Марина Мельничук
Семинар-практикум «Развитие профессиональной направленности педагогов ДОО»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: рассмотрение понятия «педагогическая направленность», самодиагностика развития профессионально важных качеств, осознание истинных мотивов любой профессиональной деятельности, которые определяют ее успешность.
Для педагога профессиональная направленность является одной из основных составляющих его успешной педагогической деятельности. Под профессиональной направленностью личности понимается изменение иерархии мотивов при сохранении ориентации субъекта на определенный вид профессиональной деятельности (Е. А. Климов) Профессиональная направленность выражается в избирательном отношении к профессии, обусловленном устойчивыми интересами и склонностями, соответствующими способностями и формирующуюся в процессе её жизнедеятельности (Н. К. Котиленков). Профессионально-педагогическая направленность является неотъемлемой частью личности педагога, а также связующей составляющей его профессионального мастерства. Сформированная профессиональная направленность во многом определяет успешность профессиональной деятельности, а также оказывает влияние на всю жизненную стратегию личности.
Публикация «Семинар-практикум „Развитие профессиональной направленности педагогов ДОО“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
В научной литературе выделяют следующие компоненты профессиональной направленности : мотивы, ценностные ориентации, профессиональная позиция, социально-профессиональный статус.
Среди компонентов профессионально-педагогической направленности личности Л. М. Митина выделяет такие как:
1) направленность на детей (потребность общаться с ними; проявление своего эмоционального отношения, восприятие общения с детьми);
2) направленность на себя (стремление совершенствоваться и самореализовываться в педагогической профессии);
3) направленность на предметную сторону профессии (представления о профессии, восприятие себя в профессии).
Цель работы по сопровождению развития профессиональной направленности педагогов детского сада : помощь в поддержании позитивных установок на педагогическую деятельность, изменение представления о роли педагога в ее функциональных и социальных аспектах; снижение эмоционального напряжения, тревожности, как характеристик низкого уровня профессиональной направленности.
Задачи работы:
- способствовать совершенствованию у педагогов аналитических, коммуникативных, интерпретационных, проектированных, прогностических и других педагогических умений и рефлексивных способностей;
- формировать представления о путях и средствах совершенствования педагогом своего мастерства;
- помогать проявлению навыков эффективного взаимодействия с другими людьми;
- совершенствовать умения применять отношения творческого сотрудничества, как с детьми, так и с коллегами по работе;
Формы работы могут быть следующие: педагогический тренинг; деловые игры; семинары; практикумы.
Профессиональный рост педагогов - это и личностный рост. Исходя из этого, предлагаю вам прежде всего определить личностную "Я-концепцию", а после сформулировать профессиональную "Я-концепцию" с помощью упражнения «Я — реальный, Я — идеальный» (выяснение собственного принятия). Подчеркните качества, которые вы больше всего цените в других людях. Впишите в столбец «Я — реальный» из каждой графы по три качества, которыми вы, на ваш взгляд, обладаете. Время работы — 10–15 минут (cм. табл.).
Я — идеальный Я — реальный
В общении В деле В душе
Вежливость Аккуратность Справедливость
Доброжелательность Ответственность Принципиальность
Искренность Инициативность Самокритичность
Уравновешенность Порядочность Милосердие
Отзывчивость Самостоятельность Бесстрашие
Обаятельность Добросовестность Честность
Тактичность Вдумчивость Великодушие
Терпимость Трудолюбие Сочувствие
Щедрость Целеустремленность Доброта
Далее оцените свои личностные особенности глазами других людей (близких, друзей, коллег) ("Мое отраженное "Я").
Какие трудности вызвало выполнение этого задание? Какие из этих качеств являются профессионально важными для педагога? При необходимости дополните этот список.
Для того, чтобы разобраться в себе, понять мотивы своей профессиональной деятельности и увидеть ее новые грани, предлагаю Упражнение «Хочу – не хочу, но делаю…».
Участникам предлагается на отдельных листах написать: • Три вещи (это могут быть обязанности, занятия, развлечения, дела и т. п., которые вам хотелось бы делать чаще. • Три вещи, которые вам хотелось бы перестать делать в той мере, в которой вы их делаете, или же вовсе не делать. • Теперь объясните, почему вы не делаете достаточно первого и делаете слишком много второго. По итогам данного упражнения происходит обсуждение того, что вызвало затруднение со стороны участников.
Упражнение «Перекрестный допрос»
Цель: осознание истинных мотивов любой профессиональной деятельности, которые определяют ее успешность.
Для чего мы работаем? Какие потребности мы удовлетворяем с помощью работы? Запишите пять важнейших для вас. Зачеркните ту, без которой, в крайнем случае, можете обойтись; потом еще одну. И так до тех пор, пока не останется единственная — самая важная для вас.
Все потребности заслуживают не только внимания и уважения, но и осознания. Это возможно с помощью цепочки вопросов, которые задают одному остальные участники тренинга. Например, утверждение, что педагог или психолог работает ради зарплаты, может вызвать такие вопросы: почему именно в детском саду, если есть масса более денежных мест? Устраивает ли вас зарплата? Если человек говорит, что ему нравится работать с детьми, можно уточнить, что именно нравится: какие грани работы он считает привлекательными? Есть ли негативные моменты? У человека, который главным мотивом работы называет самореализацию, можно поинтересоваться, в чем именно заключается эта самореализация. От участника, который подвергается перекрестному допросу, требуется мужество и честность.
Возможные вопросы для обсуждения: Приходилось ли вам задавать себе эти вопросы? Какие вопросы были самыми трудными? Трудно ли было отвечать на вопросы? Какой вопрос не был задан? Готовы ли участники тренинга сами ответить на задаваемые ими вопросы?
Поведение и состояние педагога во многом определяется уровнем развития его профессионального самосознания. Если говорить о педагогах, то педагог, обладающий таким параметром как направленность на профессию и организованность направлен не только на себя, но, по большей части, на других. Такой педагог чувствует себя внутренне более уверенным и спокойным, и испытания себя, подкрепленные знаниями, значительно повышают уверенность в себе, удовлетворенность собой, своим делом.
Работа с ситуациями (определение уровней профессионального самосознания педагога)
Игорь Вачков рассматривает следующие уровни профессионального самосознания педагога.
Регулятивно-прагматический уровень — низший уровень профессионального самосознания, который характеризуется только прагматическими, ситуационными аспектами и регулятивной функцией.
Эгоцентрический уровень — профессиональное самосознание ограничено стремлением к достижению личных целей: преимуществ, привилегий, признания. Воспитанники таким педагогом рассматриваются как факторы, способствующие самоактуализации («хорошие», «удобные для меня», препятствующие ей («плохие», «неудобные для меня», или индифферентные («не мешающие мне»).
Детский реабилитационный центр. Чтобы дети с проблемами в здоровье не отстали от школьной программы, каждый день с ними индивидуально занимаются учителя-предметники. Педагог, вдохновленный присутствием психолога, решает поразить его своим умением играть на струнах детской души.
— Вот Саня, наш самый лучший мальчик. Никто не посмеет сказать, что ты плохой. Я-то знаю, какой ты есть…
Крупный угловатый восьмиклассник бледнеет и уменьшается в размерах.
— Саня, у тебя сегодня настроения нет? Давай я поставлю тебе пять, чтобы поднять настроение. Поставлю пять — будешь работать, да? (Восхищенная педагогической находкой, смотрит на меня, ожидая одобрения.)
Саня покрывается пятнами и втягивает голову в плечи.
— Ну Саня, ты опять сидишь, — зависает над скукожившимся Саней всей тушей, почти наваливается на него (наверно, что-то слышала о важности тактильного контакта с учеником).
— Если я тебя ударю… Мне так хочется тебе по рукам дать… (Подмигивает мне, мол, понимаю, что нельзя, не боись, психолог) Ты капризничать не будешь? Ты получил пять, так и веди себя на пятерку. (В голосе раздражение от того, что ее тонкий прием не сработал.)
Саня в полной прострации — похоже, нетипичное поведение обезвредило его надолго. Интересно, как проходит урок без посторонних?
— Ну как? — самодовольно интересуется моей реакцией дама после урока.
Я чувствую себя Саней. Педагог благосклонно кивает и покидает класс в уверенности, что мое молчание вызвано сильным впечатлением от урока. Она права.
Валентина Алексеевна любила минуты урока перед началом опроса. Она не торопясь открывала классный журнал и медленно опускалась взглядом сверху вниз по списку фамилий. Она делала это всегда, хотя всегда знала еще до урока, кого вызовет отвечать. Она делала вид, что раздумывает, сомневается, проводя пальцем по списку. Стоило ей остановить движение руки, как класс замирал. Тогда Валентина Алексеевна поднимала голову и видела, кто готов сегодня отвечать, а кто — нет. Лишь три месяца назад стала она классным руководителем у этих ребят, сменив уехавшую в другой город Марину Михайловну, которую дети очень любили, но уже успела неплохо, по ее мнению, изучить их. Вот Петров, взъерошив волосы, лихорадочно листает учебник, что-то бормочет под нос. Знает, но не вполне уверен. Отличница Семенова спокойно и внимательно смотрит на учителя, ожидая ее решения. Эта-то ответит блестяще. А Скворцова? Сидит как статуя, глаза опустила. На столе у нее не видно ни учебника, ни тетради. Не нравится она Валентине Алексеевне в последнее время, ох не нравится — на «тройки» сползла.
— Скворцова!
Девочка вздрагивает, но продолжает сидеть.
— Скворцова, встань, сделай милость, я ведь с тобой разговариваю!
Девочка неохотно поднимается.
— Я не готова, — говорит чуть слышно.
— Ты можешь не бурчать себе под нос, а говорить внятно?
— Я не выучила урок. Простите.
— А какой урок — ты хоть знаешь? — ехидно интересуется Валентина Алексеевна. — Что было на сегодня задано? И об этом в полном неведении?
В классе почему-то поднимается шум. Несколько человек пытаются что-то сказать с места. Вот этого Валентина Алексеевна не любит больше всего.
— Я вам слова не давала! Я говорю со Скворцовой. Остальных прошу молчать! — В голосе учителя уже явственно звучит раздражение. Призвав класс к тишине, она снова поворачивается к Скворцовой: — Ну конечно, мы стали взрослыми. Нам ни к чему выполнять домашние задания. Посмотри, Скворцова, что у тебя в журнале. Ведь ты без пяти минут двоечница. Хочешь составить компанию Матькину и Голышеву?
— А причем здесь мы? — возмутился, вскакивая со своего места, Голышев.
— Помолчи! — небрежно бросает ему Валентина Алексеевна. — Скворцова, я вижу, наш диалог бесполезен! Пусть завтра в школу придет мать.
При этих словах девочка закрывает лицо руками и, рыдая, выбегает в коридор. В классе устанавливается напряженная тишина.
— Еще истерики здесь не хватало! Нервные очень стали. Только у вас нервы, а у учителя струны железные. Тебе что, Семенова? Я тебя, кажется, не вызывала.
— Как вы можете. Как вы можете. — голос у девочки срывается. — Ведь у Лены Скворцовой мама умерла. Слышите — умерла! А вы. вы просто.
Не закончив фразу, Семенова махнула рукой и села. Класс смотрел на учителя осуждающе. Враждебно.
. Было далеко за полночь. Валентина Алексеевна, несмотря на снотворное, не могла уснуть. В ушах звучало: «Как вы можете. Вы просто.» Ее больше всего терзала эта незаконченная фраза. И кто ее произнес! Ее гордость! Любимица! Умная, воспитанная девочка — и какое обвинение она хотела бросить в лицо своей учительнице?
Валентина Алексеевна задумалась. Потом со злостью сказала про себя: «Неблагодарные дети! Им ли меня судить? Откуда я могла знать, что у Скворцовой такое? — И вдруг мелькнула мысль: — А Марина Михайловна знала бы…» И она впервые позавидовала коллеге.
Как вы думаете, какими мотивами руководствуется данный педагог в своей педагогической деятельности. Помогает ли ей это в работе? К чему может привести такая направленность на себя в ее работе? (Косвенным следствием распространения эгоистической доминанты является резкое падение профессионализма)
Стереотипно-зависимый уровень — деятельность человека на этом уровне развития самосознания определяется его близким окружением, группой, с которой он себя отождествляет или хотел бы отождествлять. Другие делятся на «своих», обладающих самоценностью, и «чужих», ее лишенных. Педагог на этом уровне профессионального самосознания выбирает группу коллег или детей, с которыми он непосредственно работает. Зависимость от группы препятствует поиску конструктивных способов преодоления трудностей и блокирует способность к творчеству, без которой невозможен процесс самоактуализации и самопознания, необходимый для педагога.
В детском саду новая воспитательница поделилась на педсовете своим опытом работы по физическому воспитанию детей. После педсовета к ней подошла одна из коллег и сказала:
— Что ты выделываешься? Работай как все. Это не только мое мнение.
— Но. Мне хочется попробовать что-то свое, новое. Мне это интересно.
— Перед начальством выслуживаешься? Нашлась новаторша.
— Можешь думать обо мне как угодно. Но я буду пробовать свои силы. Если ваш принцип — не отходить ни на шаг от старых методик и инструкций, это ваше дело. Но, мне кажется, вам это скоро самим наскучит.
— Ну-ну. — многообещающе произнесла коллега и удалилась.
Эта история закончилась печально для инициативного педагога. Из-за насмешек со стороны воспитателей, дружно объединившихся против «белой вороны», она вынуждена была перейти на работу в другой детский сад, где ее начинания принимаются и поддерживаются.
Как вы думаете, какой тип отношения к себе и к другим формирует педагог, находящийся на этом уровне развития самосознания? (формирует у детей стереотипно-зависимый тип отношения к себе и другим людям).
Проводились спортивные состязания в параллели третьих классов. В одном из конкурсов эстафеты детям необходимо было преодолеть ряд препятствий с повязкой на глазах. Учительница 3-го «А» Д. И. незаметно для судей, но не для детей, помогала «своим» так надеть повязку, чтобы оставалась щелочка. Класс вышел победителем. На следующий день на уроке Д. И. говорила о честности и справедливости, о том, что «лучше горькая правда, чем сладкая ложь», и тут одна наивная девочка неожиданно спросила:
— А почему же тогда мы не сознались, что поступили вчера нечестно и подглядывали в конкурсе?
Д. И. едва заметно покраснела и ответила:
— Но ведь мы все хотели, чтобы наш класс выиграл, правда? А для того чтобы добиться цели в общем деле, можно использовать разные средства.
В этой ситуации учитель откровенно проповедует возможность преступать нормы морали в интересах «своей» группы. Это крайний случай проявления особенностей стереотипно-зависимого уровня развития самосознания, показательный для понимания этого уровня.
Субъектно-универсальный уровень является высшей ступенью профессионального самосознания, которая характеризуется устремленностью человека на благо других, даже незнакомых людей, свободой от эгоцентризма и групповых корпоративных интересов, стремлением к творчеству и самоактуализации. Благодаря глубокому осознанию смыслов своей деятельности учитель строит систему отношений с детьми на признании их ценности и направляет педагогическую деятельность на развитие уникальной сущности каждого ребенка, гармонично развиваясь как личность и профессионал.
Дети старшей группы вышли на участок. Сегодня им предстояло потрудиться в саду: окопать фруктовые деревца. Радостные и шумные, они столпились вокруг молодой яблоньки. Оиа пользовалась у детей особым вниманием, так как в этом году на ней впервые появились плоды.
Чуть ли не каждый день ребята подмечали, что изменилось в ней: вот сегодня у одного яблочка покраснел бок, а эти два, что на верхней ветке, совсем-совсем одинаковые! За это дети называют их «яблочки-сестрички». И вдруг чей-то звонкий взволнованный голос:
— Ребята, а здесь, на самой нижней ветке, кто-то яблоко сорвал!
Ребята зашумели. Теснее обступили яблоньку.
— Как же так? Ведь это самое большое яблоко было!
— Кто посмел?
— Может быть, это малыши?
Дети наперебой высказывали свои предположения.
Вмешалась воспитательница. Она предложила, чтобы тот, кто сделал это, честно признался в своем поступке.
— Тот, кто сорвал яблоко, поступил нехорошо. Но он поступает вдвойне плохо, если трусит в этом признаться.
Воцарилась тишина.
— Пусть подумает тот, кто так поступил, что лучше: честно признаться или свалить вину на своих товарищей, а то и на малышей?
. Маргарита стояла с опущенной головой. Посмотрев внимательно на детей, воспитательница сразу догадалась, кто виновник происшедшего. Но она молчала, ожидая: признается или нет? Вдруг Маргарита решительно шагнула к воспитательнице:
— Валентина Васильевна, это я сорвала яблоко. Я не хотела, чтоб плохо вышло: просто нечаянно так получилось. Мама привела меня в детский сад раньше, и я решила посмотреть на яблоньку. Я сначала это яблоко только погладила и понюхала: оно холодное и пахнет вкусно. А потом. Я, ребята, больше никогда не буду, самое-самое честное слово даю!
Считается, что правильно выбранная профессия должна быть интересна и (кроме достойного вознаграждения) приносить удовольствие. Но любая работа, даже самая интересная и любимая, требует напряжения и самоотдачи. Углубление в профессию нередко сопровождается изменениями в структуре личности профессионала : происходит интенсивное развитие одних качеств и подавление других. Если эти изменения нарушают целостность личности, снижают ее адаптивность и устойчивость, то их рассматривают как профессиональные деформации, которая в первую очередь, проявляется через ухудшение взаимодействия с коллегами, воспитанниками.
Осматривая старинный чешский замок, я обратила внимание на группу подростков, бросающих на мраморный пол фантики от конфет и тут же объяснила им, кто они такие. Ребята быстро собрали фантики и рассовали их по карманам. В этот момент подошла дама и сказала им пару фраз на незнакомом мне языке, но ровно с той же интонацией. После этого случая я поняла, что пора менять профессию : меня настигла профессиональная деформация.
Упражнение «Осознание ответственности».
Упражнение выполняется в кругу. Каждый участник вспоминает случай из своей профессиональной практики, когда он был в конфликтной ситуации или затруднительном положении. Затем каждый должен рассказать о нем сначала с позиции «Жертвы обстоятельств», а затем с позиции «Ответственного человека с высоким самоуважением, который оказался не на высоте». Участники должны слушать друг друга без комментариев. После этого проводится обсуждение упражнения, где особое внимание уделяется вопросу: какие были движущие мотивы в этой или иной ситуации? На каком уровне профессиоаньного самосознания было легче. По итогам проведенного занятия проходит общий анализ происходившего в течение занятия с целью осознания и укрепления своих профессиональных мотивов.
Упражнение «Профессиональный герб».
Цель: развитие умения действовать адекватно и эффективно в различных педагогических ситуациях, умение выявлять сильные стороны своей личности и опираться на них
Ведущий предлагает каждому из участников изобразить контуры профессионального герба, который предстоит наполнить внутренним содержанием. Для этого необходимо определить некоторые моменты профессиональной деятельности : • достижение или событие, которое участник оценивает как самое знаменательное в своей профессиональной деятельности; • событие, которое участник считает наиболее значимым в профессиональной деятельности; • вещи или предметы, при помощи которых вас могут сделать счастливым ваши воспитанники; • событие, которое вам запомнилось как самое неприятное в вашей педагогической деятельности; • ваши личностные качества, которые помогают вам в вашей педагогической деятельности. Главное условие выполнения данного упражнения: заполняя профессиональный герб, участники должны пользоваться рисунками, а не словами. После того, как гербы наполнены внутренним содержанием, они развешиваются на стене (на доске, и получается своеобразная галерея жизненных альтернативных позиций. Участники присматриваются к различным профессиональным гербам и в ходе обсуждения отвечают на вопросы:
• что могут рассказать изображения на гербе о его владельце;
• почему внутреннее содержание рисунков столь различно;
• рисунки какого герба участникам хотелось бы изменить, и чем вызвано такое желание;
• есть ли среди профессиональных гербов самый лучший и почему.
Упражнение «Чемодан».
Один участник выходит из комнаты, а остальные начинают «собирать ему в дальнюю дорогу чемодан». В этот «чемодан» складывается то, что, по мнению группы, поможет данному человеку в общении с людьми, то есть те положительные качества, которые группа особенно ценит в этом человеке. Но обязательно «уезжающему» напоминается о том, что будет мешать ему в дороге - то есть о его отрицательных качествах, с которыми необходимо работать, чтобы его жизнь стала более приятной и продуктивной.
Для проведения этой большой и сложной работы необходимо выбрать «секретаря», который на листе бумаги будет записывать для каждого участника (вышедшего из комнаты) все положительные и отрицательные качества, названные группой. Мнение того или иного участника должно быть поддержано большинством. Только после прямого голосования оно вписывается «секретарем» в лист участника. При наличии возражений, сомнений лучше воздержаться от спорной записи, но если кто-то настаивает, можно записать названное качество, обязательно указав автора особого мнения.
Для хорошего чемодана необходимо не менее 5-7 характеристик, отрицательных и положительных. Затем участнику, который выходил из комнаты и все время, пока группа работала, собирая ему «чемодан», отсутствовал, зачитывается и передается этот список. У него есть право задать любой вопрос, если что-то ему непонятно из того, что написал «секретарь».
Рефлексия
По итогам проходит обсуждение того, что способствовало или затрудняло достижение поставленных целей занятия.
Притча Всё в твоих руках
Давным-давно в старинном городе жил Мастер. Один из его учеников однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог дать ответа?»
Он пошел на цветущий луг, поймал бабочку, спрятал ее между ладонями и подошел к Мастеру:
— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая? — Ученик крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил: — Все в твоих руках.
По материалам:
План-программы семинара по совершенствованию педагогической компетенции и профессиональных умений педагогов дошкольных образовательных учреждений Воробьевой Г. С., Карловой И. В.
Семинара-тренинга на развитие профессиональных способностей Н. И. Барышниковой
Книги Г. Резапкиной «Психолого-педагогическое сопровождение выбора профессии» (Тренинг развития профессионального самосознания)