Нурмагомедова Айшат
Семинар «Реализация современных педагогических технологий в образовательном процессе в условиях инклюзивной практики»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар «Реализация современных педагогических технологий в образовательном процессе в условиях инклюзивной практики».
1 часть – Теоретическая.
Пусть нет у меня ног,
Но чувства же остались,
Я видеть не могу,
Но думаю все время,
Не слышу я совсем,
Но я хочу общаться,
Так почему же люди
Не видят моей пользы?
Не знают моих мыслей?
Общаться не хотят?
Ведь я способна думать,
Совсем как остальные,
О том, что окружает
Меня и всех других.
Публикация «Семинар „Реализация современных педагогических технологий в образовательном процессе в условиях инклюзивной практики“» размещена в разделах
- Инклюзивное образование
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Корали Серверс 14 лет
Образование в современном мире является приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека. С введением ФГОС в сфере образования особый интерес представляет дошкольное детство, как первая ступень системы.
Инклюзивное образование – обеспечивает полное вовлечение ребенка с ОВЗ в жизнь образовательного учреждения, это активное включение детей, родителей и специалистов в совместную деятельность.
Смысл инклюзии – не просто поместить ребенка в обычную группу, это нужно таким образом изменить организацию пространства, а также учебно-воспитательный процесс, чтобы полностью вовлечь ребенка с ОВЗ в социум.
Поэтому одной из важных проблем образования сегодня становится развитие новых подходов и технологий в образовании для детей с ОВЗ.
Современные образовательные технологии.
• Игровые технологии
- Использование игр, имеющих общеразвивающий и специализированный характер, направленных на коррекцию, профилактику нарушений;
• Инновационные технологии
- Использование в процессе обучения технических средств (аудовизуальные, мультимедийные средства, специализированные компьютерные технологии);
• Технологии дифференциации и индивидуализации обучения
Разработка индивидуальных образовательных программ и индивидуальных маршрутов.
• Коррекционно-развивающие технологии
Подбор методов и форм обучения с целью коррекции и развития способностей детей в физическом и психическом плане.
• Здоровьесберегающие технологии
- Создание в группе обстановки комфорта,
- проведение физкультминуток на снятия напряжения мышц глаз, руки, кисти,
- применение упражнений на развитие мелкой моторики, -применение арт – терапии (музыко-терапия, цвето-терапия, танце-терапия, песочная терапия, су-джок-терапия и тд)
• Кейс-технологии (кейс-фото, кейс-иллюстрация, кейс-игра, кейс-ситуация)
Это интерактивная технология для краткосрочного обучения на основе реальных или вымышленных ситуаций. Кейсы активизируют мысль детей, развивают воображение, потребность в общении с другими людьми, воспитывают чувства, мотивируют интерес детей. Данная технология помогает повысить интерес детей к изучаемому предмету, развивают у них такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и излагать свои мысли.
• Технология адаптивной системы обучения
- разработка и реализация адаптивных образовательных программ, создание условий для адаптации лица с ОВЗ в образовательной среде.
• Дистанционные технологии
Использование ИКТ- технологии для дистанционного обучения.
С каждым годом увеличивается число детей с ограниченными физическими и психическими возможностями. И если для родителей нормально развивающегося ребенка детский сад - это место, где он может пообщаться, поиграть с другими детьми, интересно провести время, узнать что-то новое, то для семей, воспитывающих детей с ОВЗ, детский сад может и должен быть местом, где их ребенок может полноценно развиваться и адаптироваться, приспосабливаться к жизни, так как построение коррекционно-развивающей программы в ДОУ должно обеспечивать социальную направленность педагогических воздействий и ребенка с ОВЗ.
Но ни для кого не секрет, что многие родители скрывают от педагогов "настоящий" диагноз своих детей, и в группах ДОУ воспитываются и дети с ЗПР (задержка психического развития, ОДА (опорно-двигательного аппарата, СДВГ (Синдром дефицита внимания с гиперреактивностью, с нарушением слуха, зрения, речи и тд.
Взрослый, а особенно ребенок, нуждается в понимании, добром отношении, принятии его таким, какой он есть, уважении его прав и свобод.
Всегда существовала проблема образования детей с ограниченными возможностями здоровья, а особенно, детей дошкольного возраста, потому что они более уязвимы и ранимы.
Именно поэтому существует острая необходимость в умении понять и принять данную проблему.
2 часть – Практическая.
Детский сад – это одна большая семья со своими законами, обычаями, проблемами и неповторимой индивидуальностью. Именно поэтому я хочу рассказать вам китайскую притчу
«Ладная семья»
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье. Ни ссор, ни ругани, ни, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать, писал долго. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу стал читать и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:
любовь;
прощение;
терпение.
И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение.
Прочел владыка и спросил:
- И все?
- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.
И, подумав, добавил:
- И мира тоже…
Как вы думаете, всё ли было в этой семье благополучно? Наверняка нет. И у них были, наверное и проблемы, и больные. Но это все можно было решить ЛЮБОВЬЮ, ТЕРПЕНИЕМ и ПРОЩЕНИЕМ.
Действительно, всего три слова, но они являются очень важными для каждого человека. И, нам, людям, в чьих руках находится детство, очень важно научить и самим научиться терпению, пониманию, добру и состраданию ко всем без исключения, чтобы сделать нашу большую семью счастливой…
1 этап
А теперь я приглашаю ещё четверых участников.
Перед собой вы видите нитки и ножницы, из них мы будем изготавливать куколок. С давних времен куклы использовались для игры, в качестве оберегов, но мы найдем им иное применение.
Ведущий садится за центральный стол, объясняет принцип изготовления куклы, вместе с участниками делает свою куклу. Во время изготовления кукол ведущий читает стихотворение
«Я свяжу тебе жизнь…»
В. Беляевой
Я свяжу тебе жизнь
Из пушистых мохеровых ниток.
Я свяжу тебе жизнь,
Не солгу ни единой петли.
Я свяжу тебе жизнь,
Где узором по полю молитвы —
Пожелания счастья
В лучах настоящей любви.
Я свяжу тебе жизнь
Из веселой меланжевой пряжи.
Я свяжу тебе жизнь
И потом от души подарю.
Где я нитки беру?
Никому никогда не признаюсь:
Чтоб связать тебе жизнь
Я тайком распускаю свою.
Вот так и мы, ради жизни близких людей готовы на любые жертвы,
ради детей, какими бы они не были, но это наши дети и они заслуживают счастья.
2 этап
(На последнем этапе изготовления ведущий предлагает участникам придумать характер и историю своей кукле, наделить ее качествами толерантной личности, основываясь на цвете ниток, своих впечатлениях, жизненном опыте).
Первым о своей кукле рассказывает ведущий, например:
- Мой человечек появился на свет из пряжи ярко-желтого цвета, он такой же жизнерадостный и яркий, самое главное его качество – это оптимизм и жизнелюбие.
Далее каждому участнику предлагается представить своего человечка, последним выступает заранее подготовленный участник (он изготавливает куклу с одной рукой) и дает описание:
- Мой человечек появился на свет из ниток синего цвета, он инвалид, но обладает качествами очень сильной личности и огромной силой духа…
Ведущий:
Эта ситуация заранее смоделирована и, в сложившихся обстоятельствах, следует отметить бесконечное упорство и выносливость людей с ограниченными возможностями.
В 2014 году в России проходило очень значимое спортивное событие – Зимние Олимпийские игры в Сочи, а я хочу отметить именно Параолимпийские игры и поклониться выдержке этих людей. Но это взрослые, а есть еще дети-инвалиды… на мой взгляд, внедрение ФГОС в дошкольных образовательных учреждениях позволяет нам, педагогам, более широко вникнуть в эту проблему.
Скажите, пожалуйста, как вы считаете:
- Имеют люди с ограниченными возможностями здоровья право равноценного существования в обществе?
- Готово современное общество к принятию людей с ограниченными возможностями и внедрению инклюзивного образования?
- Как вы думаете, мы должны помогать этим людям?
Конечно, ДА! Я очень рада и благодарна вам за то, что наше мнение не разделилось. Только вместе мы можем справиться с поставленными задачами, бесконечной любовью «вылечить» наше уставшее общество и посеять росточки добра в сердцах наших воспитанников.
3 этап
На доске находится плакат с изображением нашей планеты, все мы, ее жители, должны уважительно относиться друг другу, соблюдать права и свободы каждого гражданина, уметь сострадать, помогать и прощать, принимать человека таким, какой он есть, а самое главное сохранять культуру мира – это и есть толерантность – гармония в многообразии…
Пожалуйста, возьмите своих человечков и с помощью клея (двустороннего скотча, приклейте их к плакату, так, чтобы они крепко держали друг друга за руки, тем самым оберегая наш большой дом, символизировали согласие и единение.
Участники мастер класса приклеивают своих человечков к плакату.
Ведущий:
Посмотрите, какой яркий и неповторимый наш мир, давайте вместе оберегать его и наших детей от бед и насилия, окружать их добром и терпением.
Спасибо всем участникам данного мастер класса, совместными усилиями мы смогли сделать это событие значимым, у нас получилась большая «открытка».
4 этап
Итак, в наших садах на данный момент уже есть дети с ОВЗ. Безусловно, с такой категорией детей, а так же с их родителями и законными представителями работать сложно. Вы все знаете, сколько проблем и трудностей возникает у нас, здоровых, полноценных людей, наделенных многолетним педагогическим опытом!
Как вы думаете, кому в тандеме «ребенок-воспитатель» легче? (выслушиваем несколько мнений) Я предлагаю вам испытать лишь некоторые трудности, с которыми всю свою жизнь живут эти дети.
Мне нужны 4 участника. Первому участнику предлагаю надеть боксерскую перчатку, взять ручку и написать на листе свою фамилию. Второй участник должен вырезать из бумаги прямоугольник, пользуясь только одной рукой. Третий участник надевает маску для сна и наощупь читает слово, выложенное на магнитной доске магнитными буквами. Четвертому участнику даем наушники, надев которые, он должен выполнить мою просьбу.
(далее идут рефлексивные вопросы к участникам)
• Какие чувства вы испытывали при выполнении упражнения?
• Что было самым трудным при выполнении упражнения?
• Что помогало выполнять данное упражнение?
• Что вы чувствуете сейчас, после выполнения задания?
Итак, вы убедились, что у детей проблем не меньше.
Давайте сделаем первый шаг к устранению проблем и начнем вместе искать пути их решения. Я помню с детства одно мудрое высказывание: «Можно силой привести лошадь к водопою, но нельзя заставить ее пить». Так же происходит и с детьми. Не прорастут наши зерна доброго и вечного, не дадут они ростков, и плодов от них не будет, если не горят желанием детские глаза. Как пробудить этот пытливый взгляд, как увлечь в мир открытий, пусть даже самых маленьких и совсем незначительных? Над проблемой развития мотивационной сферы дошкольников трудились многие отечественные и зарубежные педагоги и психологи. Актуальна эта тема и в наше время. Учиться и познавать должно быть всегда интересно! Только тогда учение принесет пользу.
5 этап
Рассмотрим подробнее одну из технологий, это технология СУ-ДЖОК терапии.
Су- Джок терапия – это современное направление акупунктуры, метод стимуляция высокоактивных точек соответствующих всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах ног.
Создатель метода Су-Джок –
южно-корейский профессор Пак Чжэ Ву.
Су–Джок в переводе с корейского «Су» – кисть, «Джок» – стопа.
Упражнения с использованием Су-Джок:
обогащают знания ребенка о собственном теле
развивают тактильную чувствительность
мелкую моторику пальцев рук
опосредованно стимулируют речевые области в коре головного мозга
так же способствуют общему укреплению организма и повышению потенциального энергетического уровня ребенка
кроме того, они помогают организовать занятия интереснее и разнообразнее, создают благоприятный психофизиологический комфорт детям во время игр.
Ведущий раздает участникам семинара шарики и пружины СУ-ДЖОК и предлагает сделать упражнения.
«Мяч»
Здравствуй мячик интересный
(перекладываем мячик с одной руки в другую)
Для ребяток ты полезный
Мы с тобой хотим играть,
(катаем мячик между ладоней)
Свои ручки развивать.
Мы сожмем тебя немножко
(сжимаем мячик в руках)
И тихонько разожмем
А потом тебя подбросим,
(подбрасываем и ловим мячик)
И тихонечко потрем.
«Шарик»
Этот шарик не простой
Весь колючий, вот такой.
Меж ладошками кладём
Им ладошки разотрём.
Вверх и вниз его катаем
Свои ручки развиваем!
Можно шар катать по кругу
Перекидывать друг другу.
1, 2, 3, 4, 5 –
Всем пора нам отдыхать!
(выполняем упражнения в соответствии с текстом)
«Приветствие» (с кольцом)
(поочередно надевать массажное кольцо на каждый палец)
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живём в родном краю –
(сжимаем и разжимаем кольцо в руке)
Всех я вас приветствую!
(разводим руки в стороны)
Неоспоримыми достоинствами Су – Джок терапии являются:
1. Высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект.
кровоснабжение всего организма;
способствует расслаблению, возвращая хорошее самочувствие, уравновешенность;
укрепляет здоровье и препятствует развитию нарушений в организме;
благоприятствует восстановлению нарушенных функций.
2. Абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто не эффективно.
3. Универсальность – Су-Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.
4. Доступность.
5. Простота.
6 этап
А в работе с обычными детьми мы проводим и беседы, игры (такие как «Белая трость») и мультимедийную технологию.
• Просмотр мультипликационного фильма «Про Диму».
7 этап
Выводы:
Инклюзивное образование обеспечивает максимальную социализацию детей с ОВЗ в соответствии с индивидуальными психическими возможностями каждого ребёнка. Формирует у всех участников образовательной деятельности такие общечеловеческие ценности, как взаимное уважение, толерантность, осознание себя частью общества, предоставляет возможности для развития навыков и талантов конкретного ребенка, возможность взаимопомощи и развития у всех людей способностей, необходимых для общения.