Татьяна Москалева
Семинар-практикум для родителей «Взаимодействие детского сада и семьи с целью развития музыкальных способностей»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум для родителей
Тема: «Взаимодействие детского сада и семьи с целью развития музыкальных способностей ребенка»
Выполнила Москалева Татьяна Евгеньевна
Публикация «Семинар-практикум для родителей „Взаимодействие детского сада и семьи с целью развития музыкальных способностей“» размещена в разделах
- Детский сад и семья: взаимодействие, партнерство
- Музыка. Консультации для родителей
- Работа музыкального руководителя
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Теоретическая часть. Современный мир диктует свои правила жизни. Осваивать их приходится как взрослым, так и детям. Поэтому одна из самых главных задач взрослых – помочь ребенку в развитии социальных навыков, научить его ладить с другими людьми для того, чтобы он стал эмоционально отзывчивым и интересным для окружающих. Различные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия на человека. Но именно музыка имеет возможность воздействовать на ребенка на самых ранних этапах. Музыка является одним из богатейших и действенных средств эстетического воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, формирует вкусы. Успех музыкального развития ребенка зависит, прежде всего, от тесного сотрудничества, взаимопонимания, такта, терпения между семьей и детским садом. Только творческий союз педагогов и родителей могут наполнить жизнь ребенка интересными событиями. Поэтому музыкальные руководители, воспитатели, консультируя родителей по вопросам музыкального воспитания в семье, рассказывают им о том музыкальном опыте, который ребенок приобрел в дошкольном учреждении, а также о педагогических установках детского сада в области музыкального образования детей. Такая информация есть в каждой группе нашего детского сада в «Уголке специалиста», в ходе которой родители конкретизируют свои знания, и у них возникает потребность в дальнейшем самообразовании. Но наиболее важную роль во взаимодействии с семьей играют наглядные формы. Это проведение открытых музыкальных занятий, развлечений, праздников, где родители наблюдают за деятельностью детей, педагогов, а иногда и сами являются участниками перечисленных мероприятий. Они узнают детский сад «изнутри», знакомятся с содержанием музыкального образования, с различными видами и формами музыкальной деятельности детей в дошкольном учреждении. В группах есть папки-передвижки, где родители могут ознакомиться с информацией о предстоящем празднике, познакомиться с музыкальным репертуаром, которые дети разучивают на музыкальных занятиях. Воспитатели на группах организуют фотовыставки о проведенных сезонных праздниках или праздниках Народного календаря. Но помимо музыкальных занятий, развлечений, праздников музыка может и должна включаться в разнообразную деятельность ребенка в течение всего дня. Использование музыки в повседневной жизни дошкольного учреждения придает ей большую эмоциональную насыщенность, благотворно сказывается на психофизическом состоянии ребенка.
Практическая часть «Музыкальное путешествие»
Цель :
Совершенствование нетрадиционной формы работы с родителями, формирование их педагогической компетентности и вовлечение в воспитательно-образовательную деятельность детского сада.
Задачи:
• развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику;
• формировать правильное диафрагмальное дыхание;
• отрабатывать четкие координированные движения во взаимосвязи с речью и музыкой;
• развивать звуковысотный, ритмический, фонематический слух, просодические компоненты речи;
• развивать творческое воображение, фантазию, пантомимические навыки;
• развивать коммуникативность;
• формировать навыки релаксации.
Материал и оборудование:
Компьютерная установка и проекционный экран, картонные нотки 2-х цветов (желтого, красного, корзинка, киндер-сюрпризы с текстом пословиц, стаканчики из-под йогурта, цветная бумага, клей, верёвочка, 2 большие пуговицы, 2 набора детских музыкальных инструментов, телевизор, DVD-плеер, текст разминки, столы.
Ход:
Ведущий. Добрый день уважаемые родители.
Я рада приветствовать вас у нас в гостях. А чтобы нам с вами было комфортнее далее работать, я предлагаю вам поделиться хорошим настроением, поприветствовать друг друга. Так мы это делаем с детками в группе раннего развития «Вместе с мамой».
«Ладошечка»
Под музыку поглаживаем свою ладошечку, затем поглаживаем ладошечку соседа.
Дай ладошечку моя крошечка,
Я поглажу её понемножечку.
И так все в хорошем настроении. Мы можем начинать наше путешествие.
Мир музыки так чудесен, дорогие друзья,
Потому в нем без музыки обойтись нам нельзя!
Ведущий. А теперь я предлагаю в путешествие отправиться!
В детство всем нам заглянуть,
Ну а вдруг понравится? Вы согласны? В добрый путь.
Не будем время мы терять, команды будем собирать!
Чистоговорка «Чемоданы собираем» (автор О. С. Боромыкова).
Чемоданы собираем – кладут ладошку на ладошку
И в автобус загружаем – складывают руки «полочкой» и меняют их местами
Пассажиры суетятся – «моталочка»
На сидения садятся – хлопают в ладоши
Уезжаем, уезжаем – машут правой, а затем левой рукой – прощаются
Телеграммы посылаем – кулачком правой руки стучат по левой ладони
Вот вокзал – поднимают руки вверх
Автобус ждёт – опускаю руки на колени.
Ведущий: Я предлагаю вам пройти в автобус и занять свои места.
(Все участники встают со стульчиков, обходят их кругом).
Танец-игра «Автобус» (нем. песенка, обр. Е. Железновой)
1. Мы все в автобусе сидим – шлепки поочередно каждой рукой о колено
И сидим, и сидим.
И из окошечка глядим, - глядим вправо-влево
Все глядим.
2. Глядим назад, - поворот корпуса назад
Глядим вперед, - поворот корпуса вперед
Вот так вот, вот так вот – движения повторяются
Ну что ж автобус не везет, - удивленно поднимают поочередно плечики
Не везет.
3. Колеса закружились, - «моталочка»
Вот так вот, вот так вот.
Вперед мы покатились, моталочка с наклоном вперед-назад
Вот так вот.
4. А щетки по стеклу шуршат, - «часики»
Вжик-вжик-вжик – 2р.
Все капельки смести хотят,
Вжик-вжик-вжик.
5. И мы не просто так сидим
Бип-бип-бип – 2р. – указательным пальцем правой руки дотрагиваемся до носа
Мы громко, громко все гудим,
Бип-бип-бип.
6. Пускай автобус наш трясет, - отрываем пятки от пола одновременно двумя ногами
Вот так вот – 2р.
Мы едем, едем все вперед, - крутим руль вправо-влево
Вот так вот!
Ведущий. Ну, вот мы и приехали.. (встают возле стульчиков).
Пальчиковая игра «Ладушки» (авторская)
Ладушки-ладошки, - 4 хлопка
Заглянем мы в окошко - рисуют «окошко»
Мы в окошко – тук-тук-тук - стучат кулачком о ладошку
Открывайте! Я – ваш друг! - руки разводят в стороны
Вытирайте ножки, заходите крошки!
садятся на стульчики.
Ведущий: Перед нами музыкальная гостиная. Восприятие является ведущим видом музыкальной деятельности. Через восприятие музыки ребёнок учится эмоционально откликаться на окружающую его среду. Вы сейчас прослушаете фрагменты музыкальных произведений, и вам нужно сказать какую музыку вы услышали.
Ведущий: А сейчас посмотрите фрагмент занятия. Видеоролик.
Ведущий: А чтоб наше веселое путешествие запомнилось вам, я предлагаю вам смастерить колокольчик. Подходим к столам, на которых раздаточный материал. Изготавливаем колокольчик.
Берётся стаканчик из-под йогурта. На дне стаканчика ножницами делается отверстие. Продевается верёвочка, которая предварительно продета через большую пуговицу. Закрепляется. Стаканчик украшается.
Ведущий: А вот автобус, который уже поджидает нас. И мы отправляемся с вами обратно в детский сад.
Танец-игра «Автобус» (нем. песенка, обр. Е. Железновой)
1. Мы все в автобусе сидим – шлепки поочередно каждой рукой
И сидим, и сидим.
И из окошечка глядим, - глядим вправо-влево
Все глядим.
2. Глядим назад, - поворот корпуса назад
Глядим вперед, - поворот корпуса вперед
Вот так вот, вот так вот – движения повторяются
Ну что ж автобус не везет, - удивленно поднимают поочередно плечики
Не везет.
3. Колеса закружились, - «моталочка»
Вот так вот, вот так вот.
Вперед мы покатились, моталочка с наклоном вперед-назад
Вот так вот.
4. А щетки по стеклу шуршат, - «часики»
Вжик-вжик-вжик – 2р.
Все капельки смести хотят,
Вжик-вжик-вжик.
5. И мы не просто так сидим
Бип-бип-бип – 2р. – указательным пальцем правой руки дотрагиваемся до носа
Мы громко, громко все гудим,
Бип-бип-бип.
6. Пускай автобус наш трясет, - отрываем пятки от пола одновременно двумя ногами
Вот так вот – 2р.
Мы едем, едем все вперед, - крутим руль вправо-влево
Вот так вот!
Ведущий. Ну, вот мы и приехали. Проделан долгий путь.
Чему-нибудь и как-нибудь
Вы научились понемногу? (Да.)
И в детство вы нашли дорогу? (Да.)
Ну что ж, оценим ваши знанья. (Ведущий берет корзинку с орешками.)
Есть у меня орешки мудрости
И в них сокрыт секрет…
Их раздадим мы вам,
В одних пословицы – конец,
В других – ее начало.
Звучит музыка. Ведущий командам раздаёт орешки. Коллеги открывают орешки. В ходе обсуждения собирают пословицы и поговорки по смыслу.
Пословицы и поговорки.
1. Детишек воспитать – не курочек пересчитать.
2. В одиночку не одолеешь и кочку.
3. Ребенок – это воск, что хочешь, то и сольешь.
4. Играть играй, да дело знай.
Ведущий. Какие мудрые пословицы… Они подтверждают:
Нет ничего прекрасней на свете
Счастливой и дружной семьи,
Где мамы и папы, и внуки, и дети,
Живут в мире, дружбе, любви!
Ведущий: Не было бы родителей – не было бы ребенка. Не было бы праздников, напряжения мысли, всплеска бурных эмоций.
Родители – это те, кто всегда заставляет нас быть в тонусе, следить за собой и выстраивать сложные отношения. Мы и родители – звенья одной цепи.
Но мир без искусства
Нам всем будет тесен,
Вы все убедились, друзья.
А музыка – главное чудо на свете,
И с детства - наша путеводная звезда.
На память о нашей встрече хочется подарить вам колокольчики, которые вы сделали своими руками, с наилучшими пожеланиями о новых встречах. Всем большое спасибо.
Литература.
1. Виноградов Л. Развитие музыкальных способностей у дошкольников. - М. : Сфера, 2009
2. О. С. Боромыкова О. С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением. - СПб. : “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 1999
3. Панфилова М. А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. - М. : “Издательство ГНОМ и Д”, 2001
4. Праслова Г. А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста. - С-Пб. : Детство-Пресс, 2005
5. Радынова О. П., Катинене А. И., Палавандишвили М. Л. Музыкальное воспитание дошкольников. - Москва: “Просвещение” “Владос”, 1994