Ольга Постникова
Семинар-практикум для воспитателей «Составление рассказа по картине с использованием ИКТ» для младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум для воспитателей «Составление рассказа по картине с использованием ИКТ» (младшая группа).
Цель: повышение педагогической компетентности воспитателей в вопросах развития связной речи детей через составление рассказа по картине.
Задачи:
- уточнить знания воспитателей об этапах, задачах работы и видах образовательной деятельности по обучению составления рассказа по картинам
Публикация «Семинар-практикум для воспитателей „Составление рассказа по картине с использованием ИКТ“ для младшей группы» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
- закрепить знания методики составления рассказов в младшей группе.
- развивать навыки анализа практической деятельности.
Оборудование: картинный материал из серии «Наша Таня»,
«Кошка с котятами» из серии «Домашние животные» автор С. А. Веретенникова.
Актуальность
В основе рассказывания по картине лежит восприятие детьми окружающей жизни. Картина не только расширяет и углубляет детские представления об общественных и природных явлениях, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить даже молчаливых и застенчивых.
Картина — один из главных атрибутов учебного процесса на этапе дошкольного детства. Ее положительные преимущества над другими дидактическими средствами достаточно подробно раскрыты в методических пособиях и учебниках по воспитанию (М. М. Конина, Е. П. Короткова, О. И. Радина, Е. И. Тихеева, С. Ф. Руссова и др.).
Картины, рисунки, иллюстрации к литературным и фольклорным произведениям применяют в образовательном процессе как средство умственного (ознакомление с окружающей средой, развитие воображения, восприятия, внимания, мышления, речи, формирование интеллектуальных способностей, сенсорное развитие, эстетического (развитие художественно- эстетического восприятия, формирование эмоциональной чувствительности, обогащение эмоционально-чувственной сферы) и речевого воспитания (развитие художественно-коммуникативных способностей, стимулирования инициативы выражения, овладения различных типов связной речи).
Серии картин, используемые в младшей группе :
Предметные картины - на них изображены один или несколько предметов без какого-либо сюжетного взаимодействия между ними (мебель, одежда, посуда, животные; «Лошадь с жеребенком», «Корова с теленком» из серии «Домашние животные» - автор С. А Веретенникова, художник А. Комаров).
Сюжетные картины, где предметы и персонажи находятся в сюжетном взаимодействии друг с другом.
Виды рассказывания по картине :
1. Описание предметных картин – это связное последовательное описание
изображенных на картине предметов или животных, их качеств, свойств, действий.
2. Описание сюжетной картины – это описание изображенной на картине ситуации, не выходящей за пределы содержания картины.
ТРЕБОВАНИЯ К ОТБОРУ КАРТИН :
Содержание картины должно быть интересным, понятным, воспитывающим положительное отношение к окружающему;
картина должна быть высокохудожественной: изображения персонажей, животных и других объектов должны быть реалистическими;
картина должна быть доступна не только по содержанию, но и по изображению. Не должно быть картин с чрезмерным нагромождением деталей, иначе дети отвлекаются от главного;
количество персонажей от 1 до 4.
ПОДГОТОВКА К ВОСПРИЯТИЮ
КАРТИНЫ
Детям предлагается для рассмотрения картина, которую они еще не видели. Картину не вносят в группу заранее, ее показывают детям только после подготовки к восприятию.
Подготовить к восприятию можно с помощью следующих приемов:
1. Опора на опыт детей – беседа о том, что с детьми происходило.
2. Опора на знание детей – краткая беседа, уточняющая какие либо знания детей, имеющих отношение к сюжету картины.
3. Использование небольших поэтических произведений, загадок.
Воспитатель может использовать несколько приемов. После подготовки к восприятию воспитатель произносит фразу - связку для плавного перехода к рассматриванию картины.
РАССМАТРИВАНИЕ КАРТИНЫ
Вопрос – основной методический прием. Вопросы, как правило, в начале занятия.
Начинают рассматривать картину с более крупных персонажей, постепенно переходя на мелкие и не возвращаясь к рассмотренному.
Если на картине нет крупных персонажей, то рассматривание начинается с персонажа который несет основную нагрузку, если же смысловая нагрузка персонажей одинакова, то начинают с того кто находится на переднем плане.
При рассматривании картин следует устранять все, что повлечет за собой скованность детских высказываний, снизит эмоциональную непосредственность речевых проявлений.
ТИПЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ВЫЯСНЕНИЯ ОБЩЕГО СМЫСЛА КАРТИНЫ
1. Что вы видите на картине? ( Например: на картине дети) Что делают дети? (Играют с матрешками)
2. Вопросы о главном персонаже, с которого рассматривается картина. Например: А как играет мальчик? (Мальчик играет с матрешками, расставил чашки. Он хочет их покормить).
3. Вопросы, требующие сопоставления фактов и простейшего вывода – это вопросы поискового характера: откуда, зачем, почему. Эти вопросы заставляют детей думать, размышлять, внимательно всматриваться в картину. Они требуют распространенных, а не кратких ответов, поэтому в большой степени способствуют развитию речи детей.
4. Вопросы для перехода от одного персонажу к другому. (Итак, мы рассмотрели – как мальчик играет, а как девочка играет.)
5. Вопросы для перехода за пределы изображенного – в младшей группе такой тип вопросов формулируют очень просто. (Как вы думаете, что говорит мальчик? Что говорит девочка)
Вопросы должны быть сформулированы так, чтобы, отвечая на них, ребенок учился строить развернутые связные высказывания, а не ограничивался одним-двумя словами.
Чрезмерно дробные вопросы приучают детей к однословным ответам. Нечетко поставленные вопросы также тормозят развитие у детей речевых навыков.
РАССКАЗ ВОСПИТАТЕЛЯ
Речь должна быть четкой, лаконичной, выразительной, так как произведение живописи, воздействуя на детей наглядными и красочными образами, требует, чтобы о нем говорили образно, эмоционально. Это должен быть художественный рассказ, а не простое перечисление объекта, поэтому к нему предъявляются следующие требования.
1. Рассказ воспитателя должен быть длинным. Младший возраст – от 7 предложений.
2. Чтобы рассказ получился эмоциональным, в него включают фразы содержащие вопрос, восхищение, прямую речь.
3. Предложения в рассказе должны идти в той последовательности, в которой шло рассматривание картины.
4. Если при рассматривании картины детей знакомили с новыми словами, то их желательно включить в рассказ.
5. Вместо своего рассказа воспитатель может прочитать художественное произведение, которое подходит к содержанию картины. В этом случае требования к рассказу не учитывается.
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ
1. Организационный момент (мотивация).
Вызвать у детей желание рассмотреть картину. Подготовить их к восприятию.
М. пр. : предварительная беседа, в которой используется личный опыт ребят, воспоминания о событиях, сходных с изображенными на картине; внесение игрушки, оживление игрушки; загадки; художественное слово,
дидактические игры.
2. Основная часть.
Рассматривание картины.
1)Создать целостное представление о картине;
2)Установить связи и отношения.
М. пр. : вопросы от внесенной игрушки, от воспитателя.
Вопросы должны быть четкими, лаконичными, последовательными.
Рассказ воспитателя (рассказы детей).
Обобщить в связном рассказе представления детей об увиденном на картине. Вызвать желание слушать этот рассказ.
М. пр. : образец рассказа педагога, оценка детских рассказов педагогом.
3. Заключительная часть (рефлексия).
Оценка детских рассказов педагогом, внесенным персонажем.
Этапы обучения рассказыванию по картине :
младший дошкольный возраст :
В младшей группе осуществляется подготовительный этап обучения рассказыванию по картине, цель: обогатить словарь, активизировать речь детей, научить их рассматривать картину и отвечать на вопросы воспитателя. Дети этого возраста не могут еще дать самостоятельного связного изложения. Речь их носит характер диалога с воспитателем.
Дети учатся рассказывать по картине предложениями из двух-трех слов. Рассматривание картины используется для развития точности и ясности речи.
Рассматривание картин всегда сопровождается словом воспитателя (вопросами, объяснениями, рассказом).
Первые картины для детей младшей группы — это картины, изображающие отдельные предметы (игрушка или знакомые предметы домашнего обихода, домашних животных, несложные сюжеты из детской жизни.
Обязательно предварительная беседа, в которой используется личный опыт детей, воспоминания о событиях, сходных с изображенными на картине.
Основные задачи воспитателя в работе по картине сводятся к следующему:
1)обучение детей рассматриванию картины, формирование умения замечать в ней самое главное;
2) постепенный переход от занятий номенклатурного характера, когда дети перечисляют изображенные предметы, объекты, к занятиям, упражняющим
в связной речи (ответы на вопросы и составление небольших рассказов).
В работе с малышами используются предметные и сюжетные картины, близкие опыту детей, вызывающие эмоциональный отклик: «Кошка с котятами», «Собака со щенятами», «Куры», «Корова с теленком», «Наша Таня».
Основной вид занятия по картине - беседа. Дети учатся рассказывать с помощью вопросов воспитателя. Воспитатель задает схему, а дети дополняют: «Кошка Мурка лежит на. (коврике, у нее маленькие. (котята)». После беседы воспитатель сам рассказывает о нарисованном на картине. Можно использовать авторские рассказы по теме, загадки, короткие стихи, потешки (например, «Петушок, петушок, золотой гребешок» или «Кисонька-мурысенька» и т. д.). Можно загадать загадку о домашнем животном ( например: «Мягонькие лапки, а в лапках цап-царапки» — после картины «Кошка с котятами»).
Особенно важно в данном возрасте использовать разнообразные игровые приемы. Например, такие: «Расскажем кукле», «Что мы расскажем собачке». С помощью педагога дети с удовольствием рассказывают по картине пришедшей к ним в гости кукле (собаке и др.). Можно также предложить выбрать объект описания («Выбери себе щенка и расскажи о нем» — по картине «Собака со щенятами»).
После занятия картина остается в группе на несколько дней. Дети еще раз рассмотрят ее, заметят то, что не заметили раньше, начнут высказываться. Воспитатель руководит и этим рассматриванием, уточняет высказывания детей, поощряя и поддерживая их.
Таким образом, на занятиях по рассматриванию картин дошкольники упражняются в построении высказываний, состоящих из нескольких предложений, объединенных единым содержанием. Они также учатся сосредоточенно выслушивать рассказы педагога по картинам, так что их опыт восприятия описательных рассказов постепенно обогащается. Все это, несомненно, подготавливает детей к самостоятельному составлению рассказов на предстоящих этапах обучения — в средней, старшей и подготовительной группах.
Список использованной и рекомендуемой литературы:
1. Ушакова О. С. Посмотри и расскажи. Рассказы по сюжетным картинам. М., 2002.
2. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. - М. : Просвещение, 1983.
3. Короткова Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию : Пособие для воспитателя дет. сада. - М. : Просвещение, 1982.
4. Тихеева Е. И. Развитие речи детей (Раннего и дошкольного возраста) : Пособие для воспитателей детсада. - М. : Просвещение, 1981.
5. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников.