую игру, в

которой дети применяют свои знания и уже накопленный жизненный опыт

(«Парикмахерская», «Библиотека», «Больница», «Почта» и т. д.) А так же с

помощью ряда дидактических игр по ознакомлению с селом («Где я нахожусь»,

«Узнай и расскажи», «Когда это было», своей семьей («Мой дом – моя семья»,

«Профессии наших мам и пап», «Как мы помогаем дома маме», «Праздники в

нашей семье», природой Челябинской земли («Экологический светофор», «Кто

живет в нашем лесу?» и др.).

Продуктивная творческая деятельность – это одна из форм работы с детьми,

которая включает рисование, аппликацию, ручной труд с использованием

нетрадиционной техники. Она позволяет закрепить полученные знания детей,

отразить формирующееся отношение к изучаемому предмету. Результаты

продуктивной деятельности детей мы оформляем в форме тематических

выставок. Эмоционально положительный настрой играет значительную роль в

формировании нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного

возраста. Поэтому большая роль отводится использованию таких форм работы,

как праздники и развлечения. Краеведческая викторина, народные праздники

(Рождество, Масленица и др., тематическое развлечение (день города, о труде,

родной природе, о хлебе) является логическим и эмоциональным завершением

работы по каждой из разработанных тем.

Важным условием эффективного осуществления нравственно-

патриотического воспитания является тесная взаимосвязь с семьями

воспитанников. Родители с большим интересом участвуют в создании

развивающей среды: организации экскурсий, туристических походов,

краеведческих фотовыставок, создании мини-музеев, оформлении фольклорных

праздников атрибутами русского быта, изготовлении для детей элементов русских

костюмов, организации выставок декоративно-прикладного искусства.

Результаты организации краеведческой работы с детьми указывают на то,

что воспитанники нашего детского сада научились более осознанно воспринимать

события, факты, явления социальной действительности, анализировать их. Этот

интерес проявляется в детских вопросах, рассказах, рисунках, активное желание

участвовать во всех мероприятиях детского сада, которые проводятся в тесном

сотрудничестве и взаимопонимании с родителями. Наличие всех вышеуказанных

признаков свидетельствует о том, что у дошкольников значительно повысился

уровень нравственно-патриотического воспитания.

В заключении, хочется сказать, что начинать работу по формированию

основ личности и нравственно-патриотического качеств необходимо как можно

раньше, чтобы через несколько лет никто не сказал про наших детей: «Это

потерянное поколение».

Публикации по теме:

Перспективный план работы по нравственно-патриотическому воспитанию младших дошкольников Перспективный план работы по нравственно-патриотическому воспитанию младших дошкольниковСентябрь. Тема: «Детский сад» 1. Экскурсия по детскому.

Обобщение педагогического опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возрастаОбобщение педагогического опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста Михаил Ломоносов сказал: "Человек не знающий своего прошлого, не имеет права на будущее". И задача воспитателя с раннего возраста прививать.

Организаторские способности обучающихся начальной школы через организацию внеклассной работыОрганизаторские способности обучающихся начальной школы через организацию внеклассной работы Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня хочу поделиться с вами своим опытом, может кому-то будет интересно! Я работаю учителем начальных.

Педагогический совет «Современные подходы к гражданско-патриотическому образованию в ДОУ»Педагогический совет «Современные подходы к гражданско-патриотическому образованию в ДОУ» Педагогический совет "Современные подходы к гражданско-патриотическому образованию в ДОУ" Уважаемые коллеги, хочу поделиться опытом проведения.

Перспективный план работы с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе Перспективный план работы с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию в подготовительной группе. Воспитатель МБДОУ №16 д\с.

Проект «Формирование правильной речи у детей через организацию деятельности по сенсорно-моторному развитию и воспитанию» Формирование правильной речи у детей с Ф Ф Н через организацию деятельности по сенсорно моторному развитию и воспитанию» Введение: Речь.

Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возрастаОпыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста Сообщение из опыта работы на тему «Никто не забыт, ничто не забыто…» Одна из важнейших задач современного общества – нравственно-патриотическое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар «Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию дошкол через организацию работы по краеведению»
Опубликовано: 16 июня 2024 в 09:09
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар «Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию дошкол через организацию работы по краеведению»» (включая файлы) размещена пользователем Попова Ирина Викторовна (УИ 1986309) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД