Наталья Муратова
Семинар-практикум для педагогов «Ознакомление дошкольников с шедеврами мировой живописи в соответствии с ФГОС до»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум для педагогов МБОУ «ЦО №34»
«Ознакомление дошкольников
с шедеврами мировой живописи в соответствии с ФГОС ДО»
Дата проведения: 30 октября 2018 г.
Место проведения: МБОУ «ЦО №34» ДО «Колибри»
Актуальность темы: Ознакомление с жанровой живописью детей дошкольного возраста в условиях детского сада является важной составляющей работы по художественно-эстетическому развитию.
Темочки:
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2019
Теоретические основы: Изучением вопросов ознакомления с живописью в дошкольном возрасте занимались : Григорьева Г. Г., Комарова Т. С., Мелик-Пашаева А. А., Полуянова Ю. А., Зубарева Н. М.
Цель: развитие профессиональной компетентности педагогов в области методики озна-комления дошкольников с произведениями искусства в соответствии с ФГОС ДО.
Задачи:
• повышать профессиональную компетентность педагогов в области живописи;
• закреплять знания педагогов о видах и жанрах живописи (портрет, натюрморт, пейзаж, мифологический (сказочно-былинный, анималистический, исторический, батальный, бытовой);
• закрепить знания педагогов о методах и приемах, используемых при ознакомлении с живописью дошкольников;
• способствовать формированию представлений педагогов об особенностях ознакомле-ния дошкольников с произведениями искусства для дальнейшего использования дан-ного материала в работе с детьми;
• развивать творческую активность педагогического коллектива через организацию ди-дактических игр.
• повысить мотивацию педагогов к овладению различными техниками рисования.
Материал и оборудование:
наглядный: аудиозапись с музыкой; схемы описательного рассказа пейзажа, портрета, на-тюрморта; наглядные схемы - жанры живописи;
раздаточный: фишки, вырезанные из цветного картона; материал для дидактических игр: «Составь натюрморт» (рама, предметы утвари, муляжи фруктов и ягод, самовар); «Дори-суй картину» (лист бумаги с наклеенной вазой и цветком); «Определи жанры живописи» (открытки с изображением репродукций картин); «Собери картинку» (репродукции кар-тин, разрезанные на части - пазлы); «Картина по загадкам» (лист бумаги, цветные каран-даши, напечатанные загадки, клей, краски, карандаши, листы бумаги.
Структура семинара-практикума :
1. Вступительная часть.
Объявление темы, цели, содержания семинара.
2. Теоретически - демонстрационная часть.
Пояснение основных жанров живописи, методов и приемов, которые используются при ознакомлении дошкольников с живописью.
Просмотр НОД по знакомству детей с картинами художников.
Творческая игра «Минутки искусства»
3. Практическая часть.
Мастер-класс «Рисуем деревья»
4. Рефлексия участников мастер-класса. Подведение итогов.
Ход семинара-практикума :
Организационный момент. Встреча и размещение участников. Подготовка к практиче-ской части семинара. Перед началом семинара каждый педагог берет вырезанную из картона фишку для дальнейшего участия в дидактических играх.
Вступительная часть.
Добрый день, коллеги! Мы продолжаем с вами работу в творческой лаборатории «Модер-низация художественного образования дошкольников». Сегодня наш семинар-практикум посвящен методике ознакомления дошкольников с шедеврами мировой живописи. Совместно с вами мы познакомимся с разными жанрами живописи, методами и приемами, которые можно использовать для ознакомления дошкольников с живописью, а в процессе практической деятельности вы освоите технику рисования деревьев. Чтобы научить своих воспитанников рисовать деревья, необходимо самим научиться делать это правильно. Надеюсь, что сегодняшнее занятие поможет вам в этом.
Теоретически-демонстрационная часть.
Итак, мы начинаем.
Вопрос 1: Жанры живописи
Процесс ознакомления дошкольников с произведениями искусства играет важную роль в гармоничном развитии личности ребенка, в приобщении его к духовным ценностям общества. И живопись занимает в этом процессе немалое место. На произведениях изобразительного искусства дети расширяют и углубляют свое познание окружающего мира, его красоты, у них развивается чувство прекрасного, формируется свое отношение к жизни. Живопись - означает «живо» и «писать», «писать жизнь», то есть полно и убедительно передавать действительность. Это один из видов изобразительного искусства, воссоздающего все богатство и многообразие окружающего мира с помощью красок.
Живопись делится на :
1. Станковую живопись. Художник пишет картины на холсте, натянутым под подрамник и установленном на мольберте (станке). Отсюда и название станковая живопись.
2. Монументальная живопись - это большие картины на внутренних или наружных стенах зданий (фрески, панно, мозаика и др.).
Выделяют следующие жанры в живописи :
пейзаж, портрет, натюрморт, анималистический, мифологический, религиозный, истори-ческий, батальный, бытовой жанры.
В детском саду дошкольников знакомят преимущественно с четырьмя жанрами: пейзаж, натюрморт, портрет, анималистический жанр.
Натюрморт (от фр. nature morte мертвая природа, натура) это жанр живописи, посвящён-ный изображению различных предметов, вещей, объединённых в группу конкретным сю-жетом (домашней утвари, музыкальных инструментов, цветов, фруктов, дичи, продуктов, атрибутов какой-либо деятельности и пр.). Именно с него лучше всего начинать ознаком-ление дошкольников с живописью : он понятен детям, а предметы, которые изображаются в натюрморте, им хорошо знакомые.
Пейзаж (от фр. paysage, от pays местность, страна, родина) жанр живописи, изображаю-щий природу, ландшафты, моря, панорамы местности, архитектурные сооружения, город-ские улочки, мосты.
Портрет (от фр. portrait - изображение) - жанр живописи, цель которого - изображение одного человека или группы людей.
Анималистический жанр изображение зверей и птиц. Художников, работающих в ани-малистическом жанре называют анималистами (например, Е. И. Чарушин). Живописцы выбирают этот жанр редко, а вот графики и скульпторы любят рисовать и лепить различ-ных зверей и их детёнышей.
Мифологический (сказочно-былинный) жанр – сказочные, былинные темы, мифы. В сказочном жанре цвет играет огромную роль ( например: для отрицательного героя, ис-пользуются темные, мрачные и холодные цвета; для положительного - светлые, яркие и теплые).
Исторический жанр. Включает в себя мифологические, библейские, былинные времена и события прошлого (например, В. Суриков).
Батальный жанр. Включает в себя темы войн, битв, походов. Главное место в батальном жанре занимают сцены сухопутных, морских сражений и военных походов.
Бытовой жанр - повседневные занятия людей, быт. Бытовые события, запечатлённые художниками разных эпох, знакомят нас с жизнью людей давно ушедших времён.
Вопрос 2: Методы и приемы, которые используются при ознакомлении дошкольни-ков с живописью.
Для более успешного ознакомления детей с произведениями живописи рекомендуются следующие методы и приемы:
Пояснение - широко применяется при первых беседах для уточнения представлений детей о чем - либо.
Сравнение - повышает мыслительную активность детей, способствует
развитию мыслительных действий: анализ, синтез, умозаключени. Например: П. П. Кон-чаловский «Сирень» и И. С. Остроухов «Сирень», обе картины имеют одинаковое назва-ние, но отличаются по жанрам (П. Кончаловский изобразил срезанную, стоящую в корзи-не сирень, значит, эта картина относится к жанру изобразительного искусства – натюр-морт. А на картине, И. Остроухова, изображен куст цветущей сирени, эта картина отно-сится к жанру изобразительного искусства – пейзаж.). Также можно сравнивать по на-строению, средствам выразительности, временам года, суток и т. д.
Акцентирование деталей - раскрывает выразительность картины, усиливает восприятие ребёнка, помогает установить взаимосвязь между частью и целым. Например: всё изобра-жение картины закрывается листом бумаги, открытыми остаются только необходимые для обсуждения или рассматривания части.
Приём композиционных вариантов - педагог словесно или наглядно показывает, как ме-няется содержание картины, чувства, настроение, выраженные в ней в зависимости от изменения композиции в картине.
Приём колористических вариантов - изменение колорита картины путём словесного описания или наложения цветной плёнки на цвет художника.
Метод оживления детских эмоций - способствует оживлению у детей ранее пережи-тых эмоций в процессе восприятия картины (чтение, прослушивание музыки). Например: во время просмотра картины В. М. Васнецова «Иван – Царевич и серый волк» прочитайте отрывок из сказки «Иван – Царевич и серый волк».
Метод музыкального сопровождения - усиливает эмоциональное воздействие на вос-приятие изобразительного образа. Во время просмотра картины звучит подходящая музы-ка (например, П. И. Чайковский Времена года, Октябрь, и картина И. С. Остроухов «Зо-лотая осень»). Происходит воздействие одновременно на зрительный и слуховой анализа-торы.
Метод вызывания адекватных эмоций. Суть его заключается в том, чтобы вызвать у де-тей определённые чувства, эмоции, настроение. Предлагается вспомнить сходную ситуа-цию, в каких случаях у детей было такое же настроение ( например: картина К. Я. Крыжицкого «Ранний снег». Предложить детям вспомнить какие чувства они испытывали, когда видели первый снег. Вот такие же чувства и настроения передает художник и в своей картине).
«Вхождение» в картину - помогает детям лучше понять замысел художника, Это учит сопереживать, будит детское воображение ( например: картина И. И. Левитана «Цветущие яблони». Предложите детям сесть на лавочку, которую изобразил художник в своей кар-тине, и почувствовать аромат цветущих яблонь и т. д.).
К числу наиболее эффективных методических приемов, можно отнести следующее:
- беседа по картине по вопросам. Вопросы помогают осмыслить образ, почувствовать настроение, переданное художником: «Что хотел рассказать художник в этой картине? Что красивого в природе заметил художник? Как художнику удалось показать грустный осенний лес?» и т. д. Обучая детей выделять главное в картине, им предлагают придумать и название к ней.
- искусствоведческий рассказ. Он должен включать в себя рассказ о деятельности художников, о мастерской, об изобразительных материалах и т. д. Здесь используется специальная искусствоведческая терминология.
- рассказ воспитателя о картине (используется на самых ранних этапах обучения);
- образец анализа картины (приём на закрепление);
- использование при восприятии произведений искусства стихов, прозы, музыки;
- создание детьми собственной картины по названию её художником;
- рассказ о характере персонажа или образа (используется до занятия);
- составление творческого рассказа образного содержания, который
предполагает личностное участие детей в картине. Должны включать в себя сравнения, метафоры, образные выражения, строки из стихов.
- описание предшествующих и последующих картине событий, что способствует раз-витию воображения, фантазии.
- рассказ об увиденном с закрытыми глазами развивает образную память детей (ис-пользуется, если у детей уже имеется навык восприятия картины).
- приём коллективного обсуждения произведений искусства, предполагающий по-строение занятия в дискуссионном плане. При этом формируются навыки общения, ребё-нок учится высказывать свою точку зрения и обосновывать.
Вопрос 3: Формы ознакомительной работы
Наиболее эффективными формами ознакомления детей с искусством являются:
Экскурсии. Особый эмоциональный заряд дети получают во время экскурсий, где дети приобретают навык культурного общения с художественными произведениями, навыки посещения музеев, который в дальнейшем они будут посещать без взрослых.
Организация просмотра и обсуждение выставок. Выставки организуются в детском саду в группе или им выделяется определё нное место: коридоры, зал, мини-музей детско-го сада. Выставки проводятся перед занятиями или после них, на которых детей знакомят с определённым видом искусства.
Основной формой ознакомления детей с живописью являются специально организован-ные занятия, которые имеют следующие разновидности:
Занятие виртуальная экскурсия.
Занятие-беседа с использованием репродукций. Дети имеют возможность непосредст-венно созерцать репродукцию, а не опосредованно через экран, соответственно они могут подойти к ней поближе, рассмотреть ее, потрогать.
Занятие-развлечение позволяет в игровой форме изучать специфику художественно-изобразительных образов живописи. Его лучше использовать для закрепления материала, когда у детей есть определенный опыт анализа живописных произведений.
Занятия по ознакомлению с произведениями искусства проводятся 1-2 раза в месяц.
Таким образом, единство приемов и методов, используемых в работе с детьми на занятиях и в других формах и видах образовательной деятельности, обеспечивает формирование у дошкольников устойчивого интереса к искусству, глубины, яркости впе-чатлений, эмоциональности их отношений к содержанию живописи.
Вопрос 4: Творческая игра «Минутки искусства»
Цель: развитие творческой активности и повышение профессиональной компетентности педагогического коллектива.
А сейчас, уважаемые педагоги, предлагаю поиграть. Прошу Вас подойти к столам в соот-ветствии с цветом фишки, которую вы взяли перед началом семинара и взять раздаточный материал к дидактическим играм.
Педагоги подходят к столам за раздаточным материалам и участвуют в дидактических играх.
Дидактические игры:
«Составь натюрморт» (красная фишка)
Задачи: закреплять знания о жанре изобразительного искусства - натюрморт.
Ход игры: из предложенных предметов и муляжей педагогам предлагается составить красивый (по цвету и композиции) натюрморт, дать название и описательный рассказ.
Материалы: рама, предметы утвари, муляжи фруктов и ягод, самовар.
«Определи жанры живописи» (желтая фишка)
Задача: уточнить представления о жанрах живописи : пейзаж, портрет, натюрморт.
Ход игры: разложить предложенные открытки (репродукции картин) по жанрам живописи и в стихотворной форме дать определение жанра.
Материалы: открытки с изображением репродукций картин.
«Собери картинку» (зеленая фишка)
Задача: закрепить знания о жанре изобразительного искусства - пейзаж.
Ход игры: репродукция-картинка разрезана на части - пазлы. Необходимо собрать це-лое изображение, определить жанр живописи.
Материалы: репродукции картин, разрезанные на части – пазлы.
«Картина по загадкам» (синяя фишка)
Задача: закрепить знания о жанре изобразительного искусства - пейзаж. Умение отга-дывать загадки и по отгадкам составлять (рисовать) композицию (пейзаж).
Ход игры: отгадать предложенные загадки, отгадки нарисовать цветными карандаша-ми. Изображение составить в общую композицию. Определить жанр живописи и дать на-звание картине.
Материалы: лист бумаги, цветные карандаши, напечатанные загадки.
Эти дидактические игры можно использовать как при организации совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной работе с детьми.
Практическая часть. Выполнение творческой работы участниками семинара.
Мастер-класс «Рисуем деревья».
Предлагаем педагогам поучаствовать в мастер-классе и научиться рисовать лиственные и хвойные деревья различными способами.
Рефлексия
Обмен мнениями по теме семинара-практикума.
Спасибо всем за работу, желаем Вам, уважаемые педагоги, творческих успехов!