Елена Полуказакова
Семинар-практикум с педагогами «Формирование основ безопасности детей в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Ни для никого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан - маленьких людей. Пока ребенок маленький, взрослые более или менее спокойны: они помогут ребенку, подстрахуют, предупредят, не допустят… Но скоро, очень скоро наступит момент в жизни семьи, когда ребенка надо будет начать отпускать от себя. Готов ли ребенок к самостоятельным шагам? Сможет ли защитить себя, избежать опасностей? Об этом надо думать и заботиться уже сейчас, пока ребенок рядом с нами, взрослыми. Задача нас педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Опыт работы показывает, что помочь себе в трудной ситуации может лишь тот, получит необходимые знания о существующих опасностях, научится их своевременно распознавать, обходить стороной, сдерживать и уменьшать. Правильно говорили в старину: берегись бед, пока их нет.
Публикация «Семинар-практикум с педагогами „Формирование основ безопасности детей в ДОУ“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы жизнедеятельности, здорового образа жизни. Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому на взрослого человека возложена миссия защиты своего ребенка.
Исследователи отмечают, что преимущество дошкольников в обучении персональной безопасности состоит в том, что они любят правила и целиком придерживаются их. Если правила кем-то забываются, отклоняются, то малыш мгновенно реагирует на это. Стремление ребенка этого возраста к логичности поможет взрослым обучить его правилам безопасности.
К. Д. Ушинский писал, что «образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха и, давая возможность измерить опасность и определить её последствия, уменьшает напряженность страха ввиду этих опасностей». Работа эта должна входить во все разделы и направления программы воспитания в детском саду:
• Организованные формы обучения на занятиях
• Совместную деятельность взрослого и ребенка
• Самостоятельную деятельность ребенка
• Воспитание навыков поведения
• Ознакомление с окружающим
• Развитие речи
• Художественную литературу
• Конструирование
• Изобразительное искусство
• Игру
Современные исследователи констатируют низкий уровень адаптированности дошкольников к нормальным социальным условиям, высокий уровень тревожности, наличие в той или иной мере выраженного деструктивного внутриличностного конфликта, отсутствие эмоционального благополучия. Всё это приводит к нарушению закономерностей развития самосознания, проблемам во взаимодействии со сверстниками, обострению проблем общения в семье.
Потребность в безопасности - одна из базовых потребностей человека, основная и доминирующая потребность ребенка, депривация которой может затормозить или деформировать его дальнейшее развитие.
Задача взрослых - помочь сформировать у детей сознательное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, приобрести первичные знания и умения распознавать и оценивать опасные ситуации, определять способы защиты от них.
Как же нам взрослым известные и понятные знания сделать доступными и интересными для детей? Нам, взрослым, достаточно прочитать, услышать, чтобы усвоить полученную информацию, а детям необходимы ежедневные упражнения, повторения, закрепление знаний. Эффективным методом работы является игра. Играя, дети лучше и быстрее усваивают новый материал. Положительные эмоции, которые присутствуют в игровой деятельности, помогают детям справляться со своими комплексами, учат размышлять, анализировать свое поведение и поведение окружающих, быть внимательнее и терпимее друг к другу. И потому, одна из основных форм работы по безопасности – игровая деятельность.
Мастер-класс – «Игровая деятельность по формированию основ безопасности в ДОУ» - Ильина А. Н.
Презентация книжки-малышки «Азбука безопасности»
Исследователями доказано, что целый ряд составляющих культуры безопасности может быть сформирован только в семье или не может быть сформирован без участия семьи. Без продуктивного взаимодействия двух основных институтов социализации не может быть обеспечено полноценное развитие дошкольников в данном направлении (И. В. Бестуже-Лада, Т. А. Маркова, А. Г. Харчев, Е. С. Бабаунова, Т. И. Бабаева, Н. Ф. Голованова, С. А. Козлова, Д. Баумрид, П. Статмэн и др.)
Викторина.
1 конкурс «Блиц вопросы»
Вопросы первой команде
-Номер телефона пожарной службы?
Кто самый внимательный на пляже?
Если в квартире начался пожар, что следует предпринять?
Вопросы 2 команде
-Как называется специальная одежда пожарного?
-Что нужно делать, если в воде свело ногу?
-Какой сигнал светофора включается со всех сторон?
-Какие бывают виды огнетушителя?
2 конкурс «Кроссворд»?
1. Автомобиль с оплатой по счётчику?
2. Гусеничная сельскохозяйственная машина
3. Световое сигнальное устройство на перекрестке
4. Быстрота движения автомобиля
5. Сердце машины
6. Край дороги
7. Место движения транспорта
8. Фонарь в передней части автомобиля
9. Многоместный автомобиль для перевозки пассажиров.
10. Место, предназначенное для движения пешеходов.
11. «Одежда» для колеса.
3 задание. «Ах, эти сказки».
- В каких сказках говорится о том, что опасно оставлять ребенка без присмотра
(«Колобок», «Гуси – лебеди», «Кошкин дом», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и т. д.)
-В каких сказках показано, что случается, если маленький герой сбежит в неизвестном место («Колобок», «Буратино»)
Назовите автора и произведение по отрывкам.
1 команда.
«Море пламенем горит, выбежал из моря кит,
Эй пожарные, бегите, помогите, помогите!» (К. Чуковский «Путаница»)
«И вдруг заголосил: «Пожар! Горим! Горим!
С треском, щелканьем и громом, встал огонь над новым домом!
Озирается кругом, машет красным рукавом» (С. Маршак «Кошкин дом»)
2 команда.
«Что за дым над головой? Что за гром над мостовой?
Дом пылает за углом. Что за мрак стоит кругом?
Ставит лестницы команда, от огня спасает дом» (С. Михалков «Дядя Степа»)
«С дымом мешается облако пыли. Мчатся пожарные автомобили,
Щелкают звонко, тревожно свистят. Медные каски рядами блестят» (С. Маршак «Рассказ о неизвестном герои»)
Релаксация.
Завершить наш семинар-практикум мне хочется словами.
Философы говорят, что "жизнь измеряется не количеством прожитых дней, месяцев, лет, а яркими, запоминающимися событиями, впечатлениями от них" уверена, что эмоциональная память сохранит атмосферу нашего семинара. Спасибо вам! Берегите себя и своих близких.
Безопасности формула есть :
Надо видеть, предвидеть, учесть.
По возможности бед избежать,
А где надо – на помощь позвать.