Ирина Чадова
Семинар-практикум для родителей «О здоровье всерьез»
Семинар - практикум для родителей «О здоровье всерьез»
Составитель: педагог-психолог Чадова И. В.
Ход деятельности:
1. «О здоровье всерьез» - педагог-психолог Чадова И. В.
2. Презентация «Создание условий в группе по формированию основ
здорового образа жизни»
3. Практическая часть
Ход семинара
«Здравствуйте, как я рада Вас видеть!» (Здравствуйте)
Здороваясь, мы желаем друг другу здоровья. И это не случайно. Ведь ещ в
Публикация «Семинар-практикум для родителей „О здоровье всерьез“» размещена в разделах
Древней Руси говорили: «Здоровье не купишь», «Дал бы Бог здоровье, а
счастье найдшь». Замечательно, когда все здоровы, а особенно, когда
здоровы дети. Сегодня мы поговорим с Вами о здоровье всерьез. Кроме
тяжлых соматических и психических болезней наших детей постоянно
подстерегают травмы, простуды, вирусы, инфекции. Лишь немногие
родители могут похвастаться тем, что ни разу не обращались к специалистам
за оказанием медицинской помощи. Как укрепить здоровье детей, избежать
болезней? Эти вопросы волнуют и вас родителей, и нас педагогов, так как все
мы хотим, чтобы наши дети не болели, становились здоровее, сильнее,
вырастали и входили в большую жизнь не только знающими и
образованными, но и здоровыми и закалнными. Забота о здоровье ребенка и
взрослого человека стала занимать во всем мире приоритетные позиции. Это
и понятно, поскольку любой стране нужны личности не только творческие,
гармонично развитые, активные, но прежде всего здоровые. Именно в
дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит
интенсивный рост и развитие, формируются навыки и привычки,
приобретаются физические качества и вырабатываются черты характера, без
которых невозможен здоровый образ жизни. Рост количества заболеваний
связан не только с социально-экологической обстановкой, но и с образом
жизни семьи ребенка. Сегодня важно нам, взрослым, формировать и
поддерживать интерес к здоровому образу жизни, как самих себя, так и
наших детей. Так что же взрослые могут сделать, для того чтобы приобщить
детей к здоровому образу жизни? Это мы с вами постараемся выяснить во
время нашей встречи.
Мозговой штурм «Что такое здоровье»
Давайте немного порассуждаем, что такое здоровье и здоровый образ жизни?
Какого человека можно назвать здоровым? Что способствует улучшению
здоровья, а что вредит? Что могут сделать родители для приобщения детей к
здоровому образу жизни?
Русский народ отразил свое отношение к здоровью в народных пословицах.
Сейчас предлагаю их вспомнить в игре «Ромашка» (На лепестках ромашки
записана первая половина пословицы – Ваша задача ее продолжить)
Игра «Ромашка»
В здоровом теле – (здоровый дух)
Голову держи в холоде, (а ноги – в тепле)
Заболел живот, держи (закрытым рот)
Быстрого и ловкого (болезнь не догонит)
Землю сушит зной, человека – (болезни)
К слабому и болезнь (пристает)
Поработал – (отдохни)
Курить – здоровью (вредить)
Любящий чистоту будет (здоровым)
Болен лечись - а здоров (берегись)
Береги платье снову, а (здоровье смолоду)
Не по лесу болезнь ходит, (а по людям)
Здоровье - это счастье! Когда человек здоров, все у него получается.
Здоровье нужно всем - и детям, и взрослым. Но нужно уметь заботиться о
здоровье. Известно, что здоровье более чем на половину зависит от образа
жизни, на четверть – от окружающей среды и гораздо меньше оно связано с
наследственностью и состоянием здравоохранения в государстве. Если мы,
взрослые люди, понимая это сознательно вредим себе, это наш выбор, а
здоровье детей совсем другой вопрос и лежит на нас. Поэтому наша с вами
задача – привить ребнку желание быть здоровым, воспитать уважение к
собственному здоровью и обязанность беречь его. К сожалению, в силу
недостаточно развитого культурного уровня нашего общества, здоровье не
стоит на первом месте среди потребностей человека. Поэтому многие
родители не могут служить для ребенка положительным примером здорового
образа жизни, так как имеют вредные привычки, предпочитают
многочасовые просмотры телепередач, видеофильмов закаливанию, занятиям
физкультурой, прогулкам на свежем воздухе с ребенком. Зачастую родители
плохо представляют, как приобщать ребенка к здоровому образу жизни.
Что же могут сделать родители для приобщения детей к здоровому образу
жизни? Прежде всего, необходимо активно использовать целебные
природные факторы окружающей среды: воду, ультрафиолетовые лучи
солнечного света, воздух, которые необходимы для жизнедеятельности
организма. Ребенку необходим спокойный, доброжелательный
психологический климат. Перебранки в присутствии ребенка способствуют
возникновению у него невроза или усугубляют уже имеющиеся нарушения
нервной системы. Все это существенно снижает защитные возможности
детского организма. Учитывая это, мы всегда должны стараться быть в
хорошем настроении. Конечно же, очень важным является правильно
организованный режим дня, двигательная активность которые является так
же важнейшим компонентом образа жизни и поведения дошкольников.
Проводя совместно досуг, у родителей и детей возникает тот духовный
контакт, о котором многие родители только мечтают. Проведение
совместного семейного отдыха – будь то семейные туристические походы,
активный отдых на море, в горах, участие в спортивных семейных играх и
соревнованиях, велосипедные прогулки в лес и т. д. – благотворно действуют
на дошкольников и их родителей. У детей важно формировать интерес к
оздоровлению собственного организма. Чем раньше ребенок получит
представление о строении тела человека, узнает о важности закаливания,
движения, правильного питания, сна, тем раньше он будет приобщен к
здоровому образу жизни.
В заключении хочется предложить Вам сформулировать семейные правила
составляющие основу здорового образа жизни. "Мой ребнок будет здоров,
если я…
2 часть семинара - Сейчас предлагаю Вам, уважаемые родители посмотреть
презентацию об условиях, созданных в группе для формирования основ
здорового образа жизни детей.
(просмотр презентации с комментариями педагога)
3. Практическая часть (оздоровительные упражнения)
Хочу предложить Вам упражнения, которые достаточно легки и могут
помочь приобщить детей к здоровому образу жизни
Комплексы проводит педагог вместе с родителями
на мультимедиа демонстрируются слова с музыкальным сопровождением
Самомассаж «Неболейка»
Чтобы горло не болело, Поглаживают ладонями шею
Мы его погладим смело. движениями сверху вниз.
Чтоб не кашлять, не чихать, Указательные пальцы растирают
Надо носик растирать. крылья носа.
Лоб мы тоже разотрем, Прикладывают ко лбу ладони
Ладошку держим козырьком. и растирают его движениями в стороны.
«Вилку» пальчиками сделай, Раздвинуть ук. и ср. пальцы и растереть
Массируй ушки ты умело. точки перед и за ушами.
Знаем, знаем – да-да-да! - Потирают ладони друг о друга.
Нам простуда не страшна!
Массажа рук «Пальчики – зайчики»
Разотру ладошки сильно, Растирание ладоней: захватить
Каждый пальчик покручу, каждый пальчик у основания и
Поздороваюсь с ним сильно выкручивающим движением
И вытягивать начну. дойти до ногтевой фаланги.
Затем руки я помою, «Моют руки».
Пальчик в пальчик я вложу, Пальцы в «замок».
На замочек их закрою
И тепло поберегу.
Выпущу я пальчики - Пальцы расцепить и перебирать ими.
Пусть бегут, как зайчики
Массаж лица «Белый пух».
Снежный пух Плавные движения руками перед
Все-все-все в пуху вокруг! собой, вверх, вниз.
Пух на шапках, пух на губках, Массирование возле уголков губ.
Пух на бровках, Массирование бровей.
Пух на шубках, Погладить себе шею.
Пух посыпал лоб и нос… Массировать нос и лоб.
Кто так сделал? Развести руки в стороны.
Дед Мороз.
Массажа ушей «Здоровые ушки»
Чтобы ушки не болели, Пальцами мягко разминают
Разомнем мы их скорее. ушную раковину.
Вот сгибаем, отпускаем Согнуть пальцами ухо и
И опять все повторяем. отпустить его.
Козелок мы разомнем, Большим и указательным пальцами
растирают козелок.
По уху пальчиком ведем Проводят указ. пальцем по краю
ушной раковины.
И ладошкой прижимаем, Ладонями энергично растирают уши.
Сильно-сильно растираем
Комплекс гимнастики для утомленных глаз
1. Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек., затем открыть глаза (6-8 раз).
Укрепляет мышцы век, способствует улучшению кровообращения и
расслаблению мышц.
2. Быстрые моргания в течение 1-2 минут. Способствует улучшению
кровообращения.
3. С меткой на стекле) : смотреть вдаль 2-3 сек; перевести взгляд на метку,
расположенную на расстоянии 20-30 см, смотреть 3-5 сек. (19-12 раз).
Снижает утомление глаз, облегчает зрительную работу на близком
расстоянии.
4. Выполняется сидя. Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее
веко. Через 1-2 сек снять пальцы с века (3-4 раза). Улучшает циркуляцию
внутриглазной жидкости.
5. Закрыть веки и массировать их указательными пальцами круговыми
движениями в течение 1 минуты. Расслабляет мышцы и улучшает
кровообращение.
Комплекс упражнений на дыхание
для восстановления сил душевного равновесия.
Дыхание «X а».
И. п. - основная стойка. Вдох - медленно поднимая руки вверх, задержать
дыхание, выдох - приглушенный звук «ха» через рот, наклониться всем
корпусом и расслабить мышцы рук.
Закаливающее носовое дыхание
1. Сделать 10 вдохов и выдохов через правую и левую ноздрю, по очереди
закрывая их то большим, то указательным пальцем правой руки.
2. Открыть рот, кончик языка прижать к нбу (при этом выключается ротовое
дыхание).
3. Сделать спокойный вдох, на выдохе с одновременным постукиванием
пальцев по крыльям носа произносить слоги «бо-ба-бу».
4. Сжать пальцы в кулак; во время вдоха широко открыть рот и насколько
возможно высунуть язык, стараясь его кончиком достать до подбородка;выдохнуть, разжав пальцы.
Вот и подошел к концу наш семинар. Сейчас хочу предложить вам игру
«Возьмемся за руки», прошу всех встать в круг. Каждый из вас желает соседу
справа что-то доброе и берет его за руку. Действие происходит до тех пор,
пока круг не замкнется.
Наша ниточка не прервалась, надеюсь, что мы так всегда вместе будем
бороться за здоровье детей, будем крепко дружить, поддерживать друг друга
в трудную минуту. Ведь добрые дела, дружба – это тоже здоровье.
Уважаемые родители помните, что здоровье ребенка в ваших руках!
Итог: Сегодня Вы убедились в необходимости обучения детей вести
здоровый образ жизни с дошкольного возраста, насколько просты многие
оздоровительные упражнения и насколько они эффективны.