Елина Светлана Михайловна
Практикум для родителей «Коррекционные приемы формирования правильной речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Вовлечь родителей в жизнь детского сада и группы, сделать их союзниками в работе по устранению речевых нарушений у детей.
Показать значимость логопедического воздействия в воспитании умений и навыков.
Познакомить с приемами и материалами, используемыми в работе. Формировать эмоциональный контакт родителей с детьми.
Материалы:
Мячи, тарелочки с крупой, стаканы с водой и соломинкой, вата; дидактическая игра «Кто в домике живет?»
Публикация «Практикум для родителей „Коррекционные приемы формирования правильной речи“» размещена в разделах
- Коррекционная работа. Для педагогов коррекционных групп
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Предварительная работа:
Изготовление костюма мышки, дидактической игры «Кто в домике живет?». Разучивание с детьми пальчиковой игры «Теремок», артикуляционных упражнений, игры «Котята». Подготовка памятки для родителей.
Ход:
Логопед: Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки! Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы приглашаем вас принять участие в веселом мероприятии «Говорилки». Нас ждут интересные задания, трудные испытания, хорошее настроение.
(Появляется мышка)
Мышка: Пи-пи-пи! И я хосюусяствовать! Я дазестисоквыусила:
Я люблю свою лосадку,
Присесу ей соску гладко,
Гребескомприглазу хвостик
И велхом поеду в гости!
Здолово! Да?
Логопед: Ой, что – то я ничего не пойму. Ты кто такая?
Мышка: Да это зе я! Мыска! Мне сказали, сто у вас тут плазник, стихи читать, скологоволки говорить! Вот я и плисла!
Логопед: Что – то, Мышка, мы тебя с трудом понимаем. Ты же не выговариваешь половину звуков, говоришь быстро, неразборчиво. Тебе сначала было бы неплохо поработать над своей речью.
Мышка :Как это полаботать над лечью? Сто я долзна делать?
Логопед: Ребята, подскажите Мышке, что ей нужно делать, чтобы научиться правильно произносить звуки?
Дети: Делать гимнастику для пальчиков, язычка, выполнять упражнения на дыхание, проговаривать скороговорки, стихи.
Мышка:Где зе я этому научусь? Сто зе мне делать?
Логопед: Не печалься! Оставайся с нами. Мы с ребятишками и родителями собрались поиграть и выполнить несколько специальных упражнений.
Мышка: Ой, как здорово! Сто нузно делать?
Логопед: А начнем мы с того, что разомнём свои пальчики.
(Дети показывают пальчиковую гимнастику. Родители и мышка выполняют вместе с ними)
Стоит в поле теремок
На двери висит замок
Открывает его волк: дёрг-дёрг-дёрг, дёрг-дёрг-дёрг
Пришёл Петя – петушок
И ключом открыл замок.
Мышка: Ой, как тут всё интелесно! Я чувствую, как мои пальчики лазмялись и лвутсяв бой!
Логопед: Вот и хорошо! Тогда со следующим заданием ты наверняка справишься.
Конкурс «Золушка»
Родитель и ребенок получает тарелочку, в которой насыпан вперемешку рис и горох. Необходимо быстрее всех выбрать все горошины и сложить их в стаканчик.
Мышка: У меня всё получилось! Интелесно, сто же дальше?
Логопед: А сейчас мы сделаем массаж поверхностей ладоней мячиками – ёжиками.
Мячик мой не отдыхает,
На ладошке он гуляет.
Взад-вперед его качу,
Вправо-влево-как хочу
Сверху-левой, снизу- правой
Я его катаю браво.
(родители и дети выполняют движения в соответствии с текстом)
А теперь пора размять язычок. Слушайте внимательно сказку и выполняйте все упражнения.
Открываем ротик – дом.
Кто хозяин в доме том?
В нём хозяин – Язычок
На губу лопаткой лёг.
(«лопаточка»)
Язычок гулять выходит
Домик он кругом обходит
(«Облизывают губки»)
Кто же тут, а кто же там?
Он глядит по сторонам
(«Часики»)
Видит: губки очень гибки,
Ловко тянутся в улыбке.
А теперь наоборот:
Губки тянуться вперед.
(«Улыбочка», «Трубочка»)
Язычок стал маляром,
Аккуратно красит дом.
(«Маляр»)
На качелях оказался,
Вверх, взлетал и вниз спускался.
(«Качели»)
Догадаться кто бы мог?
Язычок наш как грибок.
(«Грибок»)
Язычок гармошкой стал,
Поиграл и не устал.
