Любовь Багновец
Семинар-практикум для родителей «Развитие мышления и речи у детей с ОНР в период подготовки к школьному обучению»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар – практикум для родителей детей с ОНР
«Развитие мышления и речи у детей с ОНР в период подготовки к школьному обучению»
СЛАЙД 1
1 блок. Работа с родителями
Теоретическая часть
Публикация «Семинар-практикум для родителей „Развитие мышления и речи у детей с ОНР в период подготовки к школьному обучению“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Логопед: Здравствуйте, уважаемые родители, мы рады приветствовать вас на нашем семинаре – практикуме, посвященному такой теме, как «Развитие мышления и речи у детей с ОНР в период подготовки к школьному обучению».
СЛАЙД 2
Одним из главных показателей готовности ребенка к школе является уровень его умственного и речевого развития. Понимание словесных указаний учителя, умение ответить на его вопросы и сформировать собственные вопросы к нему – первое, что потребуется от ребенка в учебном процессе.
Как известно, у большинства детей дошкольного возраста с ОНР недостаточно развиты все мыслительные операции, что создает трудности для перехода от наглядно-образного мышления к словесно-логическому.
К концу дошкольного периода у детей начинает формироваться словесно-логическое мышление. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. И здесь обязательно потребуется помощь взрослых: родителей и педагогов.
Известный психолог Л. С. Выготский установил закономерные связи между обучением и умственным развитием. Вне обучения, вне активной передачи накопленного человечеством опыта не может осуществляться полноценное развитие.
Развитие словесно-логического мышления напрямую влияет на развитие речи дошкольников.
Поэтому одна из важнейших коррекционных задач в системе логопедической работы это развитие и совершенствование словесно-логического мышления и речи ребенка.
Но в настоящее время разрабатывается множество игр, направленных на развитие логического и образного мышления, произвольности памяти и внимания, речи и творческого воображения.
И сегодня мы с вами, дорогие родители на нашем семинаре – практикуме познакомимся с играми и упражнениями, помогающими развить у детей интеллектуальные и речевые способности.
СЛАЙД 3
Но прежде, чем познакомить вас с этими играми и упражнениями, хотелось бы вам напомнить, что во время игр от взрослого требуется:
• Терпение
• Умение принять и понять любой ответ, предложение, решение ребенка
• Умение подчеркивать неповторимость, индивидуальность ребенка
• Творчество
СЛАЙД 4
Психолог:
Уважаемые родители!
Мышление – это процесс познания человеком действительности с помощью мыслительных процессов.
СЛАЙД 5
Выделяют три вида мышления :
1. Наглядно- действенное (познание с помощью манипулирования игрушками);
2. Наглядно – образное (познание с помощью представлений предметов и явлений);
3. Словесно – логическое (вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций: анализа, синтеза, классификаций и д. р.).
Все виды мышления тесно связаны между собой. Различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение, общение и т. д., то есть всё то, чем занимается ребёнок до школы, развивает у него такие мыслительные операции, как обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация, способность к рассуждению и др. Ребёнок может понять главную мысль предложения, текста, картинки, объединить несколько картинок на основе общего признака, разложить картинки на группы и т. д.
С целью определения уровня словесно – логического мышления у детей подготовительной группы нами было проведено тестирование по методике «Четвёртый лишний» (ознакомление родителей с результатами теста).
Практическая часть.
А сейчас, уважаемые родители, давайте потренируем ваше мышление. Для этого мы решим несколько задач на сообразительность.
СЛАЙД 6
Упражнение «Четыре точки».
Инструкция: нарисуйте четыре точки (показ слайда). Соедините их тремя линиями, не отрывая карандаша от бумаги так, чтобы вернуться в ту точку, откуда вы начали рисовать.
СЛАЙД 7
(показ слайда с верным решением).
СЛАЙД 8
Упражнение «Девять точек».
Инструкция: нарисуйте девять точек (показ слайда). Соедините их четырьмя линиями, не отрывая карандаша от бумаги.
СЛАЙД 9
(показ слайда с верным решением).
СЛАЙД 10
Логопед:
Уважаемые родители, при выполнении следующего задания вам необходимо будет проанализировать три логически связанных понятия, выделить одно, отличающееся от других каким-либо признаком. Объяснить ход своих рассуждений:
Упражнение «Что лишнее?»
ночник, торшер, свеча;
слива, яблоко, персик;
брюки, шорты, юбка;
корова, лошадь. Лев;
елка, береза, сосна;
картофель, морковь, огурец;
петух, гусь, воробей;
коза, свинья, корова.
СЛАЙД 11
Для выполнения следующего задания, вам необходимо послушать предложения. Подумать, как их изменить, чтобы высказывание стали верными.
Упражнение «Подумай и скажи правильно»
1. После ночи наступает вечер.
2. Перед осенью идет весна.
3. Саша сложил кубики в коробку и построил из них дом.
4. Оля пошла умываться и проснулась.
5. Наступил вечер, и мы сели завтракать.
А сейчас, уважаемые родители, настало время, попробовать проиграть ряд игр и упражнений со своими детьми самим, под нашим чутким руководством.
(в зал приглашаются дети и садятся каждый со своим родителем)
2 блок.
Непосредственная деятельность родителей со своими детьми.
Психолог:
СЛАЙД 12
Упражнение «Запомни пару»
Цель: научить детей определять назначение предметов; устанавливать причинно-следственные связи между явлением окружающей жизни и предметов; устанавливать связь между предметом и пользой от его использования.
СЛАЙД 13
Инструкция:
ребята, внимательно посмотрите на экран и запомните пары картинок, между которыми есть связь (на это 30 секунд)
СЛАЙД 14
А теперь посмотрите на первую картинку и попытайтесь вспомнить ее пару.
СЛАЙД 15
Проверка выполненного задания.
Логопед:
СЛАЙД 16
Игра «Отвечай быстро»
Цель:
упражнять в классификации, сравнении, обобщении;
упражнять в согласовании числительных и прилагательных с существительными
Таблица, разделенная на 9 клеток.
В каждой клетке изображены птицы или животные: в первом ряду – воробей, голубь, дятел; во втором – оса, лиса, стрекоза; в третьем – волк, бабочка, снегирь.
СЛАЙД 17
Инструкция: ребята внимательно посмотрите на таблицу на экране и постарайтесь быстро ответить на мои вопросы.
Вопросы по таблице:
• Как можно назвать всех, кто нарисован в первом ряду?
• Сколько всего птиц в таблице? Назови их.
• Кого больше зверей или насекомых?
• На сколько групп можно разделить всех, кто нарисован в таблице?
• Посмотрите на рисунки в третьем столбике. Что общего у всех, кто там нарисован?
• Сравните животных первого и второго столбика. Что вы заметили общего?
СЛАЙД 18
Упражнение «Узнай предмет по заданным признакам»
Назови предмет, про который можно сказать:
желтый, продолговатый, кислый;
продолговатый, зеленый, твердый, съедобный.
Какой предмет обладает следующими признаками:
пушистый, ходит, мяукает;
гладкое, стеклянное, в него смотрятся, оно отражает.
Кто или что может быть:
высоким или низким;
холодным или горячим;
твердым или жидким;
узким или широким.
Какому времени года соответствует следующее описание:
"День становится короче. Солнце светит, но не греет. Люди одеваются все теплее. Животные впадают в спячку.»
Психолог:
СЛАЙД 19
Обучающая игра «Времена года»
Цель: закреплять представления детей о временах года, их сезонных изменениях, обучая составлению сложноподчиненных предложений с союзом потому, что и умению делать умозаключения из одного или нескольких суждений.
Инструкция:
Для родителей : прочитать ребенку задание, написанное на карточке ( пр: «Найди на столе человека в зимней одежде и поставь на круг где изображено соответствующее время год»)
Для детей. Ребенок должен найти на столе то, что требуется в задании и поставив на круг дать полный ответ почему именно сюда ( пр: Я поставлю этого человека на зимнюю полянку, потому что он в зимней одежде»)
СЛАЙД 20
3 блок.
Заключительная часть
* Словесное проговаривание игр и упражнений, проведенных на семинаре –практикуме, с использованием игрового атрибута «Узелок на память»
* Раздача памяток
СЛАЙД 21
* Ритуал прощания «Шар единения» с использование магнитного конструктора «Магформерс»
СЛАЙД 22
Спасибо за внимание!