Безгина Наталья
Семинар-практикум «Методы и приемы по формированию диалогической речи дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Овладение диалогической речью – это одна из главных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка и т. п., которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого воспитания. Опыт речевого общения со взрослым ребенок переносит в свои взаимоотношения со сверстниками. У дошкольника ярко выражена потребность во внимании сверстника, желание донести до партнера цели и содержание своих действий.
Публикация «Семинар-практикум „Методы и приемы по формированию диалогической речи дошкольников“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Семинар, практикум
- Темочки
Игра – важная и существенная составляющая жизни детей в детском саду. Игры можно включать не только в непосредственно-образовательную и в совместную деятельность воспитателя с детьми, но и в самостоятельную деятельность детей.
В игре у детей формируются :
1. Умения пользоваться в диалоге различными видами реплик (вопросами, сообщениями, побуждениями) и соответствующими им ответными реакциями.
2. Умения соблюдать элементарные правила поведения в диалоге : соблюдать очередность в разговоре; выслушивать собеседника, не перебивая поддерживать общую тему разговора, не отвлекаться от нее; не говорить с полным ртом; говорить спокойно, доброжелательным тоном.
Поэтому необходимо:
1. Развивать у детей интерес к игре, воспитывать умение самостоятельно занять себя игрой (индивидуальной и совместной со сверстниками).
2. Развивать диалогическое общение в сюжетно–ролевой игре не прямо, а оказывая развивающее влияние на саму игру через создание предметно-игровой среды, через участие взрослого в детских играх в качестве партнера.
3. Включать в игру по любой тематике эпизоды «телефонных разговоров», различных персонажей для активизации ролевого диалога.
Для совершенствования у детей диалогической речи применяются
разнообразные методы и приемы :
1. Чтение стихотворений по ролям позволяет детям освоить не только форму различных высказываний диалога, но и правила очередности, усвоить вопросительную, повествовательную, побудительную и другие виды интонации. Поддержанию темы разговора, развитию его логики исподволь учат многие произведения фольклора, построенные в виде разговора.
Скрут
— Кто живет под потолком?
— Гном
— У него есть борода?
— Да.
— И манишка, и жилет?
— Нет.
— Как встает он по утрам?
— Сам.
— Кто с ним кофе утром пьет?
— Кот.
— И давно он там живет?
— Год.
— Кто с ним бегает вдоль крыш?
— Мышь.
— Ну, а как его зовут?
— Скрут.
— Он капризничает, да?
— Ни- ког- да!
2. Подвижные игры с текстом нередко содержат диалоги. Правила игры способствуют приучению детей к соблюдению очередности реплик, к внимательному выслушиванию реплик своих партнеров. Но непроизвольно дети усваивают в игровом диалоге формы разных реплик и его правила («Гуси-лебеди», «Краски», «Где мы были – мы не скажем, а что делали – покажем»).
Подвижная игра «Коршун», обучающая детей поочередно обмениваться репликами, развивать тему разговора.
Ведущий – Коршун. Дети окружают его стайкой и начинается диалог :
— Вокруг Коршуна хожу, я на Коршуна гляжу.
Коршун, что делаешь? — Ямочку рою.
— Зачем ямочка? — Денежку ищу.
— Зачем тебе денежка? — Иголку купить.
— Зачем тебе иголка? — Мешочек сшить.
— Зачем мешочек? — Камешки класть.
— Зачем камешки? — В твоих детей шуркать — буркать.
— За что? — Они ко мне в огород лазят.
— Ты бы делал забор повыше, а не умеешь, лови их!
Дети разбегаются кто куда. Коршун догоняет.
«Садовник»
Эта игра дает возможность воспитывать внимательность к репликам партнеров по игре, умение вступить в игровой диалог в свою очередь.
Водящий присваивает каждому игроку название цветка. После этого начинается игровой диалог :
– Я садовником родился, не на шутку рассердился. Все цветы мне надоели кроме георгина. – «Сообщает» водящий.
– Ой! – реагирует игрок, услышав название своего цветка.
– Что с тобой? – спрашивает водящий, «продолжая» разговор.
– Влюблен! – отвечает «георгин».
– В кого? – удивляется садовник.
– В астру, – сообщает «георгин».
– Ой! – реагирует «астра», и игра повторяется.
3. Словесные игры. Богатый материал для развития диалогической речи дают словесные игры. Игры воспитывают внимательность к репликам партнера по игре, учат вступать в игровой диалог в свою очередь.
«Будь внимателен!» Игра с мячом.
Цель: Учить детей корректно реагировать на различные сообщения.
Педагог говорит детям о том, что людям очень часто хочется рассказать о своих радостях или неприятностях. Вежливые, воспитанные люди на радостное сообщение отвечают: «Я рад (а) за тебя (вас)», «Очень приятно», «Я горжусь вами (тобой)». На невеселое сообщение следует сказать: «Я сочувствую тебе (вам)» или «Мне очень жаль».
Но чтобы правильно среагировать на сообщение, нужно быть внимательным. Мы сейчас поиграем и поучимся быть внимательными. Я буду сообщать о чем-нибудь хорошем или неприятном для меня. Тот, кому я брошу мяч, должен быстро ответить на мое сообщение так, чтобы поддержать мою радость или посочувствовать мне.
— Я еду в гости.
— Я победила в конкурсе воспитателей.
— У меня сегодня очень сильно болит голова.
— Я купила себе красивое платье.
— Я потеряла свой любимый шарфик и т. д.
Тот, кто замешкается, выбывает из игры. А самый внимательный игрок становится ведущим.
4. Словесные игры без готовых текстов, телефонные игры-импровизации, творческие виды игр (театральные и режиссерские игры). Особую роль играют словесные игры, поскольку они позволяют педагогу направлять речевое поведение детей на создание тех или иных реплик. Закрепление умений детей задавать вопросы и отвечать на них происходит в таких играх, как «Да и нет», «Вопросы с подсказкой», «Запрещенные слова», «Турнир знатоков», «Ты мне — я тебе».
«Разговор с другом». Ситуация «Позови друга на улицу»
Цель: Познакомить детей с правилами разговора по телефону: начинать с приветствия; если на звонок отозвался взрослый, извиниться за беспокойство, вежливо попросить позвать друга; разговор заканчивается прощанием.
Предварительная работа: Чтение художественных произведений по теме (К. Чуковский «Телефон», Н. Носов «Телефон», отгадывание загадок, беседы с детьми на темы: Что такое телефон? Зачем он нам нужен? Правила телефонных разговоров. Разыгрывание различных примеров телефонных разговоров.
5. Сюжетно-ролевые игры занимают особое место в развитии диалогического общения дошкольников, помогают налаживать взаимодействие детей в совместной игре, строить ролевые диалоги. («Больница», «Почта», «Магазин», «Парикмахерская»).
6. Дидактические игры, или игры с правилами, могут оказать большое положительное влияние на развитие диалогического общения детей со сверстниками в том случае, если при их организации внимание обращается не только на усвоение познавательного содержания, но и на формы взаимодействия детей друг с другом.
В дидактике известно несколько основных типов настольных дидактических игр: лото, домино, маршрутные (лабиринтные, разрезные картинки. Все они строятся на взаимодействии играющих. Роль взрослого, организующего взаимодействие, когда дети осваивают эти игры, велика. Потом дети начинают управлять играми самостоятельно.
«Смешинки»
Цель: Учить детей задавать вопросы и отвечать на них; закреплять умение использовать различные падежные формы существительных.
Материал: Набор картинок: ложка, молоток, веник, ключ, метла, пила, нож, карандаш.
Ход игры:
Играющим раздаются картинки. Затем водящий задает каждому из них вопрос: Чем ты забиваешь гвозди? Чем ты ешь кашу? Чем ты рисуешь? и т. д. Игрок, к которому обратился водящий, открывает свою картинку и отвечает, называя изображенный предмет в творительном падеже.
7. Игра-драматизация – является благодатным полем для закрепления и формирования диалогических умений. Развивая игровое взаимодействие детей в игре (ролевые диалоги, педагог не только целенаправленно обогащает игру детей, но и формирует все стороны диалога.
Сказка «Курочка-Ряба»
Цель: Усвоить формы диалогических реплик, приучить выполнять основные правила диалога : очередность, поддержание и развитие темы разговора.
Жили-были дед и баба. И была у них курочка ряба.
Баба: Курочка, снеси нам яичко.
Дед: Снеси, курочка-Ряба нам яичко.
Снесла курочка им яйцо.
Курочка-Ряба: Ко-ко-ко, вот вам и яйцо. Не простое, а золотое.
Дед яйцо бил.
Дед: Тук-тук-тук.
Баба яйцо била.
Баба: Тук-тук-тук.
Бежала мышка.
Мышка: Пи-пи-пи.
Хвостиком махнула, яйцо упало и разбилось.
Дед плачет.
Дед: А-а-а.
Баба плачет.
Баба: А-а-а.
А курочка-Ряба говорит.
Курочка: Ко-ко-ко. Не плачь дед, не плачь баба. Снесу я вам новое яйцо.
Снесла новое яйцо, не золотое, а простое.
Дед благодарит курочку.
Дед: Спасибо тебе, курочка-Ряба
Баба благодарит курочку.
Баба: Спасибо, тебе курочка-Ряба.
8. Творческой игрой детей, в которой они активно упражняются в диалоге, являются игры-инсценировки. Игры-инсценировки – это свободный пересказ литературных произведений по ролям. Организации таких игр предшествует этап ознакомления с произведением, его неоднократный пересказ по ролям под руководством воспитателя, а затем прямое и косвенное содействие возникновению таких игр по инициативе детей. Ценность таких игр состоит в том, что:
— в них сочетаются репродуктивные реплики, заимствованные из текста произведения, и проективные, «придуманные» и оформленные ребенком самостоятельно;
— дети черпают формы разнообразных реплик из литературного образца, подражая которым они их присваивают, вкладывают их в свой активный речевой багаж.
Для инсценировки с детьми можно использовать хорошо знакомые потешки, песенки небольшие стихотворения, содержащие диалог («Кисонька-мурысенька», «Курочка-рябушечка», «Кошка, как тебя зовут?», «Зайку спрашивает еж», шотландская песенка «Купите лук», «Кто пасется на лугу», «Дали туфельки слону» и др.)
Например, инсценируя стихотворение «Кошка, как тебя зовут?» нужно подготовить блюдце и игрушку кошку. Ребенку, который будет исполнять роль кошки надеть какой-нибудь атрибут, чтобы он представил себя кошкой
Взрослый задает вопрос: «Кошка, как тебя зовут?»
Ребенок выразительно отвечает: «Мяу»
Взрослый: «Стережешь ты мышку тут?»
Ребенок: «Мяу»
Взрослый: «Кошка, хочешь молочка?» (протягивает блюдце)
Ребенок ласково: «Мяу»
Взрослый показывая игрушку: «А в товарищи щенка?»
Ребенок (отпрыгивая) : «Ф-р-р-р-р»
Через несколько обыгрывания можно поменяться ролями с ребенком.
9. Режиссёрские игры для детей – это разновидность детского творчества, где присутствует воображаемая ситуация. Ребёнок в таких играх проявляет своё творчество и фантазию, придумывая содержание игры, определяя её участников (как правило, это игрушки и предметы).
«Утешение»
Цель: воспитывает внимательность к репликам партнера по игре, учат вступать в игровой диалог в свою очередь; выражать интонацию сопереживания, сочувствия.
Материал: Игрушки (зайчик, ежик, белочка).
Ход игры:
Зайка бежал и подвернул себе лапку. Сел на пенек, заплакал. Мимо шел Ежик — ни головы, ни ножек.
— Чего, косой, ревешь?
— Да вот, лапу подвернул.
— Не реви, заживет, — буркнул Еж и пошел своей дорогой.
А зайка сидит плачет — не унимается.
Тут Белочка — ласковая девочка по ветвям скакала, Зайку увидела.
— Здравствуй, Заинька! Что с тобой?
— Да вот, лапу подвернул, больно мне.
Белочка вниз спустилась, около Зайки села, залопотала:
— Не боли, лапка, заживи, лапка! Не боли, лапка, заживи, лапка.
Чувствует Зайка, что лапка болит все меньше. И зайчишке стало так хорошо, так уютно, что сама собой улыбка появилась. А было-то только доброе слово.
Вопросы:
Почему плакал Зайка?
Что и как сказал ему Еж?
Чем Белочка — ласковая девочка Зайку вылечила?
Таким образом, игры, подобранные для развития диалогической речи,
рассчитаны на то, чтобы:
формировать у детей умения пользоваться в диалоге различными видами инициативных реплик (вопросами, сообщениями, побуждениями) и соответствующими им ответными реакциями, а также умения соблюдать элементарные правила поведения в диалоге (правила очередности и тематического единства реплик);
отражать естественную логику формирования речевых умений : от восприятия и заимствования образцов диалогических реплик к их использованию в сочетании репродуктивной и продуктивной речи и творческому переносу усвоенных образцов в самостоятельную речевую практику.