Анна Долгополова
Семинар-практикум для педагогов на тему «Логико-математические игры в развивающей среде ДОО»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель семинара - практикума :
- повышение профессиональной компетентности воспитателей в использовании логико-
математических игр как средства познавательного развития дошкольников.
Подготовка:
Выставка логических игр, задания для воспитателей.
Подготовили:
Гашенко А. В. – воспитатель,
Баженова Н. Н. - воспитатель
Уважаемые педагоги! Сегодня мы поговорим о математике и логико-математических играх в развивающей среде ДОУ.
Вопрос: место рождения математике?
Публикация «Семинар-практикум для педагогов на тему „Логико-математические игры в развивающей среде ДОО“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Оформление детских садов
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
* Математика как наука родилась в Греции. В странах-современниках Эллады математика использовалась либо для обыденных нужд (подсчёты, измерения, либо, наоборот, для магических ритуалов, имевших целью выяснить волю богов (астрология, нумерология и т. п.). Греки подошли к делу с другой стороны: они выдвинули тезис «Числа правят миром». Или, как сформулировал эту же мысль Галилей два тысячелетия спустя: «книга природы написана на языке математики».
Вопрос: назовите два великих математика древности?
* Пифагор родился в Сидоне, Финикия, около 570 года до нашей эры. В юном возрасте Пифагор отправился в Египет, чтобы набраться мудрости и тайных знаний у египетских жрецов.
* Архимед – древнегреческий учёный, математик и механик из Сиракуз. Развил методы нахождения площадей поверхностей и объёмов различных фигур и тел. Его математические работы намного опередили своё время и были правильно оценены только в эпоху создания дифференциального и интегрального исчислений. Архимед – пионер математической физики, один из создателей механики как науки. Математика в его работах систематически применяется к исследованию задач естествознания и техники. Архимеду принадлежат различные технические изобретения
Вопрос: что такое математика?
* Математика (греч. mathematike, от mthema — знание, наука, наука о количественных отношениях и пространственных формах действительного мира.
* Что такое логика? Логика - это наука о формах и законах правильного мышления человека.
Известный психолог Л. С. Выготский говорил: «Научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребенком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью величайшего напряжения всей активности его собственной мысли»
Поэтому единственный правильный путь, ведущий к ускорению познания, состоит в применении методов обучения, способствующих ускорению интеллектуального развития (разумеется, без ущерба физическому развитию, а в гармоническом единстве с ним). Обучение дошкольников, основанное на использовании специальных логических игр - головоломок, относится к таким методам. Особо подчеркнем роль логико – математической игры как метода обучения и развития математических представлений. Логико – математические игры развивают у детей : самостоятельность, способность автономно, независимо от взрослых решать доступные задачи в разных видах деятельности, а также способность к элементарной творческой и познавательной активности. Способствуют: освоению детьми средств познания : эталонов (цвет, форма, эталонов мер (размер, масса, моделей образов, представлений речи; накоплению логико - математического опыта, овладению способами познания: сравнением, обследованием, уравниванием, счетом.
Для данного вида игр характерна: игровая направленность деятельности, насыщение проблемными ситуациями, творческими задачами, наличие ситуаций поиска с элементами экспериментирования, практического исследования, схематизацией. Обязательным требованием к данным играм является их развивающее воздействие.
Данные игры способствуют развитию внимания, памяти, речи, воображения и мышления ребенка, создают положительную эмоциональную атмосферу, побуждают детей к обучению, коллективному поиску, активности в преобразовании игровой ситуации.
Все логико-математические игры учат детей мыслить логически, удерживать в уме сразу несколько свойств предмета, уметь кодировать и декодировать информацию.
Использование развивающих, логико - математических игр способствует появлению у ребят интереса к познавательной деятельности, развитию их мышления, речи, воображения, мелкой моторики рук. Каждый ребенок учился играть в своем темпе, так как после занятий можно было еще раз выполнить задание, лучше понять его суть.
Немаловажную роль занимает организация самостоятельной деятельности в специально организованной развивающей среде. В свободном пользовании у детей находятся разнообразные логико – математические игры : «Сделай сам», «Уникуб», «Кубики для всех», «Дроби», «Палочки Кюзинера», «Блоки Дьенеша», «Игровой квадрат», «Танграм», «Сложи узор», «Шар», «Игра с цветом» и другие.
Таким образом, проблема логико – развивающей, математической игры, как средства познавательной активности ребенка, является актуальной.
Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда предполагает комфортабельную обстановку, рационально организованную в пространстве и во времени, насыщенную разнообразными предметами и игровым материалом.
• •Трансформируемость и полифункциональность пространства дает возможность
• изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей
• •Вариативность среды предполагает :
• наличие в группе различных пространств, а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
• периодическую сменяемость материала, появление новых предметов, стимулирующих познавательную деятельность детей
• •Доступность среды обеспечивает :
• свободный доступ воспитанников, к играм, игрушкам, материалам, пособиям;
• исправность и сохранность материалов и оборудования
• •Безопасность предметно-пространственной среды предполагает :
• соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
• •Эстетическая привлекательность
Особое внимание хотелось бы обратить на игры способствующие развитию образного и логического мышления у детей, умению воспринимать и отображать, сравнивать, обобщать, классифицировать, видоизменять. Этому способствуют передовые технологии, применяемые нами в совместной деятельности с детьми.
1. «Логические блоки» Дьеныша - развивают мыслительные умения : сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию; помогают усвоению элементарных навыков алгоритмической культуры мышления; развивают познавательные процессы восприятия памяти, внимания, воображения;
- Логические блоки Дьенеша - это набор из 48 геометрических фигур, причем в наборе нет ни одной одинаковой фигуры, все они различаются свойствами: формой (круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные, цветом (красные, желтые, синие, размером (большие и маленькие) и толщиной (толстые и тонкие).
- Игры с блоками доступно, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом, размером и толщиной объектов. Развивают у детей мыслительные операции (анализ, сравнение, классификация, обобщение, логическое мышление, творческие способности и познавательные процессы (восприятие, память, внимание и воображение). Играя с блоками Дьенеша, ребенок выполняет разнообразные предметные действия (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.).
Сначала предлагаются самые простые игры.
1. Найди все фигуры (блоки, как эта по цвету (по размеру, форме).
2. Найди все фигуры, как эта по цвету и форме (по форме и размеру, по размеру и цвету)
3. "Цепочка"
Наглядные пособия: Альбом «Блоки Дьеныша» (для самых маленьких, альбом «Маленькие логики», альбом «Лепим нелепицы», знакомят детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размером)
2. «Цветные счетные палочки» Х. Кюизинера.
- Комплект состоит из пластмассовых призм десяти различных цветов и форм. Наименьшая призма имеет длину 10 мм, является кубиком. Этот материал предлагает ребенку большие возможности для исследований: различение цвета, размера, количества, подводит детей к пониманию различных абстрактных понятий, таких как число, отношение, порядок следования.
- Дети строят «Заборы низкие и высокие», «Лесенка высокая и лесенка низкая», «Лесенка широкая и лесенка узкая», «Мосты через реку», «Мы по лесенке шагаем». Детям очень интересно работать с наглядными пособиями: альбом «Волшебные дорожки», альбом «Дом с колокольчиком», предметы на этих картинках словно оживают, что доставляет детям огромное удовольствие.
3. Кубики Никитина.
-Игра состоит из 16 одинаковых кубиков, все 6 граней каждого кубика окрашены по-разному в 4-цвета. Это позволяет создавать узоры в громадном количестве вариантов. Эти узоры напоминают контуры различных предметов, картин, которым дети любят давать названия.
-Дети сначала учатся по узорам-заданиям складывать точно такой же узор из кубиков. Затем глядя на кубики, рисуют узор, который они образуют. И, наконец, третье - придумывают новые узоры из кубиков. В этой игре хорошо развивается способность детей к анализу и синтезу, а эти важные мыслительные операции, используются почти во всякой интеллектуальной деятельности.
В игре 3 варианта сложности:
1уровень – составление квадрата из 2-3 частей.
2уровень- 3-5.
3уровень- 4-7.
«Сложи квадрат» - знаменитая игра Никитина для развития интеллектуального потенциала малышей. Выполнение игровых заданий способствует развитию сообразительности, пространственного воображения, логического мышления, математических и творческих способностей детей дошкольного возраста. В процессе игры с кубиками Никитина дети тренируют навыки счета, учатся ориентироваться в пространстве и во времени, конструктивные способности, развивают внимание, память, мелкую моторику, логическое мышление, воображение и речь.
4.«Геоконт» В. Воскобича
- Игра представляет собой фанерное игровое поле, на котором закреплены гвоздики, на гвоздики натягиваются разноцветные резинки – паутинки и получаются контуры геометрических фигур, предметных силуэтов. Дети создают силуэты по показу взрослого, собственному замыслу. В результате игр с «Геоконтом» у детей развивается моторика кистей и пальцев, сенсорные способности (освоение цвета, формы, величины, мыслительные процессы (конструирование по словесной модели, построение симметричных и несимметричных фигур, поиск установление закономерностей, творчество.
-Сначала дети учатся просто натягивать резинки на гвоздики, затем можно предложить детям прогуляться пальчиками по красным, синим и т. д. дорожкам. После этого дети с удовольствием строят длинные и короткие дорожки, широкие и узкие, натягивают большой и маленький квадраты, строят дома. В дальнейшем можно предложить детям простейшие схемы, на которых изображены дорожки, квадрат, треугольник, прямоугольник, домик и т. д., а также самим придумать узор. Обязательным условием при игре является назвать форму и величину создаваемых предметов. "Геоконт" открывает ребенку мир геометрических и образных превращений, разноцветных приключений.
Что развивает :
- освоение названий и структуры геометрических фигур, их размера;
- умение строить симметричные, несимметричные фигуры, узоры ориентироваться в пространстве;
- умение конструировать фигуры по схеме, картинке, словесному алгоритму и собственному замыслу;
- внимание, память, элементы логического мышления;
- воображение, творческие способности;
- пальцевую и кистевую моторику рук.
5. Танграм, колумбово яйцо.
• развивает умение играть по правилам и выполнять инструкции;
• развивает наглядно-образное мышление, воображение, внимание, восприятие;
• совершенствует навыки дифференциации цвета, величины и формы; формирует комбинаторные способности;
• учит анализировать простые изображения, выделять в них геометрические фигуры;
• учит визуально разбивать целый объект на части и наоборот составлять из элементов заданную модель.
6. Счетные палочки - способствуют развитию творческого воображения, логического мышления, внимания; совершенствуют навыки изображения, анализа, преобразования геометрические фигуры.
Варианты заданий. Составление геометрических фигур.
Составить 2 равных треугольника из 5 палочек
Составить 2 равных квадрата из 7 палочек
Составить 3 равных треугольника из 7 палочек
Составить 4 равных треугольника из 9 палочек
Составить 3 равных квадрата из10 палочек
Из 5 палочек составить квадрат и 2 равных треугольника
Из 9 палочек составить квадрат и 4 треугольника
Из 9 палочек составить 2 квадрата и 4 равных треугольника (из 7 палочек составляют 2 квадрата и делят на треугольники).
Составить квадрат и треугольник маленького размера
Составить маленький и большой квадраты
Составить прямоугольник, верхняя и нижняя стороны которого будут равны 3 палочкам, а левая и правая – 2.
Выложи из палочек.
7. Задачи-загадки. (задачи-шутки, логические концовки, лжезагадки)
• развивать умение рассуждать, сравнивать предметы по степени выраженности того или иного качества, устанавливать причинно-следственные связи;
• упражнять в нахождении противоречий в свойствах предмета или явления;
• учить пользоваться только суждением в целях раскрытия в нем знания, содержащегося в неявном виде.
Таким образом, все эти игры способствуют развитию логического и образного мышления, творческих способностей.
Практическая часть:
1. К развивающим технологиям относятся :
компьютерные игры,
наглядный материал,
блоки Дьенеша,
дидактический материал М. Монтесорри,
рабочие тетради,
игры Никитиных,
литература.
2. Дидактический материал блоков Дьенеша направлен на развитие :
–Связной речи
–Умение кодировать и декодировать информацию
–Обучение количественному составу числа из единиц
–Тренирует внимание, память, восприятие.
3. Соотнесите дидактические пособия с автором
Цветные палочки Джордж Кюизенер
Логические блоки Золтан Дьенеш
«Сложи узор» Борис Павлович Никитин
Рамки-вкладыши «Геометрические фигуры», «Животные» и др. Мария Монтессори
Игровизор Вячеслав Вадимович Воскобович
4. В подготовительной группе при организации ОД используется мотивация:
–Проблемные ситуации
–Вхождение в воображаемую игровую ситуацию
–Образное оживление игрушки
–Интерес детей к миру взрослых
–Игра-путешествие по станциям с заданиями
–Познавательные и соревновательные мотивы.
–Нравственные мотивы
5. Показателями любознательности и активной познавательной деятельности дошкольников является:
–Владение приемами измерения, сравнения, классификации, записи арифметических действий.
–Наличие познавательного интереса, проявление самостоятельности в процессе решения задач, задает вопросы, желание довести до конца.
–Грамматически правильная речь, умение оценивать деятельность и результат.
Задание: «Вопросы-шутки»
а. Сколько надо букв «Г», чтобы получилась большая куча сена? (СТОГ)
б. Какой самый короткий месяц в году? (МАЙ)
в. Когда человек стоит на часах? (КОГДА ОН ЧАСОВОЙ)
г. Несла баба в корзине на базар десять яиц, а дно упало, сколько яиц осталось? (НИ ОДНОГО, ВЕДЬ ДНО У КОРЗИНЫ УПАЛО)
д. Почему, когда хочешь спать, идешь к кровати? (ПО ПОЛУ)
е. Какое число не изменяется от его переворачивания? (ВОСЕМЬ)
ж. На что похожа вторая половина яблока (НА ПЕРВУЮ ПОЛОВИНУ)
з. В каком слове стоит столько же цифр, сколько букв (СТО)
Игра «Кто самый внимательный».
«Предлагаю выйти двух игрокам с одной и другой команды. Станьте лицом к зрителям, а перед вами на стол кладу приз, который достается тому, кто окажется самым внимательным».
Расскажу сейчас рассказ,
В полтора десятка фраз.
Лишь скажу я слово «три»,
Приз немедленно бери!
«На слове «три» брать приз. Ну, тогда я продолжаю свой рассказ».
Однажды щуку мы поймали,
Распотрошили, а внутри
Рыбешек мелких увидали
И не одну, а целых….две.
Мечтает мальчик закаленный
Стать олимпийским чемпионом.
Смотри, на старте не хитри,
И жди команду: «Раз, два….марш!»
Когда стихи запомнить хочешь
Их не зубри до поздней очи,
А про себя их повтори,
Разок, другой, но лучше….пять.
Недавно поезд на вокзале
Мне три часа пришлось прождать.
Ну что ж, друзья, вы приз не взяли,
Когда была возможность взять?