Елена Комова
Дидактические игры регионального направления как одно из условий обогащения познавательного опыта детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
В соответствии с требованиями ФГОС, содержание Программы дошкольного учреждения должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей. Одним из основных разделов дошкольных программ, современный стандарт выделяет познавательное развитие ребенка.
Публикация «Дидактические игры регионального направления как одно из условий обогащения познавательного опыта детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2016
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.
Важным средством развития этих качеств является дидактическая игра.
Основные компоненты ФГОСС
В Законе “Об образовании” (ст. 7) закреплены два компонента стандарта – федеральный и национально-региональный.
Федеральный компонент стандарта обеспечивает единство образовательного пространства в стране, включает образовательные области и является обязательной частью содержания общего среднего образования.
Региональное образование – более высокий уровень образованности по сравнению с исходным, заданным Госстандартом.
Национально-региональный компонент
предусматривает возможность введения содержания, связанного с обычаями и традициями региона.
Он отвечает потребностям и интересам народов нашей страны и позволяет организовать образовательную деятельность, содержанием которой является:
изучение природных особенностей региона;
национального (родного) языка и национальной литературы;
знакомство с традициями и обычаями народностей, населяющих регион;
Работу по изучению природного и растительного мира родного края.
Важность постановки задач развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которая развивает продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности. Как подчеркивают психологи, для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяемый типом деятельности, в которой знания приобретаются.
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается нами не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.
В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаружить новые свойства предметов, их сходство и различия, о представлении им возможности приобретать знания самостоятельно (Г. М. Лямина, А. П. Усова, Е. А. Панько и др.).
Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым учебным заданием, они быстро выполняют его, если оно пе6реводится в практическую плоскость или игру. В связи с этим особый интерес представляет изучение детского экспериментирования.
Китайская пословица гласит: «Расскажи, и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.
Классификация игр
Значение игры для воспитания детей в ДОУ
Задолго до того, как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важных средств воспитания и обучения детей. Великий чешский педагог-демократ Ян Амос Коменский 1592-1670) считал игру необходимой деятельностью ребенка, отвечающей его природе и склонностям. Он рассматривал игру как условие радостного детства и как средство всестороннего, гармоничного развития ребенка. Ф. Фребель утверждал, что процесс игры – это выявление и проявление того, что изначально заложено в человеке божеством. Через игру, по мнению Фребеля, ребенок познает божественное начало, законы мироздания и самого себя. Он считал игру основой воспитания детей в детском саду.
Теорией игры занимались многие зарубежные и отечественные ученые (Рубенштейн С. Л., Крупская Н. К., Леонтьев А. Н., Макаренко А. С., Эльконин Д. Б., Менджерицкая Д. В. и др.). в отечественной психологии А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др. разработали концепцию социально-исторической обусловленности игры, которая является основой современной психологии и педагогики игры, служит теоретической базой для современных исследований игровой деятельности дошкольников.
В самых различных системах обучения игре отводится особое место и определяется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Ребенок от рождения и до наступления зрелости уделяет огромное внимание играм. Игра для ребенка – непросто интересное времяпрепровождение, но способ моделирования внешнего, взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений, в процессе которого ребенок вырабатывает схему взаимоотношений со сверстниками. Дети с удовольствием сами придумывают игры. Игра – это потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, сообразительность, находчивость, инициатива. В игре у ребят вырабатываются организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства и пр. для детей дошкольного возраста игра – это учеба, это труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания и обучения, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, педагог воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувство, на сознание, на волю и на поведение в целом.
Таблица 1. Классификация игр
Творческие игры Игры с правилами
Сюжетно-ролевые - словесные
дидактические - на наглядном
материале
- музыкальные
Игры-драматизации, режиссерские игры, театрализованные игры, строи-тельно-конструктивные игры - хороводные
Народные
- подвижные
Игры на темы литературных произведений - с сюжетом
Подвижные - спортивные
Эту классификацию дополняют игры, обусловленные предметно-игровой средой: игра-экспериментирование, компьютерные игры.
Анализ педагогического процесса, материалы исследований позволяют сделать вывод, что игра пронизывает весь педагогический процесс, является его ядром.
Анализ образовательных программ ДОУ: «Радуга», «Развитие», «Истоки», «Детство», «Детский сад – дом радости» показывает, что в них игре отводится ведущее место. Игра в детском саду создает благоприятный психологический климат; преобладание игры в течение дня создает атмосферу эмоционального тепла, защищенности, снимает излишнюю заорганизованность и невротизацию.
Игра оказывает на ребенка развивающее воздействие. В подвижных играх совершенствуется координация движений, происходит становление двигательных навыков и умений, развивается сила и выносливость. В сюжетно-ролевых играх дошкольник приобщает себя к социальному миру взрослых людей. В одно мгновение он может стать шофером, продавцом, врачом, пожарным. Свои познания в области труда и деятельности взрослых при участии творчества и фантазии ребенок воплощает в практику интересной игры. Особенно захватывающими становятся игры сверстников, когда дети распределяют роли и воспроизводят в них не только профессиональные действия взрослых, но и их взаимоотношения.
Существуют и так называемые дидактические игры, которые содержат определенную умственную задачу. Разрезные картинки, различные настольно-печатные и словесные игры тренируют мыслительные способности ребят, умение использовать приобретенные знания в новых ситуациях, развивают их память, внимание. Дидактические игры – это чаще всего совместные игры, которые требуют 2-3-х, а то и более количества участников. Все совместные игры развивают в ребенке общительность, умение строить взаимоотношения, подчиняться установленным в игре правилам.
Роль дидактической игры в познавательном развитии ребенка – дошкольника
Дидактическая игра – явление сложное, в ней отчетливо обнаруживается структура, т. е. основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно.
Один из основных элементов игры – дидактическая задача, которая определяется целью обучающего и воспитательного воздействия
Дидактическая задача определяется воспитателем.
Структурным элементом игры является игровая задача, осуществляемая детьми в игровой деятельности. Две задачи – дидактическая и игровая отражают взаимосвязь обучения и игры.
Разнообразны и игровые действия: подбор предметов или картинок, нанизывание, складывание; они могут составлять сложную цепочку, состоящую из ряда отдельных действий.
Существенным элементом дидактической игры являются правила. Выполнение правил обеспечивает реализацию игрового содержания.
Дидактические игры развивают у детей не только такие психические процессы, как внимание, мышление, память, воображение, но и способствуют формированию прочных системных знаний.
В дидактической игре создается мощный познавательный мотив, благодаря чему ускоряются умственные процессы, и происходит созревание психики ребенка. Дидактическая игра способствует развитию воображения, образного и логического мышления, творческого восприятия, а также формированию конкретных и обобщенных знаний и применению их в новых обстоятельствах.
Занятия с дошкольниками, построенные на основе дидактических игр познавательного содержания, могут приносить радость и удовольствие как им самим, так и взрослому, проводящему такое занятие. Они не требуют специального оборудования, могут быть организованы в любое время, в том числе и на прогулке.
В старшем дошкольном возрасте с детьми проводят игры, требующие выявления характерных признаков объекта (например, растений или животных, умения их описать, сделать обобщение).
Словесные дидактические игры, например, «Узнай по описанию», «Угадай, что это?» или «Кто это?», организуют на знакомом материале; с их помощью активизируется мышление детей, развивается речь.
Подведению детей к классификации объектов на основе уже имеющихся конкретных представлений помогают дидактические игры, в которых нужно объединить предметы по общему признаку: назвать, что растет в лесу или саду; подобрать картинки, которые отражают какое-нибудь время года; собрать картинки с изображениями птиц, зверей, рыб, деревьев по заданному признаку.
Дидактические игры нужно постепенно усложнять. Так, например, игры на узнавание предметов следует давать сначала по внешнему виду, потом на ощупь, затем по описанию и, наконец, по ответам на поставленные вопросы к загадке. Наиболее трудным является объединение объектов по общим признакам и отгадывание предметов по ответам на вопросы.
Для обеспечения целостности представлений ребенка о родном крае рекомендуется :
использовать комплексно – тематических подход;
образовательную деятельность планировать, обращаясь к методу проектов;
уделять больше места деятельности игрового и соревновательного характера;
организовывать развивающую предметную среду в группе в соответствии с темой проекта;
стимулирующую процессы самостоятельного развития ребенка, его самостоятельные творческие проявления;
Закреплять, обобщать, систематизировать знания в игровой форме.
Место дидактических игр познавательной направленности в режиме дня.
Вышеперечисленные задачи и представления возможно решать и развивать у детей через дидактические игры, которые помогут упорядочить, систематизировать, обобщить, уточнить, сгруппировать по какому-либо признаку полученные сведения. Дидактические игры могут стать частью занятия познавательного цикла, которые в старшей группе могут занимать около 25 минут. Для закрепления полученных в игре знаний дидактические игры можно включать в блок совместно-самостоятельной деятельности воспитателя и дошкольников во второй половине дня, когда у ребят появляется больше свободного времени от занятий, а таккк же во время утреннего приема детей.
Дидактические игры проводят на участках ДОУ в любое время года. Постепенно игры организуют во время экскурсий за пределами ДОУ. В играх можно усилить элемент соревнования. Например, ребенку, справившемуся с заданием раньше других, вручают фишку – нарисованные картинки, значки, цветы или листья. Лучше, чтобы каждый ребенок зарабатывал фишки не только для себя, но и ради команды, поэтому, развивая дух соревнований, можно разделить детей на команды. После занятия под руководством воспитателя можно предложить детям самим организовать знакомые игры, предоставив им необходимый демонстрационный или природный материал. При этом надо помнить о бережном отношении к пособиям, природео том, что, сохраняя красоту леса и луга, мы сохраняем красоту природы.
Старшие дошкольники должны уметь пользоваться своими знаниями, применять их к новой ситуации. Помогут научить их этому сюжетные дидактические игры, содержание которых труд человека в природе. Важное место в таких играх имеет сюжет. Он делает познавательную задачу увлекательной, а это повышает умственную активность и самостоятельность детей. Некоторые сюжетные игры можно объединить определенной темой. Например, игра «Магазин Семена». Дети называют и различают семена деревьев, кустарников, описывают их, называют способы размножения. В игре «Съедобное - несъедобное» дети называют плоды и семена, которые человек использует в пищу. В игре «Консервный завод» определяют спелость плодов, семян по признакам (окраска, величина, плотность, зрелость) и как их перерабатывать на соки, варенье, джем, масло. Затем игра «Магазин», в ходе которой дети уточняют, как консервы попадают к покупателю.
Из практики применения дидактических игр в рамках работы по самообразованию
В рамках недель «День животных», «Природа родного края», знакомя детей с животным миром региона, можно проводить дидактические игры :
«Кто здесь лишний?», «Один – много», «Хищники, травоядные и всеядные», «Спит или не спит зимой?» «Делает и не делает запасы», «Один – много», «Назови детенышей», «Самец и самка», «Кто где живет», «Чьи следы?», «На земле или в дупле?», «Домашние или дикие» и др.
В рамках недели «День птиц», систематизируя знания о птицах, можно проводить игры : «Кто лишний», «Узнай по описанию», «Перелетные или зимующие?», «Перелетные к холоду или теплу», «Один – много», «Домашние или дикие», «Назови деток», «Как узнать эту птицу?», «Чьи повадки и особенности?», «Сложи картинку»; слушая аудиозаписи с голосами птиц, можно поупражнять детей в различении птичьих голосов на слух.
В рамках недели «День родного языка» детей знакомим с народностями, населяющими регион, особенностями их национальных костюмов, звучанием языка, песнями, сказками, закрепляем знания в дидактических играх : «Узнай по описанию»; «Какой народ носит это?», «Народности и род занятий» (например, чукчи – рыболовство, народные промыслы казаки – охрана по найму, песенное творчество, эвенки – охота, рыболовство, народные промыслы, буряты – рыболовство, скотоводство, мордовцы – скотоводство, производство молочной процукции, «Чья песня» и др.
В рамках недели «День Театра» знакомим детей с разными видами театров, театрами разных стран, сообщаем о театрах Иркутска (Музыкальный театр имени Загурского, Драмматический театр имени Охлопкова, Театр народной драмы, Театр Кукол, Театр Юного зрителя). Начинаем играть: «Детский или взрослый», «Используется музыка – не используется», «На какой сцене представление?» «Здание старого или нового образца», «Герой какого театра?».
Выводы: Таким образом, исследования педагогов и психологов подтверждаются в том, что дидактические игры, как метод, способствуют развитию у детей познавательного интереса, познавательной активности, представлений о растительном и животном мире, о человеке, как представителя живого в мире природы, об их потребностях, средах обитания; представлений о сезонных изменениях, о способах приспособления к ним живых существ; знаний о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов в экосистемах, т. е., способствуют усвоению детьми элементарных видовых и родовых понятий, а так же знаний о предметах быта. При проведении дидактических игр следует руководствоваться современными требованиями Стандарта образования.