Галина Хощенко
Семинар «Психолого-педагогическое сопровождение детей, имеющих трудности в развитии и детей с ОВЗ»
▼ Скачать
Направление: «Психолого-педагогическое просвещение педагогов»
Тренинг для педагогов дошкольного образовательного учреждения на тему «Подготовка педагогов к работе с детьми с ОВЗ»
Пояснительная записка
Согласно последним статистическим данным в России неуклонно возрастает количество детей дошкольного возраста, имеющих ограниченные возможности здоровья и трудности в развитии. Статус «ребенок с ОВЗ» всё чаще устанавливается уже с раннего возраста. Зачастую группу общеразвивающей направленности посещает ребенок-инвалид. Инклюзия, ставшая в соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» обязательным компонентом образовательного процесса, является не только отражением времени, но и переосмыслением отношения к людям с особыми возможностями здоровья. Поэтому все педагоги дошкольных образовательных организаций, даже тех, в которых нет групп коррекционной направленности, должны быть готовы к работе с детьми с особенностями развития.
Публикация «Семинар „Психолого-педагогическое сопровождение детей, имеющих трудности в развитии и детей с ОВЗ“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа психолога в ДОУ
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Дети с ограниченными возможностями здоровья часто испытывают сложности, которые препятствуют полноценному общению с другими детьми. Поэтому в работу с такими детьми нужно включать упражнения, направленные на развитие коммуникативных умений. В подготовке педагогов к такой работе хорошим подспорьем являются тренинги, где они осваивают игровые упражнения, которые можно провести в группе детей с целью установления коммуникативных связей и социальной адаптации детей с особенностями развития.
Тренинг «Подготовка педагогов к работе с детьми с ОВЗ» составлен для педагогов дошкольных образовательных учреждений, работающих в группах детей старшего дошкольного возраста, которые посещают дети с ОВЗ.
Цель тренинга
передача практических умений и собственно системы работы по формированию у детей с ОВЗ, умений устанавливать коммуникативные связи в процессе взаимодействия со сверстниками в разных видах деятельности.
Задачи тренинга
Создать условия для практического освоения коммуникативных игр, направленных работу с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, по формированию у них образного свободного восприятия окружающего мира, умения регулировать свои поведенческие реакции в условиях общения со сверстниками и облегчения социальной адаптации;
- популяризация идеи использования коммуникативных игр в работе, направленной на снятие психоэмоционального напряжения, развитие воображения и образного мышления детей с особенностями развития в условиях совместной деятельности.
Планируемый результат: освоение педагогами способов организации коммуникативных игр в работе с детьми ОВЗ.
Оборудование и материалы: кепки — 4 шт., косынки шейные — 4 шт., воздушные шарики — 2 шт., пластиковые палочки — 4 шт., платки для завязывания глаз — 2 шт., фломастеры разных цветов — 4 шт., листы бумаги — 2 шт.
Ход тренинга
1. Теоретическая часть.
Все чаще в дошкольных образовательных организациях педагоги сталкиваются с проблемой – как в наш цифровой век научить детей общаться? Еще острее эта ситуация становится, если в группе появляется «особенный ребенок». Это может быть ребенок с ограниченными возможностями здоровья или ребенок-инвалид и ему необходима помощь, чтобы «влиться» в коллектив сверстников.
Представленные далее упражнения помогут вам научиться устанавливать коммуникативные связи между детьми, чтобы сплотить детский коллектив и создать благоприятный микроклимат в группе. Тем самым вы поможете «особенным» детям успешно социализироваться, а их сверстникам научиться толерантности в отношении таких деток.
2. Практическая часть.
Участникам тренинга предлагается разделиться на пары, где один выполняет роль старшего ребенка, а второй — младшего («старшие дети» надевают кепки, «младшие» повязывают косынки-галстуки).
Игра «Сиамские близнецы»
Участники садятся за стол очень близко друг к другу, связывают платком вместе правую руку одного участника и левую другого от локтя до кисти. В каждую из связанных рук дают по фломастеру (получается, что у одного играющего фломастер будет в правой руке, а у другого — в левой). Фломастеры должны быть разного цвета. До начала игры участники договариваются между собой, что они будут рисовать. Время на рисование – 5-6 минут. В результате должно получиться общее изображение, близкое к задуманному. Причем важно, чтобы по рисунку прослеживалась работа обоих участников (по цвету фломастеров).
Усложнение: одному из игроков завязывают глаза, тогда «зрячий» игрок должен руководить движениями «незрячего». Например, тому у кого фломастер в правой руке - завязываются глаза, а тот, у кого фломастер в левой руке - остается «зрячим» и координирует действия напарника.
Игра «Веселый шарик»
Каждой паре даются две палочки пластиковые и надутый воздушный шарик. Задача: удерживая шарик только торцами палочек, добежать до отмеченного места и вернуться обратно другим способом — например, удерживая шарик без палочек и без помощи рук. Секрет заключается в том, что дети в паре должны действовать синхронно, с одной скоростью. Победа присуждается паре, которая не уронит шарик и справится с поставленной задачей быстрее.
Педагог-психолог : Игры в таком формате, по моему мнению, должны были заинтересовать детей, стимулировать их к активной деятельности, и в то же время дать возможность проявить им инициативу и самостоятельность в процессе игры.
3. Творческая лаборатория:
Педагог-психолог : Сейчас я предлагаю вам попробовать применить на практике технологию создания коммуникативной игры по предложенным условиям. Я задам основные условия игры: возраст детей и вид деятельности.
Участникам тренинга предлагается разделиться на две подгруппы. Первой подгруппе необходимо придумать коммуникативные игры в парах для детей 5 и 7 лет в процессе двигательной деятельности. Второй подгруппе — для детей 6-8 лет в процессе конструирования.
Педагог-психолог : Не забудьте, что в процессе игры дети должны активно общаться и находить совместные решения в предложенных игровых ситуациях.
4. Рефлексия.
Педагог-психолог : Предлагаю вам отразить свои впечатления от проведенного тренинга. Для этого нужно выбрать смайл того цвета, который отразит ваши впечатления от сегодняшней нашей встречи.
Зеленый: «Мне понравилось! Буду применять технологию игр в своей работе».
Жё лтый: «Было трудновато. Буду ли применять технологию игр в своей работе – не уверен».
Красный: «Не интересно. Применять технологию игр в своей работе не буду».