Папки-передвижки

Семинар-практикум «Организация совместной деятельности, как одно из условий социализации ребенка дошкольного возраста».

Ольга Зайцева
Семинар-практикум «Организация совместной деятельности, как одно из условий социализации ребенка дошкольного возраста».
▼ Скачать + Заказать документы

Часть 1. Введение в тему.

Приветствие аудитории по рядам с использованием модуля «Колонна» (Н. Н. Шуть «Секреты эффективных игр для развития ребенка», стр. 124-139).

Примерное описание приветствия:

Модуль «Колонна».

«Мне очень приятно от того, что у нас так много слушателей в зале. Но жаль, что я не могу поздороваться с каждым из них лично. О! Придумал! Я поздороваюсь сразу со всей колонной! Положите, пожалуйста, все, кто сидит в этом ряду (показать) правую руку на плечо тому, кто сидит перед вами». Далее игромастер, приветствуя, трясёт руку первого, а прочие в ряду трясут плечи друг друга, приговаривая «Добрый день». Следующий шаг — выбор нового ряда для приветствия. И так несколько раз. Если у вас на игре есть несколько рядов, проведите такой способ приветствия по рядам.

Публикация «Семинар-практикум „Организация совместной деятельности, как одно из условий социализации ребенка дошкольного возраста“,» размещена в разделах

Вот мы с вами и поздоровались. А теперь, я предлагаю познакомиться друг с другом.

Проводится коммуникативная музыкальная игра «Мы с тобою встретились» (Н. Н. Шуть).

Перед началом доклада использовать модуль «Невнимательный игромастер» (передать папку с лекционным материалом).

Модуль «Невнимательный игромастер».Этот модуль вызывает много эмоций аудитории. Проходя через зал, почти добравшись до нужного места, игромастер кидает фразу: «Я где-то там забыл свою папку (портфель, чемодан, рюкзак и т. п.). Пожалуйста, помогите мне найти! Ура! Теперь передайте её мне. Нет-нет, пожалуйста, не так. Погладьте её, обнимите, подышите на неё (потрите, потрясите., чтобы она не испугалась (не убежала, не открылась и т. п.).

-Большое свеем спасибо! Я не случайно таким образом начала наше с вами общение. Общение с детьми, организация совместной деятельности, именно об этом мы сегодня будем вести с вами речь.

Часть 2. Лекционная часть:

Если проанализировать жизненную ситуацию современного дошкольника, то свободное общение детей занимает от 10% до 20 % времени их жизнедеятельности, Как правило, это происходит в специально отведенных режимных моментах (прогулка, свободная игра). Сложившаяся ситуация не позволяет эффективно развивать определенные личностные качества, которые формируются в разных ситуациях и разных формах активности, когда ребенку предоставляется возможность соотносить свое поведение с требованиями ситуации, ожиданиями других людей, актуализировать психологические резервы личности соответственно ситуации общения и межличностного взаимодействия. Встает вопрос, как создавать такие ситуации, в которых эти качества развивались более успешно, чтобы накопление жизненного опыта и самоопределение протекало в максимально адекватных для этого возраста условиях.

Следовательно нужно перестроить образовательный процесс таким образом, чтобы создать наиболее благоприятные условия для социализации детей.

Взаимодействие взрослого и ребенка происходит преимущественно в двух социальных институтах – в семье и детском саду, и осуществляется несколькими способами:

ребенок непосредственно включен в совместную деятельность со взрослыми;

ребенок наблюдает за деятельностью взрослых;

– взрослый передает знания и образцы культуры в готовом виде, ребенок пассивно их воспринимает.

Сегодня хорошо известно, что последний способ образования (прямое обучение) не годится для дошкольника. Ситуация, когда учебная деятельность определяется мотивами взрослых, а собственные интересы ребенка остаются в стороне, приводит к ряду негативных последствий. Этот факт находил неоднократное подтверждение в психологических концепциях развития личности (А. Г. Асмолов, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, в психолого-педагогических образовательных системах (П. П. Блонский, О. Декроли, Дж. Дьюи, Н. А. Короткова).

В соответствии с требованиями Стандарта, образовательная деятельность должна строиться таким образом, чтобы ребенок становился субъектом собственной активности, чтобы его целенаправленная и осознанная деятельность служила основным средством его собственного развития. Это подразумевает внедрение инновационных форм осуществления образовательного процесса, пересмотр отношений взрослый – ребенок.

Следовательно, меняется и роль самого педагога в системе образования.

Педагог должен превратиться в профессионала, который научит ребенка самостоятельно получать знания, поможет развить познавательный интерес, потребность в получении новых знаний, мотивацию к обучению, и сам будет при этом являться субъектом организованной деятельности наравне с детьми.

Процесс приобретения общих культурных умений во всей его полноте возможен только в том случае, если взрослый выполняет роль партнера, а не учителя.

Партнерские отношения взрослого и ребенка в детском саду и в семье являются разумной альтернативой двум диаметрально противоположным подходам: прямому обучению, и образованию, основанному на идеях «свободного воспитания».

Организация непосредственно образовательной деятельности в форме совместной партнерской деятельности взрослого с детьми связана со значительной перестройкой стиля поведения воспитателя.

Партнерская позиция воспитателя предполагает принятие демократического стиля отношений, а не авторитарного, сопряженного с учительской позицией.

Особенности партнерской позиции:

Понятие: партнер — всегда равноправный участник дела и как таковой связан с другими взаимным уважением;

Позиция взрослого в пространстве группы: взрослый – партнер, рядом с детьми (вместе, в едином пространстве (например, сидящий в круге с детьми за общим столом). Позиция взрослого динамична (может со своей работой пересесть, если видит, что кто-то особенно в нем нуждается); при этом все дети в поле зрения воспитателя (и друг друга).

Организация пространства : максимальное приближение к ситуации «круглого стола», приглашающего к равному участию в работе, обсуждении, исследовании.

Степень свободы: свободное размещение детей и перемещение в процессе деятельности. Разрешено свободное общение (рабочий гул).

Дети могут обсуждать работу, задавать друг другу вопросы и т. п.

Основные тезисы организации партнерской деятельности взрослого с детьми сформулировала Н. А. Короткова:

включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;

добровольное присоединение детей к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);

свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);

открытый временной конец образовательной деятельности (каждый работает в своем темпе).

Ежедневно необходимо учитывать время для совместных игр взрослых с детьми, причем инициатива в этих играх должна принадлежать воспитанникам, а педагогам следует ее всячески поощрять. Также в режиме дня должно быть предусмотрено время для проведения профилактических мероприятий, релаксационных и музыкальных пауз.

При организации непосредственно образовательной деятельности в форме совместной партнерской деятельности меняется и положение детей.

Дети могут сами решать, участвовать или нет в общей работе. Но это не введение вседозволенности и анархии. У ребенка появляется возможность выбора – участвовать в этой работе или организовать что-то другое, заняться чем-то другим.

Как показывает практика, организация совместной партнерской деятельности вызывает у педагогов ДОУ определенные трудности, например, недостаточное овладение технологией организации такой деятельности, а именно создание мотивации, подача нового материала, организация детей, подведение итога.

Здесь перед педагогом встаёт проблемная ситуация – как привлечь детей к совместной деятельности?

И здесь на помощь приходит мотивационная направленность деятельности детей. При этом необходимы такие приёмы, которые обеспечат возникновение нужной мотивации у подавляющего большинства детей. В педагогической литературе выделяют четыре типа мотивации:

Первый тип — игровая мотивация – «Помоги игрушке», ребёнок достигает цели обучения, решая проблемы игрушек. Создание этой мотивации строится по данной схеме:

Вы рассказываете, что игрушке нужна помощь, и помочь могут им только дети.

Вы спрашиваете детей, согласны ли они помочь игрушке.

Вы предлагаете научить детей делать то, что требуется игрушке, тогда объяснение и показ заинтересуют детей.

Эта же игрушка – подопечный оценивает работу ребёнка, обязательно хвалит ребёнка.

