Наталья Белоусова
Семинар-практикум для педагогов «Русское народное творчество и нетрадиционные методы отпечатывания»
▼ Скачать + Заказать документы
Как-то в своей практике от педагога услышала такое неприятное для себя высказывание, а нужно ли знакомить детей дошкольников с русским народным промыслом, разве дети могут полноценно осмыслить и понять суть, самобытность основную идею народного промысла. Они ведь дети, только и могут скопировать изображение при помощи педагога, знакомить их с промыслами глубоко, пустое занятие, дети слишком далеки от этого понимания. С чем я крайне не согласилась, здесь всё зависит от педагога, который преподносит детям материал. В какой мере сам педагог понимает, то о чём он рассказывает детям, как владеет приёмами росписи, как может их показать и объяснить детям материал. И самое главное педагог должен знать чего он хочет добиться от детей, какого результата. А если педагог сам не сведущ в декоративно - прикладном творчестве или сведущ поверхностно, то, как он может донести до детей знания о декоративном промысле, никак. И очень часто педагогам не хватает личных знаний о декоративно прикладном творчестве. Поэтому сегодня мы обратимся к теме декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.
Публикация «Семинар-практикум для педагогов „Русское народное творчество и нетрадиционные методы отпечатывания“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Штампинг. Отпечатываем и рисуем штампиками
- Темочки
Народное декоративно-прикладное искусство – результат творчества многих поколений мастеров. Оно едино в своей художественной структуре и необычайно разнообразно по своим национальным особенностям, которые проявляются во всём, начиная с выбора (использования) материала и заканчивая трактовкой изобразительных форм.
Рождённое в среде земледельцев, скотоводов, охотников, народное творчество на протяжении всей истории своего развития связано с природой, законами её обновления, проявлением её жизнетворных сил.
Само существование человека неотделимо от природы, которая даёт материал для жилища и одежды, продукты питания, определяет ритм человеческой жизни сменой дня и ночи, чередованием времён года. Потому и находит своё отражение в произведениях народного творчества, составляющих целостное явление культуры каждого народа России.
Народные мастера глубоко понимают тот материал с которым им приходится работать, который позволяет создавать многие вещи как совершенные произведения декоративно-прикладного искусства. Дерево и глина, камень и кость, кожа и мех, солома и лоза, метал все эти материалы находят органичное использование в нашей жизни.
Если я у вас сейчас спрошу, а сколько видов декоративно прикладного искусства вы можете мне сейчас назвать, скорее всего вы назовё те: дымковскую игрушку, филимоновскую, каргопольскую, гжельскую, городецкую, жостовскую роспись, ну пожалуй и всё. Я сегодня в свою очередь хотела бы вас познакомить с тем минимумом который необходимо знать педагогам работающим с детьми дошкольниками. Я покажу промыслы иллюстративно и расскажу о каждом вкратце, но со сравнительной характеристикой. А вот ваша потом задача будет выбрать для себя и своих воспитанником заинтересовавший вид народного промысла и более полную развёрнутую информацию о промысле найти самостоятельно в разных источниках.
Виды декоративно-прикладного искусства:
(демонстрация мультимедиа-презентации)
Хохломская роспись:
Родилась в конце 17 века в городе Семёнове в деревнях Коверинского района Нижегородской области. Название своё получила от села Хохлома, где проходили большие ярмарки по продаже деревянной посуды. Этот промысел широко известен в России и за рубежом.
Городецкая роспись:
Украшение деревянных изделий росписью ещё в одном центре Нижегородской области в городе Городце своё название промысел получил от названия места где он родился.
Роспись Полхов-Майдана:
Характер весёлых расписных игрушек имеют деревянные изделия Полхов-Майдана и Крутца двух сёл Нижегородской области, где почти в каждом доме есть семейная мастерская. Почти все изделия выполняют токарным способом.
Роспись с выжиганием:
Декорирование изделий в виде росписи с выжиганием получило развитие в работах мастеров города Загорска на рубеже 19-20 веков. Оно возникло под влиянием профессиональных художников, которые пытались помочь сохранению и развитию кустарных промыслов. Изделия украшали изображениями Троице-Сергиевой лавры с изображениями памятников культуры 15-18 веков.
Гжельская керамика:
Одно из первых мест занимает Гжель – самый крупный керамический промысел по масштабам производства. Название промысла Гжель связано с целым районом Подмосковья, где издавна почти всё население деревень делало гончарную посуду, черепицу, изразцы. С 17 века промысел был официально признан как производитель керамической продукции высокого качества. А с середины 18 века гжельские мастера освоили технику майолики, позволяющую изготавливать посуду с многоцветной росписью по белой эмали. После открытия русским учёным Дмитрием Ивановичем Виноградовым состава фарфоровой массы в Гжели началось освоение нового материала – фарфора. С начала 19 века фарфор, и фаянс заняли в гжельском промысле господствующее положение.
Дымковская игрушка:
Её название связано с селом Дымково, что находится возле города Кирова (бывшая Вятка). Здесь издавна местные мастерицы лепили глиняную игрушку, которая распродавалась на празднике проводов зимы. Многие игрушки делались как свистульки. Да и сам праздник назывался «Свистунья».
Каргопольская игрушка:
Самобытный традиционный промысел изготовления глиняной игрушки сохраняется в городе Каргополе Архангельской области. Начало промыслу положили мастера, живущие в деревне Гринёво Каргопольского района. Поэтому в тематике игрушки основательно закрепились образы сказочных персонажей, жителей деревни, занятых повседневным трудом, сцены народных гуляний с катанием на тройках или лодках по реке.
Филимоновская игрушка:
Среди изделий народных промыслов Тульской области своей оригинальностью выделяется игрушка деревни Филимоново. Её художественные отличия проявляются как в форме, так и в росписи (тягучая глина). Вся гамма росписи красно-розового, зелёного, жёлтого цветов, эффективно играющая на фоне забелённой поверхности игрушки, придаёт ей необыкновенную звучность и праздничность.
Ростовская финифть:
Один из центров производства оригинальных художественных изделий. Если в северной черни по серебру господствует рисунок, то здесь основа всего – цвет. Эмаль в сочетании с камнями – самоцветами украшала работы, выполненные, мастерами Киевской Руси. В 16-17 веках эмаль оживляла литые перстни и серьги, пуговицы и миниатюрные складни. Жив промысел Ростова - Ярославского и до сих пор.
Жостовские подносы:
Декоративная роспись подносов в Мытищинском районе Подмосковья стала развиваться в начале 19 века. Подносы изготовляли в сёлах и в деревнях – Жостове, Троицком, Новосильцеве и др. Жостовский поднос испытал влияние уральской росписи, федоскинской лаковой живописи, а также росписи по фарфору, восприняв от уральского промысла декоративность цветовых решений, от лаковой живописи и росписи фарфора – тщательность проработки объёма.
Федоскинская лаковая живопись:
На протяжении истории своего развития ориентировалась на образцы русской классической живописи. От неё же она восприняла технику многослойного письма масляными красками.
Палехская лаковая живопись:
Следует старинной технике иконописи, выполняется темперными красками (цветные пигменты, разведённые на клею и яичном желтке). В характере живописи видно продолжение иконописных традиций.
Мстерская лаковая живопись:
Мстерский промысел имеет достаточно самостоятельный характер, хотя в основе своей так же, как палехский и холуйский, опирается на иконописные традиции. При безусловных связях современной мстерской миниатюры с древнерусской живописью она смело отступает от неё в строну реалистичной трактовки пространства и изображения человека. Эту живопись называют просветлённой.
Практическая часть:
С введением ФОГС ДО от педагогов требуются нестандартные подходы в работе и организации непосредственно - образовательной деятельности с дошкольниками, в связи с этим в практической части семинара хотелось бы вспомнить и показать один из наиболее старых, но креативных декоративно-прикладных приёмов, такой, как отпечатывание.
Оно имеет довольно глубокие корни, которые ведут в далёкую древность. Ещё первобытный человек первые свои печатные оттиски оставил руками и босыми ногами на мокром песке. Отпечатывание появилось ещё на расцвете цивилизации, у каждого народа оно имеет своё лицо. Так в истории мы можем встретить примеры печати на камне, на глине, на металле, коже, клейменее один из видов печати, на бумаге, благодаря которой мы получили бумажную печать, и имеем возможность печатать книги, газеты, журналы. Способ отпечатывания получил большое своё развитие в конце 18 века, когда в России мастера научились украшать ткани, предметы быта, фасады зданий, стены, способом отпечатывания.
Способ отпечатывания находит своё большое место в работе с детьми дошкольниками, как один из видов нетрадиционной детской деятельности. Что мы можем создать с детьми дошкольниками в рамках детского сада? Это – работы отпечатывание пальцами, ладонями рук, складывание бумаги пополам (монотипия) – отпечатывание цветных пятен, отпечатывание листьями с деревьев, трафаретная печать, отпечатывание нитью, отпечатывание бросовым материалом колпачками от фломастеров, пустыми бутылками, катушками от ниток и от скотча, печать различными овощами картофелем, морковь и даже свеклой, отпечатывание тычками большими поролоновыми и крохотными ватными и т. п.
Сегодня мне хотелось бы вам показать нетрадиционный способ отпечатывания простой сырой картошкой, и показать вам этот приё м на деле:
• Очищаем картофель от кожуры;
• Из очищенного картофеля вырезаем болванку для печати или штампа, обычным кухонным или любым другим удобным вам ножом, болванок может быть одна или несколько;
• Находим удобную устойчивую посуду для гуашевой краски необходимого цвета, отпечатывать можно и подкрашенной колером дисперсионной краской;
• Макаем в посуду с краской наш штамп и отпечатываем изображение на белой или тонированной бумаге, композицию можно создать по желанию, или в определённой форме на полосе, круге, квадрате или т. п.
• Для работы другим цветом штамп необходимо промыть под проточной водой и вытереть салфеткой, либо заготовить несколько штампов для работы разными цветами;
• Эту работу легче и лучше проводить с подгруппой детей;
• Штампами можно работать до той поры пока они не подвянут, после их выбросить;
• После работы руки вымыть с мылом, рабочее место убрать;
• Что вы уважаемые коллеги будете делать вместе с детьми используя штампы из картофеля или морковки, это уже ваш выбор и ваша фантазия, а может быть творческий запрос ваших детей;
Творческих успехов!
Литература: П. И. Уткин, Н. С. Королёва «Народные художественные промыслы» Москва» «Высшая школа»-1992год.
Фотоматериал с сайтов: www.rospis.net, dymka.teploruk.ru