(«Гармошка»)
Надоели превращенья :
Лижет язычок варенье.
(«Варенье»)
Любит он покушать сладко.
После скачет, как лошадка.
(«Лошадка»)
Мышка: Как земозно запомнить все эти упражнения?
Логопед: нужно повторять все эти упражнения каждый день и тогда быстро их запомнишь. Вот наши ребятишки с родителями уже некоторые из них запомнили. Сейчас проверим.
(просит поочередно детей и родителей показать то или иное упражнение)
Мышка (начинает нервничать) : Ой! Кажется, кошка идёт!
Логопед: не бойся! Нет никакой кошки. Это наши детки – котятки поиграть захотели
(Дети изображают котят (речь с движением)
Осторожно, словно кошка,
От дивана до окошка
На носочках я пройдусь,
Лягу и в кольцо свернусь.
А теперь пора проснуться,
Распрямиться, потянуться.
Я легко с дивана спрыгну,
Спинку я дугою выгну.
А теперь крадусь,как кошка,
Спинку я прогну немножко.
Я из блюда молочко
Полакаю язычком.
Лапкой грудку и животик
Я помою, словно котик.
И опять свернусь колечком,
Словно кот у тёплой печки.
Мышка: Мне так всё интересно! А ещё что нужно делать, чтобы научиться выговаривать все звуки?
Логопед: Правильно выполнять упражнения на развитие дыхания. Сейчас мы с ребятами покажем несколько упражнений, и родителей тоже просим попробовать.
1. Вдох и выдох носом.
Вдох носом - выдох ртом.
Вдох ртом – выдох носом.
Вдох и выдох ртом.
2. Упражнение «Хомячок»(пошмыгать носом)
3. Упражнение «Подводная лодка» - пускать через соломинку воздух в стакане воды.
А вот упражнение «Фокус» развивает не только направленную воздушную струю, но и укрепляют язычные мышцы, что очень важно для постановки звуков.
Логопед: сейчас конкурс для наших родителей. Я предлагаю проговорить им скороговорки.
(Родители получают листки со скороговорками)
1. По бревну бобры бредут.
2. Наш Палкан попал в капкан.
3. Фотограф Пров готовил плов.
4. Паук под потолком, платок под колпаком.
5. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
6. Палку толкал тапкой Палкан.
Мышка: Очень мне понравилось у вас. Я много узнала, и обязательно буду выполнять все уплазнения. А сейчас я вас прокачу на поезде. Хотите? Тогда садитесь!
(Родители образуют тоннель, взявшись за руки, дети под музыку едут с Мышкой на паровозике и выходят из зала.)
Уважаемые родители! Сегодня наше совместное занятие было посвящено различным приёмам и методам, способствующим формированию у детей правильной речи. Вы увидели, как логопед применяет их в повседневной работе с детьми и как можно использовать данные рекомендации для занятий дома.
А сейчас немного о значении данных игр и упражнений в развитии речи.
Ученые пришли к выводу, что формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Как правило, ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внимание, память, речь.
Пальчиковый тренинг должен быть разнообразным, эмоциональным и неутомительным.
Массаж – совокупность приёмов механического, дозированного воздействия в виде трения, давления, вибрации, проводимых непосредственно на поверхности тела человека как руками, так и специальными предметами. Самомассаж, проводимый с мячом – ёжиком, активизирует движение мускулатуры, улучшает тонус мышц рук.
Целью артикуляционной гимнастики является выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков.
Развивая правильную речь, обязательно нужно научить детей правильному дыханию – энергетической основы нашей речи. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Особое значение оно имеет для детей с речевыми нарушениями.
И в завершении я хочу предложить вам небольшие памятки для организации домашних заданий.
Памятка родителям
по организации домашних заданий.
1. Занятия должны быть регулярными, носить занимательный, не принудительный характер. Проводится в виде игры.
2. Занятия могут проводиться во время прогулок, поездок. Некоторые виды занятий требуют обязательной спокойной обстановки, отсутствия отвлекающих факторов.
3. Необходимо приучать ребенка к самостоятельному выполнению заданий. Не следует спешить, показывая как нужно выполнять задание, даже если ребенок огорчен неудачей. Помощь ребенку должна носить своевременный и разумный характер.
4. Занятия должны быть непродолжительными, не вызывать утомления, пресыщения.
5. Необходимо поддерживать у ребенка желание заниматься, стимулировать его к дальнейшей работе, поощрять успехи, учить преодолевать трудности.