Лучший педагог года

Образовательный мониторинг в ДОУ как процесс оценки качества дошкольного образования

Надежда Прохожева
Образовательный мониторинг в ДОУ как процесс оценки качества дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы

Образовательный мониторинг в ДОУ как процесс оценки качества дошкольного образования

Уже длительное время в российском дошкольном образовании происходят существенные изменения, обусловленные необходимостью модернизации образования и повышения его качества.

С 01.09.2013 года с учетом вступления в силу нового закона «Об образовании в РФ» дошкольное образование становится первой обязательной ступенью образовательного процесса. А уже 01.01.2014 года после вступления в силу Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования государство гарантирует нам не только доступность, но и качество образования на этой ступени.

Публикация «Образовательный мониторинг в ДОУ как процесс оценки качества дошкольного образования» размещена в разделах

Здесь возникает логичный вопрос: как увидеть это качество, как определить качественное образование ведется в ДОУ или нет?

Большинство исследователей предлагают оценивать качество дошкольного образования через :

- качество условий (материально-техническое, методическое обеспечение, предметно-пространственная среда, комфортная психологическая среда, кадровый потенциал);

- качество образовательного процесса (ООП ДО, квалификация педагогов, учебно-вспомогательный материал);

- качество результатов образовательной деятельности (диагностика).

Сегодня пойдет речь о качестве результатов образовательной деятельности. Немного теории…

Основным инструментом для выявления качества результатов является диагностика (мониторинг).

Педагогическая диагностика в ДОУ – особый вид деятельности, преимущественно направленный на изучение ребенка дошкольного возраста : на познание его индивидуальности и оценки его развития как субъекта познания, общения и деятельности; на понимание мотивов его поступков, видение скрытых резервов личностного развития, предвидение его поведения в будущем.

Во ФГОС дошкольного образования в п. 3.2.3. прописано, что «при реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования)»

В соответствии со Стандартом «результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач :

- индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

- оптимизации работы с группой детей.

При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей, которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи). При этом необходимо согласие родителей (законных представителей) ребенка на его участие в данной диагностике.

«Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей». Следуя вышесказанному, хочется отметить, что в дошкольных образовательных учреждениях, где нет педагога-психолога диагностика школьной зрелости детей, а именно тест Керна Иерасика, не проводится, и в образовательной программе дошкольного образования этот вид диагностики не прописывается.

Диагностическая деятельность является начальным этапом педагогического проектирования, позволяя определить актуальные образовательные задачи, индивидуализировать образовательный процесс, и завершает цепочку по решению этих задач, поскольку позволяет оценить динамику в развитии ребенка.

Диагностика (мониторинг) дает возможность педагогу понять, в верном ли направлении он осуществляет свою деятельность, все ли образовательные потребности ребенка он удовлетворяет, обеспечивает ли переход «зоны ближайшего развития» ребенка в «зону актуального развития».

В нашем ДОУ разработано положение о системе оценки индивидуального развития дошкольника в соответствии с ФГОС ДО. Настоящее положение размещено на сайте МБДОУ в разделе «Документы». В нем закреплены следующие диагностические методики:

К. Л. Печора «Развитие и воспитание детей раннего возраста», Москва, 2006г.

Н. А. Короткова, П. Г. Нежнов «Наблюдение за развитием детей в дошкольных группах», Москва, 2014 г.

Т. А. Тарасова «Тесты системы мониторинга физической подготовленности в ДОУ», Москва, 2012г.

Э. П. Костина «Управление качеством музыкального образования дошкольников на основе комплексно-педагогического мониторинга», Н. Новгород, 2012 г.

С помощью представленных диагностических методик мы прослеживаем освоение воспитанниками образовательной программы дошкольного образования, а так же выявляем особенности развития детей для последующего учета при планировании и проведении образовательной деятельности с ними, отмечаем изменения в развитии для определения эффективности педагогической деятельности.

Важно отметить, что в ОП ДО, так же, как и в положении о системе оценки индивидуального развития дошкольника, четко прописаны диагностические методики, а именно автор и название.

Обращаю Ваше внимание на то, что принцип единочтения должен просматриваться в образовательной программе дошкольного образования и в календарном учебном графике, где четко указаны кроме методики диагностики, еще и периодичность, конкретные сроки, возраст детей.

Для наглядности обращусь к этим документам.

Если посмотреть ОП ДО нашего учреждения (которая также, как и положение о системе оценки качества индивидуального развития дошкольников размещена на сайте ДОУ, и учебный календарный график, то мы видим, что диагностические методики в этих двух документах прописаны следующим образом :

В ОП ДО

- по К. Л. Печоре «Развитие и воспитание детей раннего возраста», Москва, 2006г. проводится с детьми в возрасте с 1 до 3 лет 3 раза в год (сентябрь-январь-май)

- Н. А. Коротковой, П. Г. Нежнова «Наблюдение за развитием детей в дошкольных группах», Москва, 2014 г. с детьми 3-7 лет 3 раза в год (сентябрь-январь-май)

- Т. А. Тарасовой «Тесты системы мониторинга физической подготовленности в ДОУ», Москва, 2012г. с детьми 4-7лет 2 раза в год (сентябрь-май)

- Э. П. Костиной «Управление качеством музыкального образования дошкольников на основе комплексно-педагогического мониторинга», Н. Новгород, 2012 г. с детьми 4-7лет 2 раза в год (сентябрь-май).

Календарный учебный график, пункт 9 написан в соответствии с ОП ДО: указаны используемые диагностические методики, возраст обследуемых детей и более конкретный, чем ОП ДО, срок проведения мониторинга (IV неделя 09.2017г., IV неделя 05.2018г.)

Из выше изложенного материала можно проследить нормативную базу, на которую опирается заведующий и старший воспитатель при оценке индивидуального развития дошкольника :

ФГОС ДО – Положение о системе оценки индивидуального развития дошкольника в соответствии с ФГОС ДО – ОП ДО – Календарный учебный график.

В методическом кабинете нашего ДОУ есть весь диагностический материал: описание методики, рекомендации по проведению каждого вида мониторинга для воспитателей.

Основной целью педагогической диагностики в нашем дошкольном учреждении является познание и понимание педагогами ребенка-дошкольника, что определяет использование воспитателями преимущественно малоформализованных диагностических методов, ведущим среди которых являются наблюдение проявлений ребенка в деятельности и общении с другими субъектами педагогического процесса, а также свободные беседы с детьми.

В качестве дополнительных методов используются:

- анализ продуктов детской деятельности,

- простые тесты,

- специальные диагностические ситуации.

Педагогическая диагностика достижений ребенка направлена на изучение деятельностных умений ребенка, интересов, предпочтений, склонностей ребенка, личностных особенностей ребенка, поведенческих проявлений ребенка, особенностей взаимодействия ребенка со сверстниками, особенностей взаимодействия ребенка со взрослыми.

При организации педагогической диагностики мы соблюдаем следующие принципы:

1. Принцип законности, который предполагает, что диагностическая работа должна проводиться на законных основаниях с соблюдением правовых документов (Конвенции о правах ребенка, Конституции РФ, ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», устава, локальных актов, решений педагогического совета, приказов ДОУ)

2. Принцип научности, подразумевающий, что диагностическая работа опирается на научные исследования, обосновывающие выбор изучаемых показателей, методы, сроки и организацию мониторинга.

3. Принцип этичности, педагогическая диагностика проводится с соблюдением этических норм и правил.

4. Принцип оптимальности, при котором минимальными усилиями должно быть получено достаточное количество информации о ребенке, столько, сколько может быть использовано в детском саду.

Во время проведения диагностики воспитатели ведут целенаправленное наблюдение за всеми видами деятельности. В процессе наблюдения воспитатель (по возможности) фиксирует результаты проявления ребенком тех или иных инициатив, а также результаты тестов по физической подготовленности.

Дальнейшая работа воспитателей заключается в заполнении протоколов исследования уровня развития инициатив (по Н. А. Коротковой, П. Г. Нежнову, протоколов результатов тестирования (по Т. А. Тарасовой, протоколов диагностики музыкального развития, карт нервно-психического развития. Воспитателями проводится анализ полученных результатов, делаются выводы, заполняются рекомендации.

Следующим шагом является осуществление сбора данных в единое целое старшим воспитателем (заполняются сводные таблицы по группе, по детскому саду в целом, по которым можно судить об общей картине развития детей. Затем подготавливается заключение по педагогической диагностике по дошкольному образовательному учреждению, учитывая результаты двух предшествующих лет, т. е. анализируются результаты трех лет.

Примерная схема заключения, которое ведется мною, как старшим воспитателем:

В ___ (указывается месяц педагогической диагностики) была проведена педагогическая диагностика детей с целью:___

( указываю цель: например: определить уровень индивидуального развития ребенка, степень освоения образовательной программы дошкольного образования и т. д.).

В обследовании принимали участие дети ___

(указывается группа, возраст).

Использованы следующие методики:

___

Затем указываются полученные результаты:

.

На основании анализа полученных данных можно сделать вывод, что___

___

Затем прописываются причины результатов, целесообразность выбора методов и приемов, технологии развития детей, а так же планирование на будущее целей и задач.

Подпись

Результаты педагогической диагностики перетекают в планирование индивидуальной работы с детьми и проектирование индивидуальных образовательных маршрутов дошкольников для коррекции образовательной работы в направлении совершенствования.

Ну, и в конце выступления хотелось бы еще проговорить некоторые моменты педагогической диагностики или советы: мы не должны забывать, что диагностика направлена не на то, чтобы вешать ребенку ярлык или делать вывод: может - не может, а для того чтобы оказать ребенку помощь и поддержку. Необходимо воздержаться от сообщения результатов диагностики в непосредственном виде родителям, эта информация должна рассматриваться как конфиденциальная, даже если она не содержит никаких проблемных моментов. Мы можем лишь давать родителям на основе этой информации рекомендации, как помочь ребенку в его развитии. Не надо забывать, что результаты оценки сравниваются только с собственными достижениями ребенка. Недопустимо их сравнивать с результатами других детей.

Публикации по теме:

Авторский сайт педагога как образовательный ресурс повышения качества обучения Современный этап развития дошкольного образования характеризуется быстрым темпом внедрения инновационных технологий в практику работы детских.

Инновационные образовательные технологии как средство повышения качества образования. Пескотерапия Доклад «Инновационные образовательные технологии, как средство повышения качества образования. Пескотерапия». Докладчик: Учитель - логопед.

Взаимодействие ДОУ с семьей как фактор повышения качества образования в рамках ФГОС Муниципальное бюджетное детское образовательное учреждение Детский сад №14 пгт Шахтёрска. Доклад выступления на педагогической.

Дошкольные образовательные учреждения: система оценки качества образования Дошкольные образовательные учреждения: система оценки качества образования До недавнего времени качество работы детского сада, а в связи.

Формирование социокультурной среды ДОУ, как условие повышения качества образования Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №280 городского округа город Уфа Республики Башкортостан.

Критерии оценки эффективности (качества) работы руководителя ДОУ Критерии оценки эффективности (качества) работы руководителя ДОУ за период — - — № Критерий оценивания Максимальное кол-во баллов Набранное.

Педсовет: «Внедрение проектной технологии в воспитательно-образовательный процесс ДОУ».Педсовет: «Внедрение проектной технологии в воспитательно-образовательный процесс ДОУ». В дошкольном учреждении прошел педсовет на тему: «Внедрение проектной технологии в воспитательно-образовательный процесс ДОУ». Перед педсоветом.

Применение шкалы ECERS-R для оценки качества в прогимназии Для создания образовательной среды необходима ее комплексная оценка, позволяющая работать над ее развитием и усовершенствованием. Для этого.

Сообщение из опыта работы «Интеграция лего-технологии в образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения» Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы в системе.

Взаимодействие с социальными партнёрами как фактор повышения качества образования в ДОУ Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте. Опыт этих первых отношений является фундаментом.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Образовательный мониторинг в ДОУ как процесс оценки качества дошкольного образования
Опубликовано: 20 ноября 2017 в 12:42
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Образовательный мониторинг в ДОУ как процесс оценки качества дошкольного образования» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Прохожева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД