Папки-передвижки

Семинар-практикум «Интеллектуальное развитие дошкольников в процессе формирования элементарных математических представлений»

Наталья Михайлова
Семинар-практикум «Интеллектуальное развитие дошкольников в процессе формирования элементарных математических представлений»
▼ Скачать + Заказать документы

Семинар-практикум

Актуальность проблемы

Воспитание и обучение детей в детском саду носит образовательный характер и учитывает два направления получения детьми знаний и умений: широкое общение ребенка со взрослыми и сверстниками, и организованный образовательный процесс.

"Умное” детство закладывает хороший фундамент интеллектуальной деятельности личности. Современные психологи (А. А. Венгер, С. П. Проскура и др.) считают, что 80% интеллекта формируется до 8 лет. Такое положение выдвигает высокие требования к организации воспитания и обучения старших дошкольников.

Публикация «Семинар-практикум „Интеллектуальное развитие дошкольников в процессе формирования элементарных математических представлений“» размещена в разделах

Формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей способствует обучение детей математике в дошкольном возрасте : логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления.

Практика начальной школы доказывает – залог успешности обучения математике – в обеспечении эффективного математического развития детей в дошкольном возрасте, в ориентации ДОУ на развитие математических способностей, познавательных интересов, в индивидуальном подходе в обучении, в математически и методически корректной передаче знаний, умений навыков.

А как сделать, чтобы дети во время НОД были внимательны, не отвлекались, правильно и с удовольствием выполняли бы задания и т. д. Что же нужно для того, чтобы и воспитатели, и дети получали от занятия удовлетворение? Об этом мы сегодня и поговорим.

1 задание

Каждому участнику предлагается написать на листочке ромашки проблему, с которой он сталкивается в работе по ФЭМП у своих воспитанников (выставляется ромашка на мольберт, зачитываются проблемы).

2 задание

Участникам предлагается ответить на вопросы :

1. Какие общедидактические принципы лежат в основе методики обучения ФЭМП?

Принципы

Доступности

Индивидуального подхода

Систематичности и последовательности

Развивающего и воспитывающего обучения

Наглядности

Научности

Интеграции

Принцип наглядности Я. А. Коменский называл "золотым правилом" дидактики, согласно которому в обучении необходимо использовать все органы чувств человека. Он отмечал, что "если мы намерены насаждать в учащихся истинные и достоверные знания, то мы вообще должны стремиться обучать всему при помощи личного наблюдения и чувственной наглядности".

2. Из скольких разделов по ФЭМП состоит программа каждой возрастной группы?

Количество и счёт

Величина

Форма

Ориентировка в пространстве

Ориентировка во времени

3. Перечислите методы, используемые на занятиях по ФЭМП

Словесный метод в элементарной математике занимает не очень большое место и в основном заключается в вопросах к детям. Характер постановки вопроса зависит от возраста и от содержания конкретной задачи.

- в младшем возрасте – прямые, конкретные вопросы: Сколько? Как?

- в старшем – в основном, поисковые: Как можно сделать? Почему ты так думаешь? Для чего?

Практическим и игровым методам – упражнениям, игровым задачам, дидактическим играм, дидактическим упражнениям – отводится большое место. Ребнок должен не только слушать, воспринимать, но и сам должен участвовать в выполнении той или иной задачи. И чем больше он будет играть в дидактические игры, выполнять задания, тем лучше усвоит материал по ФЭМП. Древняя пословица гласит: «Я слышу — и я забываю, я вижу — и я запоминаю, я делаю — и я понимаю».

4. Каким требованиям должен соответствовать наглядный материал на занятиях по ФЭМП?

Вс занятие по ФЭМП строится на наглядности. Воспитатель должен помнить, что наглядность - не самоцель, а средство обучения. Неудачно подобранный наглядный материал отвлекает внимание детей, мешает усвоению знаний, правильно подобранный повышает эффективность обучения.

- Какие два вида наглядного материала используются в детском саду? (Демонстрационный, раздаточный.)

Наглядный материал должен соответствовать определенным требованиям – каким?

Быть разнообразным на одном занятии, динамичным, удобным,

в достаточном количестве.

Предметы для счета и их изображения должны быть известны детям.

И демонстрационный, и раздаточный материал должен отвечать эстетическим требованиям: привлекательность имеет огромное значение в обучении – с красивыми пособиями детям заниматься интереснее. А чем ярче и глубже детские эмоции, тем полнее взаимодействие чувственного и логического мышления, тем более интенсивно проходит занятие, и более успешно усваиваются детьми знания.

3 задание

Участникам предлагаются 2 конспекта занятий по ФЭМП.

Задание:

1. Определить возрастную группу;

2. Сформулировать задачи, которые решаются в процессе занятий;

3. Придумать начало, т. е. мотивацию занятия (игровую ситуацию, проблему, интригу занятия);

4. Определить интеграцию с другими образовательными областями

4 задание

Участникам предлагаются педагогические ситуации.

1) В конце учебного года воспитатель средней группы поставила перед детьми игрушки: елочку, матрешку, грибок, кубик. Вызванный ребенок так считал: "Елочка одна, грибок один и еще кубик один”. На вопрос "сколько всего игрушек”, ребенок не смог ответить.

Вопросы:

Правильно ли считал ребенок?

Усвоил ли он счет до пяти?

Правильно ли подобрал воспитатель для закрепления навыков счта игрушки?

В какой возрастной группе был бы удачен подбор таких игрушек?

2) Воспитатель повесил на доске таблицу с различным расположением фигур на плоскости. Дети внимательно ее рассмотрели, рассказали, где какая фигура находится. Затем, когда таблицу убрали, они должны были выложить фигуры на своих листках. Все правильно ВЫПОЛНИЛИ задание. Но вызванный ребенок не смог рассказать, где какая фигура находится. Воспитатель упорно добивался от него правильного ответа, остальные дети в это время начали играть с фигурами, шуметь.

Вопрос:

Что неправильно сделал педагог?

Предложите правильное поведение педагога.

3) Воспитатель приносит на подносе много новых красивых машинок, спрашивает детей: "Сколько у меня машин?”. Дети отвечают: "Много”.

Воспитатель подходит к детям и дает каждому в руки одну машину, затем спрашивает Сашу: "Сколько я тебе дала машин?”. Мальчик внимательно рассматривает машину, проводит пальцем по колесам, кабине, катает ее, на вопрос не отвечает. Другие дети также не ответили на вопрос воспитателя, их внимание было сосредоточено на действиях с машинами.

Вопросы:

Почему дети не отвечали на вопросы воспитателя?

Какие ошибки были допущены воспитателем?

Как нужно правильно организовать это занятие?

5. Демонстрация книги З. А. Михайловой «Игровые занимательные задачи для дошкольников».

Выполнение некоторых заданий:

1) Головоломки с палочками.

1группа задач- построение:

Выложи на столе квадрат из двух палочек.

Составить два равных треугольника из 5 палочек.

Составить 2 равных квадрата из 7 палочек.

Из 9 палочек составить 2 квадрата и 4 равных треугольника

2 и 3 группы задач – преобразование:

В фигуре, состоящей из 6 квадратов убрать две палочки, чтобы осталось 4 равных квадрата.

В фигуре из 4 квадратов переложить 2 палочки так, чтобы получилось 5 квадратов.

2) Логические задачи на нахождение пропущенной фигуры, продолжение ряда фигур, поиск недостающей в ряду фигуры.

3) Задачи на нахождение отличий одной группы предметов от другой.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Инновационные технологии как средство формирования элементарных математических представлений у дошкольников Выступление на общем родительском собрании «Инновационные технологии как средство формирования элементарных математических представлений»Современный.

Развитие логического мышления посредством элементарных математических представлений у дошкольников В. А. Сухомлинский говорил: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое.

Развитие логического мышления посредством элементарных математических представлений у дошкольников «Развитие логического мышления посредством элементарных математических представлений у дошкольников». В. А. Сухомлинский говорил: «Без.

Использование игровых приемов в процессе формирования элементарных математических представлений дошкольников Игровое обучение — это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех.

Презентация «Использование развивающей среды для формирования элементарных математических представлений у дошкольников» Математика дает огромные возможности для развития познавательных способностей, которые являются базой для формирования математического мышления.

Консультация для родителей «Развитие элементарных математических представлений у дошкольников через игру» Консультация для родителей: «Развитие элементарных математических представлений у дошкольников через игру». Форма обучения элементарным.

Игра для формирования элементарных математических представлений в старшей группе «Гаражи и автомобили»Игра для формирования элементарных математических представлений в старшей группе «Гаражи и автомобили» Игра "Гаражи и автомобили". Игра подходит для формирования элементарных математических представлений в старшей группе. Для изготовления.

Предметно-развивающая среда как средство формирования элементарных математических представлений у дошкольников Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается.

Семинар «Формирование элементарных математических представлений посредством развивающих игр с применением ИКТ у дошкольников» Слайд 1 Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свои мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство.

Тематический контроль «качества созданных условий для формирования элементарных математических представлений»Тематический контроль «качества созданных условий для формирования элементарных математических представлений» Тематический контроль к педагогическому совету № 2 «Качество созданных условий для формирования элементарных математических представлений».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум «Интеллектуальное развитие дошкольников в процессе формирования элементарных математических представлений»
Опубликовано: 7 августа 2018 в 11:24
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум «Интеллектуальное развитие дошкольников в процессе формирования элементарных математических представлений»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Михайлова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД