Людмила Толстик
Семинар-практикум для воспитателей «Основополагающие аспекты речевого развития на этапе реализации ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повышение уровня компетентности педагогов ДОУ в вопросах выбора эффективных форм и методов, а так же способов передачи содержания дошкольного образования образовательной области «Речевое развитие»
Задачи:
1. Формировать мотивационную готовность у всех участников образовательного процесса к апробации новых форм, видов и содержания детской деятельности.
2. Создать условия для формирования нового современного стиля педагогической деятельности педагогов дошкольных образовательных организаций как условия повышения качества дошкольного образования.
Публикация «Семинар-практикум для воспитателей „Основополагающие аспекты речевого развития на этапе реализации ФГОС“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Семинар, практикум
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
3. Создать условия для максимальной самореализации и развития творческого потенциала воспитателя, повышение его профессиональной компетентности, через использование творческих форм активации и осмысления своей педагогической деятельности.
4. Активизировать творческий потенциал воспитателей, развитие педагогических способностей и педагогического мышления, коммуникабельности.
Основные принципы семинара :
• Принцип безоценочности действий и личности участников;
• Принцип целенаправленности;
• Принцип комплексности
• Принцип синергичности
• Принцип саморефлексии
Предшествующая работа: участникам семинара было предложено :
1. Выбрать наиболее эффективные, по вашему опыту, способы профессиональной деятельности, для решения задач речевого развития по направлениям : (в соответствии с возрастной группой)
• владение речью как средством общения и культуры;
• обогащение активного словаря;
• развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
• развитие речевого творчества;
• развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
• знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
• формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
2. Выставка игр и пособий по данной теме.
Содержание:
Добрый день, уважаемые коллеги! Рада вас приветствовать, сегодняшняя наша встреча посвящена одному из основных направлений профессиональной деятельности воспитателя ДО - Речевому развитию современных детей.
ФГОС дошкольного образования, на первое место ставит задачи развития ребенка, которое позволит сделать более эффективным процесс обучения и воспитания.
Установка на развитие — современная стратегия обучения родному языку детей дошкольного возраста. По сложившейся традиции начнем нашу работу с игры «Словесная мозаика».
Игра с мячом «Словестная мозаика». Приложение №1
Рассмотрим основные аспекты формирования речевых способностей у дошкольников в рамках реализации ФГОС.
Требования Стандарта к результатам освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО) : «Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».
Предлагаю обсудить основные направления речевого развития по ФГОС и предложить наиболее эффективные способы решения данных задач.
Кроме традиционных речевых задач (формирования звуковой культуры речи, словарной работы, развития грамматического строя и связной речи) особое внимание следует обратить на задачи:
— развития диалогической речи дошкольников;
— развития речевого творчества;
— формирования понимания на слух текстов различных жанров детской литературы.
Подобные приоритеты расставлены не случайно.
1. Владение речью как средством общения и культуры - речь рассматривается как средство общения. Чтобы конструктивно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, ребенок должен свободно владеть диалогическим общением и использовать все вербальные и невербальные средства этого общения.
Подразумевает решение задач формирования устной речи детей на таком уровне, чтобы они не испытывали трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы их речь была понятна окружающим.
Назовите формы профессиональной деятельности обеспечивающие решение этой задачи: (ответы воспитателей).
Анализ циклограммы образовательной деятельности осуществляемой в ходе режимных моментов для групп общеразвивающей направленности показал, что ежедневно планируются такие формы коммуникативной деятельности как наблюдение, беседы (ситуативные и тематические, различные виды игр, в т. ч. сюжетно-ролевые, игры драматизации и т. д., новая форма общения «Детский совет».
• Ведущей формой работы по развитию речи детей является образовательная ситуация. Образовательная ситуация предполагает участие небольшой подгруппы детей: от трех до восьми в зависимости от желания детей и особенностей содержания ситуации. В образовательном процессе есть возможность организации нескольких образовательных ситуаций с одним дидактическим средством (сюжетной картиной, игрушкой, книгой, природным материалом, но с целью решения постепенно усложняющихся задач познавательно-речевого характера.
Воспитателем может быть организовано множество образовательных ситуаций, направленных на решение постепенно усложняющихся задач: научить способам доброжелательного делового общения с собеседником, научить задавать вопросы, выстраивая их в логической последовательности, учить обобщать полученные сведения в единый рассказ, учить способам презентации составленного текста.
Представьте, что вы встретили хорошо знакомого человека, которого давно не видели, как вы поприветствуете его?
• Игра «Добрые приветствия»
( цель: познакомить детей с разнообразными формами приветствия: «Как я рада тебя видеть», «Как я по тебе соскучилась», «Бесконечно счастлива видеть тебя», «Как хорошо, что мы встретились» и др.); Примерами ситуации общения на развитие коммуникативных умений может быть: «Что не так?» ( цель: упражнять детей в умении соотносить форму приветствия с ситуацией ее использования: каждое приветствие уместно в той или иной ситуации: утром не скажешь «добрый вечер»; нельзя сказать «привет» тому, кто старше по возрасту или мало знаком); «Улыбка»( цель: упражнять в использовании при приветствии средств невербального общения: посмотреть человеку в глаза и улыбнуться, чтобы он понял: ему рады, приветствуют именно его) [1].
Именно в таких видах детской деятельности речь выступает во всех своих многообразных функциях, несет основную нагрузку при решении практических и познавательных задач. Примерами специально планируемых ситуаций общения могут быть игры-викторины.
• Вспомните и предложите тему для игры- викторины с детьми вашей возрастной группы: (ответы воспитателей).
2. Обогащение активного словаря - происходит за счет основного словарного фонда дошкольника и зависит от нашего с вами словаря и словаря родителей, для расширения словаря детей создаются благоприятные условия при комплексно - тематическом планировании работы.
Назовите эффективные формы организации образовательной деятельности по обогащению активного словаря (ответы воспитателей).
Уточнение, расширение и активизация словаря происходит на протяжении всего образовательного процесса в ДОО.
Ряд авторов (Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова) рассматривают проектную деятельность как вариант интегрированного метода обучения дошкольников, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. Реализация образовательной области «Речевое развитие» возможна через метод проектов. Цель и задачи специального тематического проекта имеют направленность на комплексное решение задач, указанных в ФГОС ДО : «Как рождается книга» ( цель: развитие речевого творчества детей. Продукт проекта — авторские детские книги сказок, загадок, лимериков); «Лучше сам или все вместе?» ( цель: развитие регуляционно-коммуникативных умений (совместно решать бытовые и учебные задачи, доверять, поддерживать партнеров по деятельности); «Спор хороший и плохой» ( цель: освоение этикета убеждения и спора) [3].
Конкурс для воспитателей :
«Самый догадливый» Приложение №2
3. Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи наша связная речь состоит из двух частей-диалога и монолога. Строительным материалом для неё является словарь и освоение грамматического строя речи, т. е. умение изменять слова, соединять их в предложения. О качестве связной речи у собеседника можно судить по умения четко, понятно, эмоционально общаться, уметь доказать и отстаивать свою точку зрения, подробно рассказать о произошедшем событии, мультфильме, прочитанном произведении.
Конкурс «Грамотей» Приложение №3
4. Стандарт направлен на развитие творческого потенциала каждого ребенка, формирование творческой активности и самостоятельности. Задача развития речевого творчества у дошкольников – формирование позиции активного участника в речевом взаимодействии.
Развитие речевого творчества - работа не простая, предполагает что, дети самостоятельно составляют простейшие короткие рассказы, принимают участие в сочинении стихотворных фраз, придумывают новые ходы в сюжете сказки и т. д. Все это становится возможным, если мы создаем для этого условия.
Велика роль работы с произведениями изобразительного искусства в развитии такого качества связной речи, как образность. Так как формирование эстетического восприятия произведений живописи оказывает влияние на использование средств художественной выразительности в разных видах высказывания – описании, повествовании, рассуждении. Умение связно, интересно, в доступной форме донести до детей содержание картины является необходимым качеством речи педагога.
В образовательной деятельности по развитию эмоционального мира и речи старших дошкольников при рассматривании произведений пейзажной живописи использую такие альбомы как «Четыре времени года», и «Знакомим с пейзажной живописью» из цикла «Большое искусство – маленьким» из методического комплекта к программе Н. В. Нищевой. Развивать интерес к пейзажной живописи необходимо уже со средней группы. Вспомним последовательность этапов занятия.
Знакомя детей с пейзажной живописью педагоги должны соблюдать следующие этапы :
• Предварительная беседа с целью создания эмоционального фона восприятия картины (с использованием музыки, загадок, стихов, предметных картинок и т. п.);
• Рассматривание картины и беседа по ней;
• Сообщение педагогом плана рассказа по картине;
• Подготовка детей к рассказыванию по картине;
• Составление детьми рассказа по частям с предварительным напоминанием педагогом плана каждой части рассказа;
• Оценка рассказов детей;
• Повторение педагогом или одним из детей рассказа по картине с целью создания целостного впечатления об изображенном на картине;
• Подведение итога занятия, контрольные вопросы.
Конкурс «Фантазеры»
Задание командам:
Выбрать из предложенных альбомов демонстрационных картин «Круглый год» и «Четыре времени года» изображение картины для старшего и младшего дошкольного возраста и смоделировать игровую ситуацию с целью активизации речевой деятельности детей, создания эмоционального фона восприятия картины.
5. Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
О. И. Соловьева, определяя основные направления работы по развитию звуковой культуры речи, отмечает, что «перед педагогом стоят задачи: воспитание у детей чистого ясного произношения звуков в словах, правильного произношения слов согласно нормам орфоэпии русского языка, воспитание отчетливого произношения (хорошей дикции, воспитание выразительности детской речи»
Какие задачи включает в себя понятие развитие звуковой и интонационной культуры? Ответы воспитателей.
Развитие звуковой культуры речи включает формирование четкой артикуляции звуков родного языка, правильного их произношения, ясного и чистого произношения слов и фраз, правильного речевого дыхания, а также умения использовать достаточную громкость голоса, нормальный темп речи и различные интонационные средства выразительности (мелодику, логические паузы, ударения, темп, ритм и тембр речи). Фонематический слух отвечает за различение фонем (звуков) речи. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного. Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.
Развивая у детей правильную, хорошо звучащую речь, воспитатель должен решать следующие задачи:
1. Воспитывать речевой слух детей, постепенно развивая его основные компоненты : слуховое внимание (умение определить на слух то или иное звучание и его направление, фонематический слух, способность воспринимать данный темп и ритм.
2. Развивать артикуляционный аппарат.
3. Работать над речевым дыханием, т. е. воспитывать умение производить короткий вдох и продолжительный плавный выдох, чтобы иметь возможность свободно говорить фразами.
4. Воспитывать умение регулировать громкость голоса в соответствии с условиями общения.
5. Формировать правильное произношение всех звуков родного языка.
6. Вырабатывать четкое и ясное произношение каждого звука, а также снова и фразы в целом, т. е. хорошую дикцию.
7. Развивать произношение слов согласно нормам орфоэпии русского литературного языка.
8. Формировать нормальный темп речи, т. е. умение произносить слова, фразы в умеренном темпе, не убыстряя и не замедляя речь, тем самым создавая возможность слушающему отчетливо воспринимать ее.
9. Воспитывать интонационную выразительность речи, т. е., умение точно выражать мысли, чувства и настроение с помощью логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма и тембра.
Воспитатель должен иметь представление об основных нарушениях речи (например, носовой оттенок произнесения слова, искажения произношения звуков, заикание, для того чтобы, своевременно выявив их, направить ребенка к специалисту-логопеду.
Задание командам:
• Составьте комплексы артикуляционной гимнастики для младшей, средней старшей и подготовительной группы. Какую игровую ситуацию можно использовать для организации работы над ЗКР?
6. Под пониманием на слух текстов различных жанров детской литературы подразумевается восприятие этих текстов. В процессе восприятия произведения ребенок по-своему воспринимает художественные образы, обогащает их собственным воображением, соотносит со своим личным опытом. Восприятие художественных произведений рассматривается как один из приемов формирования творческой личности, что соответствует целевым ориентирам ФГОС дошкольного образования.
Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы - главная проблема состоит в том, что книга перестала быть ценностью во многих семьях, дети не приобретают опыт домашнего чтения - слушания, книга должна стать спутником детей.
Цель формирование интереса и потребности в чтении (восприятии книги)
Основные принципы организации работы по воспитанию у детей интереса к художественному слову: ежедневное чтение детям вслух является обязательным и рассматривается как традиция, в отборе художественных текстов учитываются предпочтения педагогов и особенности детей, а также способность книги конкурировать с видеотехникой не только на уровне содержания, но и на уровне зрительного ряда, создание по поводу художественной литературы детско-родительских проектов с включением различных видов деятельности: игровой, продуктивной, коммуникативной, познавательно-исследовательской, в ходе чего создаются целостные продукты в виде книг самоделок, выставок изобразительного творчества, макетов, плакатов, карт и схем, сценариев викторин, досугов, детско-родительских праздников и др., отказ от обучающих занятий по ознакомлению с художественной литературой в пользу свободного непринудительного чтения.
Конкурс «Любителей книги» Приложение №5
7. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте -
Общение (коммуникативная деятельность, игра (игровая деятельность) и познавательно-исследовательская деятельность в законе о ФГОС отмечены как сквозные механизмы развития дошкольника, через которые происходит интеграция со всеми образовательным областями развития детей.
Прежде чем начать читать, ребенок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, проводить звуковой анализ слов (то есть называть звуки по порядку, из которых состоят слова). В школе же первоклассника сначала учат читать и писать и только потом знакомят с фонетикой, морфологией и синтаксисом родного языка.
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети 5 – 6 – летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка. Имея полноценный слух и интеллект, они, как правило, не готовы к усвоению школьной программы из – за недостаточного развития речевого слуха.
В настоящее время обучение грамоте осуществляется аналитико-синтетическим методом. Само название говорит о том, что в основе обучения лежат анализ и синтез звуковой стороны языка и речи. В его основе лежит изучение звуков живой речи; метод предполагает разделение связной речи на предложения, предложений — на слова, слов — на слоги, слогов — на звуки (анализ, наряду с чем осуществляется соединение звуков в слоги, слогов в слова и т. д. (синтез).
Содержание образовательного процесса реализуется через систему игрового направления и специальные аналитико-синтетические упражнения. Упражнения в звуковом анализе и синтезе, опирающиеся на четкие кинестетические ощущения, способствуют осознанному звучанию речи, что является базой для подготовки к обучению грамоте. Работа по формированию звукового анализа и синтеза предполагает последовательное использование специальных упражнений
Приложение №6
Взаимодействие с родителями по речевому развитию
Как построить партнерские отношения с родителями воспитанников по речевому развитию детей, какие мероприятия вы можете предложить? (Обсуждение)
Приложение №7
Рефлексия «Лестница». На какой ступеньке лестницы вы сейчас стоите. Оцените свою компетентность в области «Речевое развитие». Насколько полезным оказался для вас этот семинар. Какую методическую помощь хотели бы вы получить по актуальным вопросам речевого развития в дальнейшем?
Литература:
1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Речевое развитие дошкольников : Учебн. пособие для студ. и сред. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., стереотип. – М. : Издательский центр "Академия", 1999.
2. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей : Кн. для воспитателей детского сада. – М. : Мозаика-Синтез, 1999.– М. : «Мозаика-Синтез», 2004.
3. Арушанова А. Г. Формирование грамматического строя речи: Методическое пособие для воспитателей. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Мозаика-Синтез, 2005.
4. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Ярославль "Академия развития", 1996.
5. Кыласова Л. Е. Дидактический материал по развитию речи. Занятия со старшими дошкольниками. Волгоград: Учитель, 2006
6. Дуркина М. В. статья «Словесная мозаика» (деловая игра для воспитателей) в журнале «Логопед» №3/2012.
Приложение №1
Педагоги делятся на 2 команды.
Вопросы для первой команды:
1. Чем отличается звук от буквы?
2. На что похожа буква К?
3. Назовите количество букв в слове конь?
4. Назовите всегда твердые согласные звуки (ж, ш)
5. Какая бывает ручка?
6. Что может быть широким?
7. У кого глаза велики?
8. Сколько слогов в слове парикмахерская?
9. Назовите двухсложное слово из открытых слогов.
10. Подберите рифму к слову рак?
11. Измените по образцу: много домов – один, много манжет - (одна манжета).
12. Придумайте родственное слово к слову «игра».
Вопросы для второй команды:
1. Назовите всегда мягкие согласные звуки (щ, ч, j).
2. У кого «золотые руки»?
3. Сколько ног у курицы?
4. Что такое инновация?
5. Продолжите ряд: яблоко, груша…
6. Что всему голова?
7. Скажите наоборот слово дорого?
8. Объясните слово вездеход?
9. Придумайте односложное слово со стечением согласных. (крот)
10. Назовите слово из пяти слогов.
11. Зачем обезьяне длинный хвост?
12. Чего не бывает летом?
Приложение №2
Конкурс «Самый догадливый»
Команды получают карточку, на которой указаны три предмета. За одну минуту необходимо ответить, с какой целью они используются. На каждый предмет необходимо дать не менее пяти ответов.
Слова: скрепка, гвоздь, ботинок. Помидор, шнурок, скатерть.
Приложение №3
Конкурс «Грамотей»
Задание: выбрать из трех предложенных слов два слова – «неприятеля».
Для первой команды:
1. Друг, подруга, враг.
2. Ночь, сутки, день
3. Радость, счастье, печаль
4. Поднимать, опускать, брать.
5. Давать, продавать, брать.
6. Покупать, продавать, отдавать.
7. Говорить, идти, молчать.
8. Короткий, маленький, длинный.
9. Пожилой, взрослый, молодой.
10. Рыжий, лысый, волосатый.
11. Твердый, жидкий, мягкий.
12. Старый, грязный, новый.
Для второй команды:
1. Высокий, большой, низкий.
2. Короткий, огромный, длинный.
3. Хороший, светлый, плохой.
4. Глубокий, низкий, мелкий.
5. Пасмурный, дождливый, солнечный.
6. Черный, красный, белый.
7. Бежать, лежать, стоять.
8. Наливать, плескать, выливать.
9. Широкий, маленький, узкий.
10. Тусклый, бледный, яркий.
11. Сухой, высохший, мокрый.
12. Одеваться, разуваться, раздеваться.
Приложение №4
Конкурс «Любителей книги»
Первая команда:
1. «Золотые слова»
Задание: закончить предложение, подобрав сравнение.
Земля покрыта снегом, словно… .
Лед блестит у берега, как … .
Солнце нещадно палит, так и … .
2.«Объяснялки»
Задание: объяснить смысл слов в словосочетаниях.
Хитрый нос, длинный нос; острая коса, длинная коса; меткая стрела, стрела амура.
Вторая команда:
1. «Золотые слова»
Задание: закончить предложение, подобрав сравнение.
Туман стелется над озером, как… .
Малыши прыгают по траве, словно… .
Мысль в моей голове засела, как будто… .
2. «Объяснялки»
Скрипичный ключ, холодный ключ; болтливый язык, кожаный язык; настольные часы, последние часы
Приложение №5
Развития у детей старшего дошкольного возраста эмоциональной отзывчивости средствами художественной литературы (вид детской деятельности – восприятие художественной литературы и фольклора)
Модели организации образовательного процесса
Совместная деятельность педагога и детей Самостоятельная деятельность детей
Организация предметно-пространственной среды Взаимодействие (сотрудничество)
с родителями
Формы организации
Методы и приемы
Утро
1. Чтение литературного произведения.
2. Дидактические игры
3. Пение русских народных детских песенок
4. Беседа о прочитанном
Прогулка
1. Русские народные подвижные игры
2. Заучивание считалки
3. Наблюдение
4. С/р игра.
Вечер
1. Продуктивная деятельность по мотивам прочитанного
2. Прослушивание аудиозаписей русских народных сказок
3. Ситуативная беседа по мотивам прочитанного
4. Просмотр мультфильмов
5. Сочинение сказок, рассказов по мотивам прочтанного
6. Пересказ
7. Игра-развлечение
8. Чтение пословиц и поговорок
9. Игра-инсценирование Способы взаимодействия с материалами и атрибутами
Методы и приемы
- побуждение к совместному рассматриванию, обсуждению, составлению рассказов
- побуждение к изготовлению атрибутов и материалов для театральной деятельности
- побуждение к изображению полученных впечатлений (того, что увидели, что запомнили, что понравилось больше всего)
- поощрение инициативы и активности детей. Формы организации
1. Беседа
2. Совместное творчество детей и родителей – выпуск газеты
3. Совместные проекты, викторины, досуги, детско-родительские праздники
4. Театрализованная постановка
5. Педагогическая мастерская
6. Индивидуальное консультирование родителей специалистами (психолог, логопед, психоневролог) по разрешению кризисных состояний детей
7. Опросы, анкетирование по теме эмоционального развития детей
8. Информационные листы, буклеты.