Получи документы

Семинар-практикум «Изоритмические игры и упражнения в развитии речи»

Мария Нурбобоева
Семинар-практикум «Изоритмические игры и упражнения в развитии речи»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Изоритмические игры и упражнения в развитии речи»

Тема моего выступления: «Изоритмические игры и упражнения в развитии речи»

Публикация «Семинар-практикум „Изоритмические игры и упражнения в развитии речи“» размещена в разделах

Дошкольный возраст — важный возрастной период в процессе становления личности ребенка, в этот период у него формируется грамотная, правильная красивая речь. Одна из проблем, с которой зачастую сталкиваются воспитатели в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста связана с общим недоразвитием речи у детей. Дети с речевыми нарушениями имеют отставание в развитии двигательной сферы. У значительной части детей двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации сложных движений, снижение скорости и ловкости их выполнения.

Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Гармонизация движений тела, мелкой моторики и органов речи способствует формированию правильного произношения, расширяет эмоционально-волевую сферу ребенка. Достаточный уровень развития речи и моторики облегчает социальную адаптацию ребенка, создает фундамент для усвоения более сложных знаний и навыков.

Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребёнка. Движения пальцев рук стимулируют развитие центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребёнка. Поэтому, постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, является необходимым элементом в системе коррекционно-педагогического воздействия.

В настоящее время всё большую актуальность приобретают интегрированные методы работы.

Одним из таких методов является изоритмика. Изоритмика — один из видов логоритмической работы, направленная на развитие речи и развитию мелкой моторики.

Это комплекс игровых изобразительных упражнений для развития мелкой моторики пальцев рук, сопровождающихся проговариванием соответствующих рисунку стихотворных четверостиший (стихотворений, поговорок, чистоговорок) с помощью которых развиваются координация движений пальцев рук, речевые слух и память, вырабатывается правильный темп и ритм речи.

При этом очень важно, чтобы речь и движение пальцев рук совпадали.

Основной принцип использования данного метода - это тесная взаимосвязь между умением ребенка ориентироваться на листе бумаги, координировать движения пальцев рук и проговаривать речевой материал.

Задачи метода изоритмических упражнений в работе воспитателя:

- развивать, закреплять, совершенствовать умение произносить текст с разными силой голоса, высотой, в различных темпе и ритме; употреблять в речи слова из предметного, глагольного и качественного словаря; предлоги, согласовывать слова в роде, числе, падеже; координировать речь с движениями;

- развивать связную речь;

- развивать, закреплять, совершенствовать умение выполнять мелкие движения кистью, что способствует развитию координации пальцев рук, стимулирует речевые области коры головного мозга, активизирует межполушарное взаимодействие;

- развивать, закреплять, совершенствовать умение ориентироваться на вертикальной поверхности бумаги, называть цвета, геометрические формы, величины предметов;

-учить выполнять задания, способствующие подготовке руки к письму;

- повышать положительную мотивацию к занятию;

- развивать речеслуховую память, абстрактное мышление, творческое воображение.

Как показала практика, использование изоритмики в работе дает положительный результат в развитии у ребенка когнитивных процессов:

- у детей развивается способность замечать характерные особенности предметов;

- закрепляются знания о цвете, форме, величине;

- появляется свободная ориентировка на листе бумаги;

- подготавливается рука к письму;

- формируются произвольное внимание, речеслуховая память, творческое воображение, художественный вкус;

- развивается мелкая моторика пальцев, ритм правильного дыхания, что способствует развитию связной речи детей.

Также при использовании данного метода реализуется принцип применения здоровьесберегающих технологий. Выполняя задания у мольберта, ребенок имеет возможность работать стоя (смена видов деятельности, что является профилактикой нарушений осанки, зрения). Рисование уравновешивает межполушарное взаимодействие и улучшает координацию глаз.

Изоритмические упражнения я провожу на занятиях и вне их, в частности, на прогулке. Дети с удовольствием рисуют предметы палочками на мокром песке или земле, мелом на стене, асфальте.

Количество строк в речевом материале, сложность изображения в изоритмических упражнениях я выбираю в зависимости от возраста детей и индивидуальных особенностей. Начинаем рисовать самые простые предметы, при выполнении изоритмических упражнений наличие обязательных изобразительных навыков не требуется.

Нa первых этапах работы я помогаю удерживать пальцы воспитанника в нужном положении при захвате маркера, выполнении изобразительных движений. Допускается рисование по шаблонам, точкам, схемам.

Последовательный план работы:

Речевой материал разучиваем с детьми заранее по мнемотаблице (Изоритмические упражнения связываю с лексической темой недели);

С помощью знаков – символов мы схематично изображаем стихотворение на листе бумаги

Рисование знаков – символов сопровождается проговариваем стихотворения, при этом очень важно, чтобы речь и движение пальцев рук совпадали.

А) на листе бумаги за столом

Б) на мольберте мелом или маркером

Таким образом, использование изоритмики в развитии речи играет важную роль в преодолении общего недоразвития речи у дошкольников, способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга. Так мы развиваем пальчики и речь.

Давайте попробуем с самого простого для детей 3-4 лет:

Можно взять разноцветные карандаши, фломастеры. Я рисую предметы с проговариванием движения руки.

Публикации по теме:

«Умелые пальчики». Семинар-практикум для родителей по теме «Игры для развития мелкой моторики»«Умелые пальчики». Семинар-практикум для родителей по теме «Игры для развития мелкой моторики» «Движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию» писал В. М. Бехтерев. Ещё в прошлом веке было установлено,.

Практикум для родителей «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников» (средняя группа)Практикум для родителей «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников» (средняя группа) 22 марта 2017 года для родителей средней группы было организовано родительское собрание в форме «практикума» на тему «Использование приёмов.

Семинар-практикум «Игры с цветом» для педагогов образовательных организацийСеминар-практикум «Игры с цветом» для педагогов образовательных организаций Цель. Информирование педагогов с эффективными методами запоминания у детей старшего дошкольного возраста на основе цветового гнозиса. Задачи. •.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум «Изоритмические игры и упражнения в развитии речи»
Опубликовано: 5 декабря 2024 в 19:17
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум «Изоритмические игры и упражнения в развитии речи»» (включая файлы) размещена пользователем Мария Нурбобоева (УИ 1664876) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД