татьяна тищенко
Семинар-практикум «Психологические приемы, которые помогут воспитателям организовать дисциплину в группе после каникул»
▼ Скачать + Заказать документы
Психолого-педагогический тренинг «Психологические приемы, которые помогут организовать дисциплину в группе».
Цель:
- познакомить участников тренинга с некоторыми психологическими приёмами, которые помогут организовать дисциплину в группе;
- сплочение коллектива.
Публикация «Семинар-практикум „Психологические приемы, которые помогут воспитателям организовать дисциплину в группе после каникул“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Ход тренинга:
Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на нашем тренинге! Это замечательно, что мы смогли с вами встретиться и имеем возможность немного расслабиться, отдохнуть, поиграть, узнать о себе и коллегах что-то новое и, самое главное, - выразить друг другу радость встречи.
Коллеги тема нашего тренинга «Психологические приемы, которые помогут организовать дисциплину в группе».
Упражнение " Давайте поздороваемся "
Цель: снятие мышечного напряжения у участников тренинга, переключение внимания.
Перед тем как мы приступим к работе, давайте настроимся на совместную деятельность. Я предлагаю ещё раз поздороваться, но сделаем мы это необычным образом.
Поздоровайтесь те, у кого в этом месяце день рождения.
Поздоровайтесь те, кто плотно утром позавтракал.
Поздоровайтесь те, кто рад повышению зарплаты.
Поздоровайтесь те, кто тоскует по морю и песку.
Поздоровайтесь те, кто готов работать в нашей группе.
Разминка «Поменяйтесь местами те….»
Эта игра позволит немного подвигаться, поднять настроение, а также узнать друг о друге дополнительную информацию. Так как наш коллектив немного пополнился новыми сотрудниками. (Водящий, стараясь занять освободившееся место, предлагает поменяться местами тем, кто: носит брюки, любит яблоки, умеет играть на гитаре и т. п.) Когда правила игры становятся понятны, условия перемены мест усложняются. Теперь вопросы должны касаться особенностей профессиональной деятельности участников, образования, специфики работы с детьми, мотивов участия в тренинге и многого другого. Например, меняются местами те, кто: (работает всю жизнь в одном учреждении; любит свою работу, работает педагогом уже больше 10 лет и т. д.)
Психологические приемы, которые помогут воспитателям организовать дисциплину в группе.
Сегодня мне хотелось бы рассказать Вам о психологических приёмах, которые помогут организовать дисциплину в группе.
Чтобы воспитатель мог решать образовательные, воспитательные и развивающие задачи, в группе должна быть дисциплина. Организовать ее можно не только с помощью педагогических методов. С какого возраста следует прививать дисциплину.
Прививать дисциплину необходимо с трех лет. И в младшем, и в среднем дошкольном возрасте воспитатели должны постоянно держать на контроле этот вопрос. Средства контроля для детей разного возраста будут свои: для младших дошкольников они должны основываться на изменении ситуации вокруг ребенка (переключить внимание, вывести из ситуации, организации деятельности. С детьми старшего дошкольного возраста необходимо обсуждать их поведение и объяснять его положительные и отрицательные стороны.
Игры – оптимальный вариант, чтобы организовать дисциплину. С их помощью дошкольники смогут освоить много правил – необходимо только подобрать подходящие игры. В дальнейшем при условии контроля взрослых у детей формируются механизмы самоконтроля, которые позволяют им существовать по законам группы не потому, что они так должны делать, а потому, что это их потребность, желание.
Что нужно, чтобы организовать дисциплину в группе? (предположения воспитателей)
Чтобы создать и поддерживать дисциплину, разработайте вместе с детьми правила жизни вашей группы. Они могут отражать аспекты поведения: организационные (по лестнице идем друг за другом); коммуникативные (помогаем, если у кого-то что-то не получается); коммуникативно-организационные (если я тут играю, не убирайте).
Не стремитесь сразу придумать правила на все случаи. Они не могут быть общими для всех – они рождаются из конкретных ситуаций, событий, обстановки в группе. Когда будете формулировать и вводить правила в группе, соблюдайте девять несложных требований.
Девять требований
к правилам группы
1. Четкость – формулируйте правила четко, учитывайте уровень развития детей.
2. Без «не» – избегайте отрицательной частицы в формулировках, доказано – мозг ее не воспринимает.
3. Эффективность – формулируйте небольшие по объему правила, тогда вам самим будет проще их придерживаться и правило будет работать.
4. Количество – предлагайте детям в группе не более 3–5 правил.
5. Согласованность – согласовывайте правила с другими педагогами, которые работают с вашей группой, и между детьми.
6. Тон обращения – сообщайте требования и запреты детям дружественно-разъяснительным тоном.
7. Альтернатива – предлагайте детям в случае запрета альтернативные способы поведения.
8. Повторяемость – периодически повторяйте с детьми правила группы.
9. Наглядность – используйте плакаты с изображением определенных ситуаций, чтобы дети лучше усвоили правила. Когда они надежно приживутся в группе, плакаты можно убрать.
Чтобы дети не нарушали правила и не забывали о них спустя время, акцентируйте внимание на тех воспитанниках, которые следуют им, и как можно чаще хвалите их. Тем, кто провинился, делайте замечания спокойным тоном, не оценивая личность – только поведение.
Если дети нарушили правило, обсудите с ними, к чему это привело (к ссоре или травме). Напоминайте о правилах заранее, непосредственно перед ситуацией, к которой они относятся. Тогда дети вспомнят о них и попробуют поступить согласно правилам.
Чтобы сформировать и поддерживать дисциплину, определите, как будете оценивать поведение детей. Для этого в группе можно сделать импровизированный светофор, с помощью которого фиксировать факты нарушения правил: красный – правило нарушается всегда, желтый – изредка, зеленый – не нарушается.
Кроме введения правил, обращайте внимание на эмоциональное и социальное развитие детей и систематически обсуждайте последствия поступков ребенка для другого человека и его чувства, предлагайте игры на развитие эмоциональной сферы.
Еще один прием, который можно использовать с детьми в группе, – моделируйте совместную деятельность дошкольников с помощью игр на сплочение детского коллектива и формирование умения взаимодействовать, акцентируйте внимание на проявлении положительных качеств у дошкольников, обсуждайте в группе межличностные конфликты, предлагайте найти альтернативный выход, анализируйте его последствия.
Виды игр для формирования дисциплины
Игры на освоение правил (слайд№7)
«Тихие и громкие голоса» (не играть, а сказать)
Игра поможет детям не забывать о том, что разговаривать в группе можно громким и тихим голосом. Для игры используйте полиэтиленовый или бумажный пакетик для покупок. Его можно заранее оформить.
Воспитатель : Можете ли вы мне сказать, каким голосом вы разговариваете, играя на площадке? Что происходит с вашим голосом, когда мы все приходим в группу и начинаем работать? Почему в группе нам нужны тихие голоса? Я принесла вам красивый пакетик. Когда вы заходите в группу, вы можете складывать свои громкие голоса с улицы и перемены в этот пакетик, чтобы они никому не мешали и ни у кого не вызывали боли в ушах. Кто хочет обойти с этим пакетиком группу и собрать в него все громкие и шумные голоса?
Вопросы:
• Доставляет ли вам удовольствие говорить и кричать на улице громким голосом?
• Трудно ли вам говорить в группе более спокойным и тихим голосом?
• У кого в нашей группе самый красивый и сильный голос?
• Кто из нашей группы умеет говорить спокойным громким голосом?
• Нравится ли вам голоса воспитателей? Кажутся ли они вам интересными?
«Эстафета хороших известий»
В ходе игры следите за тем, чтобы каждый ребенок принял в ней участие. Если группа большая – не допускайте, чтобы дети говорили слишком долго. Для игры понадобится мяч.
Воспитатель : Я хочу, чтобы каждый из вас рассказал нам сейчас о чем-нибудь приятном, что случилось с ним вчера в группе. Пока вы говорите, мячик находится у вас в руках. Когда вы закончите рассказывать, передайте эстафету хороших известий – бросьте мячик кому-то другому, кто сидит не очень далеко от вас.
Игры на сплочение детей и умение взаимодействовать
«Комплименты»
Предложите детям встать в круг и по очереди сказать что-нибудь приятное одному из участников игры. Они могут отметить личностные качества, внешность, умения, манеру поведения своих сверстников. В ответ ребенок говорит: «Спасибо, я тоже думаю, что я…«– повторяет сказанное ему, а затем подкрепляет еще одной похвалой в свой адрес: «А еще я думаю, что я…»
Если некоторые дети не могут сказать комплимент, помогайте им или скажите за них. Можно вместо похвалы просто сказать «вкусное», «сладкое», «молочное» слово.
«Связующая нить»
Предложите детям сесть в круг, передавать друг другу клубок и рассказывать о том, что тот, кто держит клубок, чувствует, что хочет для себя и что может пожелать другим. Когда клубок вернется к ведущему, дети натягивают нить и закрывают глаза, представляя, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.
Игры на развитие эмоциональной сферы
«Передай по кругу»
Дети встают в круг, передают мяч, который ведущий называет по-разному: «горячая картошка», «льдинка», «бабочка», «цветочек», «пушинка» и т. п. Дети при этом должны выразить разные эмоции.
«Обезьянки»
Дети делятся на две группы. Первая – «зеркала». Вторая – «обезьянки». «Обезьянки» производят различные движения, строят рожицы и гримасы. «Зеркала» должны повторить все в точности. Затем дети меняются ролями.
Расставание «Счастья, удачи, …»
Психолог предлагает всем встать в круг на ритуал завершения тренинга. Каждый из участников желает одним словом всем участникам чего-то хорошего по подобию игры для детей «Комплименты». После того, как последний участник выскажется, психолог желает всем удачи и хорошего настроения.
Счастливость человека зависит от психологического климата, той среды, в которой он растет, живет, работает, от эмоционального багажа, накопленного в детстве. А эти климат и багаж зависят от стиля общения, и, прежде всего, - взрослого с ребенком.
Спасибо коллеги! Здоровья вам всем, терпения в нашем нелегком, но благородном труде.
Если вы считаете, что информация, которую вы получили сегодня, была актуальной для вас, похлопайте, пожалуйста, в ладоши.