Наталья Печерина
Семинар-практикум «Личностно-ориентированная технология»
▼ Скачать + Заказать документы
Очень часто мы слышим. Что педагог должен использовать в своей работе образовательные технологии. Которые бы соответствовали современным требованиям образования, это стало особенно актуально с ведением ФГОС ДО которые полностью меняют систему воспитательно - образовательной работы в ДОУ. Одной из таких приоритетных технологий в педагогике является личностно-ориентированная технология.
Личностно-ориентированная технология - это такая воспитательная система, где ребенок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса.
Темочки:
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2021
Личностно-ориентированное воспитание основывается на известных принципах гуманистической педагогики: самоценности личности, уважении к ней, природосообразности воспитания, добре и ласке как основном средстве.
Иными словами, личностно-ориентированное воспитание – это организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса.
Задачи:
1) Гуманистическая направленность содержания деятельности ДОУ
2) Обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития личности ребёнка, реализация её природных потенциалов 3) Приоритет личностных отношений 4) Индивидуальный подход к воспитанникам
Формы организации деятельности
личностно-ориентированной технологии
Упражнения, наблюдения, экспериментальная деятельность Упражнения, игры, гимнастика, массаж. Тренинги, этюды, образно-ролевые игры.
Какие же существуют личностно-ориентированные
технологии?
• Исследовательская - основной особенностью является самостоятельное исследование материала. «Открытие через познание». Требуется большое количество раздаточного и наглядного материала, из которого воспитуемые будут узнавать наиболее важную информацию. Характерной чертой этой технологии является реализация педагогом модели "обучение через открытие"
• Коммуникативная - особенностью этой технологии является наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения.
• Имитационного моделирования (игровая) -Характерной чертой этой технологии является моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения.
В этом случае требуется проводить тренинги и семинары. Цель их одна. Обучаемый должен самостоятельно выбрать предпочитаемую область и способ дальнейшего изучения темы.
Деятельностная- характерной чертой этой технологии является способность ребенка проектировать предстоящую деятельность, быть её субъектом.
Рефлексийная- особенностью этой технологии является осознание ребенком деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом получены затруднения, как они были устранены, и что чувствовал при этом
Результат использования технологии - становление ребенка как личности. Это предполагает решения следующих задач: - развитие доверия ребенка к миру, чувства радости (психологическое здоровье); - формирование начал личности (базис личной культуры); - развитие индивидуальности ребенка.
Суть личностно - ориентированной модели.
Личностно-ориентированная технология (ЛОТ)образования основана на гуманистических принципах, подчеркивающих право ребенка на собственный путь развития. Так называемые три «П» : «Понять» – увидеть ребенка «изнутри», посмотреть на мир его глазами, увидеть побудительные мотивы его поведения. «Признать» – позитивное отношение к индивидуальности ребенка, независимо от того радует ли он вас в данный момент или нет. Признать его индивидуальность. «Принять» - всегда учитывать право ребенка на решение тех или иных проблем.
Приемы личностно-ориентированного взаимодействия :
прием «Расклад» - воспитатель должен знать положительные и отрицательные качества ребенка, но ставку делать только на развитие положительных;
прием «Научи меня, пожалуйста» - может использоваться для реализации такой формы сотрудничества, как наставничество: ребенок учит взрослого делать то, что сам уже умеет делать. Взрослый прилежно учится, если ребенок согласился стать его наставником;
прием «Помоги» - потребность в своей значимости ребенок может реализовать, помогая игрушкам решать их проблемы;
прием «Заражение» - передача эмоционального состояния от одного индивида к другому;
прием «Все вместе» построен на желании ребенка чувствовать свою необходимость и значимость в коллективной работе;
прием «Отвлечение», направленный на отвлечение ребенка от горестных переживаний игрой, наблюдением за чем-либо и др.
прием «Гордость» основан на желании ребенка чувствовать себя умеющим, компетентным;
Прием «Утренние сборы» по постановке целей на предстоящий день;
прием «День прошел», - мысленное возвращение к прошедшему дню и рассказывание обо всем хорошем, что за него случилось у каждого ребенка;
прием «Эмоциональное обволакивание» - общение с ребенком ласковым, добрым тоном, подчеркивание положительных результатов работы, помощь в выполнении поручений и т. д.
ЛОТ ставит в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и в детском саду, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации имеющихся природных потенциалов.
Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.
Практическая часть:
Упражнение «Звезда»
Цель: осознание способа общения «понимание».
Материалы: небольшое зеркало, изображение двойной пятиконечной звезды, ручка.
Ход: Глядя на изображение звезды через зеркало, надо провести линию между внешней и внутренней звездами. Когда все закончат упражнение необходимо обсудить ощущения и мысли педагогов в процессе выполнения задания.
Комментарии к упражнению: от ребенка нельзя требовать того, что он в силу своих возможностей не в состоянии сделать. Следует обратить внимание, что педагоги при выполнении задания часто восклицают, разговаривают, комментируют свои действия, что является нормальным. От детей же на занятиях они часто требуют тишины. Дети сдерживают свои реакции, и это приводит к накоплению у них напряжения.
Упражнение «Мой день»
Цель: настрой на сохранение своего здоровья.
Материал: лист бумаги (можно использовать цветные стикеры).
Ход: Педагогам на чистом листе бумаги необходимо написать, что они сделали вчера, чтобы поддержать свое здоровье.
Комментарии к упражнению: педагог, стоящий на страже здоровья ребенка, воспитывающий культуру его здоровья, прежде всего, сам должен заботиться о своем здоровье. Подвести к тому, что если кто-то не смог ничего написать на листе, то значит, он мало заботится о себе и своем физическом и психологическом здоровье. Следует обратить на это внимание.
Упражнение «Подарок»
Занятие заканчивается упражнением «Подарок». Каждый дарит своему соседу справа любой «подарок», т. е. сообщает ему о том, что бы он хотел ему подарить, имея неограниченные материальные возможности.