Ирина Ямалиева
Семинар-практикум «Создание развивающей предметно-пространственной среды по нравственно-патриотическому воспитанию»
Семинар- практикум «Создание развивающей предметно-пространственной среды по нравственно-патриотическому воспитанию»
Цель: повысить образовательные, профессиональные, теоретические и практические знания педагогов по проблеме нравственно-патриотического воспитания дошкольников, систематизировать знания и умения педагогов по данной проблеме.
Задачи:
1 Повысить педагогическую компетентность педагогов по вопросам нравственно-патриотического воспитания.
Публикация «Семинар-практикум „Создание развивающей предметно-пространственной среды по нравственно-патриотическому воспитанию“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Оформление детских садов
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Семинар, практикум
- Темочки
2 Обобщить знания педагогов о формах и методах работы по патриотическому воспитанию.
3 Развивать познавательный интерес в педагогическом коллективе по данной проблеме;
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого — любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».
[Д. С. Лихачев
ЗАДАЧИ ВОСПИТАТЕЛЯ В РАЗВИТИИ ПАТРИОТИЗМА
Патриотические уголки в детском саду помогают зародить и развивать это чувство. Основные направления работы воспитателя по патриотическому воспитанию : воспитать толерантное отношение к другим народам и людям различных национальностей; сформировать духовно-нравственное отношение ребенка к семье, стране, природе родного края; воспитать у дошкольника чувство собственного достоинства. Развитие у дошкольников чувств патриотизма, гражданственности может быть успешным только в том случае, если воспитатель детского сада будет хорошо знать историю своего города, страны и сможет донести эти знания до ребенка.
ЦЕЛИ СОЗДАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО УГОЛКА
В современных условиях, когда происходят постоянные изменения в обществе, воспитание патриотических чувств – наиболее актуальное направление работы дошкольного учреждения с воспитанниками. Для полноценной реализации системы воспитания патриотизма у дошкольников в ДОО, развития их активности и познавательного интереса в этом направлении необходимо создать предметно-развивающую среду. Оформление патриотических уголков в детском саду, направленное на ознакомление детей с историей родного города, с государственными символами страны, с русскими народными промыслами, поможет педагогам в развитии у детей любви к Родине, к ее традициям и достижениям. Благодаря материалам, представленным в уголке, у детей развивается интерес и уважение к семье, труду людей, трудовым и гражданским подвигам известных людей города и страны.
ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО УГОЛКА
1. Принцип информативности (наличие и многообразие дидактического и информационного материала).
2. Принцип стабильности и динамичности (создание уголка на длительный срок, с регулярно вносимыми изменениями, в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения).
3. Принцип открытости (возможность добавлять необходимые элементы, а также убирать ненужные).
4. Принцип вариативности (совмещение нескольких блоков по патриотическому воспитанию в одной зоне).
5. Принцип интеграции (возможность использования материала во время образовательной деятельности в других областях).
«Создание развивающей предметно-пространственной среды по нравственно-патриотическому воспитанию»
В процессе патриотического воспитания у ребенка развиваются гуманные чувства, формируются этические представления, навыки культурного поведения, социально - общественные качества, уважение ко взрослым, ответственное отношение к выполнению поручений, умение дружно играть и трудиться, справедливо оценивать свои поступки и поступки других детей.
Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста,который формируется под влиянием образа жизни, воспитательной работы в семье и дошкольном учреждении.
Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
Направления, которые должны реализовываться систематически и планомерно во всех возрастных группах: «Семья», «Детский сад», «Родной город», «Родной край», «Знакомство с трудом взрослых», «Воспитание любви и уважения к защитникам Отечества», «Страна, ее столица, символика», «Права и обязанности».
примерное содержание оформление уголков на каждом возрастном периоде.
Младший дошкольный возраст Средний дошкольный возраст Старший дошкольный возраст
Содержание уголка:
альбомы: «Моя семья», «Наш детский сад», «Мой родной город»;
куклы (мальчик и девочка) в национальном костюме;
книги с русскими народными сказками, потешками, прибаутками по возрасту;
русские народные игрушки;
иллюстрации с изображением природы по временам года, животных наших лесов, растительный мир;
предметы декоративно-прикладного искусства (вышитые скатерти, полотенца, керамическая утварь, изделия из соломы, бересты);
альбомы или иллюстрации с изображением народных и государственных праздников. -государственная символика (флаг, герб, гимн);
портрет президента;
альбомы: «Моя семья», «Наш детский сад», «Я имею право», «Москва – столица России», «Наша армия», «Мой родной город»;
иллюстрации, фотографии с изображением народных и государственных праздников;
иллюстрации с изображением животных наших лесов, природы в разное время года; растительный мир России;
куклы (мальчик и девочка) в русском национальном костюме, куклы севера;
иллюстрации и альбомы с фотографиями с изображением памятников архитектуры, современных зданий родного города;
предметы декоративно-прикладного искусства и быт;
развивающие и дидактические игры;
книги с русскими народными сказками, потешками, прибаутками по возрасту;
картотека народных подвижных игр. государственная символика (флаг, герб, текст гимна) России, ЯНАО и Ноябрьска;
портрет президента;
карта страны, карта округа, глобус;
куклы в национальных костюмах, кукла Акань;
альбомы с архитектурными памятниками России, заповедниками;
альбомы: «Моя семья», «Наш детский сад», «Я имею право», «Москва – столица России», «Мой родной город», «День Победы», «Столица нашей Родины», «Наша армия родная», «Я помню! Я горжусь!», «Мои права», «Народный календарь», и др. ;
иллюстрации фотографии с изображением народных и государственных праздников, памятников архитектуры, современных зданий родного города, «Как жили люди на Руси»;
книги с русскими народными сказками, потешками, прибаутками, сказками и легендами севера;
различная познавательная и художественная литература;
конвенция о правах ребенка (в картинках);
иллюстрации с изображением природы по временам года, животных наших лесов, растительный мир;
генеалогические древа детей. Герб семьи;
кассеты с записью сказок и патриотических песен, познавательные видеофильмы и презентации;
предметы декоративно-прикладного искусства и быта;
развивающие игры. Картотека народных подвижных игр;
макеты (микрорайон, улица, архитектурные сооружения города);
красная книга России, гербарий;
- Наша планета земля – глобус, детская карта мира;
-календарь природы и инвентарь для ухода за растениями.
