Наталья Цыряпкина
Семинар-практикум для педагогов «Учимся играя. Система игр и упражнений по обучению детей грамоте в подготовительной группе»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум для педагогов
Цель: ознакомление воспитателей с системой игр и упражнений, основанных на звуковом аналитико-синтетическом методе подготовки детей к обучению грамоте.
Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является подготовка детей к школе. В эту задачу входит, в частности, подготовка к обучению грамоте – чтение, элементарные навыки письма.
Публикация «Семинар-практикум для педагогов „Учимся играя, Система игр и упражнений по обучению детей грамоте в подготовительной группе“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Подготовительная группа
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2023
В современной литературе представлены разные методики и технологии обучения грамоте (Д. Б. Эльконин, Т. А. Ткаченко, Г. А. Каше, В. Н. Зайцев, В. И. Городилова, С. Ф. Иваненко). Педагоги вправе выбирать ту или иную методику, учитывая особенности развития каждого ребенка, его возможности и способности.
В настоящее время обучение грамоте проводится звуковым аналитико- синтетическим методом, ориентированном на развитие фонематического слуха, формирование мыслительных операций анализа и синтеза. Данный метод целенаправленно готовит детей к овладению навыками чтения и письма, способствует развитию мышления и речи.
Его главные особенности заключаются в том, что:
• Анализ и синтез взаимосвязаны; звуковой анализ – это разделение целого слова на составные части, то есть звуки, из которых оно состоит. А звуковым синтезом называется соединение звуков в слова.
• Обучение чтению основано на слоговом принципе;
• Обучение чтению и письму идут параллельно и одновременно; Анализ и синтез являются основой процесса чтения и письменной речи.
• Усвоение детьми грамоты является предпосылкой развития устной и письменной речи.
Как показывает практика, знание ребенком букв еще не позволяет ему овладеть навыками слитного чтения. Один ребенок называет последовательно буквы, но не может прочитать слово, другой ребенок читает слово, но не может объяснить, что оно обозначает.
Многим детям тяжело даются навыки анализа и синтеза слов, они не умеют различать понятия, как гласные и согласные звуки, определять их количество и местоположение в слове. Но следует помнить, что навык чтения формируется у ребенка только после овладения навыками звукового и слогового анализа и синтеза. Ребенок должен усвоить, что предложения состоят из слов, слова – из слогов и звуков, расположенных в определенной последовательности.
По мнению известного психолога Даниила Борисовича Эльконина, «Чтение есть воссоздание звуковой формы слова по его графической (буквенной) модели». То есть мы хотим, чтобы ребёнок усвоил письменную речь (чтение и письмо) быстро, легко, а также избежал многих ошибок, следует обучить его звуковому анализу и синтезу. К. Д. Ушинский отмечал, что «Сознательно читать и писать может только тот, кто понял звукослоговое строение слова».
Основным содержанием обучения чтению является звукослоговой анализ слов. Работа по звукослоговому анализу слов должна сочетаться с работой по развитию речи, которая ведется по всем направлениям: лексика, грамматика, связная речь.
Однако всегда надо помнить, что ведущая деятельность ребенка – игра, а следовательно, обучение должно проходить в занимательной, игровой форме.
Играя, дети лучше усваивают новый материал, а использование системы речевых игр позволяет им успешно овладеть звуковым анализом, с интересом узнать особенности слов, учиться применять их в речи.
Навык чтения формируется у ребенка только после овладения навыками звукового и слогового анализа и синтеза.
Хочу представить вашему вниманию игры и упражнениия, которые педагог может использовать и на занятиях по обучению грамоте, и отдельно. Представленная система игр и упражнений, построенная с учетом последовательного усложнения материала, поможет ребенку научиться различать понятия звук и буква, подготовит его к чтению, сформирует элементарные навыки элементарного письма («печатания»).
Представленные игры делятся на две группы: игры со звуками и игры с буквами.
ИГРЫ СО ЗВУКАМИ «Назови первый звук в слове»
Цель: выработка навыка определения первого звука в слове.
Ход игры: взрослый называет слово, ребенок должен выделить голосом первый звук в слове и назвать его именно так, как звук звучит в слове. Например, кот – в слове «кот» первый звук К, кит – в слове «кит» первый звук Кь, сад – в слове «сад» первый звук С, сено – в слове «сено» первый звук Сь и т. д. В качестве усложнения можно попросить ребенка охарактеризовать этот звук (гласный-согласный, мягкий – твердый, а также назвать последний звук в слове).
«Подбери словечко»
Цель: учить подбирать слово с заданным звуком.
Ход игры: взрослый просит подобрать слово с заданным звуком, ребенок называет одно или несколько слов. Например: «Назови мне слово со звуком Ш» (в начале, середине и конце слова). – школа, карандаш, мишура. «Назови мне слово со звуком Бь» – бинт, ребенок, белка.
«Поймай звук»
Цель: выработка навыка выделения заданного звука в звуковом ряду.
Ход игры: взрослый предлагает выполнить определенное действие, когда ребенок услышит заданный звук среди других произносимых взрослым звуков. Например: «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук А» далее взрослый медленно и четко произносит: О, А, К, У. А, Б, Л, О, и т. д.
«Хлопни, если услышишь в слове звук А»
Цель. Учить ребенка выделять заданный звук из слова.
Ход игры:
Взрослый. Я назову цепочку слов. Если ты услышишь в слове звук А, хлопни в ладоши, вот так (взрослый хлопает один раз). Слушай и будь внимательным.
Рекомендации. Произносите слова медленно, выделяя звук А голосом (аааист). По окончании игры уточните, почему ребенок не хлопал, когда произносились слова, где нет звука А.
«Замени звук»
Цель: выработка навыка синтеза слогов по заданному принципу.
Ход игры: взрослый предлагает заменить определенный звук на заданный и произнести получившийся слог. Например: «Замени А на О» далее взрослый медленно и четко произносит слог КА, ребенок «в уме» меняет А на О и произносит КО, ЗА – ЗО, ЛА – ЛО и т. д.
«Составь слово из отдельно названых звуков» («Поймай словечко в ладошки»)
Цель. Учить ребенка составлять слово из отдельно названных звуков.
Взрослый. Я назову звуки, а ты назови слово. Звуки: К, О, Т. какое слово ты услышал? кот.
«Цепочка слов»
Цель. Учить ребенка выделять последний звук в слове и подбирать слова с этим звуком. Учить запоминать правила игры и не нарушать их.
1-ый вариант. На подносе лежат картинки. Взрослый берет картинку, кладет на стол, называет ее, выделяя голосом последний звук: ЛУК. Ребенок находит картинку, название которой начинается со звука К, и кладет рядом с первой картинкой, называя ее: КОТ, выделяя голосом последний звук. Игра заканчивается, когда все картинки будут разобраны игроками.
2-ой вариант. Правила те же, но без картинок
Взрослый. Я назову слово, а ты запомни последний звук в слове и назови слово, которое будет начинаться с этого звука.
Например, рак – коза – ананас – сова – автобус - самолет.
Эти игры можно использовать как индивидуально с каждым ребенком, так и с подгруппой детей. Проводя игры с подгруппой детей, можно внести элементы соревнования. Например: «Кто назовет больше слов с заданным звуком – получит звездочку». Такие игры учат ребенка играть в команде, быстрее думать, сопереживать, радоваться победе, искать новые слова.
3-ий вариант. Любят дети игры с мячом. Бросая мяч, ребенок не не только должен поймать его, но и быстро вспомнить и назвать слово с заданным звуком.
Дети стоят вокруг педагога; педагог с мячом – в центре круга.
Взрослый. Я буду называть звук и бросать мяч, а вы, возвращая мне мяч, должны назвать слово, которое будет начинаться с этого звука.
ИГРЫ С БУКВАМИ Стихи о буквах
Помочь в запоминании букв могут и стихи о буквах, в которых описываются внешние признаки буквы. Такие стихи полезно не только читать детям, но и заучивать наизусть.
Мы учили букву «А»,
Полюбуйтесь, какова!
А узнать ее легко -
Ноги ставит широко.
Буква Б, как бегемотик,
Нарисуем ей животик,
Козырек добавим выше:
Буква Б у нас под крышей.
Очень много подобных четверостиший в книге «Занимательное азбуковедение» (авт. -сост. Г. П. Попова, В. И. Усачева).
«Дорисуй букву»
Напишите на листе бумаги только элементы букв. Попросите ребенка угадать, какие буквы вы хотели написать? Предложите дописать недостающие элементы, чтобы получилась буква. Игра развивает воображение, поможет предупредить ошибки при написании букв.
«Четвертый лишний»
Детям предлагаются карточки с изображением четырех букв, среди которых одна - лишняя. Основанием для классификации может служить признак букв – гласные - согласные.
Например, (А О У Р, (М П А К) и др.
«Сложи букву из палочек»
(можно использовать пластилин, проволоку и т. д.).
Радуйтесь каждому успеху своего ребенка и помогайте преодолевать трудности в обучении.