По окончании работы желательно, чтобы дети поиграли со своими подопечными. При данной мотивации ребёнок выступает как помощник и защитник, и её уместно использовать для обучения различным практическим умениям.

Второй тип мотивации – помощь взрослому – «Помоги мне».

Здесь мотивом для детей является общение со взрослым, возможность получить одобрение, а также интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе. Создание мотивации строится по схеме: Вы сообщаете детям, что собираетесь мастерить что — либо и просите детей помочь вам. Интересуетесь, как они могут вам помочь. Каждому ребёнку даётся посильное задание. В конце подчеркиваете, что результат был достигнут путём совместных усилий, что к нему пришли все вместе.

Третий тип мотивации «Научи меня» — основан на желании ребёнка чувствовать себя знающим и умеющим. Создание этой мотивации осуществляется по данной схеме:

Вы сообщаете детям, что собираетесь заняться какой — либо деятельностью и просите детей научить вас этому.

Вы спрашиваете, согласны ли они помочь вам.

Каждому ребёнку, даётся возможность научить вас какому – либо делу.

По окончании игры каждому ребёнку даётся оценка его действий и обязательно следует похвалить его.

Четвёртый тип мотивации «Cоздание предметов своими руками для себя» — основан на внутренней заинтересованности ребёнка. Такая мотивация побуждает детей к созданию предметов и поделок для собственного употребления или для своих близких. Дети искренне гордятся своими поделками и охотно пользуются ими. Создание этой мотивации осуществляется по схеме:

Вы показываете детям, какую – либо поделку, раскрываете его преимущества и спрашиваете, хотят ли они иметь такой же для себя или для своих родных.

Далее показываете всем желающим, как изготовить этот предмет.

Изготовленная поделка поступает в распоряжение ребёнка. Гордость за дело своих рук – важнейшая основа созидательного отношения к труду. Если ребёнок, уже занят каким – либо интересующим делом, а значит, уже имеет необходимую мотивацию, можно познакомить его с новыми путями решения поставленных задач.

Использование игровых персонажей. На занятиях с детьми нельзя обойтись без игровых персонажей. Использование игровых персонажей и игровая мотивация взаимосвязаны. Игровые и сказочные персонажи могут «приходить в гости», «знакомиться», «давать задания», «рассказывать увлекательные истории», могут и оценивать результаты труда детей. Мотивируя детей, следует соблюдать следующие принципы:

• нельзя навязывать ребёнку своё видение в решении проблемы (может быть у ребёнка будет свой путь решения проблемы)

• обязательно спросить у ребёнка разрешения заняться с ним общим делом

• обязательно хвалить действия ребёнка за полученный результат

• действуя совместно с ребёнком, вы знакомите его со своими планами, способами их достижения.

Соблюдая эти правила, вы даёте детям новые знания, обучаете их определённым умениям, формируете необходимые навыки.

Таким образом, партнерские отношения взрослого и ребенка являются наиболее подходящей формой построения образовательной деятельности в дошкольном детстве.

Но иногда возникает «нестандартная» ситуация, когда какой-либо ребенок отказывается от совместной деятельности. В этом случае, педагогу необходимо проявить свою компетентность, найти выход. Алгоритм может быть следующим:

Шаг 1

Выберите обращение к ребенку (детям, из предложенных ниже, или придумайте свое

Дети, раннего возраста Дети дошкольного возраста

Цыплята

Знайки и умейки

Зайчата Юные друзья

Крошки Умники и умницы

Богатыри и дюймовочки Девчонки и мальчишки

Рыцари и принцессы Почемучки

Дочки и сыночки Богатыри и дюймовочки

Девчонки и мальчишки Дочки и сыночки

Солнышки Рыцари и принцессы

ВАЖНО:

соотносить обращение с возрастом и полом ребенка!

СОВЕТ:

при желании или необходимости добавьте притяжательное местоимение «МОЙ», «МОЯ», «МОИ»

Шаг 2

Присоедините к обращению следующую речевую «формулу»

Ты можешь заниматься сейчас чем хочешь, но помни, у нас есть правило: «Играя, не мешай, не шуми и не ломай!»

Подумай немножко, посмотри на нас и может тебе захочется быть с нами. Договорились? (можно даже пожать руки в знак партнерских отношений)

А как же мы без тебя, ведь мы так на тебя рассчитывали, только ты можешь нам помочь в ….(игре, ситуации, на прогулке!

Тогда у тебя будет ответственная роль, ты будешь…. (педагог называет любую роль, соблюдая полоролевой принцип). Что тебе для этого нужно? Только помни наше правило: «Играя, не мешай, не шуми и не ломай!»

А тебе не будет скучно одному?

Как жаль, что ты не узнаешь.

А ты не хотел бы помочь (указать кому…

А вдруг твой совет окажется самым важным…

А как же мы без тебя справимся?

А может быть, ты присоединишься к нам позже?

ВАЖНО:

понимать, что если детей, желающих принять на себя данную роль, окажется несколько или большинство, то педагогу надо будет переключиться в другое мероприятие, подхватывая детскую инициативу!

Подумай, что тебе мешает присоединиться к нам? Ты можешь вернуться к этому позже?

В случае если ребенок дал отрицательный ответ на выше обозначенный вопрос

В случае если ребенок дал положительный ответ на выше обозначенный вопрос, продолжаем общение:

- Тогда узнай что-то новое сам, а потом нам расскажешь! - Хочешь узнать, что мы будем делать с? (назвать предмет?

Педагог предлагает ребенку импровизированный рюкзачок

- Тогда ты мне можешь мне помочь, собери в него все интересные дела, какие только у тебя есть! А потом мы вместе, если ты захочешь, покажем их всем ребятам! Ты можешь взять любые материалы, если они тебе понадобятся. Договорились?

СОВЕТ: в знак скрепления партнерских отношений можно пожать руки. (Педагогам раздаются памятки «Как лучше поступить, если ребенок отказывается от деятельности»

В современной педагогике не употребляется слово «занятие», но это не означает переход на позиции «свободного воспитания» дошкольников. Взрослые не перестанут заниматься с детьми в российских детских садах. Но такая форма образовательной деятельности как занятие не соответствует возрастным особенностям детей дошкольного возраста. В современной теории и практике понятие «занятие» рассматривается как занимательное дело, без отождествления его с занятием как дидактической формой учебной деятельности. «Занятием» как специально организованной формой учебной деятельности, должна стать специально организованная воспитателем специфическая детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков.

В связи с этим, наиболее интересными становятся инновационные технологии работы с детьми раннего и дошкольного возраста. ( Рассматриваются инновационные технологии: геокешинг, сорси, квест, клубный час. Отмечаются сходства и различия данных игровых технологий.)

Часть 3. Просмотр видеоролика «Клубный час в «Золотой рыбке».

Часть 4. Практикум «Ритуалы чествования победителей и побежденных».

(Н. Н. Шуть «Секреты эффективных игр для развития ребенка» С. 33-40.)

Ритуалы победителей

Качание. Команда встаёт в две колонны лицом друг к другу, перекрещивает руки и в такой колыбели качают победителей (возможно, по очереди).

Скандирование слов или коротких фраз с параллельным ритмичным рукоплесканием: «Браво», «Молодцы», «Спасибо за победу», «Вы – лучшие, мы — лучшие» — и всё такое.

Ручеёк. Пропуская победителей через колонну (дети стоят лицом друг к другу по двое, машут руками, будто лаврами, и выкрикивают «Ура» и т. п.

Хоровод. Поставив в центре победителей, ходят по кругу, и многократно повторяют слова: «Поздравляем, желаем успехов».

Тактильные поздравления. Игромастер предлагает учтиво подойти к победителю и коснуться его (но позаботьтесь о безопасности, не налетайте и не налегайте, чтобы тому было приятно. Зато и частичка его счастья перейдёт к вам. Тактильные контакты, позитивные эмоции, подбадривающие контакты взглядов — всё это утверждает рефлекс победителя.

Ритуалы утешения:

Наши звёзды ещё засияют! Встать в круг, поставить пальцы рук указанной буквой (например, сомкнуть большие пальцы и отставить в сторону мизинцы, теперь сойтись, объединиться в звё здном кругу и сказать: «Наши звёзды ещё засияют!».

Скандирование. Взявшись за руки выкрикиваем: «Мы — всё равно молодцы», — делая на каком-то слове рывки руками вниз.

Добрый улей. Становимся в круг, перекрещиваем руки на уровне плеч, достаём до пальцев рук соседей, закрываем круг и гудим будто пчёлы «Уууу», начиная с низкого звука и повышая интонацию.

Коллективное утешение. Став в круг, кладём руки на головы соседям и осуществляем подходящие движения — сочувственно гладим.

Несчастная кошка. Члены проигравшей команды выбирают пары, обнимаются, кладут голову друг другу на плечо и говорят: «Бедная, бедная киса!». После этого ищут другого партнёра и утешения повторяются. Исполняется несколько раз, в идеале — столько, чтобы охватить всех присутствующих.

Разгладить «складочки души». Проигравшие становятся во внутренний круг, поднимают руки ладонями вверх и, следуя за солнцем, дают возможность остальным детям погладить их по рукам, плечам, голове, спине, локтям.

Мы хотим тебе подарить. С этими словами каждый присутствующий дарит на счастье проигравшим что-то нематериальное, желательно оригинальное и очень приятное.

Часть 5. Заключение. Рефлексивная методика «Мишень».

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Социальное партнерство как одно из условий формирования представлений о родном крае у детей дошкольного возраста Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 8 «Звёздочка» г. Кондопоги Республики Карелия Фестиваль педагогов.

Дидактические игры регионального направления как одно из условий обогащения познавательного опыта детей дошкольного возраста Введение В соответствии с требованиями ФГОС, содержание Программы дошкольного учреждения должно обеспечивать развитие личности, мотивации.

Гендерное воспитание как одно из условий успешной социализации детей в современном обществе Вхождение отечественной системы образования в мировое образовательное пространство требует пересмотра воспитания мальчиков и девочек с учетом.

Семинар-практикум для родителей «Роль игры в развитии и воспитании ребенка дошкольного возраста» Цель: Определение роли игры в развитии и воспитании ребенка дошкольного возраста. Задачи: Познакомить родителей со значением.

Семинар — практикум для воспитателей «Организация партнерской деятельности с детьми в рамках внедрения ФГОС до» Модернизация российского дошкольного образования осуществляется с современных научных позиций с опорой на положения научной концепции «Дошкольное.

Семинар — практикум Личностно-ориентированный подход в работе с детьми дошкольного возраста Цель: выработка внутренней позиции по отношению к воспитанникам и к профессиональной деятельности в целом, ориентирующей педагогов на построение.

Семинар-практикум «Создание благотворных условий для духовного роста личности дошкольника посредством использования» Семинар-практикум для воспитателей На тему: «Создание благотворных условий для духовного роста личности дошкольника посредством использования.

Семинар-практикум «Организация конструктивно-модельной деятельности в ДОУ»Семинар-практикум «Организация конструктивно-модельной деятельности в ДОУ» Уважаемые коллеги, хочу поделиться опытом проведения семинара-практикума для воспитателей «Организация конструктивно-модельной деятельности.

Семинар-практикум «Применение ИКТ-средств в профессиональной деятельности педагога дошкольного образования» Видео В марте 2016 для воспитателей нашего дошкольного учреждения мною вместе с коллегой Сашиной С. С. был проведен семинар-практикум "Применение.

Семинар-практикум «Организация деятельности по ознакомлению детей с художественной литературой» Цель: Повысить профессиональную компетентность педагогов по вопросам организации работы по ознакомлению с художественной литературой. Задачи.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум «Организация совместной деятельности, как одно из условий социализации ребенка дошкольного возраста».
Опубликовано: 21 ноября 2016 в 19:36
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум «Организация совместной деятельности, как одно из условий социализации ребенка дошкольного возраста».» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Зайцева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД