Юлия Баранова
Семинар-практикум для педагогов «Все дети имеют право на понимание. Дети с РАС»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создание условий для толерантного отношения педагогов к детям с РАС, развитие способности педагогов к децентрации.
Задачи:
• создать благоприятные условия для работы в группе,
• актуализировать психологический образ ребенка,
• обучение приемам активизации ребенка с РАС на занятиях, опираясь на свой личностный потенциал
ХОД ВСТРЕЧИ
Звучит легкая музыка. Педагоги рассаживаются по кругу.
Темочки:
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Семинар, практикум
- Темочки
Психолог. Добрый день, дорогие педагоги. Сегодня мы с вами обсудим важную тему в образовании, которая звучит так: «Все дети имеют право на понимание. Дети с РАС». А начать я предлагаю с упражнения «Эмоциональные качели»
Цель: анализ прошедшего дня, проговаривание возникших проблем, осознание положительных моментов прошедшего отрезка дня, информирование других членов группы о своей реакции на те или иные события. Показать, что в жизни происходят не только отрицательные события, но обязательно встречаются и положительные.
Каждому участнику необходимо назвать одно положительное и одно отрицательное событие, которое произошло с ним за день.
Психолог. Спасибо! А сейчас скажите, какое событие первым приходило в голову: отрицательное или положительное? (Ответы педагогов)
Как правило, отрицательные эмоции всплывают в нашей памяти первыми, но важно всегда в отрицательном находить положительное.
И так во всём: в пройденном дне, в событиях семьи, в ситуациях на работе, в людях, окружающих нас. Работая с детским коллективом также важно подмечать не только слабые стороны детей, но и обязательно видеть сильные. Вы знаете, что нет двух одинаковых детей даже в одной семье, не говоря уже о группе детского сада. А значит, и подходы в обучении к каждому ребёнку мы подбираем индивидуально. Мы принимаем детей такими, какие они есть и направляем их сильные качества в «нужное русло», корректируя при этом слабые стороны. НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ, НЕ ЛОМАЯ РЕБЁНКА!
Но вот с детьми с ОВЗ это делать несколько сложнее. Более детально мы поговорим про детей, имеющих подтвержденный заключением диагноз «РАС».
Скажите, как вы представляете себе ребенка с РАС?
Что он делает?
Как себя ведёт?
(Ответы педагогов)
На доску прикрепляю заранее заготовленные карточки со словами или открываю заготовленный слайд по итогу обсуждения
• Стереотипия
• Вокализация
• Отсутствующий взгляд
• Нет осознания опасности
• Нарушение /отсутствие речи
• Гиперчувствительность к любым изменениям
Вы правы, действительно эти дети играют с предметами не так, как это принято, они радуются другому. Для них не существует норм и правил, им непонятно и неинтересно то, что делают обычные дети. У них свой, закрытый для посторонних мир, но им безумно нужна помощь, поддержка и понимание.
Что же такое расстройство аутистического спектра (РАС) - это нарушение развития, неврологическое по своей природе, которое влияет на мышление, восприятие, внимание, социальные навыки и поведение человека. Это форма дисгармоничного, нарушенного формирования психики, при котором наиболее страдает развитие социального аспекта интеллекта. У таких детей нарушена направленность и регуляция поведения, но при этом часто сохраняются формальные интеллектуальные возможности. У них вырабатывается стойкий дефицит общения со слабой выраженностью эмоций. Дети с диагнозом «РАС» погружены в свой внутренний мир и плохо идут на контакт с окружающими.
ПРОСМОТР РОЛИКА ПРО АУТИЗМ
Обсуждение:
В чем заключается роль педагога в работе с такими детьми?
Заранее заготовлен ответ или слайд: ВВЕСТИ РЕБЕНКА С РАС В СОЦИУМ:
- чтобы он научился себя обсуживать;
- мог работать и зарабатывать…. (еще варианты педагогов)
Предлагаю выполнить следующее упражнение, которое называется «Возьми салфеток»
Цель: выявление представлений слушателей о себе.
Оборудование: пачка салфеток.
Психолог передает по кругу пачку бумажных салфеток со словами: «На случай, если потребуются, возьмите, пожалуйста, себе немного салфеток».
