Елена Леонова
Проект «Организация развивающей предметно-пространственной среды по духовно-нравственному воспитанию»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : творческий, практико-ориентированный.
По количеству участников: групповой
Длительность проекта : среднесрочный (3 месяца)
Участники проекта : педагоги, дети подготовительной к школе группы, родители.
Автор проекта : Леонова Е. В.
Проблема: необходимость усовершенствования развивающей предметно-пространственной и образовательной среды группы для приобщения детей дошкольного возраста к духовно–нравственным ценностям.
Публикация «Проект „Организация развивающей предметно-пространственной среды по духовно-нравственному воспитанию“» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Проекты, проектная деятельность
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2019
Актуальность проекта : духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста– одна из сложнейших и актуальных проблем на сегодняшний день, которая должна решаться педагогами и родителями. Духовно-нравственное воспитание обеспечивает целостность и гибкость воспитательных воздействий взрослых на детей в различных ситуациях их общения, а также общения детей друг с другом. Оно предполагает формирование у ребенка целостного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоничное развитие личности ребенка.
Основой духовно-нравственного воспитания является культура семьи, общества и образовательного учреждения – той среды, в которой происходит развитие и становление, в которой живет ребенок. Культура – это система ценностей, закрепленная в традициях. Она необходима для поиска высших ценностей и для удовлетворения духовных потребностей.
В детстве закладываются основы личности: начальное мировоззрение, понятия добра, зла, формируется реакция на поступки людей, свое поведение. Дети приобретают начальный опыт поведения, отношений в коллективе, отношений к вещам, природе, людям. Они усваивают самые главные нравственные нормы. Формируется любовь к Родине, уважение к взрослым, бережное отношение к предметам и всему окружающему : к результатам своего труда, труда других, желание помогать и многие другие. Большинство этих качеств и являются фундаментом общей духовности человека.
Для детей дошкольного возраста важное значение имеет окружающая среда. Организация развивающей предметно – пространственной среды – это :
- создание благоприятных условий развития детей;
- обогащение духовно-нравственного опыта ребенка;
- формирование чувства сопричастности окружающей действительности;
- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей.
С целью наиболее полного погружения дошкольников в данную тему педагоги создают условия для включения детей в разнообразные виды деятельности.
Цель проекта : создать условия для приобщения детей дошкольного возраста к духовно–нравственным ценностям.
Задачи проекта :
изучить новые подходы в организации развивающей предметно - пространственной среды, обеспечивающей развитие дошкольников по теме «Духовно-нравственное воспитание»
обогатить развивающую среду, способствующую развитию детей в совместной и самостоятельной деятельности по теме «Духовно-нравственное воспитание детей» с учетом их потребностей и интересов;
создать условия для обеспечения разных видов деятельности дошкольников;
организовать единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;
вовлечь родителей в процесс создания образовательного пространства группы по теме «Духовно-нравственное воспитание детей»
Ожидаемые результаты проекта.
Создание пространства, удовлетворяющего потребностям для духовно-нравственного развития детей; актуального, ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка.
Разнообразие предметного содержания, доступность и удобство размещения материалов.
Возможность приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности.
Вовлечение семьи в работу по созданию комфортной развивающей предметно-пространственной среды для духовно-нравственного развития детей.
Этапы проекта.
1. Организационный этап
• Разработка проекта.
• Постановка цели и задач.
• Подбор информационного материала по теме (стихи, иллюстрации, художественная литература).
• Подбор дидактического материала, наглядных пособий (альбомы для рассматривания, картины, настольные, дидактические игры).
• Консультация для родителей «Духовно-нравственное воспитание детей в семье»
2. Основной этап.
Реализация проекта.
Центр краеведения «Знатоки».
Содержание.
- Куклы в национальных костюмах
- Тематические альбомы: фотоальбомы «Семья», «Путешествие по родному городу», «Наш детский сад», «Праздники дома и в детском саду»
- Тематические папки «Наша страна Россия»; предметы искусства родного города и других регионов России; предметы одежды и быта народов России; - Традиции, обычаи и фольклор народов России
- Флаг, герб и другая символика России и родного города
- Дидактические игры
- Образцы национальных орнаментов
Мини – музеи:
• «Русская изба»
• «Мир природы»
• «Музыкальные инструменты»
• «Игрушка – забава»
• «В гостях у сказки»
• «Кукла – оберег»
• «Русский национальный костюм».
Взаимодействие с семьей.
- Создание тематических альбомов (предоставление фотографий)
- Пошив национальных костюмов для кукол
- Предоставление предметов для мини-музеев
Центр книги «Юный книголюб».
Содержание.
- Библиотека, где находятся русские народные сказки и сказки народов России
- Рассказы о природе, животных
- Былины о богатырях
- Рассказы о Великой Отечественной войне
- Журналы
- Картотека пословиц, поговорок о семье, дружбе, добре и зле, труде, Родине, смелости, отваге
- Портреты писателей и художников-иллюстраторов
- Открытки для рассматривания по произведениям
- Рисунки по произведениям
Взаимодействие с семьей.
- Создание альбома с рисунками по художественным произведениям
Центр экологии «Юные экологи».
- Комнатные растения, паспорта растений
- Книги экологической направленности
- Иллюстрации растений и животных Красной Книги
- Дидактические игры: «На дереве- на земле», «Домашние и дикие животные», «Животные и детеныши», «Подбери лист к дереву», «Муравейник и его обитатели», «Весенние цветы», «День-ночь», «Времена года»
- Оборудование для ухода за растениями
Взаимодействие с семьей.
- Создание презентации «Берегите природу».
Игровой центр «Игралочка».
Игры:
- «Мы-строители»
- «Автомобилисты»
- «Больница-Поликлиника-Скорая помощь-Ветлечебница»
- «Моя семья»
- «Военно-патриотических игр»
Взаимодействие с семьей.
- Изготовление атрибутов к с/р играм.
3. Заключительный этап
Открытый показ для родителей с/р игры «Путешествие на корабле»
Цель: формировать игровые умения, обеспечивающие самостоятельную сюжетную игру детей.
Задачи: формировать у детей умение творчески развивать сюжет, объединять несколько сюжетов одним содержанием, используя накопленный личный опыт о жизни и труде людей, закрепить знания о профессиях взрослых на корабле;
закрепить умение брать на себя роль в соответствии с сюжетом игры;
учить создавать необходимые постройки, пользоваться предметами – заместителями, понимать воображаемую ситуацию и действовать в соответствии с ней;
развивать умение принимать разные социальные роли и действовать в соответствии с общим игровым замыслом;
развивать речевое общение и ролевое взаимодействие, расширять и обогащать словарный запас;
формировать положительные взаимоотношения между детьми в процессе игры;
воспитывать культуру поведения; уважение к труду взрослых.
Предварительная работа :
беседы «О морях и кораблях»; «Профессии на корабле», чтение глав из книги Б. Житкова «Что я видел?» («Пароход»); просмотр презентации «Путешествие на корабле»; изготовление атрибутов; слушание песни «Бескозырка»; дидактическая игра «Что нужно моряку?»; продуктивная д-ть: лепка из соленого теста продуктов питания; строительные игры; рассматривание энциклопедий; строительные игры.
Роли: капитан, рулевой, матросы. кок.
Оборудование и атрибуты:
телевизор, ноутбук, презентация «Морские просторы» (для фона);
мягкие модули, крупный строитель, бинокль, штурвал, канат, бескозырки, гюйсы, тельняшки, форма для кока, якорь, посуда, муляжи продуктов, флаг России.
Результат проекта.
Обогащение развивающей среды, способствующей развитию детей в совместной и самостоятельной деятельности по теме «Духовно-нравственное воспитание детей» с учетом их потребностей и интересов; создание условий для обеспечения разных видов деятельности детей; организация единства подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.