Особое значение приобретает совместная деятельность педагогов и родителей в сложном деле - воспитания патриотов. В уголке для родителей размещается информация по патриотической тематике, проводятся беседы, консультации, родительские собрания с предварительным анкетированием, экскурсии, акции, конкурсы, праздники, мастер –классы, выставки.
Родители стали не сторонними наблюдателями, а активными участниками педагогического процесса. Эффективность деятельности значительно выше, когда педагоги и родители являются партнерами, работая совместно и в одном направлении.
Для углубления представлений ребенка о семье и ее истории разработан проект «Моя семья», с помощью родителей оформили альбом «Моя семья, Родословное древо. Герб семьи»
Продолжая формировать интерес каждого ребенка к героям ВОВ оформили альбом «Мы помним! Мы гордимся!» Мы не забудем!», «Я помню! Я горжусь! Спасибо за мир!», и родители сделали Мемориал Победы «Никто не забыт! Ничто не забыто!»
С помощью родителей и детей в группе организовали мини – музей «Военная техника», «Бабушкин сундук» – это своеобразная машина времени. За считанные минуты дети вместе с педагогом могут совершить увлекательное путешествие не только в прошлое и день сегодняшний, но и заглянуть в будущее, сопоставить, сравнить события, предметы разных времен в условиях свободного досуга дети могут пополнять свои знания.
Я предлагаю всем участникам игры объединиться в две команды. За правильно выполненное задание команда получает часть пазла, который нужно будет собрать в единую картинку.
- Сейчас мы предлагаем поиграть.
Близ - опрос
1. Особый политический институт, который обеспечивает социальную защищенность населения, оборону и безопасность страны. (Государство)
2. Крупная территория, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом. (Страна) .
3. Символ государства, его суверенитета, прикрепленное к древку или шнуру полотнище установленных размеров и цветов, иногда с изображением герба, эмблемы. (Флаг.)
4. Каким законом устанавливается государственный флаг, герб, гимн Российской Федерации? (-Федеральным конституционным законом;.)
5. Как в старину называли дом? (Изба)
6. Один из православных праздников? (Пасха)
7. Короткая шутливая песенка? (Частушка)
8. Сверху пар, снизу пар шипит наш русский? (Самовар)
9. Игрушка, выточенная из деревянного бруска? (Матрешка)
10. Сдобный пшеничный хлеб? (Каравай)
11. Где хранился хлеб у крестьян? (Амбар)
«Ребусы»
Каждой команде даны конверты, в которых находятся по две карточки с ребусами. В ребусах зашифрованы слова-понятия, относящиеся к теме нашей деловой игры. Задача команд-участниц расшифровать эти ребусы, назвать зашифрованные слова.
«Бой пословиц».
Пожалуйста, возьмите в конверте карточку с заданием. Вам нужно восстановить пословицы.
1 команда.
Восстановите пословицы
Нет в мире краше когда над ней крыша одна.
Глупа та птица, будет Родина крепка.
Если дружба велика, которой свое гнездо не мило.
Семья сильна, хорошие дети растут.
В хорошей семье Родины нашей.
2 команда.
Восстановите пословицы
Человек без Родины, дороже всякого богатства.
В своем доме и счастье дорогу не забывает.
Народное братство что соловей без песни.
В семью, где лад, а в ленивом доме пусто.
В прилежном доме – густо стены помогают.
«Черный конверт».
Каждой команде дается черный конверт. Ваша задача: по описанию определить изображение какого предмета находится в черном конверте. Внимание! Вопрос!
1 команда.
В черном конверте находится символ русского быта, который долго служил признаком социального неравенства и мерой достатка в семье. В деревнях он передавался из поколения в поколение. С развитием промышленности каждый мог заказать его по каталогу или своему эскизу. На ярмарках их продавали по весу и сорту. Итак, это…. (Самовар).
2 команда.
Здесь лежит предмет, который является символом споров, горечи, печали, зла, из-за него начинались войны. Но это людей не останавливало, не отталкивало от этого предмета, а, наоборот, прельщало. Этот предмет встречается не только в сказках, но и в мифологии и в христианской легенде. Итак, это… (Яблоко)
Рефлексия «Всё в наших руках»
Ведущий. У вас на столах лежит куб. На основании проведенной игры, предлагаю Вам выбрать и записать на гранях куба, что Вы считаете самым важным в воспитании нравственно-патриотических чувств у дошкольников.
Возьмите их в руки. Мы видим, что куб сам по себе не держится, а только благодаря нашим рукам.
«Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной». А. С. Макаренко
Притча. «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?». А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвляю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках». И действительно! всё в наших руках, не бойтесь творить, искать что-то новое, познавать неизвестное. Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей тоже в Ваших руках!