Алевтина Загибалова
Семинар-практикум для родителей «Звуки и буквы. Подготовка к усвоению элементарных навыков грамоты»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум для родителей
«Звуки и буквы. Подготовка к усвоению элементарных навыков грамоты»
Выполнила:
Учитель-логопед I квалификационной
категории
Загибалова А. В.
Цель:
Уточнить представление родителей о процессе подготовки к обучению грамоте.
Задачи:
Публикация «Семинар-практикум для родителей „Звуки и буквы, Подготовка к усвоению элементарных навыков грамоты“» размещена в разделах
- Буквы. Консультации для родителей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
1. Активизировать знания родителей о звуках, слогах, словах, предложениях.
2. Знакомить родителей с содержанием работы по подготовке руки к письму.
3. Воспитывать мотивацию к занятиям с ребенком.
Оборудование: Раздаточный материал: предметные картинки, сигнальные карточки (для определения твёрдости-мягкости согласных звуков, гласных звуков, графические схемы, Игра «Слоговое лото», зеркала.
Демонстрационный материал: использование мультимедийной презентации,
Ход семинара:
Добрый вечер! Мы рады видеть вас на нашей сегодняшней встрече. Сегодня мы здесь с вами собрались, чтобы поговорить о том, как же лучше подготовить наших детей и себя к школе. Сейчас уже никто не сомневается в том, что успешность обучения ребенка в школе во многом зависит от того, насколько хорошо он к ней подготовлен. Но дошкольную подготовку нельзя сводить только к обучению чтению, письму, начальным знаниям счета. Важен не столько объем знаний, полученных ребенком до школы, сколько готовность к сложному процессу обучения: умение слушать педагога, его указания, воспринимать задание и способы творческого его выполнения, развитие самоконтроля. Исходный принцип системы дошкольного обучения грамоте состоит в том, что знакомству и работе ребёнка с буквами должен предшествовать добуквенный, чисто звуковой период обучения. Буква – это знак звука. Знакомство с буквенным знаком окажется безрезультатным, если ребёнок не знает, что именно обозначается этим знаком.
Звуковой анализ включает, прежде всего, умение сознательно, намеренно, произвольно выделять звуки в слове. Для дошкольника работа с неосязаемой звуковой материей слова очень сложна, поэтому звуковой анализ – добуквенный этап обучения грамоте – занимает много сил и времени. Но не следует стремиться его сократить, ведь от этого этапа обучения зависит успешность дальнейшего формирования навыка чтения.
Основные компоненты, которые входят в процесс обучения грамоте :
-сформированность звуковой стороны речи, т. е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп (свистящих, шипящих, соноров);
-сформированность фонематических процессов, т. е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;
-готовность к звуковому анализу и синтезу состава речи, т. е. выделять начальный гласный из состава слова; анализ гласных звуков; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове;
-знакомство с терминами: "звук", «буква», "слог", "слово", "предложение", звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие.
-умение работать со схемой слова, предложения.
Если в дошкольном возрасте не отдать должное внимание данному направлению работы, то в школьном обучении у ваших детей могут возникнуть проблемы на письме и при чтении (дислексия, дисграфия). Поэтому в дошкольном возрасте легче предупредить нарушения чтения и письма, чем преодолевать их во время школьного обучения.
Дисграфия – нарушение процесса письма (Пропуски, перестановки вставки букв, слогов, недописывание слов, замены гласных, согласных (козлик – кослик, нарушение границ предложения (не ставят точки, слитное написание слов).
Дислексия- нарушение процесса чтения Трудности усвоения букв и задержка способа чтения (чтение у нас послоговое, замены звуков, Пропуски, перестановки, вставки звуков и слогов, нарушения окончания слов, перестановка слов в предложении, замены слов (угадывающий характер чтения, нарушение понимания прочитанного.
Но прежде чем начать рассматривать вопрос как мы должны подвести детей к обучению грамоте, с чего начать, мы не можем не остановится, на произносительной стороне речи ваших детей (По результатам диагностики).
К концу года дети должны уметь:
• Поизносить правильно все звуки речи.
• Различать гласные и согласные звуки. Их характеристика.
• Опознавать заданную фонему (звук) среди других звуков, в слогах и словах. ( например: Сейчас я буду произносить много звуков, а вы если услышите звук С хлопните мне в ладоши: С, м, б, с, т, с, з, ц, с… также в слогах и словах: со, мА, на, су,; сом, кот, сыр. Самолет, забор,.).
• Определять позицию звука в слове (В начале слова, в конце слова, в середине слова)
• Делить слова на слоги
• Определять количество и последовательность звуков в слове ( например: мак)
• Проводить звуко-буквенный анализ слов (определяем какие звуки в словах, выкладываем буквами)
• Уметь работать с предложением (считать количество предложений в тексте, членить его на слова, называть количество слов, делить слова на слоги, слоги на звуки)
Причины, по которым дети не усваивают данный материал:
• Нарушение правильного звукопроизношения (родители не уделяют особого внимания, что ребенок говорит неправильно)
• Нарушение фонематического слуха и восприятия.
Речь идет о способности человека различать на слух звуки речи. Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно иное его значение: «коза-коса», «дом-том», «бочка-почка». И вот уже козой косят луг, а Мишина машина превращается в мышей на машине. Родители часто жалуются : у моего ребенка «каша во рту», он пропускает или заменяет звуки и слоги в словах… хотя, если ребенка попросить выговаривать букву или слог отдельно, он произносит правильно. Данное явление связано с тем, что малышу трудно в словах различить некоторые звуки. Виновником подобных досадных нарушений речи вполне может быть неразвитый фонематический слух.
Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, построения правильной слоговой структуры слов, основой легкости овладения грамматическим строем речи, успешного освоения письма и чтения.
Уделяя дома внимание развитию фонематического слуха, вы облегчите ребенку процесс освоения правильного звукопроизношения, а в дальнейшем – чтении и письма. Несложная система игр позволит вам самостоятельно и продуктивно помочь малышу овладеть родным языком, избежать возможных трудностей и предотвратить возникновение речевых нарушений. Если нарушения уже имеются, то развитие фонематического слуха будет первым шагом на пути его преодоления.
Как заниматься развитием фонематического слуха
Так как фонематический слух развивается постепенно, специальные упражнения на его развитие также можно разделить на несколько этапов. Начните с самого первого этапа, если ребенок хорошо справляется, переходите к следующему.
1 этап – узнавание неречевых звуков
Эти упражнения направлены, главным образом, на развитие физиологического слуха и слухового внимания. Более подробно о развитии физиологического слуха вы можете прочитать в статье «Сенсорное развитие: слух». Игры: «Слушаем тишину», «Узнай, что звучало»
2 этап – различение высоты, силы, тембра голоса
Эти упражнения также тренируют слуховое восприятие ребенка.
Угадай, кто
По телефону или в записи голос звучит немного по-другому, чем в реальной жизни. Попросите ребенка угадать, кто звонит по телефону, или запишите голоса ваших близких на магнитофон или компьютер и попросите ребенка угадать, кто говорит.
Громко – тихо
Договоритесь с ребенком, что он будет хлопать в ладоши, когда вы будете говорить слова громко, и сжимать ручки в кулачки, когда вы будете произносить слова тихо. Можно взять другие действия. Потом можете поменяться ролями: ребенок говорит слова тихо и громко, а вы выполняете определенные действия.
3 этап – различение слов, близких по звуковому составу
С этого этапа начинаются упражнения, направленные именно на развитие фонематического слуха.
Выбери нужное
Подготовьте картинки со сходными по звучанию словами:
крыша – крыса;
тачка – точка;
удочка – уточка;
коза – коса;
ком – дом;
4 этап – различение слогов
Хлопаем слова
Расскажите ребенку, что есть короткие и длинные слова. Произносите слова и отхлопывайте слоги: ма–ма, хлеб, мо–ло–ко и так далее. Побуждайте ребенка проговаривать и отхлопывать слова вместе с вами. Потом он сам сможет отхлопывать слоги в слове.
5 этап – различение звуков
Создаем звуки
Расскажите ребенку о том, что слова состоят из звуков. Когда мы говорим, мы создаем звуки. Но звуки могут издавать не только люди, но и животные, и даже предметы. Изобразите жука («жжж»), тигра («ррр», сильный ветер («ууу», пулемет («ддд») и так далее. Придумайте, кто или что может издавать такие звуки : «ннн», «кккк», «иии» и так далее.
6 этап – освоение элементарного звукового анализа
Звуковой анализ для дошкольника предполагает умение выделить звуки в слове, посчитать их количество, слышать их мягкость или твердость, а также умение подбирать слова, начинающиеся или заканчивающиеся на заданный звук. Эти навыки очень пригодятся ребенку в школе.
Чей домик?
Расскажите ребенку историю о том, как звери (уж, сом, кот, лиса, волк, крот, кабан, мышка и так далее) заблудились. Попросите ребенка помочь отыскать зверям свои домики: сколько звуков в слове, столько окошек в домике. Если ребенок еще не пишет, запишите звуки в подходящие домики под его диктовку.
«Внимательный слушатель» (или «Где звук?»).
Цели: развивать фонематические представления, внимание.
Ход игры. Взрослый произносит слова, а дети определяют место заданного звука в каждом из них.
Путь дошкольника к грамоте лежит через игры в звуки и буквы. Ведь письмо – это перевод звуков речи в буквы, а чтение – это перевод букв в звучащую речь. Для того, чтобы научиться читать и писать, ребё нку нужно сделать два важных открытия: сначала обнаружить, что речь строится из звуков, а потом открыть отношения звука и буквы. Максим Горький писал: «Ребенок до десятилетнего возраста требует забав, и требование его биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий мир, прежде всего и легче всего в игре, игрой».
Сейчас, я предлагаю вам поиграть и отправиться в путешествие по Стране звуков и слов, в которой мы сможем вспомнить или пополнить свой багаж знаний, умений и навыков в области обучения грамоте.
Правильная артикуляция звуков.
В первую очередь мы, родители должны знать, что у каждого звука есть своя артикуляционная поза (правильное произношение звука – положение языка, губ).
Например: Когда мы произносим звук С губы в улыбке, зубки сближены, язычок лежит у нижних зубов, горлышко молчит, струя воздуха холодная. И прежде чем учить ребенка произносить какой-либо звук вы ее должны знать. (показ в зеркало).
Как отличить звук от буквы? (схема)
А какие звуки у нас бывают? (гласные и согласные) Их обозначение фишками
Гласные звуки – это звуки, при произнесении которых воздушная струя выходит свободно, ей не мешают ни губы, ни зубы, ни язык, поэтому гласные звуки умеют петь. Они пропеваются. Гласные звуки обозначают символом красного цвета.
Согласные звуки - это звуки, при произнесении которых воздушная струя встречает преграду. Свободно выходить ей мешают - губы, зубы, язык. Некоторые из них можно тянуть (ССС, МММ) но петь их нельзя. Согласные звуки обозначают символом синего и зеленого цвета.
Согласные звуки могут быть мягкими или твёрдыми. Например, в слове "река" слышится мягкий согласный звук [р’], а в слове "рука" - твёрдый согласный звук [р].
Йотированные звукие : е-[й,э]; ё-[й,о]; ю-[й,у]; я-[й,а] - т. к. они имеют сдвоенные гласные звуки. С этими звуками дети будут знакомиться в школе.
Звуки на письме обозначаем буквами. Программой, реализуемой в ДОУ, не определены задачи по подготовке детей к обучению чтению. Родители в домашних условиях могут обучать чтения своего ребенка, но при этом должны знать, что:
- звуки отличаются от букв? Звуки мы слышим, произносим, а буквы пишем;
- показывая буквы, надо произносить не официальное алфавитное название, а тот звук, который эта буква обозначает- например, звук [м] мы произносим отрывисто: м! и букву м необходимо называть так же: м! Ни в коем случае ЭМ или МЭ. Вводя буквы, давайте только печатные образцы.
3. Звуковой анализ слов : До того, как дети научаться проводить звуковой анализ слов мы должны научить их: опознавать заданную фонему, определять, позицию звука в словах.
Опознание заданной фонемы.
Звук [Л] – летит самолет (кто не умеет произносить правильно звук Л, называем «Песенка самолета» : Самолет летит и гудит: л-л-л-л. Сейчас я буду произносить много
звуков, вы если услышите песенку самолета хлопните в ладоши (изолированно, в слогах, словах).
Игра «Определи первый звук в слове»
На доске карточки с изображениями предметов. Определите, с какого звука начинается слово «арбуз», «лодка» Назовите предметы, название которого начинается с того же звука, что и слово «Арбуз», «лодка».
- со звука «А» (ананас, автобус, апельсин, автомобиль,);
- со звука «Л» (лук, лодка, лошадь, луна, ландыш, ласточка).
Игра «Определи последний звук в слове»
На доске карточки с изображениями предметов. Определите последний звук в слове «нос», «малыш».Назовите предмет, название которого заканчивается этим же звуком.
- звуком «С» (нос, насос, пылесос, автобус, пёс);
- звуком «Ш» (мышь, малыш, шалаш, душ, брошь, ландыш).
Игра «Определи позицию звука в слове»
На доске набор картинок со звуком «Р».
У каждого на столе 1. звуковые решетки 2. цифры. Предлагается определить позицию звука «Р» в словах 1. обозначить фишкой на звуковой решетке; 2. показать соответствующую цифру.
Слова: помидор, мухомор, радуга, заноза, ворона, ромашка, раствор.
Алгоритм проведения звукового анализа слов :
При выкладывании схемы звукового анализа слова учим детей пользоваться алгоритмом.
Предлагаю вместе со мной выложить схему звукового анализ слова «Сом»;
Алгоритм звукового анализа слова из 3-х звуков.
1. Произнести слово медленно, чётко, так, чтобы был слышен каждый звук (сом)
2. Выделить голосом и назвать первый звук в слове (сссом).
3. Произнести слово медленно, выделив голосом следующий звук (сооом).
4. Произнести слово медленно, выделив голосом следующий звук (соммм).
5. Назвать все звуки в слове по порядку (с-о-м).
6. Сосчитать и назвать количество звуков в слове (в слове «сом» - 3 звука).
- Самостоятельное выполнение звукового анализа слов : кот; лиса. (у каждого набор условных обозначений). Санчала каждый звук выкладываем серой фишкой, когда дети научаться, уже делим на гласные и согласные (по цвету выкладываем).
4. Слоги и слова. Также важно научить детей делить слова на слоги.
Слоги – это части слова.
Слово делим на слоги (части) при помощи хлопков, слово можно прошагать, ладонь руки находящаяся под подбородком, сколько раз подбородок коснётся руки столько в слове и слогов. Сколько в слове гласных столько и слогов. Прочитывание слогов (Слог Са).
Игра «Кому в какой вагон» (деление слов на слоги).
На экране изображение – предлагается определить количество слогов в словах, изображённых на картинках и «заселить» эти слова в соответствующие вагоны (рак, рыба, волк, барсук, рысь, акула, жук, Буратино, художник, щука).
5. Работа с предложением.
Предложение.
- из чего состоит наша речь? – (из предложений)
- что такое предложения? – (слова, связанные между собой по смыслу)
- из чего состоят слова? – (слова состоят из слогов)
- из чего состоят слоги? – (слоги состоят из звуков)
- какие бывают звуки? – (гласные и согласные)
- чем отличаются звуки от букв? (звуки мы слышим, произносим, а буквы пишем)
Каждый ребенок до поступления в школу должен уметь членить предложение на слова и называть в нем количество слов.
I этап. Вычленение предложений из потока речи.
1. Работу над предложением следует начинать с вычленения предложений из текста и подсчета их количества. Для этого используется короткий (в три- четыре предложения) рассказ, который специально составляется воспитателем и демонстрируется картина. Во время чтения интонационно выделяем конец предложения и делает паузы между предложениями.
Например:
Зима
Наступила зима. Везде лежит белый, пушистый снег. Дует холодный ветер. Замерзли реки и озера. Дети рады зиме.
Сколько раз я сделала паузу, столько и предложений в тексте.
2. Далее детям предлагается самим составить рассказ по какой-нибудь картине, с несколькими эпизодами.
3. Затем дети сами составляют предложения по игрушкам, картинкам, придумывание предложений с заданным словом;
II этап. Ознакомление со словесным составом предложений
Овладение понятием предложение подготавливает детей к анализу словесного состава предложения.
На этом этапе дети уясняют, что предложение состоит из слов.
Обучение начинается с анализа простых предложений без предлогов и союзов, состоящих из 2 — 3 слов (Кукла сидит. Кукла держит шарик). Для анализа предложений используются наглядно-действенные методы и приемы:
рассматривание игрушек,
демонстрация действий с игрушками,
рассматривание картин
Одновременно ведется работа по составлению предложений. В основе обучения лежит пространственное моделирование слов при помощи абстрактных символов (линии, полоски, квадратики, табло).
Работа с предложением.
1. Отмечаем, Что наша речь состоит из слов, которые складываются в предложение.
2. Что такое слово? Предложение? Не любой набор слов называют предложением: Стол, карандаш, тетрадь – это слова, они нам ничего не сообщают, Давайте придумаем предложение со словом карандаш (Маша взыла карандаш) – мы составили предложение, которое нам сообщает, что Маша взяла карандаш.
Слова составляют предложение в том случае, когда нам становится понятно, о чем или о ком говорится в предложении, т. е. предложение нам о чем - то сообщает.
Что длиннее слово или предложение?
У предложения есть начало и конец (Предложение всегда пишется с большой буквы, конец предложения мы обозначаем точкой). Предложение обозначаем длинной красной полоской, с левого края которой находится уголок. Найдите и покажите. Этот уголок обозначает заглавную букву, предложения всегда пишутся с большой буквы. С правого края полоски ставим точку. Найдите её, она показывает, что предложение закончилась. Покажите на схеме начало и конец предложения.
Слова обозначаются зелеными полосками. Какая особенность должна быть у первой зеленой полоски? (с уголком… между зелеными полосками мы оставляем расстояние окошечки (т. к. все слова в предложении пишутся отдельно). Когда научились делить на слова, проводится работа по делению слов на слоги (желтые полоски).
Постепенно работа усложняется, пока схема не развертывается полностью. Предложения делятся на слова, слова на слоги, слоги на звуки, звуки на гласные и согласные.
Наступила холодная зима. (произношу с паузами, родители считают)
Сейчас мы с вами сказали предложение. Давайте повторим еще раз.
- Сколько слов в предложении? (три, первое Наступила, второе – холодная, третье – зима).
Итог семинара
Рефлексия «Все у меня в руках» А теперь давайте подведем итог нашей сегодняшней встречи. Сейчас на листе бумаги нарисуйте свою руку и впишите внутри контура свои ответы на вопросы. «Больше всего мне понравилось…», «В дальнейшем я буду использовать…», «Здесь я узнала нового…».
Предлагается родителям оценить себя по достижению цели встречи. Выбрать сигнальное условное обозначение «зеленую» - «владею достаточной информацией по подготовке к обучению грамоте», «желтый» – «владею не достаточным объемом информации», «красный» - «не владею…»
Нашу встречу мне хочется закончить словами:
Берегите друг друга,
Добротой согревайте!
Берегите друг друга,
Обижать не давайте!
Берегите друг друга,
Суету позабудьте,
И в минутку досуга
Рядом вместе побудьте!
Не забывайте, что детство – это удивительное время в жизни каждого человека – не заканчивается с поступлением в школу. Уделяете больше времени для совместного общения. Ваша любовь и забота нужны ребенку больше всего
Необходимо запомнить:
- занятия должны проходить на положительном эмоциональном фоне;
- нельзя заставлять ребенка заниматься;
- не выражайте свое неудовольствие, разочарование;
- будьте терпеливы, не раздражайтесь;
- хвалите ребенка за старание.
Желаем успехов вам и вашим детям!