Приложение МААМ

Семинар-практикум для педагогов «Ознакомление дошкольников с шедеврами мировой живописи в соответствии с ФГОС до»

Наталья Муратова
Семинар-практикум для педагогов «Ознакомление дошкольников с шедеврами мировой живописи в соответствии с ФГОС до»
▼ Скачать + Заказать документы

Семинар-практикум для педагогов МБОУ «ЦО №34»

«Ознакомление дошкольников

с шедеврами мировой живописи в соответствии с ФГОС ДО»

Дата проведения: 30 октября 2018 г.

Место проведения: МБОУ «ЦО №34» ДО «Колибри»

Актуальность темы: Ознакомление с жанровой живописью детей дошкольного возраста в условиях детского сада является важной составляющей работы по художественно-эстетическому развитию.

Темочки:

Теоретические основы: Изучением вопросов ознакомления с живописью в дошкольном возрасте занимались : Григорьева Г. Г., Комарова Т. С., Мелик-Пашаева А. А., Полуянова Ю. А., Зубарева Н. М.

Цель: развитие профессиональной компетентности педагогов в области методики озна-комления дошкольников с произведениями искусства в соответствии с ФГОС ДО.

Задачи:

• повышать профессиональную компетентность педагогов в области живописи;

• закреплять знания педагогов о видах и жанрах живописи (портрет, натюрморт, пейзаж, мифологический (сказочно-былинный, анималистический, исторический, батальный, бытовой);

• закрепить знания педагогов о методах и приемах, используемых при ознакомлении с живописью дошкольников;

• способствовать формированию представлений педагогов об особенностях ознакомле-ния дошкольников с произведениями искусства для дальнейшего использования дан-ного материала в работе с детьми;

• развивать творческую активность педагогического коллектива через организацию ди-дактических игр.

• повысить мотивацию педагогов к овладению различными техниками рисования.

Материал и оборудование:

наглядный: аудиозапись с музыкой; схемы описательного рассказа пейзажа, портрета, на-тюрморта; наглядные схемы - жанры живописи;

раздаточный: фишки, вырезанные из цветного картона; материал для дидактических игр: «Составь натюрморт» (рама, предметы утвари, муляжи фруктов и ягод, самовар); «Дори-суй картину» (лист бумаги с наклеенной вазой и цветком); «Определи жанры живописи» (открытки с изображением репродукций картин); «Собери картинку» (репродукции кар-тин, разрезанные на части - пазлы); «Картина по загадкам» (лист бумаги, цветные каран-даши, напечатанные загадки, клей, краски, карандаши, листы бумаги.

Структура семинара-практикума :

1. Вступительная часть.

Объявление темы, цели, содержания семинара.

2. Теоретически - демонстрационная часть.

Пояснение основных жанров живописи, методов и приемов, которые используются при ознакомлении дошкольников с живописью.

Просмотр НОД по знакомству детей с картинами художников.

Творческая игра «Минутки искусства»

3. Практическая часть.

Мастер-класс «Рисуем деревья»

4. Рефлексия участников мастер-класса. Подведение итогов.

Ход семинара-практикума :

Организационный момент. Встреча и размещение участников. Подготовка к практиче-ской части семинара. Перед началом семинара каждый педагог берет вырезанную из картона фишку для дальнейшего участия в дидактических играх.

Вступительная часть.

Добрый день, коллеги! Мы продолжаем с вами работу в творческой лаборатории «Модер-низация художественного образования дошкольников». Сегодня наш семинар-практикум посвящен методике ознакомления дошкольников с шедеврами мировой живописи. Совместно с вами мы познакомимся с разными жанрами живописи, методами и приемами, которые можно использовать для ознакомления дошкольников с живописью, а в процессе практической деятельности вы освоите технику рисования деревьев. Чтобы научить своих воспитанников рисовать деревья, необходимо самим научиться делать это правильно. Надеюсь, что сегодняшнее занятие поможет вам в этом.

Теоретически-демонстрационная часть.

Итак, мы начинаем.

Вопрос 1: Жанры живописи

Процесс ознакомления дошкольников с произведениями искусства играет важную роль в гармоничном развитии личности ребенка, в приобщении его к духовным ценностям общества. И живопись занимает в этом процессе немалое место. На произведениях изобразительного искусства дети расширяют и углубляют свое познание окружающего мира, его красоты, у них развивается чувство прекрасного, формируется свое отношение к жизни. Живопись - означает «живо» и «писать», «писать жизнь», то есть полно и убедительно передавать действительность. Это один из видов изобразительного искусства, воссоздающего все богатство и многообразие окружающего мира с помощью красок.

Живопись делится на :

1. Станковую живопись. Художник пишет картины на холсте, натянутым под подрамник и установленном на мольберте (станке). Отсюда и название станковая живопись.

2. Монументальная живопись - это большие картины на внутренних или наружных стенах зданий (фрески, панно, мозаика и др.).

Выделяют следующие жанры в живописи :

пейзаж, портрет, натюрморт, анималистический, мифологический, религиозный, истори-ческий, батальный, бытовой жанры.

В детском саду дошкольников знакомят преимущественно с четырьмя жанрами: пейзаж, натюрморт, портрет, анималистический жанр.

Натюрморт (от фр. nature morte мертвая природа, натура) это жанр живописи, посвящён-ный изображению различных предметов, вещей, объединённых в группу конкретным сю-жетом (домашней утвари, музыкальных инструментов, цветов, фруктов, дичи, продуктов, атрибутов какой-либо деятельности и пр.). Именно с него лучше всего начинать ознаком-ление дошкольников с живописью : он понятен детям, а предметы, которые изображаются в натюрморте, им хорошо знакомые.

Пейзаж (от фр. paysage, от pays местность, страна, родина) жанр живописи, изображаю-щий природу, ландшафты, моря, панорамы местности, архитектурные сооружения, город-ские улочки, мосты.

Портрет (от фр. portrait - изображение) - жанр живописи, цель которого - изображение одного человека или группы людей.

Анималистический жанр изображение зверей и птиц. Художников, работающих в ани-малистическом жанре называют анималистами (например, Е. И. Чарушин). Живописцы выбирают этот жанр редко, а вот графики и скульпторы любят рисовать и лепить различ-ных зверей и их детёнышей.

Мифологический (сказочно-былинный) жанр – сказочные, былинные темы, мифы. В сказочном жанре цвет играет огромную роль ( например: для отрицательного героя, ис-пользуются темные, мрачные и холодные цвета; для положительного - светлые, яркие и теплые).

Исторический жанр. Включает в себя мифологические, библейские, былинные времена и события прошлого (например, В. Суриков).

Батальный жанр. Включает в себя темы войн, битв, походов. Главное место в батальном жанре занимают сцены сухопутных, морских сражений и военных походов.

Бытовой жанр - повседневные занятия людей, быт. Бытовые события, запечатлённые художниками разных эпох, знакомят нас с жизнью людей давно ушедших времён.

Вопрос 2: Методы и приемы, которые используются при ознакомлении дошкольни-ков с живописью.

Для более успешного ознакомления детей с произведениями живописи рекомендуются следующие методы и приемы:

Пояснение - широко применяется при первых беседах для уточнения представлений детей о чем - либо.

Сравнение - повышает мыслительную активность детей, способствует

развитию мыслительных действий: анализ, синтез, умозаключени. Например: П. П. Кон-чаловский «Сирень» и И. С. Остроухов «Сирень», обе картины имеют одинаковое назва-ние, но отличаются по жанрам (П. Кончаловский изобразил срезанную, стоящую в корзи-не сирень, значит, эта картина относится к жанру изобразительного искусства – натюр-морт. А на картине, И. Остроухова, изображен куст цветущей сирени, эта картина отно-сится к жанру изобразительного искусства – пейзаж.). Также можно сравнивать по на-строению, средствам выразительности, временам года, суток и т. д.

Акцентирование деталей - раскрывает выразительность картины, усиливает восприятие ребёнка, помогает установить взаимосвязь между частью и целым. Например: всё изобра-жение картины закрывается листом бумаги, открытыми остаются только необходимые для обсуждения или рассматривания части.

Приём композиционных вариантов - педагог словесно или наглядно показывает, как ме-няется содержание картины, чувства, настроение, выраженные в ней в зависимости от изменения композиции в картине.

Приём колористических вариантов - изменение колорита картины путём словесного описания или наложения цветной плёнки на цвет художника.

Метод оживления детских эмоций - способствует оживлению у детей ранее пережи-тых эмоций в процессе восприятия картины (чтение, прослушивание музыки). Например: во время просмотра картины В. М. Васнецова «Иван – Царевич и серый волк» прочитайте отрывок из сказки «Иван – Царевич и серый волк».

Метод музыкального сопровождения - усиливает эмоциональное воздействие на вос-приятие изобразительного образа. Во время просмотра картины звучит подходящая музы-ка (например, П. И. Чайковский Времена года, Октябрь, и картина И. С. Остроухов «Зо-лотая осень»). Происходит воздействие одновременно на зрительный и слуховой анализа-торы.

Метод вызывания адекватных эмоций. Суть его заключается в том, чтобы вызвать у де-тей определённые чувства, эмоции, настроение. Предлагается вспомнить сходную ситуа-цию, в каких случаях у детей было такое же настроение ( например: картина К. Я. Крыжицкого «Ранний снег». Предложить детям вспомнить какие чувства они испытывали, когда видели первый снег. Вот такие же чувства и настроения передает художник и в своей картине).

«Вхождение» в картину - помогает детям лучше понять замысел художника, Это учит сопереживать, будит детское воображение ( например: картина И. И. Левитана «Цветущие яблони». Предложите детям сесть на лавочку, которую изобразил художник в своей кар-тине, и почувствовать аромат цветущих яблонь и т. д.).

К числу наиболее эффективных методических приемов, можно отнести следующее:

- беседа по картине по вопросам. Вопросы помогают осмыслить образ, почувствовать настроение, переданное художником: «Что хотел рассказать художник в этой картине? Что красивого в природе заметил художник? Как художнику удалось показать грустный осенний лес?» и т. д. Обучая детей выделять главное в картине, им предлагают придумать и название к ней.

- искусствоведческий рассказ. Он должен включать в себя рассказ о деятельности художников, о мастерской, об изобразительных материалах и т. д. Здесь используется специальная искусствоведческая терминология.

- рассказ воспитателя о картине (используется на самых ранних этапах обучения);

- образец анализа картины (приём на закрепление);

- использование при восприятии произведений искусства стихов, прозы, музыки;

- создание детьми собственной картины по названию её художником;

- рассказ о характере персонажа или образа (используется до занятия);

- составление творческого рассказа образного содержания, который

предполагает личностное участие детей в картине. Должны включать в себя сравнения, метафоры, образные выражения, строки из стихов.

- описание предшествующих и последующих картине событий, что способствует раз-витию воображения, фантазии.

- рассказ об увиденном с закрытыми глазами развивает образную память детей (ис-пользуется, если у детей уже имеется навык восприятия картины).

- приём коллективного обсуждения произведений искусства, предполагающий по-строение занятия в дискуссионном плане. При этом формируются навыки общения, ребё-нок учится высказывать свою точку зрения и обосновывать.

Вопрос 3: Формы ознакомительной работы

Наиболее эффективными формами ознакомления детей с искусством являются:

Экскурсии. Особый эмоциональный заряд дети получают во время экскурсий, где дети приобретают навык культурного общения с художественными произведениями, навыки посещения музеев, который в дальнейшем они будут посещать без взрослых.

Организация просмотра и обсуждение выставок. Выставки организуются в детском саду в группе или им выделяется определё нное место: коридоры, зал, мини-музей детско-го сада. Выставки проводятся перед занятиями или после них, на которых детей знакомят с определённым видом искусства.

Основной формой ознакомления детей с живописью являются специально организован-ные занятия, которые имеют следующие разновидности:

Занятие виртуальная экскурсия.

Занятие-беседа с использованием репродукций. Дети имеют возможность непосредст-венно созерцать репродукцию, а не опосредованно через экран, соответственно они могут подойти к ней поближе, рассмотреть ее, потрогать.

Занятие-развлечение позволяет в игровой форме изучать специфику художественно-изобразительных образов живописи. Его лучше использовать для закрепления материала, когда у детей есть определенный опыт анализа живописных произведений.

Занятия по ознакомлению с произведениями искусства проводятся 1-2 раза в месяц.

Таким образом, единство приемов и методов, используемых в работе с детьми на занятиях и в других формах и видах образовательной деятельности, обеспечивает формирование у дошкольников устойчивого интереса к искусству, глубины, яркости впе-чатлений, эмоциональности их отношений к содержанию живописи.

Вопрос 4: Творческая игра «Минутки искусства»

Цель: развитие творческой активности и повышение профессиональной компетентности педагогического коллектива.

А сейчас, уважаемые педагоги, предлагаю поиграть. Прошу Вас подойти к столам в соот-ветствии с цветом фишки, которую вы взяли перед началом семинара и взять раздаточный материал к дидактическим играм.

Педагоги подходят к столам за раздаточным материалам и участвуют в дидактических играх.

Дидактические игры:

«Составь натюрморт» (красная фишка)

Задачи: закреплять знания о жанре изобразительного искусства - натюрморт.

Ход игры: из предложенных предметов и муляжей педагогам предлагается составить красивый (по цвету и композиции) натюрморт, дать название и описательный рассказ.

Материалы: рама, предметы утвари, муляжи фруктов и ягод, самовар.

«Определи жанры живописи» (желтая фишка)

Задача: уточнить представления о жанрах живописи : пейзаж, портрет, натюрморт.

Ход игры: разложить предложенные открытки (репродукции картин) по жанрам живописи и в стихотворной форме дать определение жанра.

Материалы: открытки с изображением репродукций картин.

«Собери картинку» (зеленая фишка)

Задача: закрепить знания о жанре изобразительного искусства - пейзаж.

Ход игры: репродукция-картинка разрезана на части - пазлы. Необходимо собрать це-лое изображение, определить жанр живописи.

Материалы: репродукции картин, разрезанные на части – пазлы.

«Картина по загадкам» (синяя фишка)

Задача: закрепить знания о жанре изобразительного искусства - пейзаж. Умение отга-дывать загадки и по отгадкам составлять (рисовать) композицию (пейзаж).

Ход игры: отгадать предложенные загадки, отгадки нарисовать цветными карандаша-ми. Изображение составить в общую композицию. Определить жанр живописи и дать на-звание картине.

Материалы: лист бумаги, цветные карандаши, напечатанные загадки.

Эти дидактические игры можно использовать как при организации совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной работе с детьми.

Практическая часть. Выполнение творческой работы участниками семинара.

Мастер-класс «Рисуем деревья».

Предлагаем педагогам поучаствовать в мастер-классе и научиться рисовать лиственные и хвойные деревья различными способами.

Рефлексия

Обмен мнениями по теме семинара-практикума.

Спасибо всем за работу, желаем Вам, уважаемые педагоги, творческих успехов!

Публикации по теме:

Семинар-практикум «Повышение профессиональной компетентности педагогов по развитию речи дошкольников» Семинар-практикум Мастер-класс «Повышение профессиональной компетенции педагогов по вопросам развития речи дошкольников. Методическое.

Семинар «Познавательное развитие дошкольников в соответствии с ФГОС» МДОУ «Детский сад №20 общеразвивающего вида» Семинар для педагогов. «Познавательное развитие дошкольников в соответствии с ФГОС ДО».

Семинар-практикум для педагогов «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии дошкольников» «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста» Форма проведения: семинар-практикум.

Семинар-практикум для педагогов «Активные формы взаимодействия с родителями по здоровьесбережению дошкольников» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 55 «Рябинка» СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «АКТИВНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.

Семинар-практикум «Организация игровой деятельности детей в ДОУ в соответствии с ФГОС» МДОУ «Детский сад №20 общеразвивающего вида» Семинар - практикум «Организации игровой деятельности детей в соответствии с требованиями.

Семинар-практикум «Раннее выявление и сопровождение детей с признаками одаренности в соответствии с ФГОС» Принципы и методы выявления детей с признаками одаренности в ДОУ. В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности,.

Семинар-практикум «Речевое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС»Семинар-практикум «Речевое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС» Понятие связной речи и её значение для развития ребёнка. Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически.

Семинар-практикум «Эффективное общение и взаимодействие педагогов ДОУ с родителями дошкольников» Семинар-практикум «Эффективное общение и взаимодействие педагогов ДОУ с родителями дошкольников» Цель — формирование коммуникативной компетентности.

Семинар-практикум «Экологическое воспитание дошкольников в рамках реализации ФГОС дошкольного образования» .

Су-Джок-терапия как один из методов профилактики и оздоровления дошкольников. Семинар-практикум для педагогов «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» В. А. Сухомлинский В течение последнего времени в детских садах активно внедряются здровьесберегающие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для педагогов «Ознакомление дошкольников с шедеврами мировой живописи в соответствии с ФГОС до»
Опубликовано: 10 января 2019 в 09:49
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум для педагогов «Ознакомление дошкольников с шедеврами мировой живописи в соответствии с ФГОС до»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Муратова (УИ 24712) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД