Приложение МААМ

Семинар-практикум для педагогов «Русское народное творчество и нетрадиционные методы отпечатывания»

Наталья Белоусова
Семинар-практикум для педагогов «Русское народное творчество и нетрадиционные методы отпечатывания»
▼ Скачать + Заказать документы

Как-то в своей практике от педагога услышала такое неприятное для себя высказывание, а нужно ли знакомить детей дошкольников с русским народным промыслом, разве дети могут полноценно осмыслить и понять суть, самобытность основную идею народного промысла. Они ведь дети, только и могут скопировать изображение при помощи педагога, знакомить их с промыслами глубоко, пустое занятие, дети слишком далеки от этого понимания. С чем я крайне не согласилась, здесь всё зависит от педагога, который преподносит детям материал. В какой мере сам педагог понимает, то о чём он рассказывает детям, как владеет приёмами росписи, как может их показать и объяснить детям материал. И самое главное педагог должен знать чего он хочет добиться от детей, какого результата. А если педагог сам не сведущ в декоративно - прикладном творчестве или сведущ поверхностно, то, как он может донести до детей знания о декоративном промысле, никак. И очень часто педагогам не хватает личных знаний о декоративно прикладном творчестве. Поэтому сегодня мы обратимся к теме декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.

Публикация «Семинар-практикум для педагогов „Русское народное творчество и нетрадиционные методы отпечатывания“» размещена в разделах

Народное декоративно-прикладное искусство – результат творчества многих поколений мастеров. Оно едино в своей художественной структуре и необычайно разнообразно по своим национальным особенностям, которые проявляются во всём, начиная с выбора (использования) материала и заканчивая трактовкой изобразительных форм.

Рождённое в среде земледельцев, скотоводов, охотников, народное творчество на протяжении всей истории своего развития связано с природой, законами её обновления, проявлением её жизнетворных сил.

Само существование человека неотделимо от природы, которая даёт материал для жилища и одежды, продукты питания, определяет ритм человеческой жизни сменой дня и ночи, чередованием времён года. Потому и находит своё отражение в произведениях народного творчества, составляющих целостное явление культуры каждого народа России.

Народные мастера глубоко понимают тот материал с которым им приходится работать, который позволяет создавать многие вещи как совершенные произведения декоративно-прикладного искусства. Дерево и глина, камень и кость, кожа и мех, солома и лоза, метал все эти материалы находят органичное использование в нашей жизни.

Если я у вас сейчас спрошу, а сколько видов декоративно прикладного искусства вы можете мне сейчас назвать, скорее всего вы назовё те: дымковскую игрушку, филимоновскую, каргопольскую, гжельскую, городецкую, жостовскую роспись, ну пожалуй и всё. Я сегодня в свою очередь хотела бы вас познакомить с тем минимумом который необходимо знать педагогам работающим с детьми дошкольниками. Я покажу промыслы иллюстративно и расскажу о каждом вкратце, но со сравнительной характеристикой. А вот ваша потом задача будет выбрать для себя и своих воспитанником заинтересовавший вид народного промысла и более полную развёрнутую информацию о промысле найти самостоятельно в разных источниках.

Виды декоративно-прикладного искусства:

(демонстрация мультимедиа-презентации)

Хохломская роспись:

Родилась в конце 17 века в городе Семёнове в деревнях Коверинского района Нижегородской области. Название своё получила от села Хохлома, где проходили большие ярмарки по продаже деревянной посуды. Этот промысел широко известен в России и за рубежом.

Городецкая роспись:

Украшение деревянных изделий росписью ещё в одном центре Нижегородской области в городе Городце своё название промысел получил от названия места где он родился.

Роспись Полхов-Майдана:

Характер весёлых расписных игрушек имеют деревянные изделия Полхов-Майдана и Крутца двух сёл Нижегородской области, где почти в каждом доме есть семейная мастерская. Почти все изделия выполняют токарным способом.

Роспись с выжиганием:

Декорирование изделий в виде росписи с выжиганием получило развитие в работах мастеров города Загорска на рубеже 19-20 веков. Оно возникло под влиянием профессиональных художников, которые пытались помочь сохранению и развитию кустарных промыслов. Изделия украшали изображениями Троице-Сергиевой лавры с изображениями памятников культуры 15-18 веков.

Гжельская керамика:

Одно из первых мест занимает Гжель – самый крупный керамический промысел по масштабам производства. Название промысла Гжель связано с целым районом Подмосковья, где издавна почти всё население деревень делало гончарную посуду, черепицу, изразцы. С 17 века промысел был официально признан как производитель керамической продукции высокого качества. А с середины 18 века гжельские мастера освоили технику майолики, позволяющую изготавливать посуду с многоцветной росписью по белой эмали. После открытия русским учёным Дмитрием Ивановичем Виноградовым состава фарфоровой массы в Гжели началось освоение нового материала – фарфора. С начала 19 века фарфор, и фаянс заняли в гжельском промысле господствующее положение.

Дымковская игрушка:

Её название связано с селом Дымково, что находится возле города Кирова (бывшая Вятка). Здесь издавна местные мастерицы лепили глиняную игрушку, которая распродавалась на празднике проводов зимы. Многие игрушки делались как свистульки. Да и сам праздник назывался «Свистунья».

Каргопольская игрушка:

Самобытный традиционный промысел изготовления глиняной игрушки сохраняется в городе Каргополе Архангельской области. Начало промыслу положили мастера, живущие в деревне Гринёво Каргопольского района. Поэтому в тематике игрушки основательно закрепились образы сказочных персонажей, жителей деревни, занятых повседневным трудом, сцены народных гуляний с катанием на тройках или лодках по реке.

Филимоновская игрушка:

Среди изделий народных промыслов Тульской области своей оригинальностью выделяется игрушка деревни Филимоново. Её художественные отличия проявляются как в форме, так и в росписи (тягучая глина). Вся гамма росписи красно-розового, зелёного, жёлтого цветов, эффективно играющая на фоне забелённой поверхности игрушки, придаёт ей необыкновенную звучность и праздничность.

Ростовская финифть:

Один из центров производства оригинальных художественных изделий. Если в северной черни по серебру господствует рисунок, то здесь основа всего – цвет. Эмаль в сочетании с камнями – самоцветами украшала работы, выполненные, мастерами Киевской Руси. В 16-17 веках эмаль оживляла литые перстни и серьги, пуговицы и миниатюрные складни. Жив промысел Ростова - Ярославского и до сих пор.

Жостовские подносы:

Декоративная роспись подносов в Мытищинском районе Подмосковья стала развиваться в начале 19 века. Подносы изготовляли в сёлах и в деревнях – Жостове, Троицком, Новосильцеве и др. Жостовский поднос испытал влияние уральской росписи, федоскинской лаковой живописи, а также росписи по фарфору, восприняв от уральского промысла декоративность цветовых решений, от лаковой живописи и росписи фарфора – тщательность проработки объёма.

Федоскинская лаковая живопись:

На протяжении истории своего развития ориентировалась на образцы русской классической живописи. От неё же она восприняла технику многослойного письма масляными красками.

Палехская лаковая живопись:

Следует старинной технике иконописи, выполняется темперными красками (цветные пигменты, разведённые на клею и яичном желтке). В характере живописи видно продолжение иконописных традиций.

Мстерская лаковая живопись:

Мстерский промысел имеет достаточно самостоятельный характер, хотя в основе своей так же, как палехский и холуйский, опирается на иконописные традиции. При безусловных связях современной мстерской миниатюры с древнерусской живописью она смело отступает от неё в строну реалистичной трактовки пространства и изображения человека. Эту живопись называют просветлённой.

Практическая часть:

С введением ФОГС ДО от педагогов требуются нестандартные подходы в работе и организации непосредственно - образовательной деятельности с дошкольниками, в связи с этим в практической части семинара хотелось бы вспомнить и показать один из наиболее старых, но креативных декоративно-прикладных приёмов, такой, как отпечатывание.

Оно имеет довольно глубокие корни, которые ведут в далёкую древность. Ещё первобытный человек первые свои печатные оттиски оставил руками и босыми ногами на мокром песке. Отпечатывание появилось ещё на расцвете цивилизации, у каждого народа оно имеет своё лицо. Так в истории мы можем встретить примеры печати на камне, на глине, на металле, коже, клейменее один из видов печати, на бумаге, благодаря которой мы получили бумажную печать, и имеем возможность печатать книги, газеты, журналы. Способ отпечатывания получил большое своё развитие в конце 18 века, когда в России мастера научились украшать ткани, предметы быта, фасады зданий, стены, способом отпечатывания.

Способ отпечатывания находит своё большое место в работе с детьми дошкольниками, как один из видов нетрадиционной детской деятельности. Что мы можем создать с детьми дошкольниками в рамках детского сада? Это – работы отпечатывание пальцами, ладонями рук, складывание бумаги пополам (монотипия)отпечатывание цветных пятен, отпечатывание листьями с деревьев, трафаретная печать, отпечатывание нитью, отпечатывание бросовым материалом колпачками от фломастеров, пустыми бутылками, катушками от ниток и от скотча, печать различными овощами картофелем, морковь и даже свеклой, отпечатывание тычками большими поролоновыми и крохотными ватными и т. п.

Сегодня мне хотелось бы вам показать нетрадиционный способ отпечатывания простой сырой картошкой, и показать вам этот приё м на деле:

• Очищаем картофель от кожуры;

• Из очищенного картофеля вырезаем болванку для печати или штампа, обычным кухонным или любым другим удобным вам ножом, болванок может быть одна или несколько;

• Находим удобную устойчивую посуду для гуашевой краски необходимого цвета, отпечатывать можно и подкрашенной колером дисперсионной краской;

• Макаем в посуду с краской наш штамп и отпечатываем изображение на белой или тонированной бумаге, композицию можно создать по желанию, или в определённой форме на полосе, круге, квадрате или т. п.

• Для работы другим цветом штамп необходимо промыть под проточной водой и вытереть салфеткой, либо заготовить несколько штампов для работы разными цветами;

• Эту работу легче и лучше проводить с подгруппой детей;

• Штампами можно работать до той поры пока они не подвянут, после их выбросить;

• После работы руки вымыть с мылом, рабочее место убрать;

• Что вы уважаемые коллеги будете делать вместе с детьми используя штампы из картофеля или морковки, это уже ваш выбор и ваша фантазия, а может быть творческий запрос ваших детей;

Творческих успехов!

Литература: П. И. Уткин, Н. С. Королёва «Народные художественные промыслы» Москва» «Высшая школа»-1992год.

Фотоматериал с сайтов: www.rospis.net, dymka.teploruk.ru

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Волшебная паутинка». НОД в проектной деятельности «Русское народное творчество» Ребята, мы с вами уже знаем, что в жизни русских людей все было подчинено работам в поле. Чтобы прокормиться и собрать хороший урожай, надо.

Консультация для педагогов на педагогическом часе по теме «Устное народное творчество» Устное народное творчество в развитии и воспитании детей дошкольного возраста Устное народное творчество в воспитании ребенка несомненно,.

Курс «Русское народное творчество «Посиделки в избе» (старший дошкольный возраст) Курс «Русское народное творчество «Посиделки в избе» Красоту, чистоту мы у старших берём, Саги, сказки из прошлого тащим, Потому, что.

Русское народное творчество и подготовка руки к письмуРусское народное творчество и подготовка руки к письму Ну вот, мы уже средняя группа. Вторая неделя сентября прошла под темой "Народные игрушки". Для того чтобы лучше познакомить детей с русским.

Семинар-практикум для педагогов «Цветотерапия» Цветотерапия для детей. «Все мы родом из детства». Эти слова принадлежат знаменитому французскому писателю, философу Антуану Экзюпери автору.

Семинар-практикум для педагогов «Детский темперамент» Цели: 1. Углубить знания педагогов об особенностях типов темперамента. 2. Развивать умение анализировать и систематизировать педагогические.

Семинар-практикум для педагогов «Нетрадиционные техники рисования, используемые в детском саду» Семинар – практикум для педагогов "Нетрадиционные техники рисования, используемые в детском саду" Воспитателя Семеновой М. В. 23.01.2014г.

Семинар-практикум для родителей «Дети и творчество»Семинар-практикум для родителей «Дети и творчество» Цель. Создание условий для повышения компетентности родителей по вопросу влияния развития творческих способностей детей на общее развитие.

Семинар-практикум для воспитателей «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»Семинар-практикум для воспитателей «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» Семинар-практикум для воспитателей «Нетрадиционные техники рисования в детском саду" Цель: Раскрыть значение нетрадиционных приёмов художественного.

Семинар-практикум по здоровьесбережению для педагогов ДОУ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 20» Г. РОСТОВА Семинар-практикум для педагогов Тема: «Виды здоровьесберегающих.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для педагогов «Русское народное творчество и нетрадиционные методы отпечатывания»
Опубликовано: 15 января 2017 в 13:47
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум для педагогов «Русское народное творчество и нетрадиционные методы отпечатывания»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Белоусова (УИ 954181) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД