Елена Королькевич
Семинар-практикум «Поликультурное воспитание в ДОУ»
▼ Скачать
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №3 р. п. Семибратово»
Семинар - практикум
«Поликультурноевоспитание в ДОУ»
Старший воспитатель МДОУ «Д/с №3 р. п. Семибратово» Ильичева Н. В.
Старший воспитатель МОУ Кладовицкая ООШ Бершова Е. В.
п. Семибратово
«Человечество обязано дать ребёнку
лучшее из того, что оно имеет»
(«Декларация прав ребёнка»)
Публикация «Семинар-практикум „Поликультурное воспитание в ДОУ“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
План:
1. Теоретическая часть.
2. Практическая часть:
а) подвижные игры;
б) презентация наглядного материала;
в) буклет «Поликультурное воспитание, как фактор успешной социализации детей»
3. Рефлексия.
1. Теоретическая часть.
Поликультурное воспитание – это психолого-педагогический процесс, который охватывает все сферы жизнедеятельности образовательного учреждения и направлен на формирование, высоконравственной личности, способной к осуществлению собственной оценочной деятельности, самостоятельной выработке жизненных позиций, основанной на твердых нравственных убеждениях. В какой-то степени поликультурное воспитание является отражением сущности и подходов интернационального воспитания.
Поликультурное воспитание – это комплексный разносторонний процесс социализации личности, основанный на преемственности культуры, традиций и норм.
Поликультурная предметно-пространственная среда – это часть педагогической среды, которая окружает личность и представляет собой совокупность всех условий жизни с учетом этнических особенностей места проживания, выражающихся в людях, их поведении, народных традициях, обрядах.
Социализация ребенка – явление многогранное происходящее под влиянием разных факторов: наследственность, атмосферы, среды.
Главная цель социализации – ценностное отношение к элементам соцкультуры толерантного к людям разных национальности.
Перестройка всех сфер жизни современного российского общества определила основную цель учебно-воспитательной деятельности – подготовку подрастающего поколения для жизни в демократическом многонациональном поликультурном обществе. В условиях сближения стран и народов, усиления их взаимодействия наряду с развитием собственной национальной культуры, ставится задача формирования умения общаться с людьми разных национальностей, понимать, ценить и уважать своеобразие других культур.
Педагоги дошкольного учреждения пристальное внимание уделяют формированию у детей национального самосознания, уважительного отношения к людям всех национальностей, интереса к различным народам и их культурам. Поликультурное образование рассматривается педагогами детского сада как способ приобщения воспитанников к различным культурам с целью формирования общепланетарного сознания, позволяющего в дальнейшем тесно взаимодействовать с представителями различных стран и народов и интегрироваться в мировое культурно-образовательное пространство. Национальные культуры составляют основу культуры человечества. Если с раннего возраста ребенок будет знакомиться с культурой разных народов, то их разнообразие будет способствовать формированию эстетического вкуса, а нахождение в них единства – стимулировать взаимопонимание.
Важнейшей, а может быть и главной составной частью раннего гражданского воспитания должно стать поликультурное образование, целью которого является формирование творческой личности, способной к активности и эффективной жизнедеятельности в многонациональной среде, обладающей развитым чувством понимания и уважения других культур, умеющих жить в мире и согласии с людьми других национальностей.
Задачами поликультурного образования являются следующие:
• полноценное приобщение к культуре своего народа как непременное условие интеграции в другие культуры;
• формирование многосторонних представлений о многообразии культур в регионе, стране, мире в целом;
• воспитание положительного отношения к культурным различиям, способствующим прогрессу человечества;
• создание условий для интеграции в культуры других народов и развитие этнической толерантности в процессе ознакомления с их национальными достижениями;
• формирование и развитие умений и навыков продуктивного взаимо-действия с представителями других культур;
• воспитание в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения.
1 этап в работе по поликультурному образованию– ознакомление ребенка с культурой своего народа, формирование понятия культурной идентичности. Понимание человеком своей культуры – залог осознания в дальнейшем своего жизненного стиля, определение пути коммуникации между различными культурами.
На этом этапе воспитанники детского сада знакомятся с народным этносом: с устно-поэтическим творчеством народов, народным декоративно-прикладным искусством, народными играми, музыкой и музыкальным фольклором. Наиболее ярким выражением в творчестве любого народа является национальный костюм, который представляет собой художественный ансамбль. Единый по своему эмоциональному выражению с этническим песенным фольклором.
2 этап в работе по поликультурному образованию–создание модели поли-культурного образования в детском саду на основе слияния культур народов родного края. В дошкольном возрасте не встает еще вопрос национальной терпимости, это чуждо данному возрасту, малыши максимально открыты любой культуре.
В дошкольном учреждении может быть разработана модель интегрированного образования дошкольников в контексте культур народов разных стран и культуры народов родного края, т. е. поликультурное пространство. ( Например: знакомя детей с предметами быта русского народа, мы делаем акцент на предметы быта народов других стран.)
3 этап в работе по поликультурному образованию– преодоление территориальной ориентации. Так как ребенок-носитель родной культуры должен быть готов к жизни в открытом обществе, то и его развитие должно происходить в многомерном пространстве, построенном на ознакомлении с культурами разных народов мира.
Важнейшей, а может быть, главной составной частью раннего гражданского воспитания должно стать поликультурное воспитание, встречное движение культур, проживание ребенком прелестей национальных танцев, игр и песен, проигрывание сказочных сюжетов, знакомство детей с обычаями и традициями, культурой народа. Личность ребенка формируется под воздействием не только специально созданных условий, но и окружающей среды, ее традиций, обычаев.
Созданию предметно-пространственной среды в дошкольной педагогике всегда уделялось достойное место. Вопрос о создании социально-педагогической поликультурной среды в ДОУ находит четкое отражение одно из требований к предметно-пространственной среде в ФГОС звучит так: предметно-пространственная среда должна обеспечить учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.
Поликультурная среда создает благоприятные условия для обучения ребенка в процессе его самостоятельной деятельности, развивая ребенка в поликультурной среде, педагоги делают акцент на приобщение его к красоте и добру, на желании видеть неповторимость культуры разных народов, стремясь вызвать чувство гордости, уважения и любви к своему народу.
В дошкольном образовательном процессе можно выделить следующие примерные требования к поликультурной среде; формирование у детей представления о человеке в истории и культуре:
- создать в группе мини-музей «Игрушки народов мира»;
- организовать неделю традиционных игр народов других стран (сопровождая их музыкальными произведениями этих народов);
- создать коллекцию кукол в народных костюмах;
- познакомить детей с приветствиями разных стран;
- организовать подборку книг, открыток, знакомящих с историей, культурой, трудом и бытом разных народов;
- подобрать образцы народного быта;
- подобрать образцы национальных костюмов (для кукол, детей);
- создать картотеку пословиц, поговорок;
- художественная литература (сказки, легенды, стихи);
- произведения искусства (картины);
- сценарии праздников, досугов.
На некоторых требованиях к созданию поликультурной среды хочется остановиться подробнее:
- Художественная литература
Подбирать литературу необходимо по таким направлениям как: познавательные рассказы о республиках; рассказы о труде и быте других национальностей; рассказы, знакомящие детей с национальной культурой народов; рассказы о жизни детей разных национальностей. При подборе художественных произведений национальных авторов целесообразно ориентироваться на следующее: симпатичные герои (дети, любящие своих самых близких (маму и бабушку, папу и дедушку) и родную природу, умеющие дорожить дружбой, обладают «набором» тех или иных гуманных чувств:доброта, заботливость,
желание быть полезным или доставить радость проявляются в добрых делах и поступках, требующих трудолюбия.
Желательно, чтобы о маленьких неудачах сверстников разных национальностей, по-настоящему любящих своих мам, рассказывалось с улыбкой, по-доброму, а отрицательные проявления высмеивались.
- Сказки
Эффективным средством поликультурного воспитания этики межнационального общения у детей дошкольного возраста также являются сказки, которые знакомят детей не только с фольклором, но и дают представления о добре и зле, в какой-то степени соотносимые мировоззрением этносов.
- Национальная кукла
Ее ценность заключается в том, что с ее помощью можно в доступной форме ознакомить детей с бытом народов, природными особенностями национальных республик, пробудить в детских сердцах искреннюю дружбу и любовь к людям всех национальностей. Национальная кукла служит средством эмоционального воздействия на детей, развивает их любознательность. Игры с национальной куклой воспитывают у детей чувство заботы, ласки. При знакомстве с куклой у детей возникает много вопросов: почему она так одета? Из какой республики она прибыла? Как там живут люди? На каком языке они говорят?
- Подвижные игры с использованием национальных атрибутов
Воспитание этики общения, симпатии, дружеского отношения к другим на-родам происходит в процессе подвижных игр, с использованием национальных атрибутов. В своих играх дети отражают все, что их волнует в окружающей, общественной жизни. Игра больше, чем какой-либо другой вид деятельности, дает возможность насыщать ее социальным содержанием, поэтому она и является важным средством воспитания.
Воспитательное воздействие игры зависит от ее содержания, она может стать средством воспитания дружеских чувств к людям других национальностей лишь в том случае, когда она является средством познания, когда дети овладевают знаниями о национальностях, одновременно проявляя положительное отношение к их представителям.
В игре дети охотно берут на себя и выполняют роль людей иных национальностей. Игра делает общение интереснее, помогает дойти до ума и сердца каждого ребенка, вызвать творческий интерес.
- Произведения искусства (картины, иллюстрации)
Большое влияние на воспитание этики межнационального общения детей оказывают произведения искусства, в частности изобразительного: картины, иллюстрации. Рассматривание иллюстраций, отражающих содержание о людях различных национальностей, развивают мышление, речь ребенка, обостряется внимание и наблюдательность, расширяется круг интересов, пробуждает творческую активность. Выразительная иллюстрация помогает понять поступки героев, вызывает интерес у детей, стремление познать другие культуры.
- Пословицы и поговорки
Большую роль в воспитании этики межнационального общения у детей до-школьного возраста оказывают пословицы и поговорки. Несмотря на их краткость, в них четко прослеживаются довольно полные рекомендации к поведению в кругу «чужих». Причем эти рекомендации призывают к осто-рожности, деликатности, такту и в какой-то степени к подавлению своего «Я» : «Не стучи в чужие ворота, и в твои стучаться не будут» (татарская).
Основные разделы поликультурного воспитания в ДОУ (организованная совместная и самостоятельная деятельность).
В возрасте 3-4 года: «Ты и твое имя», «Хороший-плохой поступок», «Семья», «Дом», «Общие игры и игрушки» и другие.
В возрасте 4-6 лет: «Твои друзья», «Дружба», «Честность», «Добро и зло», «Родина» и другие.
В возрасте 6-7 лет: «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и история», «Человек и мир» и другие.
«Сохранение прошлого – это ключевая характеристика любой культуры. Культура есть там и тогда, где и когда память о прошлом специально поддерживается и возделывается».
2. Практическая часть
а) подвижные игры
Народная игра - одно из средств народной педагогики. Народные игры могут и должны занимать достойное место в педагогической работе с дошкольниками. Новые условия жизни и быта современных людей не позволяют воспитывать детей так, как их воспитывали далекие предки. Но знать эти особенности воспитания необходимо и нужно заимствовать из богатейшего наследия все, что интересно, полезно. Использование народных игр способствует знакомству детей с истоками культуры своего народа, с истоками игровой культуры в целом. Необходимо системно использовать народные игры, придерживаясь идей народной педагогики в нашей программе, чередуя игры разных национальностей, поочередно включая подвижные, словесные, хороводные.
Возможно, использовать народные игры примерно один раз в неделю в старших группах наряду с другими играми, чередуя при этом подвижные, словесные, хороводные, игры с народными игрушками и учитывая сезон, возраст, одну из идей народной педагогики.
На физкультурных занятиях один раз в неделю можно разучивать новую подвижную народную игру. Народные подвижные и хороводные игры лучше использовать на прогулках.
В старших группах дети могут являться активными участниками народных праздников, сценарии которые включают народные игры.
Со старшими детьми, возможно, организовать конкурсы, соревнования:
«Кто больше знает народных игр», «Кто больше знает считалок»,
предложить детям самостоятельно придумать, как усложнить правила в народных играх, изготовить совместно атрибуты к играм, рисовать на темы, связанные с народными играми. Необходимо включать игры, которые встречаются в данном регионе.
Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей. По содержанию все игры доступны.
В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, любимыми с детьми считалками, жеребьевками и потешками.
Они сохраняют возможность быстро организовать игру, выбрать водящего. Этому способствует ритмичность и напевность считалок, предшествующих игре:
Катился горох по блюду, Ты води, а я не буду.
Помимо считалок, существуют и жеребьевки, которые тоже сохраняют эмоциональный настрой:
Конь вороной остался под горой,
Выбираешь какого коня:
Сивого или златогривого?
Таким способом дети делятся на две команды.
В некоторых народных играх перед началом применяются забавные певалки. Выбирая водящего, все играющие собираются в круг и нараспев говорят:
Кто засмеется,
Губа задерется.
Раз, два, три, четыре, пять,
С этих пор молчать!
Певалки имеют место в играх. Например, в игре «Уголки» водящий подходит к кому-либо из стоящих в «уголке» и говорит:
Мышка, мышка,
Продай уголок
За шильце,
За мыльце,
За белое полотенце,
За зеркальце!
После этих слов все играющие меняются уголками (перебегают, а водящий старается занять свободны уголок.
Все считалки, певалки быстро запоминаются и с удовольствием проговариваются детьми в их играх.
Объясняя новую народную игру, в которой есть зачин (считалка, певалка или жеребьевка) не следует раннее разучивать текст и желательно ввести в ход игры неожиданно. Дети легко запоминают зачин из-за ритмичного сочетания слов.
б) презентация наглядного материала;
в) буклет «Поликультурное воспитание, как фактор успешной социализации детей»
3. Рефлексия.