После того как все участники взяли салфетки, психолог просит каждого представиться и сообщить о себе столько положительных качеств, сколько салфеток он взял.
Психолог: Спасибо! Очень приятно, что Вы себя цените и уважаете. Но даже нам: взрослым, получившим образование людям, дается трудно презентовать себя. А детям с РАС этого сделать невозможно. Поэтому именно Вам – педагогам необходимо выявить сильные стороны такого ребенка и работать, опираясь на них.
Здесь Ваша работа будет вестись в трёх направлениях, неразрывно связанных между собой:
1. Непосредственная работа с ребенком
2. Работа с родителями
3. Работа со специалистами (взаимодействие с психологом, логопедом).
Коррекционная работа с аутичными детьми требует больших эмоциональных затрат и всегда носит долгосрочный характер. Поэтому часто родители, ожидая быстрого положительного результата и не получив его, разочаровываются, «опускают руки», теряют надежду. Усугубляет ситуацию и то, что аутичные дети, существуя в своем мире, не замечают окружающих и не устанавливают с ними эмоциональную обратную связь, в т. ч. и с родителями, вкладывающими так много сил и энергии в развитие своего «особенного» ребенка. Здесь, Вам как педагогам нужно проговаривать сильные стороны ребёнка, его пусть совсем небольшие, но успехи!
НЕЛЬЗЯ «топить» родителей еще больше. Им и без наших отрицательных отзывав хватает негатива. Тогда родители будут к Вам тянуться, прислушиваться, выполнять рекомендации. А значит, и полученные результаты будут закрепляться качественнее.
Сейчас предлагаю выполнить следующее упражнение «МЕНЯ РУГАЮТ»
Каждый из участников завершает следующие предложения: (заранее приготовлены карточки или слайд)
• «Я себя ругаю за то, что я…»
• «Другие меня ругают за то, что я…»
• «В детстве меня ругали за то, что я…»
После круга отводится немного времени для обсуждения:
Что вы почувствовали?
Представьте себе, что чувствует родитель, когда вы его ругаете и говорите о его ребенке только негативно. Постарайтесь, говорить о плохом только тогда, когда ребенок этого действительно заслуживает, а не тогда, когда у вас плохое настроение. Постарайтесь терпением, теплом и лаской воспитывать детей, а через детей Вы найдете подход и к родителям.
Но бывают такие ситуации, когда привлечь к деятельности такого ребёнка не представляется возможным: он кричит, дерется, кусается…. Особенно так бывает, когда он адаптируется к детскому саду. В этом случае, как следует поступить, как Вы считаете?
Ответы педагогов
Заранее заготовлен ответ ОСТАВИТЬ ЕГО В ПОКОЕ: увести в затемненную комнату (спальню, дать сесть/лечь; если позволяет – прижать к себе.
Общие правила по работе с ребенком с РАС:
1. Обязательно разработать схему расписание/ график дня с двигающимся «маячком»;
2.. Каждый день ребенок должен соблюдать режимные моменты в одно и то же время;
3. Так же нужно составлять график на ближайшие мероприятия (поход в театр, на выставку, на утренник….);
4. Правила поведения (но их надо давать постепенно);
5. Правила должны висеть на самом видном месте;
6. Использовать систему поощрений за желаемое поведение;
7. В обучении использовать игровой подход (начинать играть нужно с сенсомоторных игр, т. е. игр, содержанием которых является активное движение и получение разнообразных ощущений).
Таким образом, можно говорить о том, что при правильно подобранном «ключике» к ребенку, а значит, и к родителям, мы можем помочь детям даже с диагнозом «РАС» попасть в «мир полный людей».
А закончить нашу встречу мне хочется словами Джо Стивенса, директора программы помощи аутистам EarlyBird (Великобритания): «Аутизм — это «развитие по-другому»: такие дети думают и учатся по-своему, иначе воспринимают информацию. У нас нет магического шара, чтобы увидеть, каким станет ребенок в будущем. Но у каждого можно достичь позитивных изменений. Родители — лучшие учителя своего ребенка, но им требуется поддержка профессионалов. Причина неуспеха бывает только одна — если ребенку не подобрали подходящей именно ему программы помощи. Нужно не успокаиваться, а продолжать искать инструменты, которые позволят ему общаться с миром».
Благодарю Вас за внимание и активное участие!