Папки-передвижки

Развитие речи через устное народное творчество: описание вариативных форм, методов и способов реализации программы

Марина Семенюта
Развитие речи через устное народное творчество: описание вариативных форм, методов и способов реализации программы
▼ Скачать + Заказать документы

При организации образовательного процесса в 2016-2017 году обеспечивается комплексный подход в решении задач речевого развития через устное народное творчество с использованием различных средств, форм, методов, приемов, адекватных возрасту дошкольников второй младшей группы «Ромашка».

Публикация «Развитие речи через устное народное творчество: описание вариативных форм, методов и способов реализации программы» размещена в разделах

Для реализации всех направлений речевого развития детей используются следующие методы:

1. Наглядные – в основном в работе будут использоваться опосредованные методы, которые основаны на применении изобразительной наглядности. Это рассматривание иллюстраций различных художников к сказкам, сказочных персонажей, в том числе из мини-музея «Терем-теремок» (см. приложение №, описание героев сказок, рассказывание по мнемосхемам (метод наглядного моделирования реализуется через проектную деятельность – проект «Сказка через мнемосхемы» - см. приложение №). Эти методы используются для закрепления знаний, словаря, развития обобщающей функции слова, обучения связной речи.

2. Словесные – в первую очередь, это чтение и рассказывание русских народных сказок, представляющих собой кладезь народной мудрости. В возрасте 3-4 лет дети хорошо воспринимают сказки о животных или о взаимодействии животных и человека (например, «Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок», «Три медведя» и др.) благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям. Сказка будучи одним из главных жанров устного народного творчества через особую форму выражения отношения к воспринятой действительности, через богатую тематику, содержание разносторонне воздействует на ребенка, учит образно мыслить, в обычном предмете или явлении видеть необычное, закладывает основы эстетической культуры, формирует уважение к результатам деятельности многих поколений и умение творчески применять полученный опыт в нестандартных ситуациях.. В процессе чтения сказки перед ребенком раскрывается все великолепие и богатство русского языка. Дети приучаются замечать красоту родного языка, постепенно осваивая его, обогащают свою речь образными выражениями и литературными оборотами. Читая сказку, мы учим детей замечать художественную форму, выражающую содержание. Чем чаще дети их слышат, тем больше они впитывают гармонию слова. Сказка помогает расширить словарный запас малыша, а также развить связную логическую речь. Благодаря сказкам речь дошкольника становится более эмоциональной, образной, выразительной. Эти волшебные истории способствуют общению, формируют умение задавать вопросы, конструировать слова, предложения и словосочетания. Возникновению атмосферы заинтересованности, созданию у детей положительного эмоционального отношения к жанрам устного народного творчества будет способствовать прослушивание сказок в исполнении известных актеров, в т. ч. аудиозаписей старых пластинок, а также просмотр советских мультфильмов.

К словесным методам также относится и заучивание наизусть таких малых фольклорных форм, как потешки, пословицы и поговорки, считалки; пересказ, обобщающая беседа, рас-сказывание без опоры на наглядный материал. Одним из значимых приемов является отгадывание загадок, которые обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления об их переносном значении. Они помогают дошкольникам усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее. Разгадывание загадок развивает способность к анализу и обобщению.

Во всех словесных методах используются наглядные приемы: показ предметов, игрушек, мнемосхем, рассматривание иллюстраций, поскольку возрастные особенности детей 3-4 лет и природа самого слова требуют наглядности.

3. Практические - направлены на применение речевых навыков и умений и их совершенствование. К практическим методам относятся различные дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры. Они используются для решения всех речевых задач.

В зависимости от характера речевой деятельности детей можно условно выделить репродуктивные и продуктивные методы.

В основном в работе по речевому развитию детей второй младшей группы «Ромашка» будут использоваться репродуктивные методы, основанные на воспроизведении речевого материала, готовых образцов. Они применяются, главным образом, в словарной работе, в работе по воспитанию звуковой культуры речи, меньше при формировании грамматических навыков и связной речи. К репродуктивным можно условно отнести методы наблюдения и его разновидности, рассматривание картин, чтение художественной литературы (сказок, пересказ, заучивание наизусть, игры-драматизации по содержанию сказок, многие дидактические игры, т. е. все те методы, при которых дети осваивают слова и законы их сочетания, фразеологические обороты, некоторые грамматические явления, например, управление многих слов, овладевают по подражанию звукопроизношением, пересказывают близко к тексту, копируют рассказ педагога.

Звучность, ритмичность, напевность, занимательность малых форм фольклора (потешки, приговорки, попевки, поговорки) привлекают детей, вызывают желание повторять их, заучивать, что, в свою очередь, способствует формированию разговорной речи, оказывает влияние на развитие словесного творчества. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем у него интонационную выразительность. К тому же маленькие фольклорные шедевры помогают наладить эмоциональный контакт между ребёнком и взрослым. Так, потешка способна корректировать поведение детей, создать у них хорошее настроение. Вот почему главным направлением работы по ознакомлению воспитанников второй младшей группы «Ромашка» с малыми фольклорными формами является использование их в режимных моментах: при умывании, переодевании, приеме пищи, при подготовке ко сну, при проведении утренней гимнастики и бодрящей гимнастики после сна (комплекс утренней гимнастики см. в приложении №, комплекс бодрящей гимнастики см. в приложении №, картотеку потешек на остальные режимные моменты см. в приложении №).

Особую роль в речевом развитии детей играют скороговорки – коротенькие стишки, построенные из трудно произносимых сочетаний звуков, предназначенных для быстрого и четкого проговаривания вслух. Скороговорки развивают речевой аппарат ребёнка, делают его более совершенным и подвижным, обогащают словарный запас. Речь становится правильной, выразительной, чёткой и понятной. Разучивая скороговорку, ребёнок учится осмысленно относиться к тому, что говорит, взвешивать каждое слово, если не слог, чувствовать связь между словосочетаниями, улавливать очень тонкие нюансы в интонации, смысле, значении. Прослушивание скороговорок улучшает их способность концентрироваться на том, что они слушают. И не только слышать, но понимать смысл высказываемого.

В работе по развитию речи детей второй младшей группы «Ромашка» будет уделено внимание и театральной деятельности, в частности, играм-драматизациям русских народных сказок. В сказках образы героев очерчены наиболее ярко, они привлекают детей динамичностью и ясной мотивированностью поступков, действия чётко сменяют одно другое и дошкольники охотно воспроизводят знакомый сюжет. В такие игры ребенок никогда не играет молча. Своим голосом или голосом персонажа ребенок проговаривает события и переживания. Во время таких игр происходит интенсивное развитие речи, качественно и количественно обогащается словарный запас, развивается воображение, творческие способности ребенка, способность управлять собой, удерживать внимание в соответствии с сюжетом. Легко драматизируются любимые детьми народные сказки "Репка", "Колобок", "Теремок", "Три медведя" и др.

Продуктивные методы предполагают построение детьми собственных связных высказываний, когда ребенок не просто воспроизводит известные ему языковые единицы, а выбирает и комбинирует их всякий раз по-новому, приспосабливаясь к ситуации общения. В этом и заключается творческий характер речевой деятельности. Отсюда очевидно, что продуктивные методы используются при обучении связной речи. К ним можно отнести обобщающую беседу, рассказывание, пересказ с перестройкой текста, дидактические игры на развитие связной речи, метод моделирования, творческие задания.

Резкой границы между продуктивными и репродуктивными методами также нет. Элементы творчества есть в репродуктивных методах, а элементы репродукции — в продуктивных.

При знакомстве детей с устным народным творчеством воспитателями группы «Ромашка» будут использоваться следующие методические приемы развития речи:

1. Словесные: речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос.

Речевой образец — правильная, предварительно продуманная речевая деятельность педагога, предназначенная для подражания детьми и их ориентировки. Образец должен быть доступным по содержанию и форме. Он произносится четко, громко и неторопливо, особенно при знакомстве детей с малыми фольклорными формами (поговорки, пословицы, скороговорки, потешки и др.). Поскольку образец дается для подражания, он предъявляется до начала речевой деятельности детей. Образец применяется для решения всех задач.

Повторное проговаривание — преднамеренное, многократное повторение одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания. В практике будут использоваться разные варианты повторения малых фольклорных форм: за педагогом, за другими детьми, совместное повторение воспитателя и детей, хоровое. Важно, чтобы повторение предлагалось детям в контексте интересной для них деятельности.

Объяснение — раскрытие сущности некоторых явлений или способов действия. Широко используется для раскрытия значений слов, для объяснения правил и действий в дидактических играх, а также в процессе наблюдений и обследования предметов.

Указания — разъяснение детям способа действия для достижения определенного результата. Выделяют указания обучающие, организационные и дисциплинирующие.

Оценка детской речи — мотивированное суждение о речевом высказывании ребенка, характеризующее качество выполнения речевой деятельности. Оценка должна иметь не просто констатирующий характер, но и обучающий. Она дается для того, чтобы все дети могли ориентироваться на нее в своих высказываниях. Оценка оказывает большое эмоциональное влияние на детей. Нужно учитывать индивидуальные и возрастные особенности, добиваться, чтобы она повышала речевую активность ребенка, интерес к речевой деятельности, организовывала его поведение. Для этого в оценке подчеркиваются прежде всего положительные качества речи, а речевые недочеты исправляются с помощью образца и других методических приемов.

Вопрос — словесное обращение, требующее ответа. Вопросы разделяются на основные и вспомогательные. Основные могут быть констатирующими (репродуктивные) — «кто? что? какой? какая? где? как? куда?» и поисковыми, требующими установления связей и отношений между явлениями — «почему? зачем? чем похожи?». Вспомогательные вопросы бывают наводящими и подсказывающими. Данный прием будет использоваться в основном при рассматривании, беседе, пересказывании сказок и в игровой деятельности.

2. Наглядные: показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению.

3. Игровые могут быть словесными и наглядными. Они возбуждают у ребенка интерес к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения и тем самым повышают речевую активность детей и результативность занятий. Игровые приемы отвечают возрастным особенностям детей и поэтому занимают важное место на занятиях по развитию речи в детском саду.

Игра является не только благодатным условием для речевых проявлений детей, но и эффективным средством воздействия на качество детской речи, в том числе через устное народное творчество. Каждый вид игр имеет особое значение.

Сюжетно-ролевые игры способствуют самостоятельным высказываниям детей, активизируют определённую группу словаря: «профессиональный» язык воспитателя, врача, моряка, домашней хозяйки. Участие в игре педагога способствует обогащению словаря детей, а также воспитанию культуры речевого общения. При моделировании различных ролевых ситуаций возможно использование фольклорных произведений. Например, укладывая куклу спать, можно спеть ей колыбельную, бинтуя мишке лапу, утешить его потешкой и т. д.

Русские народные подвижные игры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны. Каждая народная игра начинается считалкой, напевно-забавной певалкой, занимательными диалогами. Они прочно и быстро запоминаются детьми и проговариваются в повседневной жизни, это развивает память и речь. Например, игры «У медведя во бору», «Зайка, Зайка, попляши» и др.

Нельзя обойти стороной и такую разновидность подвижных игр, непосредственно связанную с устным народным творчеством, как хороводные игры – игры, способствующие развитию выразительности речи и согласованности слов с движениями. Такие игры формируют произвольное запоминание текста и движений. В хороводных играх с песнями и движениями мы находим единство художественного образа, звучания и жестов. Игра-хоровод развивает речь, координацию движений, логику и внимание, это работа с воображаемыми предметами, повторением действий. Это не только «Каравай» и хождение вокруг ёлочки. Это целый комплекс игровых упражнений, включающих в себя музыку, пение, свободные движения, декламацию стихов, пантомиму. Несмотря на внешнюю простоту и основной игровой момент, значение хороводов сложно переоценить. Они развивают чувство ритма, способствуют совершенствованию двигательных навыков: от медленного шага до бега; облегчают процесс адаптации: располагают детей друг к другу, раскрепощают их, учат детей действовать вместе, сотрудничать; знакомят детей с древними традициями и обычаями. Сюда относятся такие хороводные игры, как «Огуречик», «Заинька», «Веселись детвора» и др.

Хорошим средством для стимулирования развития речи являются игры на мелкую моторику руки – так называемые пальчиковые игры. Организованные пальчиковые игры, сопровождаемые речью – потешкой, превращаются в своеобразные мини-спектакли. Они увлекают малышей и приносят им радость. Помимо этого, игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша. Картотека пальчиковых игр на основе устного народного творчество представлена в приложении № .

Одной из эффективных форм развития речи у дошкольников являются дидактические игры, объединяющие в себе два начала: учебное (познавательное) и игровое, - то есть они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно-образовательное значение игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые правила и действия. Дидактическая игра является широко распространенным методом словарной работы с детьми дошкольного возраста. Для речевого развития детей второй младшей группы «Ромашка» будут использоваться следующие виды дидактических игр, основанных на устном народном творчестве: игры с предметами (герои сказок, настольно-печатные игры (парные картинки, домино, кубики, лото – с изображением сказок, словесные игры (без наглядного материала – например,).

Средства развития речи:

1) Общение взрослых и детей.

2) Культурная языковая среда.

3) Обучение родной речи в организованной деятельности.

4) Художественная литература.

5) ИЗО-искусство, музыка, театр.

6) НОД по др. разделам программы.

Таким образом, ежедневное использование различных жанров устного народного творчества охватывает все образовательные области: непосредственно образовательную деятельность (занятия по развитию речи, лепке и рисованию) совместную деятельность с детьми (игровую деятельность, библиотечную деятельность, театральную деятельность, режимные и трудовые моменты, а также работу с семьями воспитанников (см. пункт).

Достижению главной цели работы на 2016-1027 год – развитие речи детей второй младшей группы «Ромашка» через устное народное творчество - будет способствовать правильно организованная пространственно-развивающая среда, содержание которой соответствует возрасту воспитанников и выбранному приоритетному направлению работы. В нашей группе организованны центр сюжетно-ролевой игры, центр изобразительного искусства, музыкально-театральный центр, книжный уголок (в т. ч. выставка книг по устному народному творчеству, учебный центр. Подробнее наполнение предметно-развивающей среды представлено в организационном разделе программы, пункт).

Помимо этого, совместно с родителями и детьми будет создан мини-музей «Терем-теремок», в котором будут собраны все материалы по русской народной сказке «Теремок»: разные виды книг с иллюстрациями разных художников, различные виды театров – пальчиковый, кукольный, магнитный и др., настольно-печатные игры по данной сказке, герои сказки, изготовленные из разных материалов, творческие работы детей по мотивам сказки и т. д.

Публикации по теме:

Доклад из опыта работы на педагогическом совете «Устное народное творчество в развитии речи детей» «Ребенок…- писал Горький,- хочет играть, он играет всем и познает окружающий его мир, прежде всего и легче всего в игре, игрой. Он играет.

Консультация для педагогов на педагогическом часе по теме «Устное народное творчество» Устное народное творчество в развитии и воспитании детей дошкольного возраста Устное народное творчество в воспитании ребенка несомненно,.

Лэпбук «Устное народное творчество»Лэпбук «Устное народное творчество» Добрый день уважаемые коллеги мне очень понравилось такая форма работы как интерактивная папка. Во-первых: представлен большой объём информации,.

Устное народное творчество как средство выразительности речи дошкольников Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Головчинская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов».

Проект «Устное народное творчество-загадки во второй младшей группе». Актуальность проекта: Сегодня одной из актуальных проблем является редкое использование родителями загадок в младшем дошкольном возрасте.

Развитие устной речи детей через народное творчество Проблема: Проведенная мной диагностика на начало года показала, что дети не умеют согласовывать слова в предложении, правильно использовать.

Устное народное творчество для самых маленьких Раннее детство — начало жизни. Его можно сравнить с утренней зарёй, розовеющей нежным румянцем восходящего солнца. В первых лучах уже видится.

Устное народное творчество. Конспект занятия старшая-подготовительная группаУстное народное творчество. Конспект занятия старшая-подготовительная группа устное народное творчество Старшая - подготовительная группа воспитатель: Неклюдова Е. А. Цель: Познакомить детей с жанром легенд и преданий.

Устное народное творчество в формировании личности дошкольника Устное народное творчество - это история народа, его духовное богатство. Народные песенки, сказки, пословицы, загадки радуют простотой слова,.

Устное народное творчество в развитии речевой активности детей Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи через устное народное творчество: описание вариативных форм, методов и способов реализации программы
Опубликовано: 2 октября 2016 в 19:00
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие речи через устное народное творчество: описание вариативных форм, методов и способов реализации программы» (включая файлы) размещена пользователем Марина Семенюта в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД