Мария Нурбобоева
Семинар-практикум «Изоритмические игры и упражнения в развитии речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Изоритмические игры и упражнения в развитии речи»
Тема моего выступления: «Изоритмические игры и упражнения в развитии речи»
Публикация «Семинар-практикум „Изоритмические игры и упражнения в развитии речи“» размещена в разделах
- Игры для детей
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Семинар, практикум
- Темочки
Дошкольный возраст — важный возрастной период в процессе становления личности ребенка, в этот период у него формируется грамотная, правильная красивая речь. Одна из проблем, с которой зачастую сталкиваются воспитатели в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста связана с общим недоразвитием речи у детей. Дети с речевыми нарушениями имеют отставание в развитии двигательной сферы. У значительной части детей двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации сложных движений, снижение скорости и ловкости их выполнения.
Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Гармонизация движений тела, мелкой моторики и органов речи способствует формированию правильного произношения, расширяет эмоционально-волевую сферу ребенка. Достаточный уровень развития речи и моторики облегчает социальную адаптацию ребенка, создает фундамент для усвоения более сложных знаний и навыков.
Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребёнка. Движения пальцев рук стимулируют развитие центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребёнка. Поэтому, постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, является необходимым элементом в системе коррекционно-педагогического воздействия.
В настоящее время всё большую актуальность приобретают интегрированные методы работы.
Одним из таких методов является изоритмика. Изоритмика — один из видов логоритмической работы, направленная на развитие речи и развитию мелкой моторики.
Это комплекс игровых изобразительных упражнений для развития мелкой моторики пальцев рук, сопровождающихся проговариванием соответствующих рисунку стихотворных четверостиший (стихотворений, поговорок, чистоговорок) с помощью которых развиваются координация движений пальцев рук, речевые слух и память, вырабатывается правильный темп и ритм речи.
При этом очень важно, чтобы речь и движение пальцев рук совпадали.
Основной принцип использования данного метода - это тесная взаимосвязь между умением ребенка ориентироваться на листе бумаги, координировать движения пальцев рук и проговаривать речевой материал.
Задачи метода изоритмических упражнений в работе воспитателя:
- развивать, закреплять, совершенствовать умение произносить текст с разными силой голоса, высотой, в различных темпе и ритме; употреблять в речи слова из предметного, глагольного и качественного словаря; предлоги, согласовывать слова в роде, числе, падеже; координировать речь с движениями;
- развивать связную речь;
- развивать, закреплять, совершенствовать умение выполнять мелкие движения кистью, что способствует развитию координации пальцев рук, стимулирует речевые области коры головного мозга, активизирует межполушарное взаимодействие;
- развивать, закреплять, совершенствовать умение ориентироваться на вертикальной поверхности бумаги, называть цвета, геометрические формы, величины предметов;
-учить выполнять задания, способствующие подготовке руки к письму;
- повышать положительную мотивацию к занятию;
- развивать речеслуховую память, абстрактное мышление, творческое воображение.
Как показала практика, использование изоритмики в работе дает положительный результат в развитии у ребенка когнитивных процессов:
- у детей развивается способность замечать характерные особенности предметов;
- закрепляются знания о цвете, форме, величине;
- появляется свободная ориентировка на листе бумаги;
- подготавливается рука к письму;
- формируются произвольное внимание, речеслуховая память, творческое воображение, художественный вкус;
- развивается мелкая моторика пальцев, ритм правильного дыхания, что способствует развитию связной речи детей.
Также при использовании данного метода реализуется принцип применения здоровьесберегающих технологий. Выполняя задания у мольберта, ребенок имеет возможность работать стоя (смена видов деятельности, что является профилактикой нарушений осанки, зрения). Рисование уравновешивает межполушарное взаимодействие и улучшает координацию глаз.
Изоритмические упражнения я провожу на занятиях и вне их, в частности, на прогулке. Дети с удовольствием рисуют предметы палочками на мокром песке или земле, мелом на стене, асфальте.
Количество строк в речевом материале, сложность изображения в изоритмических упражнениях я выбираю в зависимости от возраста детей и индивидуальных особенностей. Начинаем рисовать самые простые предметы, при выполнении изоритмических упражнений наличие обязательных изобразительных навыков не требуется.
Нa первых этапах работы я помогаю удерживать пальцы воспитанника в нужном положении при захвате маркера, выполнении изобразительных движений. Допускается рисование по шаблонам, точкам, схемам.
Последовательный план работы:
Речевой материал разучиваем с детьми заранее по мнемотаблице (Изоритмические упражнения связываю с лексической темой недели);
С помощью знаков – символов мы схематично изображаем стихотворение на листе бумаги
Рисование знаков – символов сопровождается проговариваем стихотворения, при этом очень важно, чтобы речь и движение пальцев рук совпадали.
А) на листе бумаги за столом
Б) на мольберте мелом или маркером
Таким образом, использование изоритмики в развитии речи играет важную роль в преодолении общего недоразвития речи у дошкольников, способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга. Так мы развиваем пальчики и речь.
Давайте попробуем с самого простого для детей 3-4 лет:
Можно взять разноцветные карандаши, фломастеры. Я рисую предметы с проговариванием движения руки.