Светлана Кукушкина
Взаимодействие специалистов реабилитационного центра в коррекционно-развивающей работе с детьми со сложной структурой дефекта
▼ Скачать + Заказать документы
Особое значение организации взаимодействия в работе узких специалистов и воспитателей уделяется в нашем Центре Цель работы Реабилитационного центра в создании модели взаимодействия педагогов, родителей и медицинского персонала в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, в снятии противоречий, изменении родительских установок, повышении профессиональной компетентности педагогов и обучении родителей новым формам общения и поддержки ребенка с РАС, организации предметной коррекционно-развивающей среды, стимулирующей развитие ребенка.
Публикация «Взаимодействие специалистов реабилитационного центра в коррекционно-развивающей работе с детьми со сложной структурой дефекта» размещена в разделах
С этой целью в нашем Центре было намечены основные задачи, которые включали в себя:
1. Создание команды единомышленников из всех специалистов (учителя- дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога, воспитателей, музыкального руководителя) и повышение их профессионального уровня.
2. Организация коррекционно-развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка.
3. Разработка интегрированного коррекционно-развивающего, календарно-тематического плана, и тетрадей взаимодействия со специалистами, построенных на основе комплексной диагностики.
Чтобы обеспечить такое единство в работе всех педагогов и специалистов на данной группе (для детей с ограниченными возможностями здоровья, у нас в Реабилитационном центре была выработана следующая система деятельности:
1. Медицинское воздействие (медикаментозное укрепление нервной системы) создающее благоприятный фон для психотерапии и активной коррекционной работы.
Содержание и структура педагогической поддержки во многом зависит от диагноза, структуры дефекта, компенсаторных возможностей ребенка, «зоны его актуального и ближайшего развития», личностно-ориентированного подхода.
1. Воспитатели совместно с учителем-дефектологом и педагогом-психологом учителем- логопедом диагностируют детей.
Специалисты индивидуально обследуют детей, наблюдают за ними в процессе занятий. Воспитатели изучают детей на занятиях и в повседневной жизни – в процессе проведения режимных моментов, на прогулке, во время свободной деятельности.
Результаты обсуждаются и анализируются всем педагогическим коллективом группы, во главе с методистом дошкольного учреждения. Обсуждаются достижения и недостатки в обучении детей, намечаются пути коррекции. Дети с РАС имеют потребность в планировании в течении всей жизни.
Важным в педагогической работе является принцип визуализации. У этих детей часто наблюдается эхолалия –Для включения детей в общение мы вместе с воспитателями используем коммуникативные карточки, на которых есть рисунки, позволяющие выражать желания, мысли. Первоначально общение происходит при минимальной вербальной коммуникации, которая для детей с РАС слишком абстрактна и трудна в использовании.
Итак, коммуникация ведется не только на вербальном уровне, но и с использованием коммуникативных карточек с рисунками, символами.
2. Совместно составляется направления работы по всем видам деятельности детей
Правильное планирование обеспечивает необходимую повторяемость и закрепление материала в разных видах деятельности детей и в различных ситуациях. Для организации учебного процесса в каждой группе есть тетради взаимодействия специалистов с воспитателями. Тетради взаимосвязи - со всеми специалистами определили :
- задачи работы специалиста (музыкального руководителя, педагога-психолога, инструкторов по физическому воспитанию)
- рекомендации по коррекционной работе,
- перспективное планирование по формированию фонетической стороны;
- приблизительные игры и упражнения для каждого специалиста
- список детей и этап работы логопеда по звукопроизношению.
3. Совместно готовятся и проводятся праздники, развлечения, тематические и интегрированные занятия, музыкальные спектакли
Данные занятия являются итогом всей коррекционно-педагогической деятельности с детьми за определенный период. Чтобы все возможности детей были раскрыты, реализованы, над их подготовкой должен работать весь педагогический коллектив группы совместно с музыкальным руководителем.
4. Активное взаимодействие со Школы искусств им. П. И. Чайковского
4. Тесно взаимодействуем с родителями.
Основная задача педагогов при организации работы с родителями – помочь им стать заинтересованными, активными и действенными участниками образовательного процесса. Педагоги разъясняют родителям о необходимости ежедневной работы со своим ребенком по заданиям, которые дает учитель-дефектолог и воспитатели, единстве требований педагогов и родителей. Только в таком случае возможны наилучшие результаты.
Родительский клуб «Гармония»
И для каждой семьи программа помощи выстраивается индивидуально» Психолого-педагогическая и медико-социальная модели реабили- тации и коррекции, целью которых является улучшение адаптации и ин- теграции детей-аутистов в соответствии с их возможностями в детский коллектив, обучение родителей.