Папки-передвижки

Семинар-практикум «Игры с цветом» для педагогов образовательных организаций (8 фото)

Марина Апаназова
Семинар-практикум «Игры с цветом» для педагогов образовательных организаций
▼ Скачать + Заказать документы

Цель.

Информирование педагогов с эффективными методами запоминания у детей старшего дошкольного возраста на основе цветового гнозиса.

Задачи.

• Развивать интерес к природе цвета у воспитанников и взрослых.

• Совершенствовать навыки эффективного взаимодействия с детьми.

План (краткий конспект).

1. Приветствие.

Публикация «Семинар-практикум „Игры с цветом“ для педагогов образовательных организаций» размещена в разделах

Желтый цвет радует глаз, расширяет сердце, бодрит дух и мы сразу ощущаем тепло. Синий цвет, наоборот, представляет все в печальном виде.

Гете.

Участникам предлагается назвать цвет своего настроения.

2. Это интересно.

Цветоведение — анализ процесса восприятия и различения цвета на основе: систематизированных сведений из физики, физиологии и психологии. Цветоведение включает: физическую и экологическую теории цвета, теории цветового зрения, теорию измерения и количественного выражения цвета. Зрительный анализатор человека обладает синтетической способностью, заключающейся в оптическом смешении цветов.

Количество «имён цвета»- это история социокультурного восприятия цвета.

Значительное влияние на развитие науки о цвете оказали греки: Демокрит, Платон, Аристотель, а в эпоху Возрождения - Леонардо Да Винчи.

Носители разных культур по-разному воспринимают цвет объектов. В зависимости от важности тех или иных цветов и оттенков в обыденной жизни народа, некоторые из них могут иметь большее или меньшее отражение в языке. Например, в языках «примитивных» сельскохозяйственных народов есть множество слов — имён цвета для обозначения оттенков зелёного, что связано с жизненно-важной необходимостью контролировать и оценивать состояние выращиваемых растений, оценивать виды на урожай и т. д.

Наиболее «древними» цветами, первыми появившимися в человеческой культуре, обычно считаются белый, чёрный и красный.

Количество «основных» цветов в разных культурах различно, Древний Восток предполагал наличие 5-элементного мира, в Европе фиксировали 3 «основных» цвета (сначала — красный, жёлтый, синий, а позже — красный, зеленый и синий, а со времен Ньютона часто говорят о 7 цветах.

Благодаря И. Ньютону, осуществившему пространственное разложение солнечного света, появился объективный и количественный признак света, отвечающий его субъективной цветности. Он первый доказал, что белый свет есть сумма цветных лучей, которые непрерывно переходят один в другой. Учёный расположил спектральные цвета по окружности круга, получившего в дальнейшем название цветовой «ньютонов круг», который был разделён на семь частей с белым центром. Скорее всего, Ньютон находился под действием европейской нумерологии и основывался на аналогии с семью нотами в октаве (сравните: 7 металлов, 7 планет, что и послужило причиной выделения именно семи цветов.

Круг цветов Ньютона из книги «Оптика» (1704, показывающий взаимосвязь между цветами и музыкальными нотами. Цвета спектра от красного до фиолетового разделены нотами, начиная с ре (D). Круг составляет полную октаву. Ньютон расположил красный и фиолетовый концы спектра друг рядом с другом, подчёркивая, что из смешения красного и фиолетового цветов образуется пурпурный.

В дальнейшем И. В. Гёте в работе «Теория цвета» предложил модель круга из трёх первичных цветовых тона – жёлтый, синий и красный – послуживших основными блоками в построении цвета, так как все другие получались из этих трёх. Гёте, в отличие от Ньютона, считал, что спектр возникает при наложении разных составных частей света. Это цветовое колесо имело 12 цветов и хорошо уже было видно, какие цвета являются противоположными.

М. В. Ломоносов в 1757 г. впервые показал, что если в цветовом круге считать 3 цвета основными, то их попарным смешением (3 пары) можно создать любые другие (промежуточные в этих парах в цветовом круге). Это подтвердили Томас Юнг в Англии (1802, позднее — Герман фон Гельмгольц в Германии, исследовав взаимосвязь между спектром видимого излучения и цветным зрением. Их теория цветного зрения верно предполагала, что для определения цвета глаз использует три различных вида рецепторов.

Таким образом были заложены основы трехкомпонентной теории цветового зрения, которая схематично заключается в следующем.

В XX веке Освальд Вирт предложил «октавную» систему (ввел 2 зелёных — холодный, морской и тёплый, травяной, но большого распространения она не нашла.

3. Игротренинг.

Проигрываются задания. Обсуждаются рекомендации.

Игра «Цветные человечки».

Цель: развитие цветового восприятия у дошкольников.

Задачи:

1. познакомить с основными цветами спектра и их оттенками:

• Красный, жёлтый, зелёный, синий, чёрный, фиолетовый, коричневый, оранжевый.

• Бордовый, малиновый, розовый, сиреневый, тёмно-синий, лимонный, салатовый.

1. совершенствовать умение:

• соотносить цвета,

• обозначать словом,

• различать и обобщать оттенки основных цветов спектра света.

Оборудование:

• следы (цветной картон, вырезанный в виде следа) 15-ти предложенных цветов, располагаются в том же порядке, что и на листе№1,

• лист №1 с цветовыми пятнами, расположенными в определённом порядке (начало обозначено снизу стрелочкой, а финиш верхним рядом с изображением геометрических фигур,

• 3 конверта, в каждом из которых лежат разные геометрическими фигурами (треугольник, четырёхугольник, пятиугольник,

• 3 коробочки, в каждой из которых лежат такие же геометрические фигуры (треугольник, четырёхугольник, пятиугольник,

• лист № 2 с маршрутом цветовых пятен к коробочке с треугольником, лист №3 с маршрутом цветовых пятен к коробочке с четырехугольником, лист №4 с маршрутом цветовых пятен к коробочке с пятиугольником,

Зачин.

В далёком - далёком королевстве жили удивительные человечки. Их называли ночными жителями страны. Они были невидимыми, прозрачными как воздух. Выходили они из своих домов только во время заката солнца и купались в его лучах. Как промокашки впитывали в себя все цвета радуги. И только тогда могли заниматься своими дела до самого утра. А после них на рассвете оставались разноцветные следы. Правда, следы очень быстро исчезали, они испарялись под тёплыми лучами солнца. Именно по этим следам жители всего королевства знали, из каких цветов и оттенков состоит солнечный свет и каких цветов было больше в закате предыдущего дня.

Инструкция.

Вот сегодня у нас в гостях побывали цветные человечки, и оставили 15 следов различных цветов и оттенков. Так какого же цвета был закат в волшебном королевстве?

Игровое задание 1. Найди такой же цвет. Ребёнок берёт лист №1 и соотносит цветовые пятна с точно такими же цветными следами, расположенными на полу.

Игровое задание 2. Найди и подходи к следу соответствующего цвета по речевой инструкции взрослого, а потом по слову любого другого воспитанника.

Игровое задание 3. Назови цвета и оттенки. Ребёнок самостоятельно проговаривает названия цветов по схеме с листа№1, проговаривает и следует по расположенным на полу следам (в том же порядке или ином).

Игровое задание 4. Найди коробочку с определённой геометрической фигурой. Ребёнок выбирает конверт, в котором находиться треугольник или четырёхугольник, или пятиугольник.

Если ребёнок различает цвета по соотнесению, то ему даётся лист с соответствующим маршрутом №2, №3 или №4 и он проходит по следам в той последовательности, как изображены цветовые пятна на схеме. Тут же для запоминания можно вербально обозначить цвета. Если у ребёнка уровень восприятия цвета «по слову», то по схеме сначала диктует взрослый, а потом любой воспитанник, работающий в паре с играющим.

Игровое задание 5. Выбери след, цвет которого тебе сейчас больше всего нравится, привлекает внимание. Потрогай его рукой. Постарайся представить (можно с закрытыми глазами, что он тебе напоминает в ощущениях (тепло, холод, запах, окружающем мире (предметы, живые объекты, явления природы, эмоциях (чувства, настроения, поведение). Расскажи (тёплый как океан, радость, восторг, визг).

Рекомендации.

1. Предварительно провести беседу или организовать опытно-эксперементальную деятельность с воспитанниками о природе солнечного света, радуге, цветовом и художественном восприятии мира, для расширения кругозора.

2. Совместно с детьми и их родителями составить цветовой ряд различных оттенков с их наиболее точным названием и дополнять по мере нахождения новых интересных цветов, для увеличения объёма восприятия, памяти, активного словаря, дифференцирования понятий.

3. Каждый ребёнок может составить свой маршрут по типу заданий, представленных на листах № 2,3,4, для формирования устойчивых умений и навыков непосредственного воспроизведения и долговременного запоминания.

4. К заданию 1, воспитанники могут составить своё расположение цветов по аналогии с листом №1.

5. В процесс коллективной работы дети группы могут сами выбрать цветовую гаммы и составить игру из цветного картона, имеющегося в наличии, для реализации собственного творческого потенциала.

6. В конце игры не забывайте спросить у каждого ребёнка, что ему больше всего понравилось или он хотел бы изменить, какие у него были ощущения, желания при работе с цветом, так как он не только получает представление о различных цветах и их оттенках, но и учится тонко чувствовать цвет, подбирать слова для его описания, ощущать, какое настроение он создаёт, какие вызывает ассоциации и эмоции.

Примерный стимульный материал.

Семинар-практикум «Игры с цветом» для педагогов образовательных организаций
Фото «Игры с цветом»
Семинар-практикум  для педагогов образовательных организаций - фото
Фото №1 Информирование педагогов с эффективными Фото №2 Методические материалы для педагогов и воспитателей методами запоминания у детей старшего дошкольного возраста на основе цветового гнозиса

4. Рефлексия для педагогов.

Спонтанное рисование.

Инструкция. Выбор цвета, линий и фигур интуитивное! Изобразить свое состояние "ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС!".

Обозначь своё состояние тремя словами: я узнала, мне понравилось и хочу изменить или использовать, уже применяю.

Фото №3 Развивать интерес к природе цвета у воспитанников и взрослых Фото №4 Совершенствовать навыки эффективного взаимодействия с детьми Фото №5 План краткий конспект
Публикации по теме:

Фоторепортаж об областном конкурсе художественного творчества педагогов образовательных организаций «Шире круг»Фоторепортаж об областном конкурсе художественного творчества педагогов образовательных организаций «Шире круг» 26 – 27 марта в Областном центре дополнительного образования детей имени Ю. А. Гагарина в городе Калуге, проходил областной конкурс художественного.

Семинар-практикум для молодых педагогов «Мастерство педагогического общения» Здравствуйте,Уважаемые друзья и гости моей странички! Представляю Вашему вниманию семинар-практикум для молодых педагогов! "Мастерство.

Мероприятие для педагогов и воспитателей образовательных организаций по профилактике ДДТТ Цель мероприятия: повышение профессиональных знаний педагогов в области проведения информационно-просветительских мероприятий по профилактике.

Практические рекомендации для педагогов воспитателей дошкольных образовательных организаций Практические рекомендации для педагогов воспитателей дошкольных образовательных организаций Проект: «Мы изучаем профессии»: ПАСПОРТ ПРОЕКТА.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Искусство говорить с детьми» Семинар-практикум «Искусство говорить с детьми» Цель: повышение культуры речи как компонента профессиональной компетентности воспитателя.

Семинар-практикум для педагогов «Профессиональная компетентность воспитателя»Семинар-практикум для педагогов «Профессиональная компетентность воспитателя» 1 слайд Психолог: Добрый день! Сегодняшняя наша встреча посвящена «Профессиональной компетентности воспитателя». 1. Игра «Качества" Назвать.

Семинар-практикум для педагогов «Путешествие в экологию». ФотоотчетСеминар-практикум для педагогов «Путешествие в экологию». Фотоотчет В соответствии с годовым планом, 22 марта в нашем детском саду №1 "Колокольчик", я провела семинар-практикум для педагогов "Путешествие.

Семинар-практикум для педагогов «Робототехника и конструирование в системе инженерного творчества дошкольников»Семинар-практикум для педагогов «Робототехника и конструирование в системе инженерного творчества дошкольников» Семинар-практикум для педагогов «Робототехника и конструирование в системе инженерного творчества дошкольников» 30 января в нашем детском.

Семинар-практикум для педагогов «Стресс и как с ним бороться» Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах борьбы со стрессовыми состояниями. Задачи: 1. Формирование представлений о стрессе.

Семинар-практикум для педагогов «Занятие в детском саду: формы и организация» «Занятие в детском саду: формы и организация» Есть такая профессия - воспитывать и учить детей. Тот, кто выбрал её, осознанно вступил на.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум «Игры с цветом» для педагогов образовательных организаций
Опубликовано: 16 декабря 2023 в 05:56
+274Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум «Игры с цветом» для педагогов образовательных организаций» (включая файлы) размещена пользователем Марина Апаназова (УИ 93107) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 57.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД