Приложение МААМ

Семинар-практикум «Влияние музыки на развитие детей раннего возраста»

Ксения Бабочкина
Семинар-практикум «Влияние музыки на развитие детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Особенность детей в том, что они способны впитывать новые знания и навыки, как губка. Формирование их характера, личности, жизненных приоритетов и талантов, во многом, определяется окружающей средой. И даже, казалось бы, такая мелочь, как музыка, оказывает заметное влияние на чувства и образ мышления ребенка. Вот почему родителям так важно уделить вопросу музыкального воспитания больше внимания.

Когда начать?

Один из основных каналов восприятия человека – слух.

Темочки:

Ребенок с самого рождения охотно прислушивается к негромким мелодиям и мягкому,спокойному и ласковому тембру голоса. А вот резкие звуки, шум, гневная речь его раздражают. Поэтому и мелодии для детей стоит выбирать спокойные, негромкие, включать их

Но нужна ли вообще ребёнку музыка? Может быть, ему пока рано слушать мелодии? Ученые считают, что музыка может и, в идеале, должна присутствовать в жизни малыша

начиная с внутриутробного момента.

Более того, есть предположения, что музыка влияет не только на его эмоциональное состояние, но и на здоровье

В наши дни доказано, что некоторые мелодии (в основном, классические) :

успокаивают, расслабляют, справляются с грустью и апатией;

способствуют нормализации частоты сердечных сокращений, дыхания, артериального давления, уменьшают боль (например, детям с нарушенной перистальтикой кишечника хорошо слушать ритмичные мелодии)

способствуют концентрации на цели, повышению жизненного тонуса – при плохом аппетите малышам предлагают слушать музыку перед едой, марши полезно включать во время зарядок и во время игр

Есть целое направление – музыкотерапия : мелодиями и пением лечат многие заболевания и отклонения, в том числе у недоношенных детей, на которых наиболее благотворно влияет Моцарт. Впрочем, замечено особое влияние музыки великого композитора и на умственное развитие любого ребёнка

Музыка и способности :

Многочисленные исследования показывают, что занятия музыкой и даже просто регулярное прослушивание её благотворно влияют на :

коммуникативные способности детей,

развитие у них памяти, воображения, пространственного мышления,

усидчивость, целеустремленность, самостоятельность,

аккуратность, грамотность, творческие способности,

формирование художественного вкуса и эстетическое развитие.

Масаро Ибуку, создатель новаторских концепций по воспитанию и обучению детей раннего возраста, в своей книге «После трех уже поздно» рассказал об одном эксперименте: он исследовал детей, которые благодаря музыке развивались быстрее, чем их сверстники. Причем дети в эксперименте только слушали музыку, а не играли на музыкальных инструментах.

Очевидно, что музыка воздействует на рост нейронов мозга. Но очевидно и то, что детей полезно развивать музыкально, и здесь очень многое зависит от родителей.

Музыка и слух

По статистике только у 5% людей нет музыкального слуха. У остальных 95% если его и недостает, то можно развить занятиями. Поэтому вместо того чтобы пытаться определять, есть ли у малыша слух, стоит как можно раньше начинать стимулировать его развитие – тогда у крохи и слух вскоре прорежется, и страсть к музыкальным занятиям проявится. И тем самым удастся избежать распространенного феномена – когда слух есть, а желания заниматься музыкой – нет.

Какую музыку слушать?

психика маленького ребенка, в силу ее хрупкости и незрелости, нуждается в очень бережном выборе музыкального окружения.

Здесь придется учитывать и темперамент малыша, и его настроение, и даже время суток, когда вы поставите ему диск с песенкой или мелодией.

Что полезно слушать детям? Во-первых, классику. Правда, не всю: органные фуги Баха, минорные сочинения Шопена, «взрослые» оперы тяжелы для детского восприятия, они могут тревожить, нервировать их, возбуждать и т. д. Желательно внимательно относиться и к «детским» обработкам:

Начинать знакомство малыша с музыкой лучше не с симфоний, а с простых пьес, например Листа, Глинки. Дети хорошо воспринимают Моцарта, Вивальди, Брамса, Чайковского, Гайдна, Шумана. Родителям важно следить за реакцией ребенка на то или иное произведение. Ведь то, что нравится одному, может отнюдь не понравиться другому. Внимательно наблюдайте за своим

малышом: как он ведет себя во время и после прослушивания? Какой очевидный эффект

Не стал ли малыш капризничать после того, как прослушал?

Развеселила музыка или, наоборот (как вы и хотели, успокоила малыша?

Понятно, что чем возбудимее ребенок, тем более спокойные мелодии ему стоит слушать А малышам, чья активность оставляет желать лучшего, ставьте мелодии в темпах «аллегро» и марши.

Означает ли это, что в доме, где растет ребенок, исключена любая музыка, кроме классики, звуков природы и избранных детских песен? Что мамы-папы обречены отказаться от любимого джаза, рока или регги? Отнюдь. Речь идет лишь о двух важных вещах – особенностях детского восприятия и воспитании музыкального вкуса.

Вы сами предпочитаете джаз, рэп, русский рок? Не расстраивайтесь! По мере роста малыша ему можно и нужно будет включать самую разную (но только настоящую) музыку.

Музыка действительно способна помочь в воспитании и в уходе за малышом. Считается,что разные произведения воздействуют по-разному.

Успокаивают, расслабляют: флейта, скрипка и фортепиано; звуки природы – шум леса, моря,

негромкие трели птиц; «Колыбельная» И. Брамса, «Аве Мария» Ф. Шуберта, «Свет луны» К.

Дебюсси, сочинения Р. Шумана.

Снижают чувство тревоги: мажорные произведения с невысоким темпом, народная музыка, народные детские песни, «Мазурка» и «Прелюдии» Ф. Шопена, вальсы Р. Штрауса.

Снижают возбуждение: «Симфония» Й. Гайдна, «Лунная соната» и «Симфония ля-минор» Л. В. Бетховена.

Повышают настроение: сочинения В. А. Моцарта, «Менуэт» Г. Генделя.

Повышают активность: «Шестая сим- фония» (часть 3) П. И. Чайковского, увертюра «Эдмонд» Л. В. Бетховена, «Прелюдия 1» (опус 28) Ф. Шопена, «Венгерская рапсодия 2» Ф. Листа.

Уменьшают боль: «Симфония No 40» В. А. Моцарта, «Венгерская рапсодия 1» Ф. Листа, сюита «Маскарад» А. Хачатуряна, «Фиделио» Л. В. Бетховена, Полонез Огинского, «Весенняя песня» Ф. Мендельсона.

Успокаивают перед сном: «Грезы» Р. Шумана, «Мелодия» К. В. Глюка, пьесы П. И. Чайковского, «Пер Гюнт» Э. Грига.

Активизируют умственную деятельность: отрывки из фортепьянных сонат и концертов В. А. Моцарта, Рондо из его «Маленькой ночной серенады».

Нормализуют дыхание: гри- горианские песнопения, народная музыка. Впрочем, у каждого свое восприятие музыки. Если вам не нравится какое-либо произведение или вы видите, что кроха, слушая его, вместо того чтобы успокоиться, наоборот, возбудился, не включайте эту музыку.

Правила безопасности

Музыка, как и любое воздействие на ребенка, должна быть дозирована – по громкости, длительности и т. д. Чем младше малыш, тем спокойней должна быть мелодия. Громкость не должна превышать громкость разговорной речи, а колонки надо располагать на расстоянии не меньше 1 метра от малыша. Длительность музыкального сеанса может быть от нескольких

минут до получаса, а самих таких сеансов – не более трех в день (исключение – колыбельные). Понятно, что если малыш адекватно реагирует на мелодию или песенку, не утомляется и не капризничает, вы станете включать ее чаще. Однако «островки тишины», когда кроха отдыхает или слышит только ваш голос, необходимы – нервная система и мозг малыша нуждаются в паузах.

Живая музыка

Особое значение для ребенка имеет живое пение его родных – мамы, папы, бабушки (а затем уже и собственное). Для ребёнка мамин голос, говорящий или напевающий, – лучшее успокоительное.

Напевая крохе колыбельные, частушки и потешки, вы не просто развиваете его музыкально, но и вступаете в эмоциональный контакт. Есть ли у родителей музыкальный слух или его нет, это их волновать не должно – ведь важен сам факт музыкального общения с ребенком. Не стесняйтесь петь своему малышу. Не знаете колыбельных – напевайте спокойные народные

песни, сочиняйте песенки по ходу жизни, перелагайте стихи на музыку. Но пару колыбельных

все же выучите. Русские колыбельные протяжны, монотонны, напевны, под них любой малыш засыпает быстрее. Они развивают и будущую речь – малыш слышит и запоминает слова родного языка

Так, постепенно, шаг за шагом, музыка войдет и в вашу жизнь, и в жизнь вашего ребенка.

Музыка —

могучий источник мысли.

Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие

(В. Сухомлинский)

Музыка начинается в семье

Влияние музыки на развитие детей в раннем возрасте.

Подготовила:

Музыкальный руководитель

Бабочкина К. А

2020 г

Да, музыка начинается именно в семье. Родители – первые проводники в огромный мир музыкальных звуков.

Что же сделать родителям, чтобы помочь ребёнку проявить и развить музыкальность?

