МААМ-картинки

Использование музейной педагогики в приобщении детей к историческому прошлому своей малой Родины

Ольга Богатырева
Использование музейной педагогики в приобщении детей к историческому прошлому своей малой Родины
▼ Скачать + Заказать документы

Слайд №1

Представляем опыт работы Муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения детского сада №35 «Солнышко» х. Родниковского на тему: «Использование музейной педагогики в приобщении детей к историческому прошлому своей малой родины».

Слайд №2

Воспитание духовно развитой личности невозможно без пробуждения любви к родной земле, к её прошлому. И любовь эта – одно из проявлений духовности, той самой духовности, которая делает человека Личностью, а нацию – народом, здоровым и непобедимым.

Д. С. Лихачёв.

Публикация «Использование музейной педагогики в приобщении детей к историческому прошлому своей малой Родины» размещена в разделах

Слайд №3

В настоящее время на основе регионального компонента происходит процесс возрождения народной культуры. Сегодня большое внимание уделяется формированию духовно-нравственных ценностей, сохранению опыта прошлых поколений, внесших огромный вклад в становление и развитие нашего общества в целом и края, в котором мы живем,- малой родины. Одним из действенных средств для решения этой воспитательной задачи является организация музея.

Слайд №4

Музей в детском саду - это уникальная возможность погрузить детей и их родителей в мир народной, а именно кубанской культуры.

Цели музейной работы:

создание единого обучающего этнокультурного пространства в дошкольном учреждении;

духовное, нравственное и патриотическое воспитание средствами музейной педагогики;

приобщение к истории Кубани, ее культуре и искусству;

формирование представления об образе жизни кубанских казаков (жилище, быте, одежде, занятиях);

ознакомление с предназначением и использованием предметов быта, костюмов, орудий труда, материалов для различного ремесла;

развитие познавательных и творческих способностей с помощью разнообразных занятий в музее;

овладение разными формами музыкального и устного народного творчества путем включения и участия в общих этнокультурных мероприятиях.

Слайд №5

Чувство любви к Родине надо прививать с раннего детства и важно делать это на народных традициях, правилах, обрядах, по которым жили веками наши предки. Чтобы донести до понимания детей особенности жизни людей на Кубани в прошлом, в нашем детском саду был создан музей «Кубанская горница», где каждому предмету отведено свое место.

Слайд №6

Проводя большую работу в музее «Кубанская горница», мы столкнулись с проблемами отсутствия системы по использованию музея в образовательном процессе и отсутствия систематичности в работе с детьми. Поэтому, возникла необходимость в разработке нормативных документов по организации музея. И переработав ряд методической литературы, мы разработали положение о музее «Кубанская горница», которое состоит :из общих положений, задач работы с детьми, из организации музея, из обязанностей руководителя музея, учета и обеспечения сохранности экспонатов. Так же разработан каталог регистрации экспонатов, тематика и содержание экскурсий и занятий в музее. Наш музей – интерактивный, и наполнен подлинными предметами, вещами и коллекциями, которые задействованы в воспитательно-образовательном процессе.

Музей создавался по крупицам. Если бы музейные ценности умели говорить, то каждая рассказала бы свою удивительную историю «Как я стала самым важным и интересным экспонатом». Все экспонаты в горнице расположили по правилам старины. Музей создан при активном участии родителей и жителей хутора. Здесь мы знакомим детей с историей кубанского народа и его культурным наследием, кубанским народным костюмом, обстановкой в горнице, ремеслами.

Слайд №7

Тематическая структура музея «Кубанская горница» представлена следующими разделами, образующими отдельные интерактивные зоны: «Печка русская», «Бабий кут», «Колыбелька», «Красный угол», «Обереговая и обрядовая кукла», «Кубанский народный костюм», «Орудия труда».

«Бабушка седа- бела,

Зимой всем мила.

А как лето настает,

Про бабушку забывают.»

Это печь-наша поилица и кормилица, телосогревательница. В ней готовили пищу и избу обогревали. На печи лечились, спали и сказки рассказывали. Что же стоит за печкой в закутке? Все, что нужно для печи.

Железный конь скачет в огонь. (кочерга)

Не бык, а с рогами,

Не ест, а еду хватает,

Что схватит- отдает,

Сам в угол идет. (ухват)

Слайд №8

В детях воспитываются патриотические чувства и духовность, чувство красоты, любознательность; они понимают назначение предметов старины. Все начинается с колыбельной песни и замыкается мудростью пословиц, а между ними- богатство и роскошь фольклора и его жизненных истин. Зону «Колыбелька» дополняют старинные семейные фотографии, украшенные обереговыми рушниками.

Слайд №9

Во время проведения экскурсий в музей воспитатели рассказывают детям о том, что в каждой избе обязательно есть красный угол. В старину слово «красный» означало красивый, главный, торжественный. В красном углу дети замолкают перед старинными иконами. Здесь же стоят стол и лавки. В «красный» угол сажали гостей. Это самое светлое место. За столом решали главные проблемы, принимали пищу. В старину говорили: «Хлеб на стол, так и стол-престол (священное место, а хлеба ни куска, так и стол-доска». С большим интересом дети рассматривают и бережно прикасаются к игрушкам, которыми играли наши бабушки. Это куклы из соломы, ниток, ткани, глиняные свистульки А как устоять перед соблазном сесть на широкие скамейки у старинного самовара да чая с баранками отведать, а баранки самые настоящие- вкуснющие.

Слайд №10

Прочитав рассказ К. Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла», дети узнали, откуда берутся холсты, из которых шили одежду. Так же познакомились с крестьянским трудом, процессом выращивания льна, его обработкой, ткачеством.

Слайд №11

Во время проведения очередной экскурсии дети рассматривают кубанские народные костюмы и узнают, что основной одеждой женщин были рубахи, юбки, кофты и платки головные. Еще сравнительно широко бытовал сарафан. Распространенной верхней одеждой была «кохта».

Праздничную женскую одежду, а в зажиточных семьях и будничную, шили из покупных фабричных тканей. Будничную одежду в бедных семьях и среднего достатка чаще шили из домашнего холста или сукна. В мужском казачьем костюме отходу от национальных традиций способствовало то, что мужчины - казаки обязаны были носить одежду на службе и в праздничные дни форменного образца: черкеску, штаны с кантом, шапку-папаху из барашка (курпия) с суконным верхом, чувяки с ноговицами, а в холодную погоду - сапоги, бурку, башлык. Мною был разработан цикл занятий по ознакомлению детей с кубанским народным костюмом.

На посиделках и праздниках дети совместно со взрослыми знакомятся с деталями костюма, наряжаются в него, входят в определенную роль. Костюм является средством духовного единения малыша с прапрабабушкой (прапра-дедушкой). Народный костюм является своеобразным языком культуры, который знакомит детей с русскими традициями, с определенным образом жизни, с ролью и задачами в семье мужчины и женщины. Это очень важно, так как позволяет показать непрерывную связь поколений и связь искусства изготовления костюма с духовными традициями народа.

Слайд №12

Решая вопросы гендерного воспитания в ДОУ, мы знакомим детей с женскими и мужскими кубанскими ремеслами. Для этого в музее был оформлен стенд «мужские орудия труда». Во время показа мужских орудий труда дети знакомятся с их названием, для чего они использовались, какому ремесленнику они необходимы. А так же дети пытаются найти в музее экспонаты, изготовленные при помощи этих инструментов.

Слайд №13,14,15

В музее «Кубанская горница» проводятся экскурсии, занятия, развлечения, досуги, КВН, викторины, посиделки, чаепития, выставки работ детей, театральные постановки. Здесь проходит «таинство знакомства с кубанским фольклором: играми, танцами, хороводами, колядками, частушками, попевками.

Слайд №16

При участии детей была показана театральная постановка по семейным традициям и обрядам, из которой дети узнали о традициях и обрядах, связанных с рождением ребенка, его крещением и имянаречением.

Слайд №17,18

Для того чтобы работа по использованию музея «Кубанская горница» как региональный компонент носила целенаправленный и систематичный характер в ДОУ организован факультатив «Твоего народа ремесло», который нашел отражение в основной образовательной программе ДОУ в разделе региональный компонент. Авторская программа факультатива ориентирована для детей старшего дошкольного возраста и направлена на создание условий для воспитания духовно- нравственной культуры у дошкольников, художественно-эстетического вкуса, приобщения к ознакомлению с кубанскими народными ремеслами и изготовлению доступных для дошкольного возраста предметов ремесел. Программа носит целостных характер, выделены структурные части, основные компоненты программы: цель, задачи, возрастная направленность; определены основные содержательные линии при изучении народных кубанских промыслов. Выделены ведущие виды образовательной деятельности воспитанников. Система диагностики представленная в программе позволяет определить эффективность использования кубанских ремесел в образовательном процессе. В программе представлен перспективный план работы, который включает последовательность изучаемых тем, определены практическая и теоретическая часть, материалы, оборудование, фольклор, отражена интеграция отечественных традиций. А так же формы работы с родителями в виде домашних заданий. Представлен перечень активных средств эмоционально- образного воздействия (сказки, пословицы, поговорки, обрядовые тексты и др., произведения классической живописи, отражающие тематику ремесел, информация о традициях и обрядах для иллюстрации жизненного цикла человека.

Слайд №19

Средства музейной педагогики, взаимное партнёрство, сотрудничество с музеем «Родниковской средней школы", родителями в ходе воспитательно-образовательного процесса позволили нам расширить духовно нравственные представления детей о собственной душевной близости, сопричастности своего «Я» с другими людьми, живущими, работающими, рядом. Наш опыт убедительно доказывает, что использование регионального компонента в образовательной системе ДОУ повысит качество образования, а целом обеспечит реализацию утверждения: «Крепкая семья, сильная Кубань, могучая Россия!»

Слайд №20

Благодарим за внимание!

Публикации по теме:

Использование музейной педагогики в ознакомлении дошкольников с искусством в соответствии с ФГОС С переходом на ФГОС ДО большой интерес представляет технология музейной педагогики в условиях детского сада. Музейная педагогика представляет.

Духовно-нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством краеведения и музейной педагогики Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к системе образования. Важнейшей задачей образовательного процесса становится.

Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством краеведения и музейной педагогики Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к системе образования. Важнейшей задачей образовательного процесса становится.

Использование музейной педагогики в формировании гражданско-патриотических чувств у детей дошкольного возраста В последнее время чрезвычайно актуальной стала проблема гражданско - патриотического воспитания детей. К сожалению, приходится констатировать,.

Конспект интегрированной НОД для детей старшей группы «Герб — символ малой Родины» Цель: Формирование у детей патриотических чувств – любви к малой Родине и уважительное отношение к государственным символам. Задачи: 1.

Конспект интегрированной образовательной деятельности для детей старшего возраста «Города малой Родины» Конспект интегрированной образовательной деятельности для детей старшего возраста «Города малой Родины» Доминирующая образовательная область:.

Консультация для родителей «О диалоге музейной и семейной педагогики в практике образования дошкольников» Консультация для родителей «О ДИАЛОГЕ МУЗЕЙНОЙ И СЕМЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ПРАКТИКЕ ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ» Всем родителям хочется, чтобы.

Отражение регионального компонента путем музейной педагогики в детском саду Технология музейной педагогики. Что такое музей? Это кладовая истории, где хранится накопленный опыт предыдущих поколений. Как часто мы.

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через знакомство с историей и культурой с своей малой Родины Одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения является нравственно-патриотическое воспитание детей. Патриотизм является.

Технологии ТРИЗ и РТВ как средства музейной педагогики Федеральный Государственный Образовательный Стандарт предусматривает новое, современное качество дошкольного образования. В связи с этим.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование музейной педагогики в приобщении детей к историческому прошлому своей малой Родины
Опубликовано: 16 января 2017 в 21:39
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование музейной педагогики в приобщении детей к историческому прошлому своей малой Родины» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Богатырева (УИ 435293) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД