Соловьёва Ольга
Развитие мелкой моторики рук, как один из факторов подготовки детей к школьному обучению
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольная ступень развития ребёнка является важным этапом, ибо он в это время начинает восхождение в окружающий его социум. Начало сенсорному восприятию и интеллектуальному развитию, а также речи ребёнка, в первую очередь, даёт развитие мелкой моторики рук.
Выбранная мной тема обусловлена необходимостью формирования всесторонне - развитой, творчески - активной и интеллектуально
развитой личности, способной логически мыслить и давать оценку его социуму.
Публикация «Развитие мелкой моторики рук, как один из факторов подготовки детей к школьному обучению» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Работая со старшими дошкольниками в своей группе постаралась создать все условия для развития у детей мелкой моторики рук для дальнейшего их освоения окружающего мира.
Одной из основных задач воспитания и обучения дошкольника является подготовка его к школе.
Один из навыков, который должен быть сформирован к тому времени, когда ребенок пойдет в школу – это развитие общей и мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Уровень развития общей и мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь, графическое письмо. Необходимость развития активных движений пальцев рук получило научное обоснование. Новизна опыта заключается в повышении эффективности процесса интеллектуального развития дошкольников путём сочетания традиционных и альтернативных приёмов развития мелкой моторики рук. Дошкольники имеют большой потенциал для усвоения знаний, у них большой интерес к разнообразной деятельности в познании окружающего, но у них разный уровень развития мелкой моторики рук. Для интеллектуального развития дошкольника является очень важным хорошо развитая моторика рук, ведь в головном мозге человека, центры, отвечающие за речь, интеллектуальное развитие, восприятие окружающего мира и движения пальцев рук расположены очень близко. Целью данной работы является развитие мелкой моторики рук посредством разнообразных заданий, упражнений и игр (пальчиковой гимнастики, выполнение заданий связанных со штриховкой, раскрашиванием рисунков, работой с бумагой в технике оригами, с пластилином, нанизывание бисера и бусин на нитки и т. д., которое будет являться первой ступенью к интеллектуальному развитию дошкольников.
Для её достижения мною были определены следующие задачи:
создание условий для развития у детей мелкой моторики рук и сенсорного
восприятия окружающего;
развитие логического мышления дошкольника в процессе работы;
развитие у детей памяти, внимания, творческих способностей;
формирование графических навыков и интеллектуального развития.
Исходя из проведенного тестирования детей, а также в результате обработанных данных по развитию мелкой моторики у дошкольников мною разработан и проведён комплекс упражнений, который включает в себя несколько блоков заданий: игры с песком и снегом, пальчиковая гимнастика, лепка из пластилина, рисование цветными карандашами, работа с ножницами, графические упражнения, штриховки, раскрашивание рисунков, дидактические игры с бросовым материалом, складывание пазлов, конструирование из бумаги (оригами, ручной труд (пришивание пуговиц, нанизка бусин и бисера на нитку, мозаика и т. д.) Реализацию постепенно усложняющихся задач по развитию мелкой моторики рук осуществляла через систему развивающих заданий, упражнений, игр и в непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в течение нескольких лет.
Работа по развитию мелкой моторики рук с дошкольниками организовывалась в малых группах, подгруппах и индивидуально.
Особое значение уделялось работе с родителями. Проводили работу в форме бесед, консультаций, изготовили памятки для родителей на тему «Развиваем пальчики - стимулируем речь». Совместно с учителем-логопедом подготовили и провели выставку пособий для развития мелкой моторики, организовали мастер-класс для родителей «Использование нетрадиционных игр и пособий для развития мелкой моторики рук».
Подводя итоги вышеописанной работы можно сделать следующие выводы:
у детей заметно повысился уровень скоординированных движений пальцев обеих рук;
у дошкольников улучшилось общее эмоциональное состояние;
укрепился мышечный тонус в руках, нажим, моторика рук развилась в лучшую сторону;
достаточно чётким стало логическое мышление, улучшилась память, концентрация внимания;
улучшилось интеллектуальное развитие, речь стала значительно лучше.
Работа по подготовке руки дошкольника к письму должна проводиться систематически, поэтому она будет продолжена в следующем учебном году.
Перспектива нашей работы – дальнейшее повышение интеллектуального
развития дошкольников, формирование логического мышления детей, умения чётко передавать и формировать свои мысли и умения делать выводы по результатам исследований, чему, несомненно, способствует совершенствование и развитие мелкой моторики рук у воспитанников.
Надеемся, что наша работа в этом направлении поможет другим педагогам в работе по интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста путём совершенствования мелкой моторики рук.