Попова Ирина Викторовна
Семинар «Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию дошкол через организацию работы по краеведению»
▼ Скачать + Заказать документы
Нравственно-патриотическое воспитание
детей на современном этапе
Подготовил: воспитатель Попова И. В.
Самое важное и самое сложное для современной семьи и для страны в
целом – это воспитать человека. Воспитание духовно-нравственных качеств у
детей это одна из главных задач дошкольного образовательного учреждения.
Чувство Родины начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым родным
Публикация «Семинар „Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию дошкол через организацию работы по краеведению“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Мой край, мой город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2024
людям – к папе, маме, дедушке, бабушке, с любви к дому в котором он родился,
улице, на которой он живёт, детскому саду, городу. Семья является главным
примером для ребенка-дошкольника, как первая ступень нравственно-
патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Патриотизм – это
высокое чувство любви и привязанности, преданности и ответственности,
желания человека трудиться на благо родного края, беречь и умножать его
богатство.
На протяжении тысячелетней истории Российского государства содержание
понятия «патриотизм» менялось. Каждая эпоха накладывала на него свой
отпечаток. И одна из трудностей современного патриотического воспитания
заключается в том, что это понятие требует очередного переосмысления. По
мнению ряда отечественных социологов, патриотизм и любовь к Родине не
являются синонимами. Патриотизм патриотизму рознь. В тоталитарных
государствах патриотизм является средством обеспечения стабильности власти, и
средством программирования поведения людей. Он служит превращению
граждан общества в подданных государства.
В нашей стране на сегодняшний день сложилось гражданское общество –
еще не очень сильное, но все-таки себя заявляющее. И наше государство ищет
контакты с обществом, пытается выработать общие договоренности. Задачи
гражданских объединений – быть в оппозиции и в сотрудничестве с властью. И
власть, и население на сегодня находятся в становлении гражданского общества.
На данный момент одной из основных проблем воспитания является
отсутствие однородной воспитывающей среды. Традиционный уклад жизни
(семейный, общественный, национальный) со своими духовно-нравственными
ценностями разрушен. На смену традиционному обществу пришло гражданское.
Условия жизни изменились, но требования к воспитанию остались те же. Нужно
воспитать гармонично развитую личность, с гражданской активной позицией,
патриота своей родины, нравственного человека, сознательно делающего выбор в
сторону общественного блага.
Первоосновой нравственно-патриотического воспитания дошкольников
является краеведение. Ребенок, который с детства знает свои «корни» (родителей,
родной язык, историю, культуру края, вырастет духовно здоровым. Краеведение
это возможность познания края, которое способствует развитию мышления, оно и
метод воспитания. Воспитания прежде всего культурой, в основе которой лежит
народный опыт и память о деятельности предков. А это – патриотизм, воспитание
которого – важнейшая задача.
С целью воспитания нравственно-патриотических чувств, начиная с
младшего дошкольного возраста, на базе нашего детского сада ведется
систематическая планомерная целенаправленная работа по краеведению.
Цель нашей работы ознакомление детей с окружающим миром на примере
ближнего природного и социального окружения, развитие интереса к изучению
своего родного края; приобщение к культуре своего народа, воспитание
нравственно-патриотической личности средствами краеведения и туризма;
выработка осознанно-правильного отношения к социальным, природным
явлениям и объектам.
Задачи:
- развивать у детей интерес к изучению истории и культуры родного края,
интеллектуальные, творческие способности;
- возрождать традиции и обычаи русского народа;
- воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому,
улице, городу, уважение к труду, нравственно-патриотические качества, чувство
толерантности;
- включать родителей в краеведческую деятельность (совместные
экскурсии, соревнования, праздники).
Новизна работы заключается в том, что, образовательная деятельность по
данной программе дает возможность, начиная с дошкольного возраста включать
детей в активное познание родного края, воспитывать любовь к тому месту, где
они родились и живут, способствует укреплению их здоровья. В последующие
года обучения ребенок получает возможность углубить, дополнить, закрепить
свои краеведческие знания, совершенствовать исследовательские навыки, а также
развивать коммуникативные качества личности, творческие способности.
Работа по ознакомлению дошкольников с родным краем делится на 4 блока :
«Мой детский сад», «Моё село», «Природа родного края», «Моя страна». Она
построена с учетом принципов постоянного освоения ребенком культурно-
исторического пространства, углубляя его знания, совершенствуя умения,
навыки. В конце каждого года обучения проводится диагностика с целью
выявления уровня знаний детей и определения степени проявления интереса к
особенностям своей страны, желание узнать о ней больше.
Наиболее приемлемыми формами организации образовательной работы с
детьми являются беседы, целевые прогулки, экскурсии; подвижные, сюжетно-
ролевые и дидактические игры; развлечения, выставки, практические занятия.
Каждое занятие или экскурсия предусматривает три этапа работы :
подготовку, непосредственно образовательная деятельность, подведение итогов.
Подготовка включает изучение маршрута, чтение литературы по этому вопросу,
рассматривание иллюстраций, беседы с детьми, игры. Во время непосредственно
образовательной деятельности дошкольники наблюдают явления природы,
знакомятся с экскурсионными объектами, осваивают туристские навыки и
умения, играют на воздухе, учатся контактировать друг с другом и взрослыми.
При подведении итогов ребята рассказывают последовательно о прогулке,
экскурсии, высказывают свои впечатления, отражают их в рисунках, поделках из
природного, бросового материала. Работа проводится в игровой форме и
направлена на развитие наблюдательности, любознательности, творческой
активности детей.
Основной формой работы по ознакомлению детей с родным краем является
непосредственно образовательная деятельность по познавательному развитию.
Важно активизировать детскую мыслительную деятельность. Для этого
используются приемы сравнения, вопросы поискового характера,
индивидуальные задания, опыты и эксперименты. В процессе слушания
познавательных рассказов исторического характера у детей формируется умение
самостоятельно анализировать, делать выводы, обобщать материал.
Дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление, которое необходимо
подкреплять наглядным материалом: фотографиями, иллюстрациями, слайдами,
схемами, а также предметами старинного быта. В непосредственно
образовательной деятельности по познавательному развитию дошкольников
используются информационно-коммуникационные технологии: презентации
(«Мой детский сад», «Наше село», «Природа нашего края» и др., виртуальные
экскурсии по селу Агаповка («Достопримечательности села Агаповка» и др.). В
процессе рассказа, необходимо обращаться к детям с вопросами по данной теме,
что способствует активизации их внимания, развивает диалогическую речь,
побуждает к логическому мышлению.
Дидактические средства музейной педагогики занимают особое место в
краеведческой работе. Они помогают воссоздать в сознании детей картины
прошлого, познакомить с предметами быта, орудиями труда, одеждой наших
предков. Взаимодействие с Музеем истории Агаповского района происходит
через встречи в ДОУ, в ходе которых дети знакомятся с старинными предметами
быта, с историей создания и развития предприятий района, с выпускаемой ими
продукцией, узнают о лучших тружениках. Работа по ознакомлению с
предприятиями района и трудом земляков перерастает в сюжетно-ролевую игру, в
которой дети применяют свои знания и уже накопленный жизненный опыт
(«Парикмахерская», «Библиотека», «Больница», «Почта» и т. д.) А так же с
помощью ряда дидактических игр по ознакомлению с селом («Где я нахожусь»,
«Узнай и расскажи», «Когда это было», своей семьей («Мой дом – моя семья»,
«Профессии наших мам и пап», «Как мы помогаем дома маме», «Праздники в
нашей семье», природой Челябинской земли («Экологический светофор», «Кто
живет в нашем лесу?» и др.).
Продуктивная творческая деятельность – это одна из форм работы с детьми,
которая включает рисование, аппликацию, ручной труд с использованием
нетрадиционной техники. Она позволяет закрепить полученные знания детей,
отразить формирующееся отношение к изучаемому предмету. Результаты
продуктивной деятельности детей мы оформляем в форме тематических
выставок. Эмоционально положительный настрой играет значительную роль в
формировании нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного
возраста. Поэтому большая роль отводится использованию таких форм работы,
как праздники и развлечения. Краеведческая викторина, народные праздники
(Рождество, Масленица и др., тематическое развлечение (день города, о труде,
родной природе, о хлебе) является логическим и эмоциональным завершением
работы по каждой из разработанных тем.
Важным условием эффективного осуществления нравственно-
патриотического воспитания является тесная взаимосвязь с семьями
воспитанников. Родители с большим интересом участвуют в создании
развивающей среды: организации экскурсий, туристических походов,
краеведческих фотовыставок, создании мини-музеев, оформлении фольклорных
праздников атрибутами русского быта, изготовлении для детей элементов русских
костюмов, организации выставок декоративно-прикладного искусства.
Результаты организации краеведческой работы с детьми указывают на то,
что воспитанники нашего детского сада научились более осознанно воспринимать
события, факты, явления социальной действительности, анализировать их. Этот
интерес проявляется в детских вопросах, рассказах, рисунках, активное желание
участвовать во всех мероприятиях детского сада, которые проводятся в тесном
сотрудничестве и взаимопонимании с родителями. Наличие всех вышеуказанных
признаков свидетельствует о том, что у дошкольников значительно повысился
уровень нравственно-патриотического воспитания.
В заключении, хочется сказать, что начинать работу по формированию
основ личности и нравственно-патриотического качеств необходимо как можно
раньше, чтобы через несколько лет никто не сказал про наших детей: «Это
потерянное поколение».