Татьяна Свержинская
Семинар-практикум для родителей по подготовке детей к обучению грамоте
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Повышение педагогической компетентности родителей по вопросам обучения будущих школьников.
Ход семинара – практикума.
Логопед: Добрый день, уважаемые родители! Мы рады видеть вас на нашей очередной встрече. Сегодня мы с вами собрались, чтобы поговорить о том, как же лучше подготовить наших детей и себя к школе, как учить дошкольника грамоте, не вступая в противоречия с задачами и методами школьного обучения. Какими знаниями, умениями и навыками должны владеть мы «родители», для того, чтобы обучение в школе не вызывало затруднений, как у детей так и у родителей. Ведь от того, насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе, учению, и, в конечном счете, благополучие в его школьной и взрослой жизни.
Темочки:
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2020
Сейчас я вам предлагаю ответить на вопросы "Да", если вы согласны с моим высказыванием и "нет", если не согласны.
Проводится игра «Да – нет»
Скажите громко и хором, друзья
Детей своих все вы любите? (да)
С работы пришли, сил совсем нет,
Вам хочется лекции слушать здесь? (нет)
Я вас понимаю…
Как быть нам тогда?
Учиться во благо готовы Вы? (да)
На Ваши вопросы дадим мы ответ
Сидеть в телефонах Вы будете? (Нет)
Учиться не поздно, друзья никогда
Итак, начинаем работать мы? (да)
Чтобы помочь ребенку лучше усвоить первоначальные основы грамоты, родителям рекомендуется закреплять и развивать те навыки, которые ребенок получает в дошкольном учреждении.
Работа по данному разделу должна вестись в игровой форме. Игра позволит добиться высоких результатов, будет поддерживать интерес детей и разнообразит ваш совместный досуг.
Важно, что в игры, которые мы хотим Вам сегодня предложить, можно играть не только дома, но и на улице, в транспорте. Они не требуют больших материальных затрат. Эти игры можно варьировать, проявляя свое творчество.
Давайте вспомним с Вами основы Обучения грамоте. Вернемся в прекрасные школьные годы.
- что такое речь? – (всё, что мы говорим, читаем и пишем)
- формы речи – (устная и письменная)
- из чего состоит наша речь? – (из предложений)
- что такое предложения? – (слова, связанные между собой по смыслу)
- из чего состоят слова? – (слова состоят из слогов)
- из чего состоят слоги? – (слоги состоят из звуков)
В каждом слове слышим звуки.
Звуки эти разные:
Гласные, согласные.
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать.
В тёмном лесу
Могут звать и аукать
И в колыбельке Алёнку баюкать,
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Итак, какие же бывают звуки? (Гласные и согласные)
А какие бывают согласные звуки? Твердые и мягкие, звонкие и глухие.
Твердые звуки обозначаются синим цветом, мягкие зеленым.
Чем отличаются звуки от букв? (звуки мы слышим, произносим, а буквы пишем)
Логопед: Буквы являются графическим символом звуков. Часто мы сталкиваемся тем, что детей учат побуквенному чтению, т. е. дети, видя букву, произносят её название, а не звук: пэ, рэ. в результате получается «кэотэ», вместо «кот». Дети с трудом вникают в правила озвучивания букв и буквосочетаний. Это создаёт дополнительные трудности в обучении детей чтению.
Логопед: Давайте немножко поиграем.
Игра «Найди звук»
Логопед: Я называю слово. Если в начале слова услышите твёрдый звук, поднимите синий квадратик, если мягкий – зелёный (Снег, зима, мак, лимон, дом, гром, лебедь, мелодия, солнце, месяц, город, песня)
Игра «Твердый – мягкий» родители стоят в кругу, и под музыку одновременно передают друг другу две кегли - синего и зеленого цвета. Как только музыка перестает звучать, педагог показывает букву. Родители, у которых в руках кегли, должны назвать слова с твердым и мягким согласным звуком. Игра продолжается с началом музыки.
Очень простая игра на определение звука «Поймай звук», в которую Вы можете поиграть с детьми - ребенок хлопает в ладоши, если услышит заданный звук: среди других звуков; в ряду слогов; в стихотворении.
Вот загадка о снеге:
На всех садится,
Никого не боится.
Какой первый звук в слове
снег!
