Светлана Согрина
Предметно-развивающая среда как средство формирования элементарных математических представлений у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Одним из основных предметов в школе является математика. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения; занятия математикой формируют такие качества как настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.
Публикация «Предметно-развивающая среда как средство формирования элементарных математических представлений у дошкольников» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
По результатам мониторинга усвоения образовательной программы, было выявлено, что 72 % детей в группе затрудняются увеличивать и уменьшать числа, решать логические задачи, разгадывать ребусы, что свидетельствует о недостаточном уровне развития логического мышления, а это значит, что в будущем воспитанники могут испытывать затруднения при обучении математике в школе. По результатам устного опроса родителей выяснилось, что 50% опрошенных родителей не уделяют должного внимания обучению детей элементарным математическим представлениям. Каждая четвёртая семья нуждается в квалифицированной помощи педагогов по вопросам развития математических способностей в домашних условиях.
29 декабря 2012 года в Российской Федерации был принят новый закон «Об образовании», в котором впервые дошкольное образование выделено как отдельный уровень общего образования. С 01.01.2014 года вступил в действие федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее Стандарт). Стандарт ориентирует педагогов строить образовательную деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования и формировать познавательные интересы и познавательные действия ребенка в различных видах деятельности. В соответствии с требованиями Стандарта, работа по приоритетному направлению была направлена на познавательное развитие интереса воспитанников, а именно, на формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, количестве, числе).
Как известно, предметно - развивающая среда является эффективным средством для решения проблемы по формированию элементарных математических представлений, обогащает детей новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию. Созданная и правильно оформленная среда обогащает детей новыми впечатлениями, способствует закреплению знаний полученных в процессе образовательного процесса, следовательно, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию. А если создать такую среду в домашних условиях, в виде математического уголка, то это позволит детям совместно с родителями занимать свободное время дидактическими играми, требующими умственного напряжения, что способствует развитию логического мышления у детей дошкольного возраста.
Таким образом, вопросы по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста актуальны для нашего детского сада. А создание предметно – развивающей среды в детском саду и дома, является эффективным средством для решения задач по развитию математических способностей у воспитанников.
Передо мной как перед воспитателем встал вопрос о том, как пробудить интерес у детей к математике.
Основной целью стало создание условий для развития математической деятельности детей в условиях группы детского сада и семьи.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Создать обогащенную предметно-развивающую среду по математическому развитию в группе, создать математический уголок в домашних условиях.
2. Организовать обмен семейным опытом на базе детского сада по формированию элементарных математических представлений.
3. Воспитывать у детей потребность занимать свое свободное время играми, требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия.
4. Способствовать формированию качеств личности ребенка, которые необходимы для успешного владения математикой : целенаправленность, настойчивость, находчивость, самостоятельность.
Поставленные задачи решаются через организацию непосредственно образовательной деятельности, через подготовку детей к интеллектуальным конкурсам, через решение логических задач, ребусов, а также через сочетание различных видов наглядности в математическом уголке, через привлечение родителей к работе по организации опытных площадок по созданию математических уголков в домашних условиях.
В настоящее время в практике работы по формированию элементарных математических представлений широко использую в предметно-развивающей среде разнообразные игры, которые можно использовать как в детском саду, так и в домашних условиях.
Наиболее эффективной формой обучения первоначальным математическим представлениям является дидактические игры. С их помощью развиваются процессы мышления, анализа, сравнения. Посредством дидактических игр, учу детей устанавливать причинно-следственные связи, группировать предметы по признаку, выделять существенное.
Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем, ребенком и педагогом начинают носить более непринужденный и эмоциональный характер. Главная особенность, дидактической игры, состоит в том, что задания даются в игровой форме. Ребенок играя, осваивает знания, овладевает навыками действий с определенными предметами. В педагогической практике активно использую игры, которые формируют основные представления о геометрических фигурах, о форме, цвете, размере: «Лего», домино, геометрическое лото, «Колумбовое яйцо», квадрат «Воскобовича», блоки «Дьенеша», карточки – схемы, картинки-головоломки. Игры организую во время непосредственной образовательной деятельности, а также при проведении математических конкурсов, в свободной игровой деятельности.
Хочется подробно остановиться на использовании в образовательной деятельности блоков Дьенеша. Логические блоки Дьенеша - это фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, красного, синего и желтого цветов). Использую блоки Дьенеша для развития логического мышления, что позволяет тренировать у детей внимание, память, восприятие. Благодаря логическим блокам, мои воспитанники овладевают мыслительными операциями и действиями: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение. В процессе занятий детям предлагаю разнообразные задания на развитие восприятия цвета, формы, размера. При знакомстве с данной игрой использую такие игровые приемы, как «Найди предмет по описанию», «Найди предмет по признаку (цвет, форма)», в дальнейшем усложняю задания и предлагаю детям творческие упражнения «Сложи фигуру животного». Также применяю карточки, на которых условно обозначены свойства блоков.
Таким образом, использование блоков Дьенеша, формирует элементарные математические представления детей дошкольного возраста, что способствует их интеллектуальному развитию, а соответственно, в будущем успешному обучению в школе.
Для эффективного обучения детей дошкольного возраста математике, результативно использую головоломки.
Задача головоломки заключается в построении различных геометрических фигур и схематических изображений людей, растений, животных.
Остановлюсь на некоторых типах головоломок, которые вызывают наибольший интерес у детей. Одна из них «Колумбово яйцо» - это овал, разрезанный на 10 частей. Часть геометрических фигур - это треугольники, другая часть это - треугольники с одной округлой стороной, а третья часть - трапеции с одной округлой стороной. Такие геометрические формы позволяют составлять силуэты птиц, человека, животных, развивая наблюдательность и геометрическое воображение.
Игру-конструктор «Колумбово яйцо» использую во время проведения занятий познавательного цикла, а так же для индивидуальной работы. Математическая игра была рекомендована родителям для использования в свободное время дома. Дети и родители с удовольствием приобрели эту игру, которая стала неотъемлемой частью домашнего математического уголка.
Для развития логического мышления, мелкой моторики, пространственного воображения, фантазии, логики, применяю в практической деятельности игру - конструктор «Квадрат Воскобовича». На квадратную основу наклеены треугольники из плотного картона. Дети складывают квадрат по линиям сгиба в разных направлениях для получения различных фигур по схеме или собственному замыслу. Вариантов сложения миллион. Из этого квадрата складываем различные плоскостные геометрические формы, игрушки по принципу "оригами", трансформируемые в объемные формы. Мои воспитанники с удовольствием играю квадратом Воскобовича, параллельно обучаясь элементарным основам математики. Кроме этого «Квадрат Воскобовича» - это игра, которая позволяет в домашних условиях без ограничений по возрасту знакомить детей с основами геометрии, моделирования и конструирования.
Для детей в групповом помещении создала уголок занимательной математики - это специально отведённое, тематически оснащённое играми, пособиями и материалами и определённым образом художественно оформленное место. В оформлении уголка используются увеличенные иллюстрации из книг по занимательной математике, детской художественной литературы. Организую его, используя обычные предметы детской мебели : стол, шкаф, полочки, обеспечив свободный доступ детей к находящимся там материалам. Этим самым предоставляю детям возможность выбирать самостоятельно интересующую их игру, пособие математического содержания и играть индивидуально или совместно с другими детьми, небольшой подгруппой. Эффективно усваивать материал, связанный с изучением цифр, порядкового счёта, помогает моим воспитанникам занимательный материал, расположенный на стене. Это яркие цифры, герои сказок.
На столике поместила игры по направлениям:
• логическое мышление;
• цвет, форма, размер;
• сравнение;
Для стимулирования коллективных игр, творческой деятельности воспитанников, использую фланелеграф, магнитную доску, счетные палочки.
Следовательно, организация уголка занимательной математики качественно решает вопросы по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
Неотъемлемой частью работы по формированию элементарных математических представлений является работа с родителями.
С целью результативной работы по приоритетному направлению, провела родительские собрания о значении математики в развитии детей дошкольного возраста, о важной роли домашнего уголка в интеллектуальном развитии ребёнка. Организовала мастер-класс по изготовлению игры «Квадрат Воскобовича», провела заседания клуба «Клуб любителей математики», где продемонстрировала на практике, как грамотно использовать математические игры в домашних условиях.
Для информирования родительской общественности по данной теме, оформила уголок «Занимательная математика». В этом уголке работают рубрики:
• «Отгадай-ка»;
• «Веселый счет»;
• «Лабиринты»;
• «Ребусы, головоломки».
В рубрике «Отгадай-ка» размещены загадки на логическое мышление, рифмованные задачи. В рубрике «Весёлый счёт» можно найти: считалки, пальчиковые игры, задания на закрепление числового ряда, порядкового счёта. В «Лабиринте» предлагаются задания на ориентирование в пространстве, которые формируют внимательность, усидчивость, воображение. В рубрике «Ребусы» можно найти: математические ребусы, различные головоломки на логику, которые развивают логическое мышление, память. Оформила «Папку-раскладушку» с рекомендациями по развитию математических способностей, в которой размещены материалы для занятий математикой в домашних условиях.
С целью ознакомления родителей с результатами деятельности детей по математике, оформила стену «Наше творчество», куда помещаю работы воспитанников. Оформление стены осуществляется с активным участием детей, что создаёт у них положительное отношение к материалу, интерес, желание играть. Ребята рисуют ребусы, цифры, различные фигуры. В художественном оформлении творческой стены использую геометрические орнаменты и сюжетные изображения из геометрических фигур.
Рисунками детей оформляется стена. Творческие работы воспитанников использую для закрепления пройденного материала, а также для занятия в математическом уголке, в непосредственно образовательной деятельности.
С целью повышения педагогической грамотности родителей, активизировала работу с родительской общественностью на новом уровне, организовав «Клуб любителей математики». В рамках работы клуба поставила перед родителями цель: создание условий для развития математических способностей в домашних условиях. Многие родители сами затрудняются отгадывать ребусы, логические задачки, кроме того, часто не имеют представлений о современных математических играх и не знают, каким образом применять их в свободной деятельности ребенка. По результатам устного опроса уже в 8 семьях созданы уголки занимательной математики. Рекомендации для оформления домашних уголков были даны родителям на собрании. Это и числовой ряд, забавные домики для закрепления состава числа, числовые ребусы, различные лабиринты, некоторые создают папки с числовыми «ходилками», «соединялками» и раскрасками.
Работа дала положительные результаты. У воспитанников повысился интерес к интеллектуальны играм, активизировалось внимание родителей к вопросу развития логического мышления у детей. Родители проявили инициативу и обменялись опытом, в результате чего у нескольких семей дома появились математические уголки, а это значит, что дети получили возможность закреплять полученные знания в домашних условиях.
Таким образом, работа по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста дала положительные результаты. По результатам диагностики отмечена положительная динамика в усвоении детьми элементарных математических представлений. Уровень освоения программы на конец года составил 100%. В настоящее время продолжается работа с детьми и родителями подготовительной группы по созданию развивающей среды не только в детском саду, но и в домашних условиях. В перспективе планирую разработать дополнительную образовательную программу по данной теме и апробировать её, а также осуществлять преемственность между детским садом и школами по вопросам развития математических представлений.