Ирина Саюшова
Семинар-практикум для родителей «Развитие мелкой моторики в процессе экспериментирования с мелкими предметами»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование у родителей представлений о методах развития мелкой моторики кисти руки.
Задачи:
- формировать у родителей представления о роли развития мелкой моторики кисти руки для развития речи ребенка и подготовки руки к письму;
- предоставить родителям практические рекомендации по использованию игр и упражнений, направленных на развития мелкой моторики кисти руки ребенка;
Публикация «Семинар-практикум для родителей „Развитие мелкой моторики в процессе экспериментирования с мелкими предметами“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- упражнять родителей в умении самостоятельно подбирать игры и упражнения для развития мелкой моторики кисти руки ребенка, побуждать к экспериментированию.
Ход семинара – практикума :
Многие родители, заботясь о том, чтобы подготовить ребенка к школе, в основном обращают внимание на обучение чтению и счету. Как вы считаете, достаточно ли этого для подготовки ребенка к школе?
Сегодня мне хотелось бы обратить ваше внимание на развитие мелкой моторики как одной из составляющей успешной подготовки ребенка к школьному обучению.
- Что такое «мелкая моторика»? (Согласованные координированные движения пальцев рук и ладоней, умение ребенка «пользоваться» этими движениями, «ручная умелость»).
- Для чего надо развивать мелкую моторику рук ребенка?
(Чем точнее и четче у ребенка движения рук, тем меньше проблем у него будет с самообслуживанием, тем лучше он будет исследовать окружающий его мир предметов (т. е. он будет брать их, трогать, ощупывать, изучать, тем больше он будет хотеть что-то сделать – нарисовать, сконструировать, т. е. тем лучше будет развиться его творчество. Кроме того учеными выявлена закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствуют возрасту, то и речевое развитие соответствует норме, если развитие движений пальцев рук отстает, то задерживается и развитие речи. Дело в том, формирование речевых областей коры головного мозга происходит под влиянием кинестетических импульсов пальцев рук, т. е. возбуждение в двигательной зоне, когда ребенок что-либо делает руками, передается и на речевую зону, т. к. центры, отвечающие за речь и движения, находятся в коре головного мозга непосредственной близости. Это используется в работе с детьми, рекомендуется стимулировать речевое развитие путем тренировки движений пальцев. Есть такое выражение: «Развиваем пальчики – развиваем речь»).
- С какого возраста надо заниматься развитием мелкой моторики руки ребенка? (С самого раннего возраста. Когда мама поет малышу «Ладушки», «Сорока- сорока» и загибает при этом его пальчики – это уже развитие мелкой моторики).
- Кто должен уделять внимание развитию мелкой моторики рук ребенка : детский сад или родители? (развитием мелкой моторики рук ребенка должны заниматься и родители, и д\сад).
- С помощью чего вы можете развивать мелкую моторику кисти руки ребенка дома?
- Развитие мелкой моторики рук у детей желательно проводить в игровой форме, т. к. ведущий вид деятельности ребенка - дошкольника – это игра. Сегодня я предлагаю вам немного поиграть со мной, поэкспериментировать, вспомнить, а, может, и придумать игры для развития мелкой моторики рук, используя простые предметы, которые есть в каждом доме.
- Перед вами шкатулка. Предлагаю вам по очереди доставать из нее предметы, немного пофантазировать и рассказать, как можно тот или иной предмет использовать для развития мелкой моторики рук.
Предлагаются предметы :
1. Прищепка:
-массаж пальцев,
-фигурки из прищепок (человек, самолет, паучок,
-превращение картонных шаблонов с помощью прищепок в разные предметы (елочка, ежик, морская звезда, краб, солнце,
-нанизывание прищепок на веревочку – бусы,
-пересчет прищепок, нанизанных на завязанную веревочку – «счет»,
-развешивание кукольного белья, платочков на веревочку, отстегивание прищепок от веревки,
-сжимание и разжимание прищепки – «кормим рыбку».
2. Шнурок:
- выкладывание на столе, на бархатной бумаге фигур (круг, облако, колесо для машины, цветок, узора, дорожки, змейки,
-нанизывание на шнурок мелких предметов (бусы,
-завязывание и развязывание узелков, бантиков,
-распутывание шнурков,
-шнуровка,
-плетение косичек.
3. Пуговицы:
- выкладывание на столе фигур, узоров,картинок,
- сортировка пуговиц по цвету, размеру, форме,
-застегивание и расстегивание,
- обведение пуговиц,
-использование как фишек для настольной игры.
4. Платочек:
-разглаживание,
- свертывание в рулон, складывание в квадрат,
-завязывание узелков.
5. Крупа:
- сбор рассыпанной крупы,
-пересыпание крупы в другую емкость с помощью ложки, воронки,
-сортировка смешанной крупы – игра «Золушка»,
-рисование пальчиками на рассыпанной тонким слоем крупе,
-изготовление картин способом аппликации из крупы,
-игра «Найди, что спрятано».
6. Лист бумаги:
- вырезание фигур,
-получение фигур из бумаги методом обрыва,
-сминание комочков,
-графические упражнения на листе бумаги в клетку,
-плетение из бумажных полос,
-изготовление фигур способом оригами.
7. Спринцовка:
- развитие силы рук – сдувание поролоновых шариков,
- создание водной струи,
- игра «Забей гол».
Вот так на ходу, используя самые простые предметы мы с вами придумали множество разнообразных игр и упражнений.
- Как вы думаете, будут ли они интересны и полезны для ребенка?
Помните, что все игры проводятся не более 15-20 минут и должны вызывать у ребенка положительные эмоции! Создавайте ситуацию успеха, чтобы ребенок видел, что у него всё получается!
Наша задача – в содружестве развивать мелкую моторику рук детей. Только при условии взаимодействия родителей и педагогов детского сада к моменту поступления ребенка в школу у него будет в достаточной степени развита мелкая моторика, а это одно из важных условий готовности ребенка к школьному обучению.
- Что нового вы узнали сегодня?
- Какие выводы для себя сделали?
- Что хотели бы пожелать детскому саду по вопросу дальнейшего сотрудничества д\сада и семьи по вопросу семинара?
-Есть ли вопросы по теме?
Надеюсь, что у наших детей не будет таких проблем, когда придя в школу, им надо не только усваивать новый материал, но и учиться удерживать карандаш непослушными пальцами, т. к. мы будем в содружестве развивать мелкую моторику рук детей.