Алла Коновалова
Семинар-практикум «Культура речи воспитателя»
▼ Скачать + Заказать документы
Часть I
Вступительное слово. Чтение отрывка из рассказа «Обезьяний язык» М. Зощенко.
Разминка
1.Что такое культура речи?
Культура речи – это степень владения языковыми нормами, а также умение пользоваться всеми выразительными средствами языка.
Культура речи – это и специальная языковедческая дисциплина, направленная на изучение и совершенствование литературного языка как орудия национальной культуры, хранителя духовных богатств народа.
Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека.
2.Назовите требования к речи воспитателя.
Публикация «Семинар-практикум „Культура речи воспитателя“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Семинар, практикум
- Темочки
Задание. Давайте попробуем сформулировать требования к речи.
Для того, чтобы речь была понятной, соответствовала языковым нормам она должна быть какой? (правильной)
Какой должна быть речь воспитателя, когда в основе лежит определенная информация, сведения, которые нельзя искажать? (точной)
Какой должна быть речь воспитателя, чтобы было понятно, о чем говорит воспитатель, была текстовая связь, события развивались одно за другим или вытекали одно из другого? (логичность)
Воспитатель заботится о том, чтобы в его речи не было слов-паразитов, жаргонных слов, чуждых литературному языку. О каком требовании мы говорим? (о чистоте)
Что за особенность речи, которая захватывает внимание слушателя и создает атмосферу эмоционального сопереживания, помогает воздействовать на ребенка? (выразительность)
Для того, чтобы лексика воспитателя способствовала расширению словарного запаса ребенка, какой должна быть речь? (богатой)
Для того, чтобы речь воспитателя соответствовала ситуации и условиям общения, она должна быть какой? (уместной).
Требования к речи педагога:
Правильность – соответствие речи языковым нормам. В общении с детьми воспитатель использует основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения, а также нормы образования и изменения слов.
Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Воспитатель должен обращать особое внимание на семантическую (смысловую) сторону речи, т. к. это способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.
Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Воспитатель в общении с детьми учитывает, что в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутри текстовой связи.
Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание, воспитатель заботится о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.
Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи воспитателя является мощным орудием воздействия на ребенка. Владеющий различными средствами выразительности речи воспитатель (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др., способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.
Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Богатая лексика воспитателя способствует расширению словарного запаса ребенка, помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи, так как именно в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка.
Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи воспитателя предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).
Часть II.
Тренинг «Перефразирование»
Каждая команда получает по стихотворению.
Задание. Перефразировать его так, чтобы каждая строка передавалась в нем иным словом или словосочетанием. Противоположная команда должна догадаться о каком стихотворении идет речь, назвать автора и прочитать его.
Оценка дается с учетом того, у какой команды перефразирование было наиболее удачным и почему? (нет совпадений с текстом, рифмой; близко к тексту)
«Проверьте свою грамотность».
Задание 1.
• Определите род существительных, и употребить слово в правильной форме:
Окна занавешены (тюль)
Лицо скрыто (вуаль)
Крышу кроют (толь)
Вымою голову (шампунь)
Я ударилась (мозоль)
Голова покрыта (шаль).
Запомните:
мужской род — шампунь, лебедь, тюль, толь, аэрозоль, полироль;
женский род — антресоль, вуаль, шаль; мозоль, бандероль;
средний род — повидло, какао.
Внимание!
У существительных, имеющих только форму множественного числа, род не определяется: ворота, очки, брюки.
Задание 2.
• Образуйте форму повелительного наклонения глаголов в единственном и множественном числе:
ехать – поезжай (те);
бежать – беги (те);
махать – маши (те);
класть – клади (те);
положить – положи (те);
лечь – ляг (те).
Задание 3.
• Закончите предложения, употребив существительное в правильной форме:
Я встала, сняв ребенка с (колени).
В саду много (яблони, (вишни, (смородина).
Карантин по гриппу продолжался 22 (сутки).
Я купила весь садовый инвентарь, кроме (грабли).
Задание 4.
Прочитайте слова, расставив ударение:
звонит, красивее,
баловать, балуешь,
избалованный, мышление,
эксперт, деньгами,
сливовый, свекла,
творог, обеспечение
Задание 5
• Правильно прочитайте слова в родительном падеже (кого? чего) единственном числе:
бинт, блин, торт, бант, гусь.
Задание 6.
• Правильно употребить слова в винительном падеже единственного числа:
доска, река, щека, борода, стена, борона.
Задание 7.
• Исправить предложение:
Он полный невежа в вопросах искусства.
Когда я вернулся обратно к своим друзьям, все были очень рады.
Беседа с детьми подошла к своему завершающему концу.
Все дети своевременно выполнили заданное задание.
Врачиха выписала детям лекарство.
Мальчик одел пальто и шапку и пошел гулять.
Задание 8.
• Объяснить значения слов. С каждым из слов составить предложения.
Старый Давний Старинный Ветхий Древний.
Д. И. Фонвизин так объяснял смысловое различие между ними: «Старо то, что давно было ново; старинным называется то, что ведется издавна. Давно то, чему много времени прошло. В настоящем употреблении ветхим называется то, что от старости истлело или обвалилось. Древне то, что происходило в отдаленнейших веках». Для иллюстрации этих значений Д. И. Фонвизин дает такое продолжение: «Старый человек обыкновенно любит вспоминать давние происшествия и рассказывать о старинных обычаях; а если он скуп, то в сундуках его найдешь много ветхого. Сих примеров столько ныне, сколько бывало и в древние времена».
Часть III.
Рефлексия.
Методика «Неоконченное предложение».
Сегодняшний семинар помог мне убедиться…
Выполнять задания мне помогало…
В ходе семинара мне было…
Я оцениваю семинар …
Литература:
1. Миловидова И. Проверьте свою грамотность, 1995.
3. Д. Э. Розенталь «А как лучше сказать?», 1988.
4. Л. И. Скворцов «Культура русской речи», 1995.