Куприна Елена Павловна
Семинар-практикум для воспитателей «Развитие интереса к русским традициям»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум для воспитателей
Аннотация:
Участниками семинара-практикума являются воспитатели, раскрывается значение сказки в жизни ребёнка и какие сказки предпочтительнее читать детям разного возраста. Выполняются задания с помощью иллюстраций, выдержек из текста сказки. Составляются самостоятельно по опорным знакам сказку, что способствует в дальнейшем придумывании сказок со своими детьми.
Цель: вызвать интерес к русским традициям.
Программные задачи:
- расширить знания о культуре и традициях русского народа;
Публикация «Семинар-практикум для воспитателей „Развитие интереса к русским традициям“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- закрепить знания о русских пословицах;
- развивать фантазию, воображение;
- воспитание уважения к русским народным традициям.
Оборудование: опорные знаки к составлению сказки.
Ведущий:
Придумано кем – то
При встрече здороваться!
- Доброе утро!
- Доброе утро
Солнцу и птицам!
- Доброе утро!
Приветливым лицам!
И каждый становится
Добрым, доверчивым!
Доброе утро длится до вечера!
1. Мини-лекция:
Ведущим компонентом народной культуры, имеющим большое воспитательное значение, является ФОЛЬКЛОР – устное народное творчество, существующее в виде сказок, пословиц и поговорок, загадок, песенного искусства.
Фольклор – слово английского происхождения, его буквальный перевод – народная мудрость.
Центральным компонентом устного народного творчества является сказка. Сейчас многие педагоги в своей практике сталкиваются с тем, что родители не читают сказки. А ведь это так важно! В сказках дети находят частички своей души, отголоски своей жизни. Кроме того сказки вселяют в ребёнка надежду. Чем дольше ребёнок верит в волшебного Деда Мороза, который приносит подарки в новогоднюю ночь, тем оптимистичнее будут его взгляды на жизнь.
У каждой группы сказок есть своя возрастная аудитория. Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения.
Начиная с 5 лет, ребё нок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами: Принцами, Царевнами, Солдатами и пр. Чем старше становится ребёнок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир.
Примерно с 5-6 лет ребёнок предпочитает волшебные сказки. Замечали ли вы, с каким восторгом и упоением ваш малыш слушает волшебные сказки? Он волнуется за главного героя, удивляется его приключениям, радуется его победам и успехам. Вместе с героями сказок пытается отличать добро от зла, храбрость от трусости, верность от предательства, щедрость от скупости. Сказка будит воображение малыша, и, фантазируя, он перевоплощается в волшебных персонажей, приобретая жизненный опыт, противостоя трудностям, ища выход из самым сложных ситуаций. Сказка — это не только ключ к познанию мира, но и способ преодоления страхов.
Сказка помогает ребёнку самосовершенствоваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов. У детей повышается речевая активность в процессе приобретения умения узнавать и пересказывать сказку, определять её героев и отношения между ними. Прослушивание и понимание сказки помогает ребёнку словесно устанавливать связь между событиями и строить речевые умозаключения, связывать сказки с приобретённым опытом и знаниями. У детей совершенствуется выразительность речи в процессе создания сказочных образов, расширяется словарный запас.
Ведущий:
2. В сказке много пословиц и поговорок очень метких и поучительных. Давайте их, вспомним.
Примеры:
Сказка ложь, да в ней намёк - добрым молодцам урок.
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
Кашу кушай, а сказку слушай.
Хорошая сказка близка к правде.
В мире много сказок,
Грустных и смешных,
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
Ведущий:
3. Задание «Узнай сказку по картинке».
Родители называют сказки по предложенным иллюстрациям («Гуси лебеди», «Маша и Медведь», «Хаврошечка», «12 Месяцев», «Лягушка – царевна», «Аленький цветочек», «Снегурочка», «Сказка о царе Салтане», «По щучьему велению», «Лисичка-сестричка и Волк», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»).
Ведущий:
4. Задание «Узнайте сказку, по словам её героев!»
Воспитателям предлагаются выдержки из сказок:
• Дровосеки, дровосеки, дайте дров! Отнесу дрова калачникам, калачники дадут калачей, калачи отнесу гребенщикам, гребенщики дадут гребень, отнесу гребень девушке, девушка даст нитку, нитку отнесу липке, липка даст листок, листок отнесу речке, речка даст водицы петушку напиться петушок… (Бобовое зернышко).
• Вот, смотри: я в этот короб положу пирожки, а ты отнеси их дедушке да бабушке. Да помни: короб по дороге не открывай, пирожки не вынимай. Я на дубок влезу, за тобой следить буду! (Маша и медведь)
• У меня не усы, а усищи, не лапы лпищи, не зубы, а збищи — я никого не боюсь (Заяц - хваста).
• Мужик, давай репу делить, мою долю подавай.
—Ладно, медведюшка, давай делить: тебе вершки, мне корешки.
Отдал мужик медведю всю ботву. А репу наложил на воз и повез в город продавать. (Мужик и медведь)
• Глазки, глазки, что вы делали?
—Мы смотрели, чтобы собаки лисоньку не съели.
—Ушки, ушки, что вы делали?
—Мы слушали, чтобы собаки лисоньку не скушали.
—Ножки, ножки, что вы делали?
—Мы бежали, чтобы собаки лисоньку не поймали.
—А ты, хвостище, что делал?
—Я, хвостище, по пням, по кустам, по колодам цеплял да тебе бежать мешал. (Лиса и Дрозд)
Ведущий:
В сказке может всё случиться.
Наша сказка впереди.
Сказка в двери к нам стучится.
Ведущий:
7. Задание. Составьте сказку по опорным знакам
ото № 1: При помощи мнемотаблицы можно заучивать скороговорки
Фото № 2: С помощью опорных знаков «мнемотаблиц» дети с лёгкостью запоминают и рассказывают сказки