Да, звук [с]. Сейчас вы будете «ловить в ладоши» этот звук, когда
его услышите:
C,з, ц, с, п, к, а, з, ц, с, ш, з, с;
са, жа, зо, зы, со, ща, ис,
па, сы;
мак, сыр, мишка, миска, крыса, крыша, север
«Посмотри вокруг». (Едете на машине, в общественном транспорте)-посмотрите за окошко и найдите слова на заданный звук.
Назови повторяющийся звук. Какой звук я загадала? (шар, шуба, мешок, каша, душ, карандаш – [Ш]).
Место звука в слове
Логопед: Звук может стоять в начале, середине и конце слова. Для определения места звука в слове, нам понадобится звуковая дорожка. Если нужно определить место гласного звука, мы берем красный квадрат, для определения согласного твердого – синий, и согласного мягкого – зеленый.
Логопед: помещает на доску три коробки с изображенными на них схемами, а на стол – карточки с картинками и объясняет, что в красную корзинку нужно положить картинки, в названиях которых заданный звук К находится в начале, в желтую – те картинки, в названиях которых звук находится в середине, в зеленую – те картинки, в названиях которых звук находится в конце. Картинки: кот, крот, утка, фиалка, рак, хомяк.
Логопед: Самое сложное дается детям – это звуковой анализ слова. Что это такое, я попытаюсь сейчас вам объяснить. При выкладывании схемы звукового анализа слова учим детей пользоваться алгоритмом. Предлагаю вместе со мной выложить схему звукового анализа слова «МАК»
Алгоритм звукового анализа слова из 3-х звуков.
1. Произнести слово медленно, четко, так, чтобы был слышен каждый звук (мммаааккк)
2. Выделить голосом и назвать первый звук в слове (мммак). Какой это звук? (согласный, твердый)
3. Произнести слово медленно, выделив голосом следующий звук (мааак). Какой это звук? (гласный)
4. Произнести слово медленно, выделив голосом следующий звук (маккк). Какой это звук? (согласный, твердый)
5. Назвать все звуки в слове по порядку (м-а-к)
6. Сосчитать и назвать количество звуков в слове (в слове «мак» - 3 звука). Сколько гласных? Сколько согласных?
Игра «Придумай слово к схеме». На экране схемы звукового анализа слов.
Еще одной задачей обучения грамоте является деление слов на слоги.
Логопед: Игра «Новое слово»
Логопед: Что такое слоги? (Это части слова). Как можно определить, сколько слогов в слове? Слова делим на слоги при помощи хлопков, слова можно прошагать, можно определить с помощью ладони руки под подбородком, сколько раз подбородок коснется руки, столько в слове и слогов. Сколько в слове гласных, столько и слогов.
Игра «Кому в какой дом» (деление слов на слоги)
На экране изображение домов (одноэтажный, двухэтажный, трехэтажный)- предлагается определить количество слогов в словах, изображенных на картинке и «заселить» эти слова в соответствующие домики.
«Сосчитай» - взрослый произносит слова, а ребенок говорит, сколько слогов в слове.
Придумай слово на слог …Дети придумывают слово на заданный слог (ру – башка, ры-балка, ро-лики и т. д.).
Логопед: Что же такое предложение? Предложение – слова взаимосвязанные между собой по смыслу.
Родителям предлагается составить предложение по графической схеме и опорной картинке из 3, 4, 5 слов.
Распутай предложение. Мальчики, кораблики, ручью, пускают, по.
Журавли, небе, летят, в.
Подготовка к письму.
На самых ранних этапах подготовки к школе ребенка необходимо, прежде всего научить правильно сидеть при письме, правильно держать ручку (ручку держим тремя пальцами – большим, указательным и средним – щепоть, ориентироваться в пространстве (умение различать правую и левую руку, развитие тактильных ощущений – определение предмета на ощупь.
Игра «Определи букву на ощупь» (в паре)
Игры с буквами в домашних условиях: «Допиши недостающий элемент буквы»
Разнообразие игр позволяет нам интересно, увлеченно и занимательно обучаться грамоте.
Логопед: Обучение грамоте - ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения, доброжелательности. Успешность обучения в школе зависит от знаний, которые получил ребёнок в саду, а так же от той практической помощи, которую сможет оказать родитель ему дома.
Играйте с детьми легко, с радостью. Живите в мире звуков вместе с ребенком, воспитывайте у него особую чуткость к звучанию и написанию слов, что даст ему неоценимые преимущества при дальнейших занятиях в школе. И самое важное — совместные игры со звуками и буквами станут важным шагом психического развития вашего ребенка. Удачи вам.