Гордиенко
Семинар-практикум для воспитателей «Формирование звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей
Формирование звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста
Подготовила : воспитатель 1-й категории
Гордиенко Г. Н.
Звуковая культура речи – понятие широкое. Оно включает в себя фонетическую, орфоэпическую правильность речи, выразительность и четкую дикцию, т. е. все, что обеспечивает правильное звучание речи.
Работу по формированию звуковой культуры речи нужно вести в следующих направлениях:
Публикация «Семинар-практикум для воспитателей „Формирование звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2020
- развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного аппарата, речевого дыхания, голосового аппарата) и на этой основе формирование произношения звуков, слов, четкой артикуляции;
- развитие восприятия речи (слухового внимания, речевого слуха, основными компонентами которого являются фонематический. звуковысотный, ритмический слух).
Содержание и задачи работы по ЗКР в разных возрастных группах определяются особенностями возраста.
На третьем году жизни у ребенка становятся более подвижными нижняя челюсть, мышцы языка, губ. Обучение звукопроизношению начинается с гласных звуков и простых по артикуляции согласных (м,п,б,в,ф). Правильное и отчетливое их произношение готовит артикуляционный аппарат к произношению более сложных звуков.
Следует обращать внимание не только на правильное произношение ребенком звука, но и на четкое, внятное проговаривание слов в целом. Педагогу нужно подбирать такие слова, которые не представляют трудности для произношения: с открытым слогом (вода, вата) или односложные (дом, дым, кот).
Во всех ситуациях, когда ребенок повторяет предложение или строит его, воспитатель должен помогать согласовывать слова.
Обратить внимание:
• Не чувствует насморк
• Затрудняется в глотании твердой пищи, поперхивается
• Речевая проба «позвони маме»
На четвертом году жизни продолжать учить детей внятно произносить в словах гласные и некоторые согласные звуки в следующей последовательности: губно-губные - м-п-б, губно-зубные - ф-в, переднеязычные - н-т-д, заднеязычные - к-г-х, с-з-ц.
Чтобы речь была отчетливой и ясной, дети должны научиться хорошо открывать рот, это достигается, частности, правильной артикуляцией звука [а] и плотно смыкать губы (этому способствует четкое произношение звуков м, п, б).
В основе обучения детей четвертого года жизни лежит подражание образцу – четкому, ясному произношению воспитателя. Важным условием является также речевая активность самих детей. Учить отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями. Учить слушать, воспринимать и понимать речь взрослого.
На пятом году воспитанию ЗКР уделяется самое серьезное внимание. Специальные занятия начинаются с показа и объяснения артикуляции звука : воспитатель фиксирует внимание детей на положении губ, зубов, языка и др. Дети уже способны выполнять упражнения по показу, сопровождаемому пояснениями. («Вытяните губы, слегка сомкните зубы, прижмите кончик языка к верхним зубам»). Приоритетным является развитие моторики артикуляционного аппарата; в связи с правильным и четким произношением всех звуков (в идеале) становится возможным совершенствовать силу голоса и темп речи.
Чтобы артикуляционная гимнастика не была скучной и однообразной я предлагаю вам взять в работу артикуляционные сказки. Одну вам сейчас расскажу. А вас прошу выполнять артикуляционные движения качественно и со старанием. Разомнемся?
Арт. сказка
ЗАЯЦ-ОГОРОДНИК
История эта случилась в самом обыкновенном лесу. И героем ее стал самый обыкновенный заяц, а случилось всё так. Скакал однажды заяц по лесу. А на кустах только первые листочки показались. Голодно зверям лесным. Что делать? И вспомнил тут заяц, что люди сами на огородах еду выращивают. Решил он огород вскопать. Взял лопату и пошел на делянку.
«Лопатка».
Копает зайчик землю да песни напевает. Слышит он — шипит кто-то:
- Эй, заяц, ты чего тут делаешь?
-Огород копаю, чтобы еду на целый год вырастить, — отвечает.
Змея сначала удивилась, а потом головку подняла, осмотрела всё и похвалила зайца.
«Веселая змейка».
Копает заяц дальше, а мимо белка скачет, где-то грибок засушенный нашла.
«Грибок».
«Вот молодец», — удивилась белка и тут же совет дала:
- Только не забудь грядки сделать, чтобы красиво было. — А сама хвост распушила и дальше по деревьям ускакала.
Только белка ушла — медведь идет да банку с вареньем несет.
«Вкусное варенье».
Он сразу понял, чем заяц занимается, частенько к людям в огород заглядывает. Подошел к нему и дал разумный совет:
-Смотри, рассаду не съешь. А я после приду посмотреть, что у тебя вырастет. — И ушел косолапый.
Заяц дальше копает. Песенки все поет, хоть устал очень.
Исполняются песенки: «а», «о», «у», «и», «ы», «э».
А перед самим вечером смотрит — волк идет, чашечку несет.
-Ой, заяц, какой ты молодец! — заохал волк. — До чего додумался! Только полить свою капусту не забудь, вот тебе чашка.
«Чашечка».
Все лето заяц работал: поливал, полол, от вредных гусениц оберегал огород. А когда осень наступила, все увидели, что капуста уродилась на славу. Срезал заяц капусту, сложил ее, и получилась целая горка. Пришлось лошадку приглашать, чтобы всех зверей угостить и развести по норкам.
«Лошадка».
Следующей весной решили еще больше огород сделать, а все звери помогать будут. Только одна змея шипела, потому что не любит капусту.
Исполняется песенка змеи: «ш-ш-ш».
На шестом году совершенствуют артикуляцию звуков, закреплять правильное, отчетливое произношение звуков. Учить различать (дифференцировать) на слух и произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки : с-з, с-ц, ш-ж, ж-з, с-ш, з-ж. Работа со звуками ведется более углубленно.
Старшие дошкольники часто нарушают плавность речи, т. к. добирая воздух, заканчивают длинное предложение на вдохе. Развитию речевого дыхания способствует проговаривание скороговорок. Вначале воспитатель напоминает текст, затем дети несколько раз проговаривают его хором в разном темпе. После этого - индивидуально.
На седьмом году происходит развитие фонематического восприятия и звукового анализа речи; Совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка.
Развитие функций звукового анализа и синтеза проводится по следующему плану:
• Формирование действий выделения звука на фоне слова (есть или отсутствует);
• Формирование действий вычленения звука из начала и конца слова ( по вопросам: «Какой первый звук в слове «дом»? Какой последний - в слове «мак»);
• Выделение ударной гласной из слова;
• Определение места звука в слове (после какого звука слышится звук [Ы] в слове «крыша»? Перед каким);
• Определение последовательности и количества звуков в слове (Сколько звуков в слове «дом»? Какой первый, второй, последний – их характеристика.
• Услышать, запомнить, соединить и сказать слово из отдельных звуков : Ш. А. Р. Ф., П. А. У. К.
Вести работу по воспитанию интонационно-звуковой выразительности речи и над орфоэпически правильной речью.
Работа по указанным направлениям имеет большое значение для формирования у детей речевой культуры.
Формирование правильного звукопроизношения. Этапы и система работы над звуками
Формирование звукопроизношения - это систематическая работа со всеми детьми группы, способствующая своевременному усвоению произношения, всех звуков родного языка и воспитанию фонематического слуха.
Обучение звукопроизношению осуществляется в соответствии с этапами работы над звуками, принятыми в логопедии.
1 этап – Подготовительный этап (уточнение движений органов артикуляционного аппарата)
2 этап - Этап появления звука (уточнение звука или его вызывания по подражанию, фиксируя внимания ребенка на звучание и артикуляцию)
3 этап- Этап усвоения звука и правильного произношения в речи (звук уточняется в словах, фразах, потешках, стихотворениях, рассказах)
В этот период полезно сочетание нового материала со старым. Важны контроль за детской речью и контрольные упражнения (пересказ рассказов, рассказывание по картине). Для закрепления и автоматизации нового звука требуются систематическая тренировка, создание таких условий, чтобы в течение дня ребенок произносил его не менее 10-20 раз.
4 этап – этап дифференциации смешиваемых звуков (логопеды) Для дифференциации звука эффективен прием сравнения двух артикуляционных укладов и установление их различия.
Педагогические задачи
1. Определите этапы работы над звуком :
- Воспитатель разучивает с детьми скороговорку: у осы не усы, не усища, а усики.
- Проводится игра «Магазин». Правило: в магазине много игрушек и предметов, но купить можно только те, в названии которых есть звук [ш].
- Воспитатель говорит : «Я буду показывать вам картинки-символы, а вы должны назвать соответствующий звук. Жук поет ж-ж-ж, комар звенит з-з-з.» и т. п.
Методика формирования общих речевых навыков
К общим речевым навыкам, обеспечивающим правильное звучание речи, относятся:
- слуховое внимание и фонематический слух;
- правильное речевое дыхание;
- голос;
- темп и ритм речи;
- интонационная выразительность;
- дикция.
Развитие слухового внимания и фонематического слуха.
Слуховое внимание это способность дифференцировать на слух звучание различных предметов, определять место и направление звука.
Фонематический слух – способность воспринимать звуки речи, фонемы, благодаря которым осуществляется различение слов, близких по звучанию: рак – лак – мак; угол – уголь.
Хорошо развитое слуховое внимание дает возможность целенаправленно воспринимать речь, направляя волевые усилия на отдельные ее стороны: громкость, скорость, правильность и др. Дошкольники не всегда обладают достаточно устойчивым вниманием, например, не умеют определять на слух наличие какого-либо звука в слове.
Задача воспитателя заключается в том, чтобы:
- воспитать умение внимательно слушать и узнавать звучание различных предметов, его направление;
- различать звуки речи в словах;
- отличать одни звуки от других, близких по акустическим и артикуляционным признакам;
- улавливать на слух тонкости звукового оформления языка (громкость, скорость произношения и т. д.);
- правильно пользоваться интонационными средствами выразительности;
- сравнивать свою речь с речью окружающих;
- контролировать с помощью слуха собственное речевое высказывание.
Для решения этих задач целесообразным является использование специальных игр и упражнений, которые вы найдете в раздаточном материале.
«Слуховые» игры.
1. «Кто больше услышит?» Цель – воспитывать умение дифференцировать звуки окружающего мира.
Ход игры – воспитатель дает детям задание : в отведенное время внимательно слушать звуки окружающего, а затем назвать их: за окном чирикали птицы, проехала машина, кто-то прошел по коридору, хлопнула дверь и т. п.
2. «Поручения». Цель – развитие слухового внимания.
Ход игры – воспитатель встает на расстояние 5-6 метров от детей и шепотом произносит задание, обращаясь при этом к конкретному ребенку: «Таня, положи куклу в коляску» или «Вова, поставь пирамидку на полку» и т. п. (игрушки, с которыми дети должны производить указанные действия, располагаются на столе рядом с воспитателем).
Действия детей оцениваются с точки зрения умения внимательно слушать.
Игры на развитие фонематического слуха.
4. «Цепочка слов». Цель – учить выделять в слове первый и последний звуки.
Ход игры – воспитатель называет, например, слово куст. Затем один из детей называет следующее слово, чтобы оно начиналось на последний звук предыдущего слова. и так по очереди дети строят цепочку слов: куст – танк – крокодил – луна – автобус – санки – индюк и т. д.
Развитие речевого дыхания.
Дыхание - акт рефлекторный, но есть речевое дыхание, которое управляется. Существует несколько видов физиологического дыхания, наиболее правильным из них является диафрагмальное, его используют как основу речевого дыхания: после короткого вдоха носом следует пауза для укрепления брюшного пресса, а затем длинный звуковой выдох. У детей часто отмечаются поверхностный вдох и непродолжительный выдох, отсутствие четкого отличия между носовым и ротовым дыханием, речь на вдохе, что может привести к заиканию. Кроме того, выработка целенаправленной воздушной струи в процессе выдоха имеет большое значение при произношении различных звуков, что отражается на качестве звукопроизношения в целом
Задача воспитателя состоит в том, чтобы научить детей правильно пользоваться речевым дыханием. Для этого можно проводить различные упражнения с использованием раздаточного материала, например:
1. «Понюхай цветок». Цель – учить делать глубокий вдох.
2. Предлагаю долгоговорку: на выдохе ребенок должен сказать несколько слов, «Как на горке, на пригорке, встали 3 Егорки: 1 Егорка, 2 Егорка, 3 Егорка.
При проведении этих упражнений необходимо помнить следующее:
- упражнения следует проводить в хорошо проветренном помещении;
- важно соблюдать дозировку выполнения упражнений по времени;
- необходимо следить за правильной позой ребенка во время упражнения.
Развитие голосового аппарата.
Голос характеризуется:
- высотой (повышение и понижение тона, переход от высокого голоса к низкому и наоборот);
- силой (произнесение звуков в определенной громкости – громко, нормально, тихо);
- тембром (характерная окраска, сообщаемая голосу добавочными тонами, благодаря чему мы узнаем знакомых людей по голосу, не видя их).
Звучный, гибкий голос формируется на основе правильно поставленного дыхания. У детей могут быть такие голосовые особенности, как неумение говорить шепотом или, наоборот, тихий голос, а также и нарушения: гнусавость, хриплость или осиплость. К нарушениям могут привести постоянное перенапряжение голосовых связок, а также носоглоточные заболевания. Родителям и педагогам рекомендуется беречь еще не окрепший голосовой аппарат ребенка, не допуская чрезмерно громкой речи, особенно в холодную погоду, приучать дышать через нос, предупреждать хронический насморк.
Задачи воспитателей :
1. Развивать в играх и игровых упражнениях основные качества голоса – силу и высоту.
2. Приучать детей говорить без напряжения, умеренным голосом, вырабатывать у них умение пользоваться голосом в соответствии с различными ситуациями.
Игры на развитие голоса.
1. «Самолет». Цель – учить повторять предложенные воспитателем слова голосом определенной силы: громко, умеренно, тихо.
Воспитание темпа и ритма речи.
Темп – скорость речевого высказывания, измеряемая количеством слогов, произнесенных в течение одной минуты. Средний или умеренный темп речи – 230-270 слогов в минуту. Ускорение или замедление речи в зависимости от содержания высказывания.
Отклонение от нормального темпа речи у дошкольников может быть в сторону ускорения, что указывает на преобладание процесса возбуждения над торможением и на еще недостаточный контроль детей за собственной речью.
При ускоренной речи звуки и слова произносятся быстрее, чем это принято в норме, длительность пауз между словами и паузами сокращаются, при этом, как правило, ухудшается артикуляция звуков, страдает произношение, так как нередко выпадают отдельные звуки, не договариваются окончания слов. При ускоренной речи обычно наблюдается и повышение ее громкости.
Ритм – равномерное чередование ударных и безударных слогов, различных по длительности и силе произношения.
Упражнения на отработку темпа и ритма речи.
2. Чтение знакомых стихов с изменением темпа.
3. Подвижные и хороводные игры с текстом
4. Повторение цепочек слогов с ударением на конкретном слоге.
5. Проговаривание чистоговорок.
Воспитание интонационной выразительности.
Интонация – это сложный комплекс фонетических средств, выражающих смысловое отношение к высказываемому и эмоциональные оттенки речи.
Интонационная выразительность речи обеспечивается умением изменять голос (повышать и понижать его тон, усиливать и понижать громкость, ускорять и замедлять темп речи, использовать паузы, выделять голосом отдельное слово или группу слов, придавать голосу эмоционально-экспрессивную окраску. С помощью интонации говорящий отражает свое отношение к высказываемой мысли, передает свои чувства, переживания, доводит свое высказывание до полной завершенности.
Упражнения на воспитание интонационной выразительности речи :
1. Развиваем интонационную выразительность. Произнесите слова «да», со следующими интонациями:
• Спокойно, по-доброму
• Спокойно, твердо, так, чтобы спрашивающий «отстал»
• резко
• удивленно
• со страхом
• с раздражением
• кокетливо
2. Выделение с помощью голоса отдельных слов в предложении.
3. Проведение конкурса чтецов.
4. Пересказ литературных произведений по лицам.
Воспитание дикции.
Ясная и четкая дикция - первое и обязательное условие хорошей речи. Небрежность в произношении делает речь невнятной и неразборчивой. Этот вопрос остро встает с поступлением ребенка в школу. Младшие школьники обычно используют прием проговаривания, и поэтому несовершенство дикции может отразиться на письме в виде пропусков и замен, потери конечных букв или внутри слова. Чтение вслух у таких детей будет невнятным, невыразительным, поэтому может быть частично нарушено понимание прочитанного и затруднен пересказ содержания текста.
Причины плохой дикции:
- недостаточная подвижность артикуляционного аппарата;
- чрезмерно ускоренная речь;
- недостатки звукопроизношения;
- слабый самоконтроль за собственным высказыванием.
Пути работы над дикцией – игры на звукоподражание, проговаривание чистоговорок, разучивание и повторение скороговорок (сначала в умеренном темпе, а затем в ускоренном).
СКОРОГОВОРКИ
У Сени и Сани в сетях сом с усами.
Везёт Сенька Саньку с Сонькой в санках;
Санки скок, Сенька с ног, Саньку в бок,
Соньку в лоб - все в сугроб.
В чаще за дубовой рощей
Варит щи Кащею тёща.
Орфоэпия - раздел лингвистики, в котором изучаются правила произношения, в частности ударения слова. Отклонения от общепринятых норм произношения отрицательно влияют на речевое общение, отвлекают от смысла произносимого и мешают его пониманию. Приучать ребенка к соблюдению общих правил и норм произношения необходимо с ранних лет, речь родителей и педагогов должна служить образцом для подражания.
ЗАДАНИЕ «Проверь себя!»
Звонишь, звонит, звоним, звоните, грУшевый, договОр, докумЕнт, досУг, нет бАнта, с бАнтом, каталОг, красИвее, нАчал, обеспЕчение, много Окон, оптОвый, свЕкла, слИввый, торт, нет тОрта, тОртом, тОрты, одна тУфля, нет тУфель, ходАтайствовать, цЕпочка, нет шАрфа, шофЕр, экспЕрт.
Итак, занятия по звуковой культуре речи не имеют четкой структуры. Однако целесообразно начинать с упражнений на развитие слухового внимания, фонематического слуха, с артикуляционной гимнастики. Затем можно проводить работу со звуками, параллельно включая задания на развитие речевого дыхания, голоса, темпа речи, интонационной выразительности. Внимание детей в течение всего занятия должно фиксироваться на звуковой стороне речи.
Такое построение занятий позволяет чередовать деятельность детей, создает условия для многократного повторения однотипного речевого материала при использовании разнообразных приемов обучения.