Перед сном ребёнку можно спеть колыбельную, во время бодрствования петь различные потешки. На прогулке обратить внимание на звуки природы: пение птиц, журчание ручейка, шелест листьев и т. п.

Музыка может звучать фоном, когда ребёнок лепит, рисует.

Создайте дома свою фонотеку из произведений классических авторов, народной музыки, песен из любимых мультфильмов.

Если ребёнок хочет танцевать, то составьте ему пару: кружитесь в вальсе, как куклы, маршируйте, как деревянные солдатики, прыгайте, как весёлые клоуны.

Развивайте метроритмическое чувство : хлопайте в ладоши в такт музыке, притопывайте ногами.

Разговаривайте с ребёнком о музыке, о её характере, настроении, задавайте вопросы о содержании песни.

Интересуйтесь у ребёнка, какие песни он выучил в детском саду, попросите его научить вас этим песням. Устройте домашний концерт, пойте различными составами : соло, дуэт, трио и др.

Организуйте ребёнку дома музыкальный уголок, наполнив его различными музыкальными инструментами : маракас, треугольник, металлофон, дудочка и др.

Создайте мастерскую по изготовлению самодельных шумовых инструментов, ребёнок будет дорожить такой поделкой, сделанной собственными руками вместе с родителями.

Посещайте с ребёнком музыкальные концерты, спектакли.

Если у ребёнка не получается петь, музицировать, не расстраивайтесь, проявите своё терпение и ребёнок вас обязательно удивит своими музыкальными способностями.

Фонотека произведений:

Успокаивают, расслабляют :«Колыбельная» И. Брамса, «Аве Мария» Ф. Шуберта, «Свет луны» К. Дебюсси, сочинения Р. Шумана.

Снижают возбуждение: «Симфония» Й. Гайдна, «Лунная соната» и «Симфония ля-минор»Л. В. Бетховена.

Успокаивают перед сном: «Грезы» Р. Шумана, «Мелодия» К. В. Глюка, пьесы П. И.

Чайковского, «Пер Гюнт» Э. Грига.

Помогите своему ребёнку полюбить музыку!

Публикации по теме:

«Рисование нетрадиционными способами с детьми раннего возраста». Семинар-практикум для родителей«Рисование нетрадиционными способами с детьми раннего возраста». Семинар-практикум для родителей «Рисование нетрадиционными способами с детьми раннего возраста» Семинар-практикум для родителей. Цель: создание условия для повышения.

Фототчет «Семинар-практикум «Развитие творческой индивидуальности»Фототчет «Семинар-практикум «Развитие творческой индивидуальности» Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию фототчет о моем посещении окружного семинара- практикума "Развитие творческой индивидуальности:.

Консультация для родителей «Влияние игр с песком на развитие детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Влияние игр с песком на развитие детей дошкольного возраста» 11 июня день песочных построек на МААМ. Игры с песком относятся к любимым играм малышей. Они учат ребенка:- ориентироваться в окружающей.

Консультация для родителей «Влияние музыки на развитие ребенка» Консультация для родителеймузыкальный руководитель 1 кв. к. Иванова С. И. Влияние музыки на развитие ребенка. Музыка - одно из древнейших видов.

Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста через восприятие музыки Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста через восприятие музыки. Из всех видов искусства музыка обладает наибольшей.

Семинар-практикум для дошкольных работников «Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста» Цель: организация работы по обобщению опыта воспитателей и повышения уровня их компетенции. Форма проведения: семинар-практикум. Участники:.

Семинар-практикум «Основы православной культуры в воспитании детей дошкольного возраста» — фотоотчётСеминар-практикум «Основы православной культуры в воспитании детей дошкольного возраста» — фотоотчёт 23 марта на базе нашего детского сада был проведён семинар-практикум по теме "Основы православной культуры в воспитании детей дошкольного.

Семинар-практикум «Развитие речи и личности посредством сказкотерапии»Семинар-практикум «Развитие речи и личности посредством сказкотерапии» Я в этом году участвовала на районном семинар-практикуме "Развитие речи и личности через сказкотерапию". Решила поделиться с конспектом.

Семинар-практикум «Внедрение ФГОС по образовательным областям. Познавательное развитие» Форма проведения: Семинар – практикум. Цель: повысить компетентность педагогов МБДОУ в области знаний ФГОС ДО способствовать улучшению.

Семинар-практикум по внедрению ФГОС по образовательным областям. 2 блок «Социально-коммуникативное развитие» Форма проведения: Семинар – практикум. Цель: - повысить компетентность педагогов МБДОУ в области знаний ФГОС ДО способствовать улучшению.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум «Влияние музыки на развитие детей раннего возраста»
Опубликовано: 25 апреля 2020 в 16:04
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум «Влияние музыки на развитие детей раннего возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Ксения Бабочкина (УИ 217031) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД