Светлана Гончарук
Семинар практикум с элементами тренинга с педагогами «Развитие толерантных навыков педагогов ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовили:
педагоги – психологи Мурзина О. П.
педагог - психолог Гончарук С. Ю.
Цель: создание условий для формирования у педагогов навыков толерантного поведения.
Задачи:
познакомить с понятием “толерантность”;
показать, что толерантность к себе и толерантность к другим взаимосвязаны;
помочь педагогам внимательно относиться детям, имеющим статус ОВЗ; понимать и принимать их особенности.
Публикация «Семинар практикум с элементами тренинга с педагогами „Развитие толерантных навыков педагогов ДОУ“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Семинар, практикум
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
Оборудование: музыка для игр, колонка, бумага белая и цветная, карандаши, ручки, булавки, игрушка «Сердце», грецкие орехи, мешочек, наушники, ленты.
ХОД:
О. П. : Уважаемые коллеги! Сегодня мы с вами станем участниками тренинга толерантности. Давайте поприветствуем друг друга в форме игры.
1. Упражнение «Приветствие».
Задача упражнения: познакомиться с приветствиями в разных культурах и сломать стереотипные формы поведения.
Необходимое время: 5 минут.
Участники двигаются хаотично по помещению, играет музыка, как только музыка остановилась, ведущий зачитывает приветствия из разных стран:
сложить руки (как в "молитве") на уровне груди и поклониться (Япония);
потереться носами (Новая Зеландия);
пожать друг другу руки, стоя на большом расстоянии друг от друга (Великобритания);
крепко обняться и три раза поцеловать друг друга в щеки (Россия)
показать язык (Тибет);
очень крепко пожать друг другу руки, стоя близко друг к другу (Германия);
обняться и поцеловать в щеки четыре раза по очереди (Франция).
Обсуждение упражнения:
1. Какую роль играют приветствия в нашей жизни?
2. Было ли трудно здороваться каким-то способом?
3. Показались ли какие-то из приветствий смешными?
4. Как бы отреагировали люди из этих стран на ваши приветствия?
Е. В. :2. Мы предлагаем вам немного отвлечься от возможных рабочих и семейных забот, и настроиться на процесс общения, выполнив ряд незатейливых заданий:
- Скажите «здравствуйте!» все кто пришел сегодня на встречу.
- Хлопните три раза в ладоши те, у кого есть замечательные дочки.
- Хлопните три раза по коленкам те, прекрасные сыночки.
- Топните три раза те, у кого когда-либо возникали проблемы в воспитании детей.
- Скажите «У-у-у». Кто хоть раз в жизни не знал, как поступить со своим ребенком/воспитанником;
- Приложите руку к сердцу, кто готов что-то изменить в себе ради воспитания счастливого, здорового ребенка.
С. Ю. : 5. Игра «Орехи» (Ю. Зарипова)
Задачи: осознание и принятие собственной уникальности и неповторимости каждого.
Количество орехов должно соответствовать числу участников. Каждый берет себе один орех. Задание: в течение 1 минуты рассмотреть свой орех и запомнить его особенности. Затем все орехи перемешиваются. После этого каждый пытаетесь найти свой.
Обсуждение
Ведущий. Что помогло найти свой орех? В толпе все люди одинаковые, как орехи, когда они лежали вместе. Чтобы увидеть человека, нужно потратить время, присмотреться к нему. О ценности ореха судят по тому, что у него внутри. Он может быть зрелым, зеленым, гнилым, пустым, хорошим. Поэтому нельзя судить о человеке только по его внешнему виду. «Встречают по одежке, провожают по уму». У ореха очень жесткая скорлупа. Она нужна, чтобы защитить нежное ядро. Многие люди тоже часто прячутся в скорлупу, чтобы чувствовать себя в безопасности. Они не могут сразу открыться. Для этого должно пройти время.
Мы выяснили, что каждый человек – это уникальная и неповторимая личность, одна –единственная в своём роде. Поэтому мы должны бережно, с любовью и уважением относиться к себе и окружающим, дорожить своей жизнью и жизнью каждого человека, принимать себя и других такими, какие мы есть, то есть относиться к себе и другим с терпимостью.
О. П. : 6. Беседа о понятии «Толерантность».
В переводе с латинского языка ТОЛЕРАНТНОСТЬ (tolerantia) означает ТЕРПЕНИЕ.
Это морально–нравственное качество личности, характеризующееся способностью человека принимать другого человека во всём его многообразии, признавать индивидуальность, уважать свои и чужие мнения и взгляды. Толерантность выражается в стремлении достичь взаимопонимания и согласия в процессе общения методами разъяснения и убеждения.
Е. В. : 7. Упражнение «Сердце» Особенно важна толерантная культура в профессиональной деятельности педагога.
Вам необходимо будет передавать Сердце по кругу друг другу, при этом описывая по одному слову толерантную личность :
• Сотрудничество, партнерство.
• Готовность мириться с мнением другого человека.
• Уважение чувства человеческого достоинства.
• Уважение прав других.
• Принятие другого таким, какой он есть.
• Способность поставить себя на место другого.
• Уважение права быть другим.
• Признание многообразия людей, мнений, религий и т. д.
• Признание равенства других.
• Терпимость к чужим мнениям, верованиям и поведению.
• Отказ от насилия и жестокости по отношению друг к другу.
• Доброжелательность
Мы надеемся, что все или большинство из этих качеств есть у вас.
С. Ю. : 8. Знакомство с понятием интолерантность.
Интолерантность (нетерпения) противоположность толерантности.
Интолерантность основывается на убеждении, что моя система взглядов, мой образ жизни, группа, к которой я принадлежу, стоят выше остальных. Как видно, это неприятие другого человека только за то, что он выглядит, думает, поступает иначе, что он иначе существует. Нетерпимость достаточно консервативна, она стремится подавлять всё, что не вписывается в установленные рамки. Диапазон её результатов достаточно широкий. Это и обычная невежественность, и пренебрежительное отношение к окружающим, и умышленное унижение людей.
Проявления нетерпимости:
• оскорбления, насмешки, выражение пренебрежения;
• игнорирование (отказ в беседе, в признании);
• негативные стереотипы, предубеждения, предрассудки.
поиск врага (перенос вины за свои проблемы на других людей,
- преследование, запугивание, угрозы,
- дискриминация,
О. П. : 9. Упражнение «Почувствуй себя другим…»
А сейчас, мы предлагаем вам поделиться на три подгруппы (по цвету визиток). Из каждой подгруппы выбирается один участник, для того, чтобы изобразить ребенка с ОВЗ ( например: ДЦП, слабослышаший, слабовидящий). Педагогам, изображающим детей с ОВЗ, дополнительно добавить: слабослышашему-наушники (с включенной музыкой, чтоб он ничего не слышал, слабовидящему – повязку на глаза, дцп – связать руки и ноги. Задание в каждой подгруппе: остальным педагогам нужно помочь «ребенку» выполнить задание. Нарисовать, слепить и т. п.
Примерные вопросы для обсуждения:
- Что вы чувствовали, когда были лишены возможности (слышать, видеть, нормально двигаться?
- Какие трудности возникли при объяснении и выполнении задания?
С. Ю. : 10. Упражнение-демонстрация «Влияние слова на человека»
Оборудование: стакан с чистой водой, соль, перец, горстка земли.
Психолог. Возьмем стакан воды. Представим, что это человеческая душа – чистая, простая, наивная, способная впитывать в себя все и хорошее, и плохое.
Соль – грубые, соленые слова;
Перец – жгучие, обидные слова;
Ком земли – невнимательность, безразличие, игнорирование.
Когда мы это все смешаем – получим состояние человека. Сколько пройдет времени, пока все осядет, забудется? А стоит только легонько взболтать – и все поднимется на поверхность. А это стрессы, неврозы.
Обсуждение
– Какие чувства у вас возникли во время этого упражнения-демонстрации?
Вывод. Когда мы с кем-то ссоримся и говорим что-то неприятное, мы оставляем в душе человека негативные следы. И не имеет значения, сколько раз мы потом попросим прощения. Словесные раны причинят такую же боль, как и физические. Поэтому свою терпимость, понимание мы можем проявлять по-разному: спокойно, выдержанно, доброжелательно, то есть толерантно.
О. П. : 11. Предлагаем вам пофантазировать и создать эмблему толерантности, которая могла бы печататься на обложках тетрадей, баннерах, буклетах.
Е. В. : 12. Притча про ангела.
13. раздать подарки - «Банк доброты»
О. П. :14. Подходит к концу наша встреча.
Выдержка и терпение приводят к положительным результатам. Будьте терпеливыми, спокойными, внимательными к своим детям. Любите своих детей, радуйтесь их открытиям, проживайте вместе с ними прекрасное время.
Надо взять с собой:
Орехи
Сердце
Косынку завязать глаза
Веревку или ремень завязать руки
Бумагу для упражнения «Почувствуй себя другим…» (3 листа)
Бумагу для эмблем толерантности (3 листа)
Стакан, воду, соль, перец, землю
Наушники
Фломастеры
Музыку - для притчи (спокойную)
Музыку - для упражнения «карусель» (веселую)
Лист регистрации
Тетрадку-книга отзывов, фотоаппарат