Елена Коваленко
Формирование положительных привычек у дошкольников посредством бережливых технологий
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание бережливости - одна из существенных сторон в воспитании
ребенка. Знакомство с бережливыми технологиями, формирование навыков и
умений применения их в жизни - важный аспект в подготовке подрастающего поколения. Что значит Бережливость?
Бережливость - моральное качество, характеризующее заботливое отношение людей к материальным и духовным благам, к собственности. В
дошкольном возрасте интенсивно развиваются моральные чувства у детей,
Публикация «Формирование положительных привычек у дошкольников посредством бережливых технологий» размещена в разделах
усваиваются нормы и правила поведения, формируются черты характера и
моральные навыки, начинают складываться взаимоотношения с взрослыми и
ровесниками.
Чем раньше начать учить детей беречь свою одежду, игрушки, мебель,
посуду и другие вещи, тем быстрее они становятся аккуратными, у них
формируется уважение к труду взрослых, нетерпимость к неряшливости.
Ребенок, как можно раньше, должен усвоить мысль: все, что необходимо для
жизни людей, создается трудом.
В каждую вещь вложен труд, поэтому обращаться с ней неаккуратно,
ломать, не беречь - значит не уважать усилия тех, кто создал ее. Прежде чем
требовать от ребенка правильного обращения с предметами, нужно его этому
научить и терпеливо напоминать, что каждая вещь имеет свое значение. С
самого раннего возраста ребенку нужно объяснять: каждая вещь требует
ухода, у каждой вещи свое место, откуда взял ее, туда и положи. Эти правила
легко усваиваются детьми, если ребенок постоянно видит порядок вокруг, а
взрослые являются для него примером.
Так какие же инструменты предлагает Кайдзен технология
1 инструмент это «5 Почему?»
Простой метод поиска причин возникших проблем, который позволяет
быстро выявить первопричину ее появления.
Простой метод поиска причин возникших проблем, который позволяет
быстро выявить первопричину ее появления.
Например, во взаимодействии с детьми по может выглядеть так: почему
сломалась машина?
Потому что на нее наступили.
Почему на неё наступили?
Потому что не заметили.
Почему не заметили?
Потоку что она лежала на полу.
Почему она лежала на полу?
Потому что ее не убрали на место?
Почему её не убрали на место?
Потоку что Саша (новенький мальчик) не знает, где сё место.
Выявив основополагающую причину проблемы, можно найти решение.
В данном случае, дети покажут Саше, куда надо ставить машины.
2 инструмент - Визуализация. Это любое средство (знак,
таблица, фото, схема, разметка) которое информирует нас о том, как должно
быть, как должно выглядеть рабочее место, что располагается за дверями
кабинета, в каком направлении следует двигаться и т. д.
Визуализацию мы встречаем ежедневно: дорожные знаки, планы
эвакуации, указатели. В нашем ДОУ – это таблички, обозначающие
кабинеты специалистов.
Давайте рассмотрим примеры визуализации в презентации
Методы визуализации:
Метод было-стадо - изображение рабочего места, а во
взаимодействии с детьми участка группы, шкафа для хранения игрушек до и
после. Наглядно демонстрирует произошедшие изменения.
Оконтуривание - действенный способ показать, где должны храниться
предметы. Оконтурить - значит обвести предмет по контуру там, где он
должен постоянно храниться. С его помощью дети кладут тетради под
определенным наклоном, раскладывают на столе принадлежности (карандаши, пластилин, непроливайку, стаканчик под кисти)
Цветовая маркировка - способ, который позволяет указать группу
деталей, инструментов, игрушек и обозначить место расположения этой
группы. Так в группах промаркированы контейнеры для Лего разного размера.
На раздаточном столе выделено определенным цветом место для глубоких и
мелких тарелок, кружек, салфетниц.
Метод дорожных знаков - указание стрелками, знаками направления
движения в помещениях, расположения материалов, предметов.
Технологию кайдзен можно использовать в любой сфере жизни. Важно
выстроить систему, соблюдать ее и постоянно совершенствовать.
Практическое задание