Юлия Александровна Антюхова
Семинар-практикум для родителей «Учите ребёнка говорить правильно»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар - практикум
Тема: «Учите ребенка говорить правильно».
Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада встрече с вами. Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание. Сегодня наш разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека — речи.
Компасом собрания нам будут служить следующие строки.
Прекрасна речь, когда она, как ручеек,
Бежит среди камней чиста, нетороплива,
И ты готов внимать ее поток
Публикация «Семинар-практикум для родителей „Учите ребёнка говорить правильно“» размещена в разделах
И восклицать: — О, как же ты красива!
Е. Щукина
Всем известно, что ведущая роль в развитии ребенка принадлежит семье. Семья - это источник, который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром, дает ребенку первые знания и умения. «Для ребенка Вы являетесь образцом в речи, поскольку дети учатся речевому общению, подражая,
слушая, наблюдая за вами. Ваш ребенок будет говорить так, как
домашние. Вам, наверное, приходилось слышать: «Да он разговаривает точь-в-точь как его отец!»
(Логопед обращает внимание родителей на схему.)
Во время пребывания ребенка в детском саду мы (педагоги, дети и родители) составляем вот такой треугольник. Главной вершиной треугольника, конечно же, является ребенок. Его задача — познавая новое, открывать самого себя (что я могу, умею, на что я способен). Задача взрослых — помочь ему в этом нелегком деле. Что произойдет с трехногим табуретом, если подломится одна ножка? Он упадет! А как говорится в басне И. Крылова «Лебедь, Рак и Щука» : «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет, а выйдет из него не дело, только мука». Поэтому наши усилия необходимо объединить для того, чтобы ребенку хорошо жилось в его втором доме — в дошкольном учреждении, чтобы он всесторонне развивался. Поэтому я призываю вас к сотрудничеству, к взаимодействию. Только вместе, только совместными усилиями родителей и детского сада мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребенка.
Вам сегодня будут предложены несложные задания. Надеюсь, что вы примите в их выполнении активное участие.
Продолжите фразу: «Мой ребенок начал говорить.»
Логопед: Ваши ответы показали, что некоторые дети начали говорить в период с 2 до 3 лет. У этих ребят наблюдается некоторая задержка. Многие родители отметили, что их ребята начали говорить в возрасте от 8—9 месяцев до 1 года 2 мес. Это является физиологической нормой. Поздравляю вас.
Экспресс-интервью «Для чего нам нужна речь?»
Варианты ответов вывешиваются на магнитной доске
• общаться со сверстниками;
• благодарить любимых (маму, папу, дедушку, бабушку);
• оригинально выражать свои мысли;
• быть успешным в играх
• рассказывать прекрасные стихи;
• петь песни.
Рассмотрим стимулы речевого развития
Артикуляционная гимнастика - стимул речевого развития ребенка. Чтобы овладеть правильным звукопроизношением необходимо подготовить артикуляционные органы к постановке тех звуков, которые ребенок самостоятельно освоить не смог. И в этом нам помогают занятия артикуляционной гимнастикой.
Игра «Сказочка – указочка»
Заниматься гимнастикой для язычка необходимо перед зеркалом, чтобы ребенок видел свой зрительный образ.
Сейчас мы с вами познакомимся с элементами артикуляционной гимнастики.
Сказка о веселом язычке.
За алыми губами, за белыми зубами жил – был Веселый Язычок. Его домиком был рот. (язычок лежит на нижней губе, губы улыбаются так, чтобы хорошо были видны верхние зубы)
Каждое утро он просыпался, потягивался, широко открывал окошко и смотрел, какая погода: он смотрит на небо, ярко ли светит солнышко
(поднять кончик языка к верхней губе)
Посмотрел на землю – травушка – муравушка растет.
(опустить кончик языка вниз)
Посмотрел направо, налево (передвигать кончик языка из одного уголка рта в другой) и побежал делать зарядку: лег на коврик (широко распластанный язычок лежит на нижней губе)
Посмотрел на часы: который час (ритмичное перемещение кончика языка из одного уголка рта в другой)
Пора умываться:
Нужно почистить зубки (чистим зубы)
Привел язычок себя в порядок и сел завтракать.
Самовар кипит, просит чай всех пить
Чай горячий, подуем на него. (подуть на кончик языка)
Наелся блинов с вареньем, напился чаю. Спасибо. Все было очень вкусно!
Посмотрел Язычок на себя в зеркало и увидел, что губы выпачканы вареньем. Давайте оближем варенье с губ (широким язычком закрываем верхнюю губу и облизываем её сверху вниз).
И решил отправиться в зоопарк.
Вышел Язычок. Видит, стоит его любимая лошадка. (ехать на лошадке).
И вот приехал язычок в зоопарк и видит, что в пруду сидит кто-то огромный, как гора и рот широко открывает. Это был бегемот. Давайте превратимся в бегемотиков и будем широко открывать рот. (открыть рот как можно шире, удерживать его в таком положении до счета «5», потом закрыть рот. Повторить 3-4 раза).
Посмотрел язычок на бегемотиков и только хотел дальше отправится, как слышит: ква-а-а, ква-а-а. Это были… Правильно. Лягушки. Давайте изобразим, как лягушки улыбались (улыбнуться, показать сомкнутые зубки. Удерживать губы в таком положении до счета 5. Повторить 3-4 раза)
Идет язычок дальше. Ой кто это такой большой с длинным носом? Да это же …слон! Покажем какой у слона хобот (сомкнутые губы вытянуть вперед и удерживать в таком положении до счета 5)
Смотрит язычок на слона а тот стал набирать хоботом воду и поливать себя и слоненка (вытянуть губы вперед трубочкой и набирать водичку, слегка причмокивая при этом).
Полюбовался язычок слоном и пошел к другой клетке. А там никого нет, только длинный резиновый шланг валяется посередине. Но вдруг шланг пошевелился и язычок увидел, что это змея. Давайте изобразим змею (улыбнуться открыть рот высунуть язычок изо рта, затем спрятать)
Понаблюдал язычок за змейкой и решил возвратиться домой на своей любимой лошадке.
Занятия артикуляционной гимнастикой помогают:
• Улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию
• Улучшить подвижность артикуляционных органов
• Укрепить мышечную систему языка, губ, щек
• Научить ребенка удерживать определенную артикуляционную позу
• Подготовить ребенка к правильному произношению звуков
Еще одним стимулом речевого развития является речевое дыхание.
2. Речевое дыхание
Правильное речевое дыхание лежит в основе правильной речи малыша.
Поэтому необходимо обращать внимание на характер дыхания ребенка сейчас,
чтобы в будущем избежать проблем в развитии произношения.
Правильное речевое дыхание осуществляется через рот, вдох совершается быстро, затем следует пауза, а после – плавный медленный выдох.
Проявив изобретательность, Вы можете помочь ребенку выработать правильное речевое дыхание. Рекомендуем начать с простых и забавных игровых упражнений. Предложите ребенку:
• дуть через соломку в стакан с водой;
• надувать воздушные шары;
• дуть на разноцветные вертушки;
• играть на духовых музыкальных инструментах;
• пускать мыльные пузыри
• дуть на одуванчики весной
• дуть на ватный шарик.
• сдувать с руки осенний листочек.
При всех этих забавах главное контролировать правильность речевого дыхания : вдох должен осуществляться через нос, а выдох через рот.
Дайте ребенку маленькое зеркальце, желательно с ручкой, и предложите, глядя в него, сделать несколько простых предложений.
• Вдох и выдох через нос;
• Вдох и выдох через рот;
• Вдох через нос, выдох через рот;
• Вдох через рот, выдох через нос.
Очень интересно для детей «тянуть» гласные звуки на выдохе, при этом соревнуясь: «Кто дольше?». Можно петь гласные по отдельности, пропеть песню «В лесу родилась елочка на звук А» (пропеть с родителями, и в сочетании из гласных: АО, УЫ, ИЭ, ЭАУ, УОА и другие.
Только не забывайте напоминать ребенку, делать вдох носом и начинать «пение» на выдохе. Следите, чтобы ребенок не раздувал крыльев носа на вдохе и не поднимал слишком высоко плечи.
3. Следующим стимулом речевого развития ребенка являются пальчиковые игры, так как движения пальцев рук тесно связанны с речевой функцией и развитием мелкой моторики. Игры очень эмоциональны и увлекательны
Известно, что стимулируя развитие мелкой моторики рук, мы стимулируем развитие головного мозга ребенка, а также помогаем ему быстрее овладеть речью.
Пальчиковые игры способствуют совершенствованию лексической, грамматической и связной речи (умение вести диалог, рассказывать, пересказывать). Помогают преодолеть стеснительность, поверить в себя, формировать чувство собственного достоинства.
Пальчиковые игры - это самое простое, что можно провести с ребенком дома. Они не требуют специального оборудования.
Предлагаю вам поиграть вместе со мной в пальчиковую игру «Котик»
Пальчиковые игры можно проводить с предметами или игрушками. Очень полезна гимнастика с палочкой или карандашом трем между ладошками и с массажными мячиками. Главное, чтобы было задействовано как можно больше акупунктурных точек.
4. - Спасибо! До свидания!