Людмила Толстик
Семинар-практикум «Комплексный подход в моделировании образовательного процесса на этапе реализации ФГОС ДО
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум
«Комплексный подход в моделировании образовательного процесса на этапе реализации ФГОС ДО»
Автор: Л. А. Толстик учитель-логопед МАДОУ детский сад комбинированного вида №5 станицы Ленинградской муниципального образования Ленинградский район Краснодарского края
Цель: повышение уровня компетентности педагогов ДОУ в вопросах проектирования педагогического процесса на основе интеграции во взаимодействии со специалистами и семьями воспитанников в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта.
Публикация «Семинар-практикум „Комплексный подход в моделировании образовательного процесса на этапе реализации ФГОС до“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
Задачи:
1. Формировать мотивационную готовность у всех участников образовательного процесса к апробации новых форм, видов и содержания детской деятельности.
2. Создать условия для формирования нового современного стиля педагогической деятельности педагогов дошкольных образовательных организаций как условия повышения качества дошкольного образования.
3. Создать условия для максимальной самореализации и развития творческого потенциала воспитателя, повышение его профессиональной компетентности, через использование творческих форм активации и осмысления своей педагогической деятельности.
4. Активизировать творческий потенциал воспитателей к эффективному взаимодействию со всеми участниками образовательного процесса, на основе партнерства и сотрудничества.
Основные принципы семинара :
• Принцип безоценочности действий и личности участников;
• Принцип целенаправленности;
• Принцип комплексности
• Принцип синергичности
• Принцип саморефлексии
Предшествующая работа: участникам семинара было предложено :
1. Проанализировать содержание педагогической деятельности на ступени дошкольного образования, цели развития детей дошкольного возраста, способы передачи содержания дошкольного образования.
2. Ответить на вопрос:
- Какие проблемы возникают у Вас при проектировании педагогического процесса, на основе интеграции в рамках реализации ФГОС?
3. Ознакомиться с методическими рекомендациями по выбору темы самообразования. Выбрать тему по самообразованию, обосновать ее актуальность и практическую значимость для улучшения образовательного процесса в ДОУ.
Содержание семинара :
1. Организационный момент: игра с мячом «Ассоциации»
2. Основная часть:
• Рассмотреть понятия «проектирование в образовании», «интеграция», отметить роль интегративного подхода как метода проектирования образовательного процесса.
• Деловая игра «Творческие узоры», познакомить со способами разработки проектов, моделирование образовательного процесса на основе интеграции, взаимодействии со специалистами и семьями воспитанников.
• Презентация темы по самообразованию, обоснование ее актуальности и практической значимость для улучшения образовательного процесса в ДОУ.
3. Рефлексия с использованием метода «Лесенка». Анализ диагностики результатов уровня сформированности профессиональных компетенций
Индикаторы качества:
- способность к рефлексии и оперативной интерпретации информации в области ФГОС, полученной из разных источников (Интернет, курсы повышения квалификации, совещания, семинары и пр.);
– готовность к постоянному расширению, углублению и систематизации знаний в области ФГОС ДОО;
– способность анализировать проблемы и трудности в рамках реализации ФГОС ДОО, выявлять их причины.
Оборудование: мяч, мольберт, корзина с фруктами, предметные картинки с овощами и фруктами, геометрические фигуры, карточки со стихами об овощах и фруктах, бумага для записи, фломастеры, карточки по классификации проектов, карточки с образовательными областями и современными формами образовательной деятельности, в том числе и семьями воспитанников, слайдовая презентация, карты для комплексно-тематического планирования, лестница для рефлексии
Ход семинара:
I Организационный момент: Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня мы продолжаем цикл обучающих семинаров в рамках инновационного проекта ДОУ «Развитие профессиональных компетенций воспитателей ДОУ как условие повышения качества ДО на этапе реализации ФГОС». В ходе предыдущего семинара-практикума вы совершенствовали свои знания в использовании современных образовательных технологий и формах взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса на этапе реализации ФГОС. В ходе своих выступлений с аналитическим отчетом об организации образовательной деятельности в соответствии с ФГОС, вы определили ряд проблем связанных с недостаточным уровнем профессиональной компетентности, мотивации и психологической готовности к изучению и внедрению педагогических технологий.
Нам трудно осознать и определять свои профессиональные возможности и находить им применение в работе со всеми участниками образовательного процесса, недостаточно сформированы навыки самообразования и работы с научной и методической литературой, новыми техническими средствами. Необходимость разрешения перечисленных проблем обусловливает актуальность темы нынешнего семинара.
Необходимость разрешения перечисленных проблем обусловливает актуальность нынешнего семинара.
Давайте настроимся на работу. Я начну фразу, а вы, поймав мяч, продолжите эту фразу. Упражнение «Ассоциация» (см. Приложение N 1)
II. Основная часть:
Профессионально-педагогическая компетентность воспитателей имеет свою специфику, которая определятся задачами и характером образовательной деятельности в дошкольных организациях и особенностями детей дошкольного возраста. Закономерности дошкольного возраста влекут за собой такую особенность содержания дошкольного образования, как интегративность. Эта особенность в дошкольном образовании накладывает специфику и на деятельность воспитателя. Для педагогической деятельности воспитателя характерна педагогическая функция, связанная с индивидуализацией образования : ситуативная импровизация, рефлексия педагогической ситуации в контексте развития каждого ребенка.
В связи с необходимостью достижения результата дошкольного образования (творческие способности ребенка дошкольника, любознательность, инициативность, самостоятельность, независимость, коммуникативность, ответственность, произвольность) востребована функция наблюдения и анализа проявления данных характеристик в различных видах детской деятельности, в разных ситуациях с целью осуществления анализа своей профессиональной деятельности.
1. Начнём с того, что выясним, что же такое интеграция? (ответы педагогов). Верно, принцип интеграции предполагает проектирование образовательной деятельности в группе детей на основе синтеза, что влечет за собой получение целостного образовательного продукта, обеспечивает формирование интегративных качеств личности ребенка.
В дошкольной педагогике проблемой взаимодействия видов детской деятельности с позиций комплексного и интегрированного подходов занимались М. А. Ветлугина, Т. С. Комарова, С. П. Козырева, Т. С. Комарова, Г. П. Новикова и др.
Проектирование образовательного процесса в современном ДОУ требует основания на принципе интеграции и комплексно-тематическом принципе, позволяющем интегрировать содержание дошкольного образования в рамках той или иной темы.
Интеграция как целостное явление, объединяющее образовательные области, разные виды деятельности, формы работы в единую систему на основе календарно-тематического планирования, выступает в дошкольном образовании ведущим средством организации образовательного процесса, ведущей формой которого становится не организованная деятельность (занятия, а совместная со взрослыми и самостоятельная деятельность.
Как осуществить интеграцию в образовательном процессе? Что для этого нужно сделать? Нам разобраться в этом поможет игра «Корзинка здоровья» (см. Приложение N 2).
Использование технологии развивающего обучения проектный метод, способствует интегрированному образованию детей, а так же помогает научиться работать в команде, вырабатывается собственный алгоритм действий. То есть данная форма работы создает условия для воспитания самостоятельности, активности, инициативности, учит доводить начатое дело до конца. В образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги, а так же вовлекаются родители и другие члены семьи. Они могут обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка. Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Таким образом, работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов дошкольника. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественно-эстетической и других видов деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется понимание целостной картины окружающего мира.
Проектная деятельность помогает связать обучение с жизнью, формирует исследовательские навыки, развивает познавательную активность, самостоятельность, творческие способности, умение планировать, работать в коллективе. Все это будет хорошей подготовкой к успешному обучению в школе.
Предлагаю педагогам с помощью карточек с классификацией проектов (приложение №3) и «Модели трех вопросов» (приложение №4) разработать комплексную модель организации образовательной деятельности на неделю связанную общей темой проекта.
Способы разработки проектов.
Деловая игра «Творческие узоры» по проекту. (метод «Системная паутинка»)
Познавательное развитие
ведущая деятельность - познавательно-исследовательская,
формы: Речевое развитие
ведущая деятельность - коммуникативная,
формы: Физическое развитие
ведущая деятельность -двигательная,
формы:
Социально-коммуникативное развитие
ведущая деятельность - игровая,
формы: Художественно-эстетическое развитие
ведущая деятельность - продуктивная,
формы: Взаимодействия с семьей и соц. партнерами
формы:
Взаимодействие со специалистами : (профилактика, коррекция, развитие)
формы:
Задание педагогам
Предлагаю вам разработать проект.
Вам нужно разработать и записать проект способом «Творческие узоры» (см. Приложение №5).
Презентация педагогами темы по самообразованию, обоснование ее актуальности и практической значимость для улучшения образовательного процесса в ДОУ.
III Заключительная часть Рефлексия
Упражнение «Лесенка»
Оцените себя:
На какой из 10 ступеньки лестницы вы находитесь в итоге семинара
1. Желание работать в проектном режиме
2. Понимание материала
3. Настроение на семинаре
4. Работоспособность на семинаре
Список литературы
1. Киселева Л. С., Данилина Т. С., Зуйков М. Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. – М. : АРКТИ 2005 г.
2. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. – М. : Сфера, 2006
3. Виноградова Н. А., Микляева Н. В. Методическая работа в ДОУ: эффективные формы и методы М. : Айрис-пресс, Москва, 2008 г.
4. Виноградова Н. А., Панкова Е. П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М. : Айрис-пресс, 2008
Приложение №1
Игра с мячом
Упражнение «Ассоциация» Как вы относитесь к самообразованию?
Цель: настроить педагогов на работу, снять психологическое напряжение.
- Если самообразование это цвет, то какой?
- Если самообразование это часть суток, то какая?
- Если самообразование это время года, то какое?
- Если самообразование это цветок, то какой?
- Если представить, что самообразование это работа по дому, то какая?
- Что для вас самообразование по ощущениям, необходимая потребность или повинность, другие ощущения?
- Представьте, что самообразование это сказочный герой, то какой?
- Если самообразование это фрукт, то какой?
- Если самообразование это отдых, то какой? Где?
Приложение №2
Игра «Корзинка здоровья»
Цель игры: практически показать возможности интеграции в образовательном процессе, на примере корзины с фруктами.
Оборудование: корзина с муляжами фруктов, овощей, карточки с овощами, фруктами, геометрическими фигурами.
Участники: педагоги ДОУ.
Посмотрите на предметы нашей игры. Тема «Корзинка здоровья». Каждый из вас может предложить формы и методы работы по данной теме. Разделимся на две команды.
В течение 5-10 минут придумайте, как через разные виды деятельности можно внедрить данную тему в различные образовательные области.
А теперь, возьмите лист, фломастер. Я называю образовательную область, а Вы записывайте, как можно там раскрыть данную тему, потом подписывайте возрастную группу, специальность. Затем складывайте листочек, закрываете свой текст, и передаете по кругу соседу справа.
В конце игры листы открываются и зачитываются по очереди каждым педагогом. Знакомимся с результатами, делают выводы.