Татьяна Шверт
Теоретический семинар «Методы, формы и приемы, используемые при подготовке к родительскому собранию»
▼ Скачать + Заказать документы
Теоретический семинар
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Волчихинский детский сад №2»
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ СЕМИНАР
Тема: «Как подготовить и провести родительское собрание»
Вопрос: «Методы, формы и приемы, используемые при подготовке к родительскому собранию» (Педагогический брифинг)
Составитель: Т. В. Шверт, воспитатель МКДОУ «Волчихинский детский сад №2»
Публикация «Теоретический семинар „Методы, формы и приемы, используемые при подготовке к родительскому собранию“» размещена в разделах
Январь 2015г
Брифинг в Энциклопедическом словаре:
Брифинг - (англ. briefing - от brief - краткий), встреча официальных лиц на которой вкратце излагается официальная позиция по определенному вопросу. Ну, а если рассматривать в ДОУ, то брифинг – это «Взаимодействие педагогов и родителей».
Игра «Брифинг»
1 задание.
Назовите формы общения педагогов и родителей (воспитатели ДОУ).
Ответы:
- Информационно-аналитические. Проведение социологических срезов, опросов.
- Досуговые. Совместный досуг, участие родителей и детей в выставках.
- Познавательные. Педагогический «брифинг», «гостиная», проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, игры с педагогическим содержанием, библиотека для родителей.
- Наглядно-информационные. Организация дней «Недели открытых дверей», открытые просмотры занятий и других видов деятельности, выпуск газет, организация мини-библиотек.
2 задание.
Упражнение: «Самый «трудный» родитель – самый «приятный» родитель».
Цель: Создать обобщенный «портрет» родителя, общение с которым вызывает отрицательные чувства (или вызывает положительные эмоции).
1. команда № 1. Создать обобщенный портрет родителя, общение с которым вызывает у вас отрицательные чувства.
2. команда № 2. Создать «портрет» того родителя, общение с которым всегда вызывает положительные эмоции.
Анализ упражнения.
1. Какие эмоции вы испытывали, создавая «портрет» родителя, с которым вам неприятно вступать в контакт? Были ли у вас в практике такие родители?
2. Что вы чувствовали при создании этого «портрета»? Есть ли в вашей группе такие родители?
3. Как вы считаете, нужно ли искать пути контакта с теми родителями, которые вам неприятны?
3 задание.
Упражнение: «Список претензий к родителям».
Цель: Осознание воспитателями невозможности построения общения на взаимных претензиях.
Процедура выполнения.
Воспитатели должны осознать, что общаться с родителями, постоянно обращая внимание на их недостатки, невозможно.
Анализ упражнения.
1. Что вы испытываете, выполняя упражнение?
2. По вашему мнению, есть ли претензии у родителей к вам?
3. Возможно ли построение общения с другим человеком без взаимных претензий? Что для этого необходимо?
4 задание.
«Ответь честно»
Вопрос: Выполняете ли мероприятия, запланированные вами в работе с семьей? Речь идёт о перспективном плане «Работа с родителями».
Вот и закончился наш небольшой «Брифинг».
Благодарю вас, коллеги, за участие. В процессе «Брифинга» выяснилось, что семья для дошкольного учреждения обладает и достоинствами, и недостатками, что следует обратить внимание и подумать над тем, какие условия необходимы ребенку, чтобы он полноценно рос и развивался. И семья, и дошкольное учреждение имеют свои «плюсы» и «минусы».
Поэтому нужно повысить педагогическую компетентность воспитателей.
Мастер-класс «Брифинг как одна из инновационных
форм работы с родителями»
Что такое работа с родителями?
Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности педагога, включающая:
• повышение уровня педагогических знаний, умений, навыков родителей;
• помощь педагогов родителям в семейном воспитании для создания необходимых условий правильного воспитания детей;
• взаимодействие воспитателей и родителей в процессе развития детей.
Какие основные задачи стоят перед
дошкольным учреждением по работе с
родителями?
1. Изучение семей детей.
2. Привлечение родителей к активному участию в деятельности дошкольного учреждения.
3. Изучение семейного опыта воспитания и обучения детей.
4. Просвещение родителей в области педагогики и детской психологии.
Формы работы с родителями
1. Совместные групповые мероприятия педагогов и родителей :
• традиционные,
• нетрадиционные.
2. Индивидуальные формы : беседы, консультации, посещение семьи.
3. Наглядно-информационные :
• информационно-просветительская : ознакомление родителей с особенностью ДОУ;
• информационно-аналитическая : опросы, срезы, анкетирование.
«Фразы для начала беседы с родителями»
1. Я вам не помешаю, если….
2. Я хочу…
3. Вероятно, вы об этом не слышали…
4. Вам будет интересно узнать….
5. Я бы еще раз хотела услышать…
6. Я думаю, будет интересным то, что…
7. Я пришла к такому выводу, что….
8. Вы хотите…
9. Думается, ваша проблема заключается в том, что…
10. Давайте с вами быстро обсудим…
11. Как вы знаете…
12. Хотя вам это и неизвестно…
13. Пожалуйста, у вас есть время меня выслушать,.
14. Вы, конечно, об этом еще не знаете…
15. А у меня на этот счет другое мнение…
16. Конечно, вам уже известно…
17. Вы, наверное, об этом слышали…
Брифинг «Портрет идеального родителя»
Лучше всего можно помочь детям,
помогая их родителям.
Т. Харрис
Если вы родители.
Михаил Шварц
Если вы родители -
Ласкатели, хвалители.
Если вы родители -
Прощатели, любители.
Если разрешатели,
Кyпители, дарители.
Тогда вы не родители,
А просто восхитители!
А если вы родители -
Ворчатели, сердители.
А если вы родители -
Рyгатели, стыдители.
Гyлять не отпyскатели,
Собакозапретители.
То знаете, родители,
Вы просто крокодители!
Стили общения родителей и детей
Предложите родителям соединить понятия и определения.
1. Демократичные родители.
Ценят в повседневном поведении ребёнка самостоятельность и самодисциплинированность, предоставляют право быть самостоятельным в каких-то областях его жизни.
2. Авторитарные родители. Требуют от ребенка беспрекословного подчинения и не считают, что должны ему объяснять причины своих
указаний и запретов. Они жёстко контролируют сферы деятельности жизни и не всегда корректно.
3. Соратники - родители, активно участвующие в воспитательном процессе, положительно относятся к детскому саду, педагогам.
4. Противники - родители, негативно относятся к детскому саду, воспитателям, часто критикуют воспитательный процесс.
5. Пассивные - равнодушные родители, не посещающие родительские собрания, детский сад, не хотят участвовать в воспитательном процессе.
Какой я родитель?
Назовите три самых…
1. Ласковых слов ребёнку….
2. Хороших качеств личности ребёнка…
3. Типичных замечаний детям…
4. Одобряющих ребенка высказываний…
5. Плохих качеств личности ребёнка…
Игра «Цветок в ладошке»
Дети – цветы жизни. Предлагаю вам посовещаться и ответить на вопрос: «Какую роль играют родители в жизни ребёнка?». На каждом столе цветок с лепестками. На каждом лепестке написать роль родителей в жизни ребёнка.
Проблемные ситуации
1. Ситуация: Отец ведёт ребёнка из садика «Ну, как дела?» - спрашивает он с теплинкой в голосе. «Хорошо» - односложно отвечает сын. «Что было на обед? - спрашивает отец – Чем занимался? Как себя вёл?» как вы оцениваете такую беседу? Верно ли отец повёл разговор с ребёнком? Есть ли у вас трудности в общении с ребёнком? Какие?
2. Ситуация: «Куда прёшься в снегу, дрянь? Мать только что вымыла пол… вернись, говорю!» - кричит на сына отец. Сын обиделся. Он и сам теперь увидел лужи на чистом полу, но он так торопился к родителям, хотел рассказать, какую они снежную горку построили во дворе. Надо ли было так грубо кричать на ребёнка? Как бы вы поступили на месте отца?
3. Четырехлетняя Маша на прогулке заполнила карманы мелкими камешками, решив, что дома будет играть с ними. Мама заметила оттопыренные карманы пальто: «Что это? Зачем в дом несешь всякий мусор, только убирай за тобой!». Маша: «Это камешки… красивые… я ими играть буду». Мама: «Выбрасывай сейчас же!» настаивает мама, и камешки летят в разные стороны. Девочка плачет. Как бы вы поступили на месте этой мамы?
4. Вы пришли со своим ребенком в детский парк, купили билет на аттракцион, но там очередь, вы встаёте в неё и ждёте. Ваш ребёнок начинает кричать и плакать, закатывать истерики: «Я не хочу ждать, я хочу быть первым».
«Что я знаю о своём ребёнке?»
Конкурс «Верно-неверно»
В наш современный век очень популярны интерактивные игры, в которые любят играть и взрослые. Мы тоже поиграем в такую игру, она называется «Верно – неверно». Эта игра продемонстрирует нам, насколько хорошо наши участники знают своих детей. Правила игры: я буду задавать вопросы участникам, на которые уже ответили ваши дети. А вы посмотрите, сколько у вас будет совпадений с детьми.
Любимый мультфильм -
Любимая игрушка –
Любимое занятие в садике –
Любимая сказка –
Любимая каша –
Любимый суп –
Любимый друг –
Любимая подруга –
Любимый напиток –
Любимая игра –
Анкета «Понимаем ли мы своих детей?»
1. На некоторые поступки ребенка вы часто реагируете «взрывом», а потом жалеете об этом?Да-0, нет-10
2. Иногда вы пользуетесь помощью или советами других людей, когда вы не знаете, как реагировать на поведение вашего ребёнка? Да – 10, нет-0
3. Ваша интуиция и опыт – лучшие советчики в воспитании ребёнка? Да – 0, нет-10
4. Иногда вам случается доверить ребёнку секрет, который вы никому другому не рассказали бы? Да-10, нет-0
5. Вас обижает негативное мнение о вашем ребёнке других людей? Да – 0, нет-10
6. Вам случается просить у ребёнка прощения за своё поведение? Да -10, нет-0
7. Вы считаете, что ребёнок не должен иметь секретов от своих родителей? Да – 0, нет – 10
8. Вы замечаете между своим характером и характером ребёнка различия, которые иногда удивляют (радуют) вас?
Да-10, нет-0
9. Вы слишком сильно переживаете неприятности или неудачи вашего ребёнка? Да-10, нет-0
10. Вы можете удержаться от покупки интересной игрушки для ребёнка (у вас есть деньги, потому что знаете, что ими полон дом? Да – 10, нет-0
11. Вы считаете, что до определённого возраста лучший воспитательный инструмент – физическое наказание (ремень? Да – 10, нет - 0
12. Ваш ребёнок именно таков, о котором вы мечтали?
Да – 10, нет-0
13. Ваш ребёнок доставляет вам больше хлопот, чем радости? Да – 0, нет-10
14. Иногда вам кажется, что ребёнок учит вас новым мыслям, поведению? Да – 10, нет-0
15. У вас есть конфликты с собственным ребёнком? Да – 0, нет-10
ИГРЫ РОДИТЕЛЕЙ С ДЕТЬМИ
Родителям предлагается рассказать об играх, в которые они играют с детьми. Потом можно предложить те, которые знает воспитатель.
1. Игра «Холодно - горячо; Право - лево».
Взрослый прячет условный предмет, а затем с помощью команд типа «шаг направо, два шага вперёд, три налево» ведёт ребёнка к цели, помогая ему словами «тепло», «горячо», «холодно».
2. Игра «Летает - не летает»
Взрослый называет предметы. Если предмет летает - ребёнок поднимает руки. Если не летает - руки у ребёнка опущены.
3. Игра «Назови имя».
Нужно назвать по просьбе взрослого женские и мужские имена. Имена не должны повторяться; тот, кто повторил, выходит из игры. Побеждает в этой игре тот, кто больше назовёт имён.
У этой игры может быть много вариантов. Можно передавать друг другу, какой-нибудь предмет, и каждый, у кого окажется предмет, называет имя.
4. Игра «Какого цвета не стало?».
Перед ребёнком разложены цветные карандаши, его просят внимательно посмотреть на них и запомнить цвета. Затем ребёнок закрывает глаза, взрослый убрав один из предметов, просит ребёнка открыть глаза и сказать; карандаша какого цвета не стало.
5. Игра «Зеркало».
Взрослый стоя перед ребёнком показывает различные упражнения. Ребёнок должен повторить верно (т. е. взрослый поднимает правую руку, ребёнок левую, т. к. изображение зеркальное).
6. Игра «Бусы для мамочки»
Материал для игры: макароны с большими отверстием, разноцветные шнурки.
Описание игры: ребёнок нанизывает макаронины на шнурок, затем получившиеся бусы надевает маме.
Назовите основные этапы
подготовки родительского
собрания
1. Разработка плана проведения и хода мероприятия.
2. Анкетирование родителей по теме собрания.
3. Изготовление приглашений каждой семье.
4. Подготовка красочных плакатов по теме собрания.
5. Изготовление памяток с советами на тему собрания.
6. Подготовка конкурсов, выставок.
7. Оборудование и оформление места проведения родительского собрания.