Марина Апаназова
Семинар-практикум «Игры с цветом» для педагогов образовательных организаций
▼ Скачать + Заказать документы
Цель.
Информирование педагогов с эффективными методами запоминания у детей старшего дошкольного возраста на основе цветового гнозиса.
Задачи.
• Развивать интерес к природе цвета у воспитанников и взрослых.
• Совершенствовать навыки эффективного взаимодействия с детьми.
План (краткий конспект).
1. Приветствие.
Публикация «Семинар-практикум „Игры с цветом“ для педагогов образовательных организаций» размещена в разделах
- Игры для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Цвет, изучаем цвета. Игры, дидактические пособия
- Цвет. Изучаем цвета, цветовосприятие
- Темочки
Желтый цвет радует глаз, расширяет сердце, бодрит дух и мы сразу ощущаем тепло. Синий цвет, наоборот, представляет все в печальном виде.
Гете.
Участникам предлагается назвать цвет своего настроения.
2. Это интересно.
Цветоведение — анализ процесса восприятия и различения цвета на основе: систематизированных сведений из физики, физиологии и психологии. Цветоведение включает: физическую и экологическую теории цвета, теории цветового зрения, теорию измерения и количественного выражения цвета. Зрительный анализатор человека обладает синтетической способностью, заключающейся в оптическом смешении цветов.
Количество «имён цвета»- это история социокультурного восприятия цвета.
Значительное влияние на развитие науки о цвете оказали греки: Демокрит, Платон, Аристотель, а в эпоху Возрождения - Леонардо Да Винчи.
Носители разных культур по-разному воспринимают цвет объектов. В зависимости от важности тех или иных цветов и оттенков в обыденной жизни народа, некоторые из них могут иметь большее или меньшее отражение в языке. Например, в языках «примитивных» сельскохозяйственных народов есть множество слов — имён цвета для обозначения оттенков зелёного, что связано с жизненно-важной необходимостью контролировать и оценивать состояние выращиваемых растений, оценивать виды на урожай и т. д.
Наиболее «древними» цветами, первыми появившимися в человеческой культуре, обычно считаются белый, чёрный и красный.
Количество «основных» цветов в разных культурах различно, Древний Восток предполагал наличие 5-элементного мира, в Европе фиксировали 3 «основных» цвета (сначала — красный, жёлтый, синий, а позже — красный, зеленый и синий, а со времен Ньютона часто говорят о 7 цветах.
Благодаря И. Ньютону, осуществившему пространственное разложение солнечного света, появился объективный и количественный признак света, отвечающий его субъективной цветности. Он первый доказал, что белый свет есть сумма цветных лучей, которые непрерывно переходят один в другой. Учёный расположил спектральные цвета по окружности круга, получившего в дальнейшем название цветовой «ньютонов круг», который был разделён на семь частей с белым центром. Скорее всего, Ньютон находился под действием европейской нумерологии и основывался на аналогии с семью нотами в октаве (сравните: 7 металлов, 7 планет, что и послужило причиной выделения именно семи цветов.
Круг цветов Ньютона из книги «Оптика» (1704, показывающий взаимосвязь между цветами и музыкальными нотами. Цвета спектра от красного до фиолетового разделены нотами, начиная с ре (D). Круг составляет полную октаву. Ньютон расположил красный и фиолетовый концы спектра друг рядом с другом, подчёркивая, что из смешения красного и фиолетового цветов образуется пурпурный.
В дальнейшем И. В. Гёте в работе «Теория цвета» предложил модель круга из трёх первичных цветовых тона – жёлтый, синий и красный – послуживших основными блоками в построении цвета, так как все другие получались из этих трёх. Гёте, в отличие от Ньютона, считал, что спектр возникает при наложении разных составных частей света. Это цветовое колесо имело 12 цветов и хорошо уже было видно, какие цвета являются противоположными.
М. В. Ломоносов в 1757 г. впервые показал, что если в цветовом круге считать 3 цвета основными, то их попарным смешением (3 пары) можно создать любые другие (промежуточные в этих парах в цветовом круге). Это подтвердили Томас Юнг в Англии (1802, позднее — Герман фон Гельмгольц в Германии, исследовав взаимосвязь между спектром видимого излучения и цветным зрением. Их теория цветного зрения верно предполагала, что для определения цвета глаз использует три различных вида рецепторов.
Таким образом были заложены основы трехкомпонентной теории цветового зрения, которая схематично заключается в следующем.
В XX веке Освальд Вирт предложил «октавную» систему (ввел 2 зелёных — холодный, морской и тёплый, травяной, но большого распространения она не нашла.
3. Игротренинг.
Проигрываются задания. Обсуждаются рекомендации.
Игра «Цветные человечки».
Цель: развитие цветового восприятия у дошкольников.
Задачи:
1. познакомить с основными цветами спектра и их оттенками:
• Красный, жёлтый, зелёный, синий, чёрный, фиолетовый, коричневый, оранжевый.
• Бордовый, малиновый, розовый, сиреневый, тёмно-синий, лимонный, салатовый.
1. совершенствовать умение:
• соотносить цвета,
• обозначать словом,
• различать и обобщать оттенки основных цветов спектра света.
Оборудование:
• следы (цветной картон, вырезанный в виде следа) 15-ти предложенных цветов, располагаются в том же порядке, что и на листе№1,
• лист №1 с цветовыми пятнами, расположенными в определённом порядке (начало обозначено снизу стрелочкой, а финиш верхним рядом с изображением геометрических фигур,
• 3 конверта, в каждом из которых лежат разные геометрическими фигурами (треугольник, четырёхугольник, пятиугольник,
• 3 коробочки, в каждой из которых лежат такие же геометрические фигуры (треугольник, четырёхугольник, пятиугольник,
• лист № 2 с маршрутом цветовых пятен к коробочке с треугольником, лист №3 с маршрутом цветовых пятен к коробочке с четырехугольником, лист №4 с маршрутом цветовых пятен к коробочке с пятиугольником,
Зачин.
В далёком - далёком королевстве жили удивительные человечки. Их называли ночными жителями страны. Они были невидимыми, прозрачными как воздух. Выходили они из своих домов только во время заката солнца и купались в его лучах. Как промокашки впитывали в себя все цвета радуги. И только тогда могли заниматься своими дела до самого утра. А после них на рассвете оставались разноцветные следы. Правда, следы очень быстро исчезали, они испарялись под тёплыми лучами солнца. Именно по этим следам жители всего королевства знали, из каких цветов и оттенков состоит солнечный свет и каких цветов было больше в закате предыдущего дня.
Инструкция.
Вот сегодня у нас в гостях побывали цветные человечки, и оставили 15 следов различных цветов и оттенков. Так какого же цвета был закат в волшебном королевстве?
Игровое задание 1. Найди такой же цвет. Ребёнок берёт лист №1 и соотносит цветовые пятна с точно такими же цветными следами, расположенными на полу.
Игровое задание 2. Найди и подходи к следу соответствующего цвета по речевой инструкции взрослого, а потом по слову любого другого воспитанника.
Игровое задание 3. Назови цвета и оттенки. Ребёнок самостоятельно проговаривает названия цветов по схеме с листа№1, проговаривает и следует по расположенным на полу следам (в том же порядке или ином).
Игровое задание 4. Найди коробочку с определённой геометрической фигурой. Ребёнок выбирает конверт, в котором находиться треугольник или четырёхугольник, или пятиугольник.
Если ребёнок различает цвета по соотнесению, то ему даётся лист с соответствующим маршрутом №2, №3 или №4 и он проходит по следам в той последовательности, как изображены цветовые пятна на схеме. Тут же для запоминания можно вербально обозначить цвета. Если у ребёнка уровень восприятия цвета «по слову», то по схеме сначала диктует взрослый, а потом любой воспитанник, работающий в паре с играющим.
Игровое задание 5. Выбери след, цвет которого тебе сейчас больше всего нравится, привлекает внимание. Потрогай его рукой. Постарайся представить (можно с закрытыми глазами, что он тебе напоминает в ощущениях (тепло, холод, запах, окружающем мире (предметы, живые объекты, явления природы, эмоциях (чувства, настроения, поведение). Расскажи (тёплый как океан, радость, восторг, визг).
Рекомендации.
1. Предварительно провести беседу или организовать опытно-эксперементальную деятельность с воспитанниками о природе солнечного света, радуге, цветовом и художественном восприятии мира, для расширения кругозора.
2. Совместно с детьми и их родителями составить цветовой ряд различных оттенков с их наиболее точным названием и дополнять по мере нахождения новых интересных цветов, для увеличения объёма восприятия, памяти, активного словаря, дифференцирования понятий.
3. Каждый ребёнок может составить свой маршрут по типу заданий, представленных на листах № 2,3,4, для формирования устойчивых умений и навыков непосредственного воспроизведения и долговременного запоминания.
4. К заданию 1, воспитанники могут составить своё расположение цветов по аналогии с листом №1.
5. В процесс коллективной работы дети группы могут сами выбрать цветовую гаммы и составить игру из цветного картона, имеющегося в наличии, для реализации собственного творческого потенциала.
6. В конце игры не забывайте спросить у каждого ребёнка, что ему больше всего понравилось или он хотел бы изменить, какие у него были ощущения, желания при работе с цветом, так как он не только получает представление о различных цветах и их оттенках, но и учится тонко чувствовать цвет, подбирать слова для его описания, ощущать, какое настроение он создаёт, какие вызывает ассоциации и эмоции.
Примерный стимульный материал.
4. Рефлексия для педагогов.
Спонтанное рисование.
Инструкция. Выбор цвета, линий и фигур интуитивное! Изобразить свое состояние "ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС!".
Обозначь своё состояние тремя словами: я узнала, мне понравилось и хочу изменить или использовать, уже применяю.