Вера Дунина
Приобщение старших дошкольников к традициям и культуре родного края через изготовление книжек-малышек по русским народным
▼ Скачать + Заказать документы
В соответствии с ФГОС дошкольного образования в содержании программы дошкольной организации должна быть отражена региональная специфика и особенности. В современных условиях, когда происходит компьютеризация общества, когда многое утеряно и позабыто, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа. Дети страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций, не умеют сочувствовать и сострадать чужому горю.
Публикация «Приобщение старших дошкольников к традициям и культуре родного края через изготовление книжек-малышек по русским народным» размещена в разделах
- Книга. Все материалы по теме книг
- Книжки - малышки
- Народная культура, фольклор
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Русские народные традиции и обычаи
- Старшая группа
- Темочки
Старший дошкольный возраст является наиболее оптимальным для развития этических представлений, воспитания нравственных норм и правил, способности сопереживать и эмоционально откликаться на чужую боль. Не использовать эти возможности – значит больше никогда не успеть наполнить душу ребёнка нравственными ценностями.
Формирование нравственных понятий – это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий педагогов, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей.
Работа со сказкой имеет различные формы: чтение сказок, их пересказ, обсуждение поведения сказочных героев и причин их успехов или неудач, проведение конкурса знатоков сказок, выставки рисунков детей по мотивам сказок и многое другое. Мы в своей работе решили, также, использовать методы, наиболее интересные для детей и эффективные в плане усвоения материала:
- метод «оживления» сказок посредством театрализованных постановок на праздниках, развлечениях, в группах для детей младшего возраста;
- эвристический (частично поисковый) метод;
- метод моделирования,
- игровой метод,
- метод практических действий,
- наглядный и др.
Результатом нашей работы является годовой проект и перспективный план по теме «Путешествие по сказкам», а также разработка серии занятий, способствующих приобщению к русской народной культуре детей старшего дошкольного возраста. Оформлены картотеки - русских народных сказок, малых форм фольклора (песенки, потешки, пословицы, поговорки, загадки, колыбельные песни, которые дети могут использовать в авторских сказках, придуманных совместно с родителями.
Большое значение в приобщении детей к русской народной культуре мы уделяем работе с родителями.
С родителями проводились беседы, дискуссии по теме «Воспитание патриотизма через ознакомление старших дошкольников со сказкой». Родители принимали активное участие в организации экскурсии в городской Краеведческий музей и в создании мини -музея в группе. Папы и мамы, совместно с детьми, изготавливали своими руками игрушки к настольному и пальчиковому театру, моделировали сказочные костюмы и шапочки.
С целью установления контактов с семьей и для обеспечения единства в работе по приобщению детей к художественной литературе мы использовали следующие формы работы:
- групповые собрания;
- выставки книг;
- анкеты «Я и вся моя семья - это книжкины друзья»;
- совместные праздники и развлечения;
- совместная творческая деятельность родителей и детей;
- полезные советы.
Как итоговое мероприятие в СПДС «Золотой колосок» с. Хрящёвка мы организовали праздник для детей и родителей «Приходит сказка в гости к нам». На таком празднике, в дружеской обстановке, дети смогли мечтать, думать, развиваться.
В течение года мы изучали сказки, создавали проект, и это послужило толчком для создания семейных книжек – малышек по придуманным и изученным сказкам в группе. В группе оформлен специальный уголок «КНИЖНЫЙ МИР», где ежемесячно проводится выставка книжек –малышек по сказкам. Основой каждой выставки выступает одна из лексических тем, предложенных на сюжет сказки (про насекомых, про домашних животных и птиц, про безопасность на дорогах и т. д.). Книги, полные сюрпризов, получились яркими и привлекающими детское внимание..
В помощь родителям в нашей группе была разработана система работы по формированию и развитию связной речи детей через сказку. Эта система позволила не только провести работу по развитию речи ребенка в семье, но и сформировать у детей осознанное отношение к своим чувствам, своему внутреннему миру, а родителям дала представление о некоторых приемах и способах подобной работы. Детская сказка всегда была совершенно особым жанром народных сказок и служила не только средством забавы сочиняющих ребят, но и одним из важнейших средств развития мышления детей и освоения ими опыта предыдущих поколений.
На первом этапе мы учили детей, сочинять “свободные тексты” не просто так, а для того чтобы рассказать что-то своим близким, друзьям о каком – то коротком событии, то есть, тексты имели коммуникативную функцию. Наша задача состояла в том, чтобы услышать и записать рассказ. Затем, мы предлагали детям нарисовать.
Готовые книжки дети с удовольствие приносят из дома, «читают» друг другу и нам, воспитателям! Ведь в таких книжках главный герой – сам малыш и его сказочные герои. У детей вырос интерес к русским народным подвижным и хороводным играм.
В заключение сказанного, можно отметить, что нравственное воспитание по-прежнему не утратило своей актуальности. Задачи воспитания у дошкольников патриотических чувств можно решить с помощью народных сказок, которые в доступной ему форме помогают познавать окружающий мир, узнавать, что все люди отличаются друг от друга внешностью и поведением, знакомят со способами эмоциональной поддержки сверстника, взрослого; помогают понять, что причинами конфликта могут быть противоположные интересы, чувства, взгляды, дают представление о возможных способах разрешения конфликтов. На сказках дети учатся понимать друг друга, осознавать собственную ценность и ценность других людей; проявлять эмпатию и толерантность; сознавать, какое чувство испытывают другие по отношению к их поступкам; выражать свои чувства и понимать чувства другого; находить конструктивное решение конфликта.