Резеда Никитина
Устное народное творчество. Путешествие по башкирским народным сказкам
▼ Скачать + Заказать документы
Структура:
1 часть: Литературная.
ЦЕЛЬ: Вызвать у детей интерес к сказочным персонажам. Уточнить знания детей по башкирским сказкам. Воспитать умение мотивизировать свои ответы, отгадывать загадки.
2 часть: Спортивная.
ЦЕЛЬ: Развивать двигательную активность детей. Формировать чувство товарищества, умение подчиняться общим правилам.
3 часть: Музыкальная.
ЦЕЛЬ: Развивать умение детей согласовывать слова песни с движениями, точно передавать мелодию песни, петь чисто.
Оформление и оборудование:
Публикация «Устное народное творчество, Путешествие по башкирским народным сказкам» размещена в разделах
- Башкортостан. Башкирский народ
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Устное народное творчество
- Темочки
Зал: на центральной стене большими буквами "В ГОСТЯХ У СКАЗКИ", под буквами большой рисунок юрты. На подставке покрытый скатертью, накрытый в башкирском стиле стол. И по залу расположены некоторые предметы быта: вышитые подушки, покрывало, шаршау на окне, полотенце. По залу прикрепляются рисунки персонажей сказок, а такие работы детей. Грампластинки с записью звучания курая, различными башкирскими мелодиями.
Подготовка детей и воспитателя:
Чтение детям сказок: "Ёж, медведь в лиса", "Медведь и пчелы", "Лиса и медведь", "Добро за добро". Охарактеризовать героев, выделить идейное содержание и национальное своеобразие.
Рисование детьми сюжетов этих сказок. Вместе с воспитателем дети рисуют больших персонажей: лису, егета, пчёл, змея: дети раскрашивают их. Познакомить детей с играми: "Стрелок", "Медный пень", "Курам". Используем загадки о животных.
Ход занятия:
Ведущая: Ребята, знаете, сегодня утром, когда я пришла в группу, у меня на столе стояла посылка. Кто мог её нам прислать'’ Давайте все вместе её откроем и посмотрим, что там. Ой, ребята, что это? Наверное, волшебная книга (читаю) "Башкирское народное творчество". "Волшебные сказки" Что-то эта книга мне знакома. Так у нас в группе есть такая книга. Ребята, помогите мне вспомнить, что это за книга? Верно, мы с вами читали башкирские народные сказки.
Что же ещё есть в этой посылке? Медведь. А это кто? Лиса. А это змея. Даже пчёлки есть. Для чего они здесь? Ребята, вы что, не понимаете? Я - нет.
Вбегает воспитатель и говорит: "К нам гости приехали, идут к вам".
Ведущая: Какие гости? А нас никто не предупреждал. Интересно, что это за гости? Ребята, вы не догадываетесь?
(Стучатся, в зал входят лиса, медведь, егет)
Хаумыхыгыз, балалар! Здравствуйте, дети! Вы узнали нас?
Ведущая: Так это вы прислали нам посылку?
Лиса: Ну конечно!
Егет: Нам очень хотелось узнать, догадаются ли ребята, откуда придут к ним гости и какие. Теперь мы видим, что вы нас узнали! Мы пришли к вам сегодня гости из башкирских народных сказок. Мы видели, как внимательно и с интересом вы читаете про нас сказки. Мы не удержались и вот мы уже здесь.
Медведь: Нам хочется поближе познакомиться с вами. Посмотреть, знаете ли вы башкирские сказки, поиграть с вами.
Ведущая: А как же вы хотите поиграть с нами?
Лиса: Сначала, назовите, из каких сказок мы пришли (дети называют).
Егет: Хотелось бы устроить соревнования между двумя командами (дети делятся на две команды, рассаживаются).
Лиса: Я придумала первый конкурс! Ведь команды у нас без названий. Пусть они придумают названия своим командам, связанные с башкирскими сказками.
Медведь: Какие интересные названия получились!
Егет: А сейчас мы посмотрим, как наши команды умеют отгадывать загадки.
Лиса: Егет, а можно я буду загадывать загадки этой команде?
Медведь: А я этой?
Егет: Конечно же! Итак, начнём:
1. Посмотри, Алык идёт,
Уши навострил, ревёт/медведь/
2. Отгадай загадку, слушай: куцый хвост, большие уши
Летом серый, зимой белый /заяц/
3. Хан вышагивает гордо, у него в крови вся морда /волк/
4. Хвост пушистый, мех золотистый,
В лесу живёт, в деревне кур крадёт /лиса/
5. Дышать может - да безголос, шкурка есть - да без волос,
Из колючек его дом, он живёт всю зиму в нем /ёж/
6. Видишь - длинный путь струится, на том пути - стройная молодица,
Глаза сияют, веки трепещут, на челе сиянье блещет/змея/
Лиса: Видишь, медведь, какая у меня команда!
Медведь: И мои ребята - молодцы!
Егет: А вот мы сейчас и посмотрим, какие они молодцы. В этой книге написано очень много башкирских народных сказок. Я буду вам читать отрывки из сказок, а вы постарайтесь угадать, что это за сказка. Лиса и медведь подбадривают детей.
Егет: Ну что, команды готовы? Слушайте. Если одна команда не отвечает, другая может ответить за них.
1. Как-то поймал медведь воробья в лесу. "Стой, - думает, - намедни ли хвалилась тем, что утку поймала. Похвалюсь-ка я тоже перед ней". Взял он воробья в пасть и отправился к лисе.
/"Лиса и медведь"/
2. В давние времена какой-то егет пришёл в лес. Там ему встретился голодный медведь. И решил медведь съесть этого самого егета. Когда он уже собирался это сделать, невесть откуда появилась лиса. Медведь выпустил из лап егета и сказал ему гак: "Хотел съесть тебя, да передумал, съем лису".
/"Егет, медведь и лиса"/
3. Было это давным-давно. Шёл как-то по дороге домой один дровосек, уставший после тяжёлой работы. Вдруг услышал он змеиное шипение доносится из-под большого камня и видит чёрную змею.
/"Добро за добро"/
4. И каждому, кто приходил проведать медведя, она говорила то же самое и просила принести птицу. 11ачали звери разную птицу к берлоге таскать. Придут и лисе оставят. А лиса лежит себе в тёплой медвежьей берлоге и птичьим мясом кормится.
/"Лиса в медвежьей берлоге"/.
Лиса: Вот видишь, медведь, какие ребята догадливые.
Медведь: Ой-ой, расхвалилась, у меня ребята не хуже /изображает движения лисы, но у него ничего не получается/
Егет: Ребята, посмотрите, как медведь изображает лису. У него совсем ничего не получается. А у вас, мне кажется, получится намного лучше. Посмотрим? Пусть эта команда изображает хитрую лису, а другая - неуклюжего медведя.
Лиса: Медведь, как тебе моя команда?
Медведь: Ну что ты, лиса, все время хвастаешься?
Егет: Не ссорьтесь, друзья!
Ведущая: Скажите, а почему в посылке пчелы?
Егет: А пусть ребята вспомнят, из какой сказки эти пчелы.
Лиса: Я уже устала! Может, поиграем в игру?
Медведь: А в какую?
Лиса: "Стрелок" называется. Ребята, вы её знаете? Сначала выберем стрелка из одной команды, а потом из другой. Вот и посмотрим, кто самый меткий. Стрелок встанет в центр круга и будет бросать мяч в детей. В кого мяч попадёт, тот выходит из игры /играют/.
Медведь: Какие у нас меткие стрелки! Настоящие егеты!
Ведущая: А я тоже знаю очень интересную башкирскую национальную игру "Медный пень" и ребята её знают. Какая команда напомнит правила игры, чтобы и гости смогли в неё играть?
Егет: Какая интересная игра! Давайте скорее играть!
Лиса: А вы, между прочим, ещё кое-что достали из посылки. Что, вы знаете?
Ведущая: Что же это?
Лиса: А вот посмотрите, вы знаете, что это? /берет в руки курай/. Это, ребята, башкирский народный инструмент. Существует поверье, что курай был создан из такого тростника. Послушайте, как он звучит, /включается запись/
Лиса: Ой, как красиво поёт курай! Ребята, а вы умеете петь?
Медведь: А вот мы сейчас это и увидим. Поиграем в игру "Курай". Кто будет кураистом?
Ведущая: Ребята, помните, мы с вами играли в эту игру и пели? Давайте же покажем нашим гостям, как мы умеем петь! /играют/
Лиса: Как вы хорошо поёте!
Егет: Да, ребята молодцы! Они не только хорошо поют, но и знают башкирские народные сказки. Обе команды - молодцы, отлично играли!
Медведь: И, конечно же, заслужили призы!
/В это время в зал входит почтальон и отдаст лисе телеграмму. Пока егет и медведь раздают подарки, она читает телеграмму/.
Лиса: Друзья, нам срочно нужно возвращаться в сказки!
Медведь: Почему это?
Егет: Что-то случилось?
Лиса: Нам прислали звери телеграмму. Мальчик Баязит взял читать книжку с башкирскими сказками, как раз ту, в которой мы живём. Представляешь, он начнёт читать её, а нас там не будет.
Медведь: Да. Не будем огорчать Баязита. Надо возвращаться!
Егет: Ну что ж, давайте прощаться с ребятами. До свидания!
Лиса: У вас в гостях было очень хорошо, мы надеемся снова встретиться с вами в сказках!
Медведь: До свидания в сказках!
Егет: А давайте-ка напоследок станцуем под башкирскую мелодию! /танцует башкирский танец со всеми/
Гости прощаются и уходят.