Альбина Ганиева
Семинар-практикум для педагогов «Игры и упражнения на развитие коммуникативных навыков общения у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
«Игры и упражнения на развитие коммуникативных навыков общения у дошкольников»
Цель: Развитие эмоционально-коммуникативной культуры и творческого мышления у педагогов.
Задачи:
1. Создание психологических комфортных условий для организации совместного продуктивного творческого общения педагогов друг с другом.
Публикация «Семинар-практикум для педагогов „Игры и упражнения на развитие коммуникативных навыков общения у дошкольников“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Коммуникативные игры, для развития навыков общения
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Семинар, практикум
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
2. Развитие творческого мышления у педагогов в условиях индивидуальной работы, работы в малых группах.
3. Формирование толерантного отношения друг к другу, развитие коммуникативных способностей, культуры речи и поведения.
4. Формирование основ эмоциональной саморегуляции у педагогов, эмоционального сознания собственных чувств, переживаний в условиях межличностного взаимодействия.
5. Ознакомление педагогов с играми и упражнениями на развитие коммуникативных навыков общения для дошкольников, развитие и закрепления практических навыков игры.
Оборудование занятия: наклейки (желтые, оранжевые, красные) для формирование команд «Банан», «Апельсин», «Яблоко»; цветные карандаши, ножницы, альбомы для 3 команд; музыкальное оформление (музыка); буклеты «Игры и упражнения для развития коммуникативных навыков у дошкольников» (старший средний, младший возраст, анкеты для обратной связи, конспект занятия, столы, стулья, пространство для игры.
Ход занятия:
1. Организационный момент. Все участники семинара выбирают себе наклейки по цвету, и распределяются по командам: желтого цвета наклейки команда «Банан», оранжевого цвета команда «Апельсин», красного цвета наклейки команда «Яблоко». Команды проходят за столики и садятся.
2. Проблемная ситуация. Уважаемые коллеги, как вы думаете с какого возраста надо учить детей общаться? (Ответы педагогов ….)
На доске эпиграфы: «Игра – в значительной степени основа всей человеческой культуры» (М. Монтель); «Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития»; «В игре ребенок живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни».
1. Ознакомление с видами игр (Теоретическая часть).
Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру как ведущую детскую деятельность. Общение является важным элементом любой игры. Во время игры происходит социальное, эмоциональное и психическое становление ребенка. Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими.
Существуют несколько видов игры на развитие коммуникативных навыков общения :
1)Игры – приветствия для хорошего настроения: «Приветствие друзей», «Повторение ритма», «Назови свое имя», «Снежный ком», «Игра приветствие с колокольчиком», «Назови ласково свое имя», «Встаньте дети, встаньте в круг» и т. д.
Предлагаемые игры, которые можно использовать не только в работе с детьми, но и с взрослыми на тренингах, помогут психологу и педагогу в достижении самых разных целей: зададут оптимистичный конструктивный настрой; будут стимулировать творческую активность; обеспечат сплоченность группы и ее слаженную работу; помогут сформировать навыки социального взаимодействия.
2)Игры на развитие уверенности в себе : «Капитан», «Похвали друга», «Колечко», «Волшебный поезд», «Пошли письмо», «Волшебный стул, «Мышь и мышеловка», «Зеркало», «Волшебник», «Я самый!», «Радио» и т. д.
Важным показателем эффективного общения является уверенное поведение. Тревожным, замкнутым, неуверенным в себе детям зачастую трудно установить дружеские отношения со сверстниками. Они чаще предпочитают игры в одиночестве либо выполняют роль ведомого. для таких детей именно игра может стать той школой, где они по новому посмотрят на себя, испытают позитивное внимание сверстников, почувствуют радость успеха от совместной деятельности.
Эти игры помогут научить детей: различать свои индивидуальные особенности: внешний облик, манеру поведения; радоваться удаче, успеху; описывать свои чувства, желания разными средствами (жесты, мимика, поза, походка, слова); осознавать свои мышечные и эмоциональные ощущения.
3)Игры на развитие внимания друг к другу, эмпатии: «Ветер дует на того», «Опиши друга», «Узнай по голосу», «Передай настроение», «На кого я похож», «Мое любимое животное», «Мама и детеныш» и т. д.
Эгоцентризм, свойственный детям дошкольного возраста, часто препятствует установлению доверительных контактов между сверстниками. Но дошкольники эмоционально открыты и вполне способны проявлять внимание не только к своим потребностям, но и к потребностям сверстников, умеют сопереживать, выражать сочувствие. важно научить их этому.
Эти игры помогут научить детей: оказывать помощь другим в трудной ситуации; уметь поставить себя на место другого; терпимо относиться к чужим недостаткам; радоваться успехам других; вежливо общаться с окружающими, употреблять в речи волшебные слова; уметь сочувствовать и сопереживать.
2. Практическая часть (все участники семинара встают в круг для игры).
Приветствие Упражнение «Я сегодня вот такая….». Все участники семинара встают в круг. Психолог начинает упражнение и по кругу все участники игры продолжают передавать свое эмоциональное настроение, называть свое имя: меня зовут Альбина, я сегодня вот такая…. и показываю, по кругу следующий участник называет свое имя и показывает свое состояние… и т. д.)
Задание №1 (Практическая часть, работа в командах)
Создание портрета «Драчуна», «Капризули», «Скромника», капитан команды вытягивает задание. Все команды создают портрет: 1 команда портрет на «Капризули», 2 команда портрет «Скромника», 3 команда портрет «Драчуна» все делают описание на листке, определяют возраст ребенка, которому свойственно это поведение (старший, средний, младший). Затем каждая команда изображает свой портрет, а другие команды отгадывают, кого изобразила команда соперников (драчуна, капризулю, скромника).
Задание №2
Выбрать игру для своего возраста и проиграть со всеми участниками семинара. Команда «Банан» выбирает игру для младшего дошкольного возраста, команда «Апельсин» игру для среднего дошкольного возраста, команде «Яблоко» игру для старшего дошкольного возраста. (время 3 минуты на подготовку, затем проиграть игру со всеми участниками). Каждая команда проводит свою игру по возрасту.
Задание № 3
Упражнение «Куски пирога». Каждой команде дается альбомный лист с рисунком пирога, цветные карандаши, ножницы. Психолог предлагает каждой команде разделить пирог, изображенный на листе бумаги, на 7 частей, величину каждой части определить всей командой. Теперь обозначьте каким-либо образом, кого из участников вы хотели бы угостить, а какой кусочек оставить своей команде. Затем раскрасьте каждый кусочек пирога, соотнося свое восприятие человека с цветом. Например, этот кусочек у меня для Риммы, она веселая, поэтому я хотела бы ее угостить оранжевым кусочком пирога. В вашем пироге могут быть следующие цвета: желтый, красный, оранжевый, зеленый, синий, голубой, коричневый, серый, черный, но постарайтесь обосновать выбранный вами цвет, что он означает именно для этого человека в вашем представлении. Помните, что один кусочек - ваш. Время на работу 10 минут. Представление своих пирогов по желанию. Это упражнение помогает с помощью социометрии увидеть выбор друзей, кто кому отдает предпочтение в общении. Участники команды учатся договариваться, уступать, выявлять лидера команды. Происходит сплочение команды. Можно использовать в группе с детьми старшего дошкольного возраста.
Игры и упражнения.
Все участники семинара, все команды выходят для проигрывания игр и упражнений. Эти игры способствуют сплочению коллектива, развивают коммуникативные навыки общения : Упражнение «Комплименты», игра «Снежный ком», игра «Ипподром», игра «Море волнуется раз….», игра «Фруктовый салат», Упражнение «Собери машину», игра «Иголка, нитка», «Перебежки», «Сова».
Подведение итогов. Рефлексия все участники семинара встают в круг, передают волшебную палочку по кругу и проговаривают свои впечатления, отзывы о семинаре - практикуме «Игры и упражнения на развитие коммуникативных навыков общения у дошкольников». Также заполняют анкеты (пожелания, предложения, оставляют свои отзывы к работе педагога-психолога). Педагогам раздаю буклеты «Игры и упражнения на развитие коммуникативных навыков общения». Спасибо всем за активное участие!
Педагог-психолог МБДОУ №36 Ганиева Альбина Кайпкалиевна
Дата: 